урок краеведения "Строительство сибирской избы"
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме

Елена Николаевна Сидорова

 

Урок  знакомит с особенностями  строительства  сибирского  дома и плотницким  мастерством;  с  особенностями  заготовки  деревьев  для  строительства;  Развивает  умение  работать  с  музейной  коллекцией  предметов  крестьянского  быта.

Для  закрепления  используются  творческие  задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_kraevedeniyu_-stroitelstvo_sibirskoy_izby-.doc158.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Строительство  сибирской избы

   Цель:   развитие духовной культуры, воспитание национальной гордости, памяти о своих корнях.

Задачи:  

  • Познакомить с особенностями  строительства  сибирского  дома и плотницким  мастерством;
  • Познакомить  с  особенностями  заготовки  деревьев  для  строительства;
  • Развивать  умение  работать  с  музейной  коллекцией  предметов  крестьянского  быта;
  • Развивать  умение  вести  беседу;
  • Развивать у  детей  мыслительную  активность,  сообразительность.

                                         

Методы  и  приёмы:  беседа,  поисковые  задания,  наглядность,  видеометод,  познавательные  игры, выполнение  письменных  заданий.

Оборудование:  экспонаты  из  раздела  «Из  глубины  веков», листы  с  заданиями,  фломастеры,  компьютер.

Ход  занятия:

I.  Организационный  момент.

Слово  учителя:  В нашем музее большую часть экспозиции занимают предметы утвари русской сибирской крестьянской избы, образцы народных ремесел.  Все эти экспонаты собраны в нашем селе учащимися и учителями Дальнезакорской  средней школы,  и говорят о разных сторонах крестьянского быта конца XIX - начала XX веков. Каждый предмет хранит свою историю, предназначение, а для нас, потомков, имеет особый интерес.  В музее проводятся экскурсии, уроки, мероприятия.

У каждого человека есть Дом. Дома бывают разные, и строят их по-разному, разные формы. Бурятскую  юрту  мы никогда не спутаем с русской избой. Вот  о русской, точнее  - сибирской избе,  мы поговорим сегодня  на  нашем  занятии.  (слайд 1)

   

II.  Дерево  для  строительства.

С  древности  самое  важное  место  среди  плотницких  работ  занимало  строительство  дома.  Как  вы  думаете,  как  оно  начиналось?

Ответы  детей.

Сначала  нужно  отобрать  лес  для  стройки.  А  кто  знает,  как  это  делали?

 Ответы  детей.

  Ударяли  дубинкой  по  стволу  дерева  и  прислушивались,  если  оно  отзывалось  звонким  гулом.  То  делали  топором  зарубки.  А  на  тех,  которые  отзывались  на  удары  дубинки  глухо,  зарубок  не  ставили.

Почему?

Ответы  детей.

Эти  деревья  были  больны,  с  гнильцой  внутри,  в  дело  не  годились.  А  в  какое  время  года  отбирали  лес  для  стройки?

Ответы  детей.

Лес  отбирали  зимой,  после  сильных  морозов. Морозы  выжимают  из  деревьев  больше  влаги,  чем  летняя  жара.  В  это  время  они  самые  сухие. Кроме  этого, для  заготовки  леса   имело  значение  и  время  суток.

Заготавливали  его  на  зорьке,  когда  лес  спит,  и  сырость  лишняя  в  воздух  ушла.

А  как  вы  думаете,  какая  порода  деревьев  лучше  всего  подходит  для  строительства  домов,  амбаров,  церквей, колодцев?

Ответы  детей.

