Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению "Жемчужина земли Нижегородской"
материал по краеведению (7 класс)

Данилова Татьяна Алексеевна

             Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян все чаще обращаться к своему прошлому. Составной частью отечественной истории является богатая история Нижегородского  края с его особенностями, региональной спецификой и традициями, и, конечно же,  история Арзамаса. 

             Интересна и богата история Арзамаса, тесно связанная с историей России: нередко город оказывался в центре значимых событий общероссийского значения.  Арзамас, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являл пример понимания общероссийских интересов, рождал местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигал ярких личностей, таких как художник Ступин А.В., архитектор Коринфский М.П., писатель Гайдар А.П., общественный деятель и краевед Щегольков Н.М., патриарх Московский и всея Руси Сергий Страгородский и других.

            Знание истории родного края, любовь к родному городу  играют огромную роль в становлении личности ребенка.

             В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

            Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины и людьми с активной гражданской позицией.   

            Нужно заметить, что знания и представления подрастающего поколения и их родителей о родном городе в целом, и о Соборной площади, как сердце Арзамаса, в частности явно недостаточны. 

            Наше внеклассное мероприятие поможет раскрыