ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
статья (краеведение) по теме

          Актуальность   преподавания краеведения в школе ,на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. Национальная безопасность не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознании миллионов россиян. Основные задачи патриотического воспитания молодого поколения предусматривают, что конечным результатом должно стать формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения  и обеспечение  благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_3.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

          Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. Национальная безопасность не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознании миллионов россиян. Основные задачи патриотического воспитания молодого поколения в последние годы решались в ходе реализации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». Настоящие документы предусматривают, что конечным результатом должны стать формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения  и обеспечение  благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом [1]. Современные условия делают выполнение данной задачи очень сложной.  Ведь в реальной жизни детей часто окружает непривлекательная действительность: СМИ и интернет переполнены сценами насилия, безработица, пьянство, наркомания, подрастающее поколение, никому не нужное в мире денежных отношений. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного идти на жертвы ради Родины. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.  Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

       Проведенное анкетирование среди учащихся продемонстрировало позитивное отношение детей к вопросу изучения родного края. Все респонденты проявили неподдельный интерес к знаниям об истории своего региона. Как организовать краеведческую работу?  Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, т. к. выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся, а цель единая — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве. [5, С.40-47].

         Гражданско-патриотическое образование в нашей  школе включает в себя две ступени.. Первая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем  является формирование уважения к закону, ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах. На второй ступени (старшая школа) определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение строить индивидуальную и коллективную деятельность.

В процессе работы могут использоваться следующие методы обучения: а) словесный: объяснение нового материала, обзорный рассказ и т. д.; б) наглядный:  применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств; в) практический:  работа с документами, иллюстрациями, выполнение макетов и т.д.; г) исследовательский: выполнение учениками исследовательских работ.

       В  настоящее время в основной и старшей школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент «Елец — мой город», краеведческий компонент на уроках истории, обществознания и  во внеклассной работе. Курс «Елец — мой город» знакомит учащихся с археологией, историей основания, социально–экономическим развитием, с жизнью в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса, воспитание уважения к его прошлому и настоящему. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо–поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. В курсе используются разные формы занятий:  экскурсии к краеведческим объектам, на природу,  викторины, заочные путешествия. Свою работу ученики демонстрируют в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей города и района; в сборе информации, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, краеведческая литература. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы.      

                  «История Отечества» содержит большие возможности для  воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала, конечно, оправдано. Наибольший интерес вызывает тема «Великая Отечественная война Советского Союза». Ученики делают сообщения о мужественных солдатах – ельчанах, которые участвовали в войне. Созданная в 2009-2010 учебном году лекторская группа пропагандирует материалы, связанные с военной тематикой. Уроки мужества, лектории, устные журналы, экскурсии —  формы их работы. Живой интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов  старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. В работе может использоваться ИКТ.                      

                  Подводя итог, следует отметить, что сущность патриотического воспитания – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником ее являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, работа с историческими источниками. Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывая ученикам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков, раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родного края в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней.  Результаты патриотического воспитания покажет жизнь, но первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно  быть внимательнее к людям, живущим вокруг тебя, перелистать страницы старых газет, совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. И станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

             В статье представлен опыт работы по теме патриотического воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. Определяющий предмет  - "Кр...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Формирование нравственности современного школьника на основе учения Макаренко А.С.

Педагогический коллектив любой школы,  работающей в режиме создания и развития гуманистических воспитательных систем рано или поздно задумывается над проблемой нравственного воспитания. Осваивая ...

Краеведение – способ формирования патриотизма у школьников.

Материал касается темы формирвания патриотизма на уроках исторического краеведения....

Воспитание патриотизма современных школьников

Первым шагом к воспитанию патриотизма современных школьников может стать историческое краеведение.История родного края близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живу...

Организация проектно-исследовательской деятельности по краеведению с целью формирования патриотизма у школьников

В данной статье я делюсь опытом проектно-исследовательской работы по краеведению....

Проблемы формирования патриотизма у школьников в условиях современного мира

На сегодняшний день существует огромное количество проблем, которые требуют обсуждения. Однако,  по-моему мнению, одна из самых актуальных проблем – это проблема формирования патриотизма.Па...