Воспитание патриотизма современных школьников
статья по краеведению (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Ветрова Ольга Владимировна

Первым шагом к воспитанию патриотизма современных школьников может стать историческое краеведение.

История родного края близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты - их историческое продолжение, значит ты - частица истории края, частица истории страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма современных школьников

Ветрова Ольга Владимировна

Первым шагом к воспитанию патриотизма современных школьников может стать историческое краеведение.

История родного края близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты - их историческое продолжение, значит ты - частица истории края, частица истории страны.

Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к великим историческим событиям. Возникает желание помочь, понять, защитить. Например, на основе документальных данных о фронтовике Великой Отечественной войны Герое Советского Союза Григорьеве Иване Яковлевиче ежегодно проводится линейка, посвященная дню танкиста. Совершаем виртуальную экскурсию в Прибалтику в город Приекуле на мемориальное воинское кладбище, где был захоронен наш земляк после своей гибели. Ребята не только систематизируют и оформляют материал, они организуют и проводят вечера встречи с ветеранами войны и труда.  Школа организует экскурсии для своих учащихся. Оформлен стенд по истории школы «Шагая в будущее, не забываем о прошлом».

Составление «Книги памяти» тоже один из методов, который интересует ребят, потому что нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война.

Мы не должны забывать о том, какие талантливые люди живут рядом с нами, рождаются и воспитываются в нашем селе, ходят теми же улочками, совершают не только боевые, но и трудовые подвиги. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.        Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

         Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории.

         Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её, делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

         Например, изучая Великую Отечественную войну, ребята рассматривают её влияние на область, район, село и, наконец, свою семью. Или изучая родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего села, города, района, области, страны. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

       В нашей школе краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя, и выпускники, давно покинувшие стены школы.

     В МКОУ «Лопуховская СОШ»  имеется  комплексный краеведческий музей «Клуб любителей истории Отечества». Здесь собраны экспонаты, поисковые материалы, оформленные учащимися разных лет, документы, повествующие об истории села и людях - наших земляках.    

             Мои ученики с радостью откликаются на предложение повнимательнее всмотреться в лица бабушек и дедушек, подробнее узнать их прошлое, и в ответ получаю эксклюзивный краеведческий материал, который ярко расцвечивает страницы жизни нашего села. Появляется новый материал, доказывающий необычность и важность каждой жизни.             Такая история становится более понятной и близкой. Но самое главное, наши учащиеся уверены, им продолжать историю села и нести ответственность за то, каким это село будет в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

             В статье представлен опыт работы по теме патриотического воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. Определяющий предмет  - "Кр...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

        Актуальность   преподавания краеведения в школе ,на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации...

Научно-исследовательская работа как средство воспитания патриотизма у школьников.

В статье анализируются этапы научно-исследовательской работы школьников, а так же средства и методы по развитию патриотизма средствами научно-исследовательской работы в современной школе....

Воспитание нравственности современного школьника

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Воспитание – это не что иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание...

Диплом: Создание цикла бесед "Музыкальное искусство Южного Урала" для воспитания патриотизма у школьников

Диплом: Создание цикла бесед "Музыкальное искусство Южного Урала" для воспитания патриотизма у школьников...