РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Петрова Анна Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»

(общеинтеллектуальное направление)

для 6 классов
(основное общее образование)

Количество часов: 35

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_literaturnoe_kraevedenie_petrova.doc487 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»

(общеинтеллектуальное направление)

для 6 классов
(основное общее образование)

Количество часов: 35

                Составитель: Петрова А. И.,
                                                                                        учитель русского языка и литературы
                                                                           МБОУ гимназии г. Советский

I.Пояснительная записка

 Программа курса внеурочной деятельности «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края»

 составлена на основе нормативно — правовой базы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013г.;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря  2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373»  (о количестве учебных занятий за 4 учебных года);

Ведущие целевые установки в предмете.

              Важнейшим средством воспитания гражданственности и патриотизма школьников – является краеведческая деятельность, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину, ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Краеведение позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса, воспитанию уважения к его прошлому и настоящему.

Этот курс призван  дать достаточно полное  целостное представление о литературном процессе  нашего края и выявить связь известных  русских писателей с этим краем, привить учащимся  чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного  краеведения  носит и практический, прикладной  характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В  этих условиях  особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику  освоения  школьниками  социокультурного аспекта текстов, связанными с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают  учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

 Цели обучения с учётом специфики учебного предмета

 «Литературное краеведение»

     Программа курса «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся  высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Цели обучения по предмету:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества;

– выявить процесс влияния творчества писателей-земляков на сознание современного школьника; ознакомление учащихся с творчеством поэтов - земляков, как средство активного, действенного познания родины, её культуры

         

Задачи обучения по предмету:

Данный курс призван решить важные задачи:

-  развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства;

- обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры  своего края; выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество;

- способствовать воспитанию любви к  Родине;

- развивать индивидуальные склонности и способности

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- собрать фактический материал по творчеству поэтов-земляков;

 - формировать  информационную культуру; закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности  компьютера, Интернета

  - формировать  навыки исследовательской и аналитической деятельности; через фольклорные и литературные произведения расширить знания учащихся о родном крае;

  -  помочь увидеть Югорский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии.  

  -  воспитать культуру личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

 Общая характеристика учебного предмета  Литературное краеведение

Данный учебный предмет играет  большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.

Наблюдение многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем  навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное  значение для воспитания патриотизма.

Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой краеведы познают во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе через литературное произведение писателей-земляков убеждает школьников  беречь её богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники невольно становятся её добрыми друзьями и защитниками, и эти чувства   останутся у них на всю жизнь. Любовь к природе у  людей, способных понимать её живую красоту, постоянно сливается с чувством Родины, а в будущем переходит в глубокое патриотическое убеждение.    Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.    В. Бианки писал, что «краевед – прежде всего, исследователь. Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое, что недопустимо пониманию равнодушных…».

Занятия по краеведению не претендуют на автономию. Их следует рассматривать как одно из направлений учебно-воспитательного процесса по формированию активной человеческой личности. Без чувства гармонии, прекрасного не существует духовной жизни человека, и всегда, во все времен на любом уровне культуры это чувство было присуще  человеку.

 Искусство, как и наука, как и само мышление, имеет источником не только общество, но и природу и входит в историю всего человечества, отражая и определяя его культурный уровень.  Справедливо сказал известный художник, учёный, общественный деятель  Н. К. Рерих: «Уберите памятник Красоты, и весь аспект истории нарушится... Прекрасное – это благородный водитель всей нашей жизни». В этих словах содержится указание на этическую сторону воздействия природы. Любуясь красотой жизни, человек становится бережней к ней. Учимся мы этому во время занятий краеведческой работы в целом, литературно-краеведческой – в частности.

             Программа  предполагает   обращение  к  истории   развития  культурной  жизни   края,  знакомство   с   литературными   местами  Оренбуржья,  с  творчеством  писателей,  так  или  иначе  связанных  с  Оренбургским  краем.