Конечно  же  сосна. Она  смолистая,  дождей  и  снега  боится  меньше  других  деревьев.  А  значит,  и  дольше  не  загнивает,  не  трухлявиться.  Сосны  рубили  самые  прямые,  длинные  и  толстые,  срубали  с  них  сучья  и  везли  на  место  стройки.  Там  ранней  весной  соскабливали  кору,  брёвна  по-особому  складывали  и  ещё  долго-долго  сушили.  Пускали  их  в  ход  только  на  следующий  год,  или  даже  на  третий  год.  Начиналась  любая  стройка  из  дерева  точно  так  же,  как  вы  когда-то  складывали  колодцы  и  прямоугольники  из  спичек  (можно  показать). Только  дома  складывались  из  огромных  брёвен  с  пазами  (выемками)  понизу,  чтобы  каждое  следующее  очень  плотно  ложилось  на  нижнее.  А  на  концах  брёвен  делались  ещё  и  особые  вырубки,  чтобы  они  уже  намертво  сцеплялись  друг  с  другом.  Вырубки  были  разные  и  назывались  по-разному:  в  обло,  в  лапу,  в  реж.  Вся  эта  работа  называлась  «вязать  сруб»,  то  есть  связывать  прямоугольник.  Сруб – это  основа  всего  строения. (слайд 2)

 Скажите,  употребляли  ли  гвозди  для  того,  чтобы  его  скрепить?  

Ответы  детей.

Никаких  гвоздей  никогда  не  употребляли,  но  не  шелохнуть,  не  двинуть  ни  одного  брёвнышка  в  настоящем  срубе  невозможно.  Интересно,  что  пилы  у  русских  мастеров  были,  но концы  брёвен  они  не  пилили,  а  отрубали  топорами.  Иностранцы  в  старину  даже  смеялись:  вот,  мол,  русские  не  понимают,  что  пилой  работать  во  много  раз  легче.  А  наши  на  этот  счёт  улыбались.  

Как  вы  думаете,  почему?

Ответы  детей.

Оказывается,  хотя  пилой  пилить  быстрей,  но  она  рвёт  дерево,  рыхлит  его,  и  под  нашими  обильными  осадками  быстрее  отсыреет  и  сгниёт.  А  топором  хоть  и  труднее,  зато  он  как  бы  куёт  сосну,  уплотняет  её – и  дождь,  и  снег  уже  нипочём  и  сто  и  двести  лет.

III. Инструменты плотника.

Слово  учителя: главными  орудиями  строителя  избы  были  топоры,  имевшие  различное  назначение  и  называвшиеся  также  по-разному.  Плотничий  топор  был  универсальным:  его  можно  было  использовать  и  для  мелких  деталей,  выровнять  любую  доску  лучше  рубанка. Топорами  выделывали  чудеса,  работая  только  ими.  Недаром  говорилось: «Дай  крестьянину  топор,  и  он  починит  даже  часы.  Про  топор  сложено  и  много  поговорок,  в  нём  видели  смысл  существования,  залог  личного  счастья. (слайд  3  поговорки)

Топоры,  в  зависимости  от  работы,  которую  им  выполняли,  отличались  по  внешнему  виду  и  назывались  по-разному (карточки с описанием на  столах):

  • Плотничий  топор имел  широкое  овальное  лезвие;  
  • Лес  валили специальным  дровосечным  топором  с  узким  лезвием  (топор  уходил  глубоко  в  ствол,  ускоряя  процесс  рубки);  
  • Тесины  зачищали  потёсом – топором,  имевшим  широкое  лезвие  с  односторонним  срезом  (снимал  стружку  по  всей  ширине  обрабатываемого  бревна).

По  этим  описаниям  вы  сможете  определить,  какие  топоры  изображены  на  экране (слайд 4, топоры).

   Большое  значение имел  и выбор места для строительства избы. Наши  предки прекрасно знали о «добрых» и «недобрых» местах и умели их отличать.

