Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление
рабочая программа по краеведению по теме

Питаленко Елена Александровна

 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем может такой социальный институт, как музей. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьного курса истории, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира. Вся работа по краеведению направлена на  воспитание и развитие духовных и нравственных черт личности.

      Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Посещая кружок, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях у учащихся раскрываются такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Занятия могут проводиться не только учителем общеобразовательного учреждения, но сотрудниками МБУК «Музей истории г. Новокуйбышевска».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatno2.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

(ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевска)

    УТВЕРЖДЕНО,                                            ПРИНЯТО                                   РАССМОТРЕНА

       приказом                                    на заседании Педагогического                  на заседании МО

                                                                              совета                                        русского языка и

                                                                                                                                 литературы

от_______№__ - ОД                                        протокол                                            протокол      

                                                               от______________ №1                          от___________ №1

Директор ГБОУ ООШ №21

     г. Новокуйбышевска    

______________________                  ______________________                    ___________________

          Ю.В. Крынина                                  Ю.В. Крынина                                      Ю.В. Крынина                                    

Модифицированная программа внеурочной деятельности

«Истоки»

(духовно-нравственное направление)

           Возраст детей – 11-12 лет

           Срок реализации – 1 год

Составил:

Учитель географии и краеведения Питаленко Е.А.

Г.о. Новокуйбышевск,

     2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Введение

Рабочая программа внеурочной деятельности для основной школы составлена на основе:

1.  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

2.  Фундаментального ядра содержания общего образования

3.  Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

4.  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

5.  СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

6.  Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ ООШ № 21

7.  Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевска

8. Положения о рабочей программе внеурочной деятельности ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевска

В основу рабочей программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом
  • принцип опоры на российские духовные традиции и культурно-нравственные ценности, предполагающий изучение определенного набора нравственных ориентиров, которые исторически сложились в результате взаимодействия народов, населяющих Россию;
  • принцип гуманизма, отражающий право каждого ребенка на выражение собственного мнения, полное равенство в отношениях с взрослыми, за исключением случаев, юридически ограниченных действующим законодательством, свободу выбора сфер деятельности;
  • принцип вариативности, дающий возможность использования в краеведческой деятельности для достижения поставленной цели различные формы учебной и внеурочной деятельности;
  • принцип социальной актуальности, т.е. выделение в качестве социально приоритетных в современных условиях направлений деятельности, позволяющих практически решать вопросы гражданского воспитания подростков, их социализации.

Занимаясь с учащими краеведческими исследованиями,  ученики осознают необходимость проделанной работы и  на её  основе осуществляют:

  • написание работ по историческому краеведению, раскрывающих неизвестные ранее факты региональной истории (доклады, рефераты, буклеты, газеты и т.д.)
  • оформление стендов или уголков в школе;
  • создание слайдовых презентаций;

Реализация данных принципов осуществляется через разнообразные формы краеведческой работы: кружки,  конкурсы, соревнования, экскурсии в музей города, встречи с ветеранами войны и труда, почётными гражданами города.

      Цель программы:

Воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

Задачи программы:

  • развить у школьников стремление знать свой край, историю появления г. Новокуйбышевска, восстановить многие пробелы в знаниях о  родном крае;
  • познакомиться с основателями  и легендарными личностями – первостроителями г. Новокуйбышевска посредством экскурсий в музей города;
  • воспитывать любовь и уважение к Героям Советского Союза, Почётным гражданам и участникам ВОВ  - жителям Новокуйбышевска;
  • воспитывать патриотизм и чувства сострадания к землякам -  узникам концлагерей времен Великой Отечественной войны, новокуйбышевцам, погибшим в локальных войнах Афганистана, Анголы, Северного Кавказа;
  • воспитывать толерантное отношение к людям, живущим рядом, посредством изучения их традиций, обычаев и  религии;
  • развивать умения составлять родословное древо г. Новокуйбышевска, и своей семьи, повысить интерес к истории семьи, тем самым укрепить родственные связи;
  • реализовать социокультурный подход в изучении родного края;
  • развивать способности к исследовательской и творческой деятельности;