Общая характеристика учебного процесса

Основные технологии обучения

1. Проблемное обучение:

А) Частично-поисковый метод;

Б) Технология учебного исследования;

В) Эвристическое обучение;

2. Интерактивные технологии:

А) Технология проведения дискуссий.

Формы и методы обучения

знакомство   с жизнедеятельностью  писателей, живших или  когда-то  бывавших  в   Ханты-Мансийском округе;

поиск  новых  материалов  о  земляках-писателях;

знакомство   с   ныне  живущими  писателями  и  поэтами   района, области,  встречи  с  ними;

посещать специально разработанные мероприятия в городской библиотеке;

участвовать в различных литературных конкурсах (очных и заочных),

поездки   по  литературным  местам  округа;

творческие  отчёты  о  поисковой  работе;

выпуск  стендов по литературному краеведению;

исследовательская  деятельность  учащихся;

интеллектуальные  игры;

составление   сценариев  и  постановка мини-спектаклей  на местном  литературном  материале (литературные  праздники  и  гостиные);

 ходить на экскурсии в музеи,

самостоятельно разрабатывать и проводить тематические внеклассные мероприятия в классах начальной школы;

 участвовать в проектах, посвященных тематике данного курса.

Виды контроля:

выразительное чтение, в том числе и наизусть,

развернутый ответ на вопрос,

викторина

анализ эпизода,

анализ стихотворения,

 комментирование художественного текста,

характеристика литературного героя,

конспектирование фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника,

сочинение на литературную тему,

сообщение на литературную и историко-литературную темы,

презентации проектов

итоговый: анализ стихотворения,

развернутый ответ на проблемный вопрос,

литературный ринг,

выполнение заданий в тестовой форме.

Логические связи предмета краеведения с остальными предметами учебного плана.

              Краеведение как учебный предмет связан с русским языком и литературой, с которыми образует круг филологических дисциплин. Краеведение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках краеведения формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей краеведение обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, способствует освоению знаний по гуманитарным предметам

Обоснование выбора УМК

Краеведение позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

-выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом    виде;

- владение диалогической и монологической речью;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков.

            Обучение по предлагаемой программе   «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной»

Описание места учебного предмета в учебном плане

           Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 5-9 классов предусматривает обучение литературному краеведению в объеме 175 часов (по 35 часа в год в каждом классе)- 1 час в неделю.

        

Результаты освоения по литературному краеведению

личностные:

   −  формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

   −  развития читательской культуры: расширение и углубление художественного опыта;

   −  умение ясно,  точно излагать свои мысли в устной и письменной речи,  понимать смысл прочитанного произведения, выстраивать аргументацию,  приводя свои примеры, отстаивая свою позицию;

   −  формирование целостного мировоззрения,  соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

   −  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,  старшими и младшими в образовательной,  общественно- полезной, учебно- исследовательской,  творческой и других видах деятельности;

метапредметные:

   −  умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,  осознанно выбирать наиболее эффективные  способы решения учебных и познавательных задач;

   −  умение осуществлять анализ художественного произведения с точки зрения истории, мировой художественной культуры, языка;

   −  умение устанавливать причинно-следственные связи,  строить логичные рассуждения,  умозаключения и выводы;

   −  умение работать в группах;  находить общее решение и разрешить конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формировать,  аргументировать и отстаивать свое мнение;

   −  формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

   −  умение находить в различных источниках информацию,  необходимую для написания сочинения, эссе, рецензии; выступления  или презентации по заданной теме;

   −  умение понимать и использовать средства наглядности (рисунки,

      таблицы, картины, репродукции)  для иллюстрации,  аргументации своего выступления, доклада;

       предметные:

1)  в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского  фольклора и  фольклора других  народов;  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,   непреходящих  нравственных  ценностей  и  их современного звучания;

умение  анализировать литературное  произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и  жанров;  понимать и формулировать тему, идею,  нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,  сопоставлять  героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции,  изобразительно  выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания   произведения   (элементы  филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2)  в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 собственная   интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3)  в коммуникативной сфере:

восприятие  на  слух  литературных  произведений разных жанров,  осмысленное чтение  и адекватное восприятие;

умение  пересказывать прозаические  произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;  отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;  уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с  тематикой,  проблематикой  изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции,    роли   изобразительно  выразительных   языковых средств в создании художественных  образов литературных произведений.

Срок реализации программы элективного курса по литературному краеведению «Поэты и писатели нашего края»  -  5 лет обучения:

1 год

5 класс

фольклор и литература

2 год

6 класс

фольклор и литература

3 год

7 класс

характер

4 год

8 класс

характер

5 год

9 класс

литература и традиция

Программа данного курса (2019-2020 уч. год) представляет собой вторую ступень – 6 классы (возраст детей: 12-13 лет) фольклор и литература. Программа рассчитана на 1 ч. в неделю-35ч. в год. Учащиеся познакомятся с историей края, традициями, фольклором. Обзорно познакомятся с литературой округа.

 В течение года, наряду с занятиями в школьном кабинете, ребята будут встречаться с авторами, участвовать в различных литературных конкурсах (очных и заочных), посещать специально разработанные мероприятия в детской библиотеке, ходить на экскурсии в музеи, самостоятельно разрабатывать и проводить тематические внеклассные мероприятия в классах начальной школы, участвовать в проектах, посвященных тематике данного курса.

Формы работы: лекции, беседы, экскурсии, мастер-классы, встречи с авторами, просмотры фильмов, презентации, проектная деятельность.

Ожидаемый результат:

Результат реализации программы определяется личным ростом школьника.  Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к духовному и культурному наследию земляков.

Подведение итогов: творческий отчет.

Материал, на котором происходит освоение содержания:

  1. Учебная хрестоматия «Литература Тюменского края», Г.И. Данилина.
  2. Альманах писателей Югры (8 выпусков: 1996г-2003).
  3. Хрестоматия учащихся 9-11 классов «Современная литература Югры», Х.-М., 2008г.
  4. Сборник стихов  юных поэтов городского детско-юношеского литературного объединения  «Алые паруса» «Под парусами надежды», Югорск, 2004г.
  5. Поэтический сборник участников конкурса «Край ты мой любимый» «Новые имена», Х.-М.,2000г.
  6. Сборник произведений детей и подростков от 6 до 17 лет- призеров и лауреатов Окружного литературного конкурса им. А.М. Коньковой «У бабушки Аннэ», Х.-М.,2010г.
  7. Иллюстрации детей п. Талинка к книге «Сказки бабушки Аннэ», Х.-М.,2001г.

Тематическое планирование по литературному краеведению

п/п

Тема занятия

Кол

час.

Дата проведения

План.

Факт.

1.

Введение. Из истории ХМАО. Культурные традиции народов ханты и манси. Фольклор. Загадки.

1

2.

Посещение выставки в детс. библиотеке «Поэты и писатели нашего округа».

1

3.

А.Конькова. Сказки.

1

4.

Мастер-класс для начинающих писателей. Пахтышева Светлана Олеговна. Д/библиотека.

1

5.

Оформление стендов по литературному краеведению.

1

6.

Творчество детей Югры.

1

7.

Подготовка к конкурсу «Синяя птица».

1

8.

Таисия Чучелина. Сказки.

1

9.

Подготовка к Окружному литературному конкурсу имени А.М. Коньковой.

1

10.

Оформление стендов по литературному краеведению.

1

11.

Мария Вагатова. Сказки.

1

12.

Экскурсия в музей под открытым небом

1

13.

Творческая мастерская: сочиняем загадки, сказки, притчи…

1

14.

Встреча с писателем.

1

15.

Традиции народов ханты и манси и их отражение в литературе.

1

16.

А.М. Казанцев.

1

17.

Оформление стендов по литературному краеведению.

1

18.

Юван Шесталов.

1

19.

Посещение городского краеведческого музея.

1

20.

Еремей Айпин.

1

21.

Встреча с поэтом.

1

22.

Андрей Тарханов.

1

23.

Александр Губанов.

1

24.

Людмила Ветрова

1

25.

Творческая мастерская: сочиняем стихи о родном крае.

1

26.

Юрченко С.Г.

1

27.

Оформление стендов по литературному краеведению.

1

28.

Подготовка к конкурсу «Волшебная книга»

1

29.

Подготовка и участие в «Празднике ворон»

1

30.

Творческая мастерская: сочиняем рассказы о родном крае.

1

31.

Встреча с писателем.

1

32.

Владимир Волковец.

1

33.

Внекл. меропр. по литер. краевед. в нач. классах.

1

34.

Оформление стендов по литературному краеведению.

1

35

Творческий отчет «Северные посиделки».

1

Итого: 35ч.

Литература:

  1. Микрокурс к адаптированной, порциальной программе «Литературное краеведение» для 5 класса Куликовой С.А., учителя МОУСОШ №3,г. Советский, 1999г.
  2. Учебная хрестоматия «Литература Тюменского края», Г.И. Данилина.Т., 2015г.
  3. Альманах писателей Югры (24 выпуска: 1996г-2020г.).
  4. Хрестоматия учащихся 9-11 классов «Современная литература Югры», Х.-М., 2008г.
  5. Сборник стихов  юных поэтов городского детско-юношеского литературного объединения  «Алые паруса» «Под парусами надежды», Югорск, 2004г.
  6. Поэтический сборник участников конкурса «Край ты мой любимый» «Новые имена», Х.-М.,2000г.
  7. Сборник произведений детей и подростков от 6 до 17 лет- призеров и лауреатов Окружного литературного конкурса им. А.М. Коньковой «У бабушки Аннэ», Х.-М.,2010г.
  8. Иллюстрации детей п. Талинка к книге «Сказки бабушки Аннэ», Х.-М.,2001г.
  9. СлинкинаГалина. Сказки земли Югорской. Екатеринбург. Издательский дом «Пакрус»,2002.
  10. Н.И. Сметанин. Использование мансийского фольклора на уроках в начальной школе. Ханты – Мансийск. 2010. 
  11. Теоретико-литературные понятия в школьном изучении и знаковый характер художественного текста : кн. для учителя / А. Н. Семенов ; Авт. учреждение доп. проф. образования Ханты-Манс. авт. окр. – Югры «Ин-т развития образования». – Ханты-Мансийск : РИО АУ
  12. Теоретико-литературные понятия в школьном изучении и знаковый характер художественного текста. Книга для учителя. Часть 2 / А.Н. Семёнов. – РИО ИРО. – Ханты-Мансийск, 2017. – 90 с.
  13. Теоретические аспекты литературы как культурного пространства : монография / А. Н. Семенов. – Ханты-Мансийск : Печ. мир г. Ханты-Мансийска, 2018. – 174 с.

Интернет – ресурсы.

1. ru.wikipedia.org/ - Сохраненная копия –

2. www.admhmao.ru/common/.../index.ht

3. portal.surguta.ru/ -

4. pokachi.net/ -

5. .Тарханов Андрей Семенович | eduhmao
eduhmao.ru/info/3/4398/80859/

6.Урай.ру www.urai.ru

7.Фотографии Березово. -www.pashuk.ru

8.Юван Шесталов - Антология прозы и поэзии фино-угорских народов

9. https://sovlib.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Литературное краеведение в 5 классе.

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса. Актуальность данного курса заключаетсяв том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение родного...

Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение" для 5 класса

Данная программа рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, которые интересуются историей своего края, в частности литературной историей. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по тео...

Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение"

Обучение по программе "Литературное краеведение" позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество связано с жизнью родного края....

Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" по ФГОС

Рабочая программа  внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" для 5-9 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)

Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельностьПояснительная записка        Рабочая программа внеурочной деятельности по  родному русскому языку “ К...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)

Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельностьПояснительная записка        Рабочая программа внеурочной деятельности по  родному русскому языку “ К...

Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "Путешествие по Югре"

Программа позволяет расширить представления учащихся о традициях и  культуре  коренных народов Югры, о выдающихся личностях  и их достижениях;призвана способствовать формированию чувств...