«Недобрые  места»:

  • Ни  в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога: чего доброго по ней могли «уйти» из дому достаток, жизнь и здоровье.
  • Нельзя  было строиться там, где прежде стояла баня.
  • Спорный  участок земли также не подходил для строительства: в таком доме, считалось, до веку ладу не будет, сразу пойдут споры и ссоры…
  • Место, где были найдены  в земле человеческие кости, оставшиеся без должного погребения. Если же на этом месте хищные звери задрали какое-нибудь животное, или кто-то поранился до крови, или просто сломалась телега, опрокинулся воз, - строиться  опять-таки опасались.
  • Не  годилось строить жилье и на месте дома, сожженного молнией  либо оставленного из-за болезней, наводнения, других несчастий.

   Но  если никаких недобрых признаков на облюбованном месте  не обнаруживалось - его непременно надо было «проверить». Вот как это делалось:

  • Очень  часто гадали по хлебу. Сажая хлебы в печь, «назначали» один из них на будущий дом. Если этот хлеб выходил высоким и пышным, стало быть, можно было строить.
  • Считалось  счастливым и безопасным место, где спокойно уляжется, пережевывая жвачку, молодая корова.
  • Облюбовав  место для дома, сухую овечью шерсть накрывали сверху горшком и оставляли там до утра. Отсыреет шерсть – значит, место «доброе».

  На  таком  месте  и  начинали  строить  дом. Заборы вокруг дома были плотными, тесовыми, ворота во двор защищались навесами. В семьях победнее двор огораживали плетнем или частоколом. В богатых крестьянских домах все хозяйственные постройки во дворе были под одной крышей.  

Плотники  завершали  стройку,  когда  на  кровлю  совсем  готового  дома  водружали  деревянного  конька (слайд 5).  Может  быть, кто-то  знает,  что  это  за обычай?

Ответы  детей.

Главное  божество  на  Руси  было  Солнце. С  древности  люди  считали,  что  солнце  по  небу  ездит  на  коне,  а  иногда  принимает  и  его  облик.  Поэтому  верили,  что  если  поместить  коня  на  самую  макушку  дома – над  ним  всегда  будет  солнце.  И  была  поговорка  «В  кобылью  голову  счастье».

IV.  Планировка  сибирской  избы.

Основную информацию о строительстве сибирского дома мы получили от наших жителей. Кроме того, в селе сохранились дома старой постройки, и вам  дано  было  задание  сделать  зарисовки внутренней  планировки традиционной сибирской избы (слайд 6).  Рассмотреть  зарисовки.

 Изба – очень древний вид жилища, сохранившийся до нашего времени. Когда-то русское слово «истьба» означало отапливаемое помещение – комнату, в отличие от неотапливаемого – клети (кладовой).

      Сибирский   дом обычно делился на две половины: изба и горница – чистая жилая комната (слайд 7 схема).

 С улицы вы входите в сени: направо – кладовка, где хранились продукты (мука в ларе, сало, мясо и т.д.); налево – казёнка – небольшая кладовочка для хранения одежды, белья.

    В  избе важное место занимала печка с припечком. Ей была отведена четвёртая часть избы. Она дом грела, пищу готовила, сушила, служила тёплой лежанкой. Напротив печки и за печкой  было место для стряпни – куть. Её от комнаты отделяли занавеской или дощатой перегородкой.

    Печка   не ставилась вплотную к стенам (для сохранения тепла). Между стеной и печкой хранился инвентарь: лопаты (для посадки хлеба в печь), ухват, кочерга, шумовка и т. д. Рядом с печкой -  западёнка - лаз  в подполье, где хранились овощные запасы. Подполье было глубоким, ступени мыли начисто, т.к. они служили холодильником (на них ставили крынки с молоком, сметану, масло).

    В  первой комнате (в избе) находился шкаф для посуды, вдоль стен стояли лавки, которые в отличие от скамеек укреплялись неподвижно, скамейки же можно было переносить. Почётнее было сидеть на лавке. Параллельно лавкам выше окон – полки для мелких вещей.  

V.  Святой угол

По диагонали от печи располагался  передний – «красный», или «святой», угол. Здесь совершались важнейшие события в жизни семьи. Трижды в день собирались за длинным столом в переднем углу.

   «Красный угол»  находился с восточной стороны, его называли «святым». Дом обживали со «святого» угла. За несколько дней до «входа» (новоселья) дом обычно освящали и вносили иконы, обустраивая святой угол.

   С него начинается строительство дома, и вплоть до его завершения святой угол должен быть все время выше остальных.

   Накладку потолка хозяйка также начинает со святого угла. В этой части жилища внизу под глину закладывают небольшой деревянный крест, а на потолке – шерсть домашних животных, деньги – «чтобы все в хозяйстве, в доме водилось». Крест указывает на то, что именно здесь, в этой точке жилища, соприкасаются миры человеческий и верхний (Божий), что это самая духовная часть дома, пространства, а следовательно, это и есть основа, опора, источник благости. В индоевропейских языках слова «святость», «святое» близки по значению с понятиями: «возрастать», «цвести», «прочный», «надежный». То есть святость, святое первоначально связаны с идеей вечного, жизненной силы, плодородия.

   Покидая старое жилище, хозяева обязательно оставляли в святом углу икону и стол (престол). «Дом оголять нельзя, - говорили старые люди, - иначе в нем заведется нечисть»

   В переднем «красном» углу в русской избе помещали икону. К иконе люди всегда относились очень бережно. В русских домах икону никогда не вешали на гвозди – только ставили на специальную полочку – «угольник». Иконы украшали вышитыми полотенцами или «воздушными» (накрахмаленными) занавесками.

VI.  Убранство сибирского дома.

Слева  в избе (у входа) были полати. Вы  знаете,  что  такое  полати  и  для  чего  предназначены?

Ответы  детей.

Там спали в основном дети. Это был настил на расстоянии 50-60см от потолка. Под полатями стояла кровать для родителей, рядом висела зыбка  (люлька). Она обязательно  крепилась к потолку, чтобы нечистый дух не попал к ребёнку.  Когда укачивали ребенка, в доме соблюдалась тишина. Запрещалось качать пустую люльку. Говорили, что ребенок  «урос» будет, то есть крикливый.  (слайд 8)

    В  горнице тоже  стояла печь – голландка, без плиты, её топили в сильные морозы для обогрева горницы. Там же стоял сундук для хранения дорогих вещей – приданого, старинных нарядов. Сундук украшали – накрывали накидкой – ковром. В горнице стоял стол, в начале XX века ставили круглые столы.   Кровать в горнице была украшением, на ней никто не спал (только гости), на кровати было много подушек (вставки у наволочек были выбитые, вышитые или кружевные), подзор, (тоже выбитый, вышитый или кружевной), боковинки.  Перины пышно взбивались.  (слайд 9)   Стены в доме были побелены. Пол  застилался домоткаными дорожками (иногда в несколько слоев, так как он был холодный) и вязаными кружками.

VII.  Плотник – домовик.

Плотников  во  время  работы  несколько  раз  угощали,  всячески  привечали  и  обхаживали,  старались  ничем  не  обидеть.  Как  вы  думаете,  почему?

Ответы  детей.

Потому,  что,  если  рассердить,  разозлить  настоящего  плотника – домовика,  он  мог  в  любой  из  пазов  самого  отличного  сруба  сунуть  всего-навсего  маленькую  щепочку,  и  такой  дом  уже  плохо  держал  бы  зимой  тепло.  Или  мог  на  крыше  изнутри  так  прибить  доски – обрешётку,  что  в  непогоду  на  чердаке  кто-то  как  будто  страшно  начинал  завывать,  или  стонать,  или  ухать.  Плотники  много  напридумывали  подобных  отместок  за  недоброту.