В группу “Истоки” входят учащиеся V классов, увлеченные изучением истории, культуры региона. Сочетание групповых и индивидуальных форм работы, различных методов обеспечивают высокий уровень взаимодействия, ответственности и самоконтроля. Основной целью занятий является воспитание у учащихся понимания Отечества как непреходящей ценности, формирование бережного отношения к истории своего края, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства.  Помимо теоретических занятий, основная часть времени будет посвящена посещению музея г. Новокуйбышевска., после которых учащиеся будут участвовать в  создании творческого проекта. После проведения экскурсии проводится индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, анкетирование и написание сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов,   выпуск листовок, буклетов, слайдовых презентаций, наглядных пособий, моделей и т.д.

Программа рассчитана на  проведение теоретических и практических занятий с детьми 11-12 лет в течение 1 года обучения в объёме 34 часов (1 час в неделю) для учащихся основной школы.

ll.  Общая характеристика курса

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем может такой социальный институт, как музей. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьного курса истории, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира. Вся работа по краеведению направлена на  воспитание и развитие духовных и нравственных черт личности.

      Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Посещая кружок, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях у учащихся раскрываются такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Занятия могут проводиться не только учителем общеобразовательного учреждения, но сотрудниками МБУК «Музей истории г. Новокуйбышевска».


III. Календарно-тематическое планирование

Темы

Количество часов

Планируемые результаты

всего

теория

практика

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1.

Введение

3

1

Прививать любовь учащихся к своей малой Родине, к народам её заселяющим, к их культуре, традициям и религии

Формирование представления о необходимости изучения родного края, о науке краеведение, ее роли в изучении края. Умение работать с текстом, дополнительной лит-рой, Интернетом, находить и выделять главное

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2.

Введение.

1

Ознакомление с информацией в сети Интернет. Поиск новых понятий и терминов о родном крае, составление словаря «Топонимика Самарского края»

Умение работать с различными источниками информации

Работая по плану, сверять свои действия и при необходимости сверять и исправлять свои ошибки

3.

Введение

Викторина «Кто больше назовёт необычных терминов по Самарской области?»

1

вызывать интерес к поиску нужной информации, желание узнать и ответить на вопросы «что такое?», «кто такой?», «почему так?»

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

4.

Волшебный мир музея

(экскурсия)

2

1

Достижение начального социо-культурнрго опыта.

Воспитание интереса к жизни и традициям наших предков

Ознакомление с музеем города, его становление и роль и функции  в жизни человека

5.

Волшебный мир музея

1

Определить в своей рабочей тетради основные функции музея, составить кроссворд на тему музея

6.

Там на неведомых дорожках

«Лесная шкатулка» (экскурсия)

2

1

Мастер-класс по поделкам из природного материала

7.

Там на неведомых дорожках

« Лесная шкатулка» (выставка)

1

Самостоятельно организовывать выставку поделок из природного материала, взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

8.

Здоровье через музей

«Ты то, что ты ешь»

3

1

Прививать положительное отношение к здоровой, вкусной и полезной  пище.

Расширение знаний учащихся о своём здоровье, о здоровом образе жизни, о правильном питании

 

9.

Здоровье через музей

1

Умение анализировать обобщать полученную информацию

Самостоятельно организовывать работу по созданию буклетов, распределить роли и обязанности при выполнении работы, учиться договариваться друг с другом

Совместно с родителями

составить режим дня  школьника, выпуск буклетов  о режиме дня для младших школьников

10.

Здоровье через музей.

Викторина

«Вредные, полезные продукты на нашем столе»

1

Умение анализировать, обобщать полученную информацию

Умение организовать команду, придумать название, эмблему и «кричалку». Работать вместе, помогать слабым участникам команды. Прививать стремление к победе.

11.

Живое прошлое (экскурсия по экспозиции «Музейно-этнографическая школа»)

3

1

Сформировать чувство патриотизма и желание сохранить для других поколений исторические, природные, материальные и культурные ценности.

