Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "Путешествие по Югре"
рабочая программа по краеведению (7 класс)

Никонорова Татьяна Владимировна

Программа позволяет расширить представления учащихся о традициях и  культуре  коренных народов Югры, о выдающихся личностях  и их достижениях;призвана способствовать формированию чувства гордости и любви к малой Родине.; предполагает такие виды занятий, как экскурсии, встречи с интересными людьми, интеллектуальные  и творческие конкурсы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_yugre.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования

муниципального общеобразовательного учреждения

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

(краеведческое направление)

«Путешествие по Югре»

Программа предназначена для учащихся 7 г класса

Срок реализации программы 1 год.

Разработчик:

учитель истории

Никонорова Т.В.

                                                  2020 год

Цель программы –         воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Задачи:

 -  воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;

- формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме;

- развитие чувства сопричастности к  жизни общества;

- формирование личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, патриотизма;

- создание условий для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

- наличие программы краеведческого кружка «Путешествие по Югре» для 7 класса для реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

В основе методики преподавания курса «Путешествие по Югре» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности.

Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию и интересные факты.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

  • Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности.
  • Освоение эвристических приемов рассуждений.
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
  • Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать.
  • Привлечение учащихся к обмену информацией в процессе занятий.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Универсальные учебные действия:

Личностными результатами изучения программы являются:

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
  • Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию.
  • Формирование толерантности и толерантного отношения в условиях многонациональности города.
  • Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.
  • Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.
  • Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Метапредметные результаты:

  • Применять изученные способы работы с дополнительной  литературой.
  • Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.

Предметные результаты

Изучив курс «Путешествие по Югре», учащиеся должны знать:

  • название региона, где живет учащийся, родного города;
  • символику округа, городов Югры,;
  • народные праздник жителей Югры;
  • имена знаменитых людей округа, изученных в курсе.

должны уметь:

  • описывать изученные события истории ХМАО;
  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;
  • уважительно относиться к своему дому, семье, истории коренных народов;
  • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7 класс.(34 часа)

Вводная беседа (1 час).

Знакомство с работой кружка. Краеведение -  наука об изучении родного края.

Мой дом (3 часа)

 Моя семья. Мой дом - моя крепость. Жилище коренных народов Югры.

Природа моего края. (6 часов)

Реки округа. Рельеф. Полезные ископаемые. Растительный и животный мир Югры. Заповедники Югры.

Традиционные занятия коренных народов Югры.( 11 часов)

.Охота. Рыболовство. Народные промыслы. ДПИ. Кухня северных народов.

Вот какой он – наш город. (6 часов)

История создания нашего города. Улицы нашего города. Экскурсия в краеведческий музей. Посещение библиотеки.Достопримечательности  нашего города. Ими гордится наш город.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. (6 часов)

Подведение итогов (1 час)

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

Тематическое планирование.

7 класс (34 часа)

Содержание

Количество часов

Дата

1.

Вводное занятие.

1

2.

Моя семья. Мой дом- моя крепость.

1

3.

Жилище коренных народов Севера.

1

4.

Виртуальная экскурсия на стойбище.

1

5.

Реки округа.

1

6.

Рельеф ХМАО.

1

7.

Полезные ископаемые округа.

1

8

Растительный и животный мир Югры.

1

9-10

Заповедники Югры.

2

11.

Традиционные занятия народов Югры.

1

12

Традиционные занятия народов Югры.

1

13

Традиционные занятия народов Югры.

1

14-16.

Декоративно-прикладное творчество.

3

17-19

Народные праздники.

3

20-21

Кухня северных народов.

2

22

История создания нашего города.

1

23

Улицы нашего города.

1

24

Экскурсия в краеведческий музей.

1

25

Памятные места нашего города.

1

26

Посещение городской библиотеки.

1

27.

Ими гордится наш город.

1

28-33

След Великой отечественной войны в жизни родного края и города.

1

34

Подведение итогов

1

Итого:

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа предмета по выбору "Аниматоры Югры В.02.УП.03.

МБОУ ДО "Детская художественная школа" /Рабочая программа предмета по выбору "Аниматоры Югры В.02.УП.03.ДПОПвОИИ "Живопись" для учащихся возраста 8-12 лет...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...