ИГРА-ЭКСКУРСИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ОДНОГО СЕЛА», посвященная 170-летию Делу Морозовых на Глуховке
материал по краеведению на тему

Находимся в Глухове – центре некогда небольшого сельца, которое в начале 19 века также называлось Глухово и принадлежало помещице по фамилии Жеребцова (в народе Жеребчиха). Почему село имело название? … И было 200 лет назад в том селе 6 дворов, 37 крестьян.
В 1842 году сын известного по всей России купца Саввы Васильевича Морозова – Захар покупает у помещицы усадьбу, 167 десятин земли в междуречье Клязьмы, Черноголовки, Загребки. Земли представляли собой леса, водоемы, заболоченную местность, болота. На вопрос: «Зачем ты покупаешь гнилое болото?» -  Захар отвечал: «У этого болота дно золотое». Почему так ответил Захар? ...
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-ekskursiya_po_glukhovu.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА-ЭКСКУРСИЯ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ОДНОГО СЕЛА»,

посвященная

170-летию Делу Морозовых на Глуховке

Время проведения: 6 ноября 2012 года

Участники: учебные группы отдела исторического краеведения

Место проведения: микрорайон Глухово

Цель: - познакомить учащихся с историей села Глухово 19 – начала 20 вв.,

Задачи:

- расширить знания учащихся о роли династии Морозовых в развитии Богородска,

- познакомить с картой-схемой поселка, дать навыки ориентирования по карте-схеме,

- научить учащихся самостоятельно получать знания,

- освоить навыки ведения опросов (интервью) и бесед с местными жителями,

- учить учащихся обобщать и анализировать полученную информацию,

- способствовать умению учащихся работать творчески, единым коллективом.

Планируемый результат:

- каждая учебная группа сможет готовить и представить свой устный отчет о проделанной работе на маршруте во время встречи участников игры-экскурсии на СЮТур (6 ноября),

- составление иллюстрированных страниц «Путеводителя по Глухову начала ХХI века» (ноябрь-декабрь 2012),

- создание «Путеводителя по Глухову начала ХХI века» (по материалам отчетов учебных групп,  зимние каникулы 8 января 1013 уч. года).

Порядок проведения дела:

11-оо – сбор участников у памятника А. Железнякову, вступительное слово организатора игры-экскурсии Ефремовой Н.В., вручение маршрутных листов учебным группам

11-20 – выполнение заданий учебными группами на маршруте

12-зо – встреча участников игры-экскурсии на СЮТур

  • чаепитие
  • отчет учебных групп о результатах путешествия
  • просмотр презентации: «Исторические и памятные места Глухова»
  • подведение итогов встречи.

Содержание:

Вступительное слово:

Находимся в Глухове – центре некогда небольшого сельца, которое в начале 19 века также называлось Глухово и принадлежало помещице по фамилии Жеребцова (в народе Жеребчиха). Почему село имело название? … И было 200 лет назад в том селе 6 дворов, 37 крестьян.

В 1842 году сын известного по всей России купца Саввы Васильевича Морозова – Захар покупает у помещицы усадьбу, 167 десятин земли в междуречье Клязьмы, Черноголовки, Загребки. Земли представляли собой леса, водоемы, заболоченную местность, болота. На вопрос: «Зачем ты покупаешь гнилое болото?» -  Захар отвечал: «У этого болота дно золотое». Почему так ответил Захар? ...

Итак, начиная с 1842 года, в Глухове начинает строиться село, которое через несколько десятилетий стали называть «Морозовской империей». Империя начиналась строиться с устройства примитивного жилья для рабочих (землянки, бараки) и строительства фабрик. Когда производство хлопчато-бумажной тканей стало давать солидные прибыли, тогда хозяева Богородско-Глуховской мануфактуры в своем селе начали строить не только благоустроенное жилье (деревянные дома на несколько семей, казармы, частные дома, часть домов возводились рабочими на ссуды промышленников), но и объекты социально-культурного назначения: училище, больницу, родильный приют, харчевые лавки, аптеку, баню, храмы, а также оборудовать места отдыха рабочих -  клуб приказчиков, парк с увеселениями, лодочную станцию, пляж, спортивный стадион (земляной трек, футбольное поле).

Многие поколения владельцев Богородско-Глуховской мануфактуры - представители Морозовской династии – Захар, Иван, Арсений Иванович в течение 75 лет стремились укрепить свое Дело и преобразовать свое село в город-сад. В Глухове было много аллей, диковинных растений, цветов.

Проходят десятилетия, бывшее село Глухово изменяется из года в год. К сожалению, мы еще не научились ценить свою историю и живем только сегодняшними задачами и проблемами. С годами из жизни уходит память и о людях, и о событиях, уходят памятники – свидетели исторических событий.

Задача настоящего поколения, в частности и нас, юных краеведов, запечатлеть в воспоминаниях местных жителей, в фотографиях, в описании событий то, что сегодня еще можно узнать и зафиксировать о прошлом. Наша игра-экскурсия – это первый этап коллективного творческого дела: создания «Путеводителя по селу Глухово начала ХХI века», т.е. отражение событий столетней давности по остаткам сохранившейся истории на сегодняшний день.

ИТАК, наша встреча – это игра-экскурсия в прошлое села Глухово. Чтобы участвовать в игре, я вручу каждой учебной группе задания и маршрут, по которому вам предстоит пройти с экскурсией. Но экскурсия будет необычная, вы сами будете набирать необходимые знания, чтобы потом их обобщить, составить текст и провести экскурсию для всех остальных ребят по своему маршруту.

У каждой группы на маршруте 3 объекта. Определяя по карте, где они находятся, вы в порядке номеров изучаете один объект за другим, описывая все, что узнаете. По окончании маршрута, мы собираемся на СЮТур на подведение итогов игры-экскурсии «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ОДНОГО СЕЛА». Время работы на маршруте 1 час. Контрольное время прибытия на СЮТур – 12-45.

Участники игры-экскурсии, маршруты учебных групп:

  1. Григорьева Т.М. –

- Харчевые лавки

- Река Черноголовка, Черноголовский пруд

- Место расположения Троицкой церкви

  1. Задорожняя С.Ф. –

- Товарный пост Захарово

- Хозяйские дома Морозовых

- Прядильно-ниточная фабрика

  1. Евграфова Н.Б. –

- Плотина Черноголовского пруда

- Дома служащих на улице Тихая

- Ново-ткацкая фабрика

  1. Симонова А.Н.

- Отбельно-красильная фабрика

- Родильный приют

- Дома служащих на улице Санаторная

   

       5. Игнатенкова Л.А. -

- Хозяйский парк, стадион

- Фабрично-заводское училище

-  Казармы для рабочих - Новые дома

       6. Петрова Л.А. –

- Клуб приказчиков

- Электростанция

- Деревянные дома рабочих и служащих на улице 8 марта

7. Шипова О.Н.

-  Хозяйские дома Морозовых

- Электростанция

- Фабрично-заводское училище

8. Маркелова Н.Ю.

   - Товарный пост Захарово

   - Управление фабриками

   - Дома на Санаторной улице

Задания группам:

  1. Прежде выхода на маршрут, распределите задания в своей группе, определите: в чем задание каждого:
  • Командир группы
  • Штурман
  • Ответственный за безопасность передвижения на маршруте
  • Краевед
  • Журналист
  • Фотограф
  • Художник

  1. Внимательно изучите карту-схему Глухова
  2. Определите безопасный маршрут передвижения группы от одного объекта к другому.
  3. На карте подпишите название улиц, водных объектов, памятных мест, которые помогут вам описать свой маршрут.
  4. На маршруте и объектах самостоятельно попробуйте набрать максимум информации, запишите ее в своих блокнотах.
  5. Задайте вопросы педагогу, чтобы получить дополнительную информацию.
  6. Составьте предварительный отчет группы о выполнении задания на маршруте (3 – 4 минуты).

Требования к оформлению страниц

«Путеводителя по Глухову начала ХХ века»

  1. Отчет составляется на альбомных листах формата А-4, ориентация – книжная.
  2. Каждому объекту маршрута – отдельный лист (при необходимости -двухстороннее оформление листа).
  3. В отчет помещается:
  • название объекта
  • текстовая информация об объекте изучения,
  • материалы интервью и бесед с местными жителями (обязательно ссылка на сведения респондентов – ФИО, возраст, место рождения и проживания)
  • фотографии и рисунки объектов, улиц поселка,
  • фотографии участников группы на маршруте и респондентов.

Методист краеведческого отдела,

педагог дополнительного образования:

 Н.В. Ефремова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Путешествие в прошлое.Великий математик-Пифагор Самосский"

Конспект классного часа для 5 класса коррекционной школы VIII вида"...

Путешествие в прошлое своей семьи

Классный час, цель которого заинтересовать обучающихся изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны....

Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"

Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...

Одно село - один продукт. "Амданныг чем - чодураалыг кадык"

Исследовательская работа учащегося 4 класса Саая Радмира на тувинском языке....

Урок по историческому краеведению «Заглядывая в прошлое. История села Путь Ильича»

Данный урок разработан на основе исследовательской работы учащихся для уроков краеведения с применением ФГОС....

Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"

Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в  прошлом и почему не используютс...