Получение знаний о прошлом нашего города, о его становлении и развитии

12.

Живое прошлое

1

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом

Составление докладов и сообщений об этнографической выставке.

Составление слайдовых презентаций, выпуск рисунков о прошлом нашего города

13.

Живое прошлое

1

Систематизация полученных умений и знаний, организация выставки готовых работ

14.

«…И вырос город в степи»

(просмотр видеофильма о г. Новокуйбышевске)

1

1

Прививать любовь учащихся к своей малой Родине, её гражданам, их достижениям

15.

России славные сыны

(урок-беседа)

3

1

Прививать чувство уважения и гордости за своих земляков. Стремление быть похожими на них

Получение знаний об основателях и легендарных личностях, Почётных гражданах города Новокуйбышевска

16.

России славные сыны

1

Поиск и сбор информации в сети Интернет о выдающихся гражданах России

Умение анализировать, систематизировать и обобщать полученную информацию

17.

России славные сыны

1

Выпуск стенгазеты о легендарных людях г. Новокуйбышевска и России

18.

Кладовая природы. Нефть.

1

1

Привить понятие о природных ресурсах Самарского края; значение нефти в жизни человека; мировые запасы нефти, продукты её переработки. НПЗ  

19.

Ударные комсомольские стройки г. Новокуйбышевска

1

1

Изучить историю строительства НПЗ, НХК, КЗСС в г. Новокуйбышевске

20.

Обобщение полученных знаний

1

1

 

Умение анализировать, систематизировать и обобщать полученную информацию

21.

«Сударыня - барыня Масленица» (театрализованная    экскурсия в музее)

2

1

приобщение к культурным ценностям русского народа через старинные обряды празднования Масленицы

о праздновании Масленицы

22.

Символы и знаки Масленицы

1

Рисунки, поделки, сообщения, кроссворды о языческом празднике

23.

«Своя история»

Родословное древо г. Новокуйбышевска

(посещение экспозиции)

4

1

Подробное знакомство с удивительными моментами  60-летней истории родного  города.


23.

«Своя история»

Родословное древо своей семьи

1

Прививать уважение, гордость и любовь к своей семье, предкам.

Гордиться их достижениями, стремиться, во всём брать с них пример

Прививать уважение, гордость и любовь к своей семье, предкам.

Гордиться их достижениями, стремиться, во всём брать с них пример

Сбор и систематизация информации о своей семье (фото, документы, видео)

24.

«Своя история»

Родословное древо своей семьи

1

Создание слайдовой презентации о родословной своей семьи

25.

«Своя история»

Родословное древо своей семьи

1

Демонстрация слайдов о своей родословной

26.

Православное христианство, как основная конфессия на территории г.о. Новокуйбышевск

3

1

Ознакомление школьников с историей возникновения основных мировых религий, с православными традициями родного края

27.

«Праздник праздников - Пасха»

1

Ознакомление школьников с историей возникновения и празднования православного праздника Пасхи

мастер-класс по изготовлению пасхальных сувениров и росписи пасхальных яиц

28.

«Праздник праздников - Пасха»

1

Организация выставки- уголка сувениров и пасхальных яиц, созданных дома совместно с родителями

29.

«Память, память…»

(театрализованная презентация экспозиции «Огненное кольцо»)

2

1

Прививать чувство уважения и гордости за своих земляков. Стремление быть похожими на них

Героические и трагические события гражданской, Великой Отечественной, локальных войн через историю родного края и судьбы земляков – участников исторических событий разных лет

30.

«Память, память…»

Встреча с бывшими узниками концлагерей- нашими земляками

1

Прививать чувство уважения и гордости за своих земляков.

Получение сведений об ужасах жизни в концлагерях из первоисточников

31

«Путешествие по городу N»

экскурсия по улицам города

2

1

Знакомство с историей городских улиц, городские легенды и традиции родного города

32

«Путешествие по городу N»

1

Составление карты города Новокуйбышевска, поиск информации о названиях городских окраин

33.

«День добра» (урок добра и толерантности)

1

1

Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитание интернационализма, способности творческого самоопределения в отношении к другому человеку;

34.

Обобщение полученных знаний

1

1

Обобщать полученные знания и факты о своей малой Родине.

Анализировать поступки и достижения своих земляков

ИТОГО

34

11

23


IV. Содержание программы

1. Вводное занятие. Основные понятия и термины. (3 часа)

Формирование представления о необходимости изучения родного края, о науке краеведение, ее роли в изучении края.

Практическая  деятельность

Ознакомление с информацией в сети Интернет. Поиск новых понятий и терминов о родном крае, составление словаря «Топонимика Самарского края». Викторина «Кто больше назовёт необычных терминов по Самарской области?»

2. Волшебный мир музея. (2 часа)

Практическая  деятельность

Экскурсия. Ознакомление с музеем города, его становление и роль и функции  в жизни человека. Определить в своей рабочей тетради основные функции музея, составить кроссворд на тему музея.

3. Там на неведомых дорожках. (2 часа)

Вся мудрость древнего человека, вся его вера в сверхъестественные силы и могущество  природы воплощалась в разнообразном фольклоре. Наши предки верили в присутствие в их жизни самых разнообразных мифологических существ. Эти духи, и добрые и злые, были зачастую хозяевами лесов и полей, домов и сараев. Везде славян окружали невидимые силы, которые могли принести им несчастье или, наоборот, помочь в жизни. В ходе образовательной программы «Там, на неведомых дорожках…» дети знакомятся с удивительным, красочным миром русского фольклора

Практическая деятельность

«Лесная шкатулка» (экскурсия). Мастер-класс по поделкам из природного материала. Организовывать выставку поделок из природного материала.

 4. Здоровье через музей. «Ты то, что ты ешь».  (3 часа)

Самое  дорогое  в жизни человека – здоровье.  И крайне важно сохранить, сберечь его смолоду! А значит,  нужно элементарно знать,  как это сделать. Программа направлена на расширение знаний учащихся о здоровом образе жизни, особенно о необходимости питания в школьной столовой. Музейно – образовательная программа разработана совместно с детской городской поликлиникой, медицинским колледжем, центром профилактики для школьников младшего и среднего звена.

Практическая деятельность

Совместно с родителями составить режим дня  школьника, выпуск буклетов  о режиме дня для младших школьников, обновление газет в школьной столовой о здоровой и нездоровой пище. Викторина «Вредные, полезные продукты на нашем столе»

5. Живое прошлое. (3 часа)

 Экскурсия по экспозиции «Музейно-этнографическая школа»

Сформировать чувство патриотизма и желание сохранить для других поколений исторические, природные, материальные и культурные ценности. Получить  знания о прошлом нашего города, о его становлении и развитии.

Практическая деятельность

Составление докладов и сообщений об этнографической выставке, создание слайдовых презентаций, выпуск рисунков о прошлом нашего города. Систематизация полученных умений и знаний, организация выставки готовых работ.

     6. «…И вырос город в степи» (1 час) 

     Революция в градостроительстве и домостроении: ознакомление с передовыми методами  строительства, впервые внедренными в г. Новокуйбышевске; основатели города,  легендарные личности – первостроители г. Новокуйбышевска. Просмотр видеофильма о г. Новокуйбышевске.

7. России славные сыны. (3 часа)

     Получение знаний об основателях и легендарных личностях, Почётных гражданах города Новокуйбышевска.

Практическая деятельность

    Поиск и сбор информации в сети Интернет о выдающихся гражданах России, выпуск стенгазеты о легендарных людях г. Новокуйбышевска и России

8. Кладовая природы. Нефть. (1 час)

         Понятие о природных ресурсах; значение нефти в жизни человека; мировые запасы  нефти, продукты её переработки. НПЗ.

     9. Ударные комсомольские стройки г. Новокуйбышевска

        Об истории строительства НПЗ, НХК, КЗСС

     10. «Сударыня - барыня Масленица (2 часа)

         О праздновании Масленицы; направлена на воспитание интереса к жизни и традициям наших предков, приобщение к культурным ценностям русского народа через старинные обряды празднования Масленицы;

Практическая деятельность

         Рисунки, поделки, сообщения, кроссворды о языческом праздник

      11. «Своя история» Родословное древо г. Новокуйбышевска (4 часа)

       (посещение экспозиции)

      Участники программы вместе с экскурсоводом    в музейном пространстве постоянно   действующей экспозиции «Модус вивенди» путешествуют по бурной «реке ВРЕМЕНИ» второй половины ХХ - начала XXI вв.,  подробно знакомятся с удивительными моментами  60-летней истории родного  города.

Практическая деятельность

     Изучение плана составления своей родословной,  сбор и систематизация информации о своей семье (фото, документы, видео), создание слайдовой презентации об истории своей семьи.

  12. Православное христианство, как основная конфессия на территории г.о. Новокуйбышевск. «Праздник праздников - Пасха» (3 часа)

          Программа направлена на ознакомление школьников с историей возникновения основных мировых религий, с православными традициями родного края, с историей православных храмов, разрушенных и возрожденных на территории города, и людьми, стоявшими у истоков возрождения христианской веры в Новокуйбышевске.

      Практическая деятельность

Мастер-класс по изготовлению пасхальных сувениров и росписи пасхальных яиц, организация выставки - уголка сувениров и пасхальных яиц, созданных дома совместно с родителями.

   13. «Память, память…» (2 часа)

театрализованная презентация экспозиции «Огненное кольцо»

Встреча с бывшими узниками концлагерей - нашими земляками

 Изучение героических и трагических событий гражданской, Великой Отечественной, локальных войн через историю родного края и судьбы земляков – участников исторических событий разных лет. Получение сведений об ужасах жизни в концлагерях из первоисточников 14. «Путешествие по городу N» экскурсия по улицам города (2 часа)

   Знакомство с историей городских улиц, городские легенды и традиции родного города

   Практическая деятельность

Составление карты города Новокуйбышевска, поиск информации о названиях городских окраин. Составление брошюры об улицах города.

15. «День добра» (урок добра и толерантности) (1 час)

Урок направлен на развитие стремления быть терпимым в обществе людей; воспитание интернационализма, способности творческого самоопределения в отношении к другому человеку.

16. Обобщение полученных знаний и подведение итогов (2 часа)

Обобщать полученные знания и факты о своей малой Родине. Анализировать поступки и достижения своих земляков

V. Материально-техническая база

Кабинет внеурочной деятельности удовлетворяет следующим требованиям:  

  •  Кабинет  оснащен мебелью, приспособлениями для работы, рабочим    столом,  коллекциями;
  •  Кабинет оснащен специальными средствами обучения: гербариями,  картами,  таблицами
  •  В кабинете есть литература:

 справочная, научно-популярная, учебники, научно-методические пособия,  образцы   практических и самостоятельных работ учащихся, подборки олимпиадных заданий и т.д.

  •  В кабинете  средства обучения систематизированы:

       по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.).

  •  В кабинете находятся раздаточные материалы:

для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;

для проверки знаний, умений (карточки-задания)

  • Кабинет отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

VI. Список литературы:

  1. Научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина. Примерная основная образовательная программа  образовательного учреждения основная школа. Москва «Просвещение» 2011

      2.  В.А. Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и    основное образование. Москва «Просвещение» 2011

      3.  Л.В.Храмков Введение в Самарское краеведение. Самара, 2007

      4.   Еженедельные издания «Наше время», «Город Н-ск», «Моя неделя»

 5.  В.В.Воронин География Самарской области. Учебное пособие для учащихся средней школы. Самара, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире книг".

                   Курс «В мире книг»в условиях коррекционной школы-интерната способствует развитию читательского интереса, повышению качества ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".

      Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Удивительный мир слов".

       В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной и выразительной речи....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс

Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху"

Внеурочная программа «Путь к успеху»  социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию комм...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер» для 4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственное воспитание «Я – Петербуржец»

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлениюдуховно-нравственное воспитание«Я – Петербуржец»...