VIII.  Закрепление

1.  Ребята,  сейчас  мы  с  вами  устроим  небольшое  соревнование.  Для  этого  разобьёмся  на  команды. Вы, наверно  знаете,  что,  несмотря  на  обилие  дерева  на  Руси,  его  всегда  применяли  для  строительства  и  других  целей  очень  рационально,  с  учётом  свойств  и  качества  древесины.  Поэтому  попробуйте  сейчас  определить,  из  какой  породы  деревьев  делали  то  или  иное  изделие.

Раздаточный  материал: листки  с  заданием: «Соедини  стрелками  название  дерева  с  изделием,  которое  из  него  делают»

  1. Сосна
  2. Ель
  3. Осина
  4. Липа
  5. Берёза

Береста

Гитара

Изба

Лучина

Скрипка

Колодец

Стол

Лапти

Посуда

ложки

2.  Сейчас  вы  все  превратитесь  в  плотников. Перед  вами  изображение  старинных  топоров.  Какой  из  топоров  был:

  • Необходим  плотнику - № ____
  • Нужен  для  обтёсывания  брёвен - № ____
  • Необходим  при  заготовке  деревьев  в  лесу - № _____

3.  При  приёме  в  плотницкую  артель  мастер  экзаменовал  работника,  проверяя  его  смекалку  и  силу.  Задание  такое:  двумя  ударами  топора  нужно  разрубить  подкову  на  6  частей,  не  перемещая  частей.  Помогите  молодому  плотнику  справиться  с  заданием.

        

4.  Знаете  ли  вы  плотницкие  меры  длины:  пядь,  локоть,  сажень,  косая  сажень.

  • Пядь – 18 см.
  • Локоть – 50 см.
  • Сажень – 2 м. 1 см.
  • Косая  сажень – 2 м. 50 см.

Посчитайте  рост  одного  ученика  из  вашей  команды  в  пядях  и  в  локтях.

  • Рост  ученика ____________ пядей;
  • Рост  ученика ____________локтей.

5.  Отгадай  кроссворд. «Ответы»  все  сделаны  из  дерева.

По горизонтали:

1. Бегут  полозки,  загнув  носки.

2. Стоит поперёк входа, одна рука в избе, другая на улице.

3. Много  соседей  рядом живут, а никогда не видятся.

По  вертикали:

1. В лесу родится, на воде живёт.

4.  Четыре сестрички одним платком связаны.

IX. Рефлексия.

Сегодня  мы  с  вами познакомились   со  строительством  сибирской  избы,   с плотницким  мастерством,  т.к.  плотники  на  Руси  издавна  ценились. Мы  рассмотрели    внутреннее  устройство  избы  и  увидели,  что  практически  все  предметы  сделаны  из  дерева. На  следующих  занятиях  мы  познакомимся  с  традициями и  обычаями  русской  сибирской  деревни.

Что  понравилось _____________________________________________________________________

Что  не  понравилось __________________________________________________________________

Что уже  знал ________________________________________________________________________

Что  нового  узнал ____________________________________________________________________

Использованная  литература:

-  Работа со школьниками в  краеведческом  музее:  Сценарии  занятий:  Учеб.-метод.  Пособие/под ред.  Н.М. Ланковой. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС,  2001

-  Байкальский  ветер. Вестник  ЦДЮТиК.  Выпуск 7. – Иркутск:  ЦДЮТиК,  2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Мир русской избы"

Урок "Мир русской избы" можно провести в 6-7 классах на уроках истории,изучая историю родного края,а также,слегка изменив,можно использовать для проведения внеклассного мероприятия...

План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...

Презентация к уроку "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Презентация к уроку по географии в 8 классе по теме "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"...

Урок "Западно-Сибирская равнина"

Разработка урока в 8 классе по теме "Западно-Сибирская равнина"...

Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина – особенности природы и освоения природных ресурсов" 8 класс

Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина - особенности природы и освоения природных ресурсов" включает в себя описание урока географии для 8 класса . Тип урока: урок отработки ...

Презентация к уроку Западно-Сибирская равнина:особенности природы

В презентации даны иллюстрации,схемы,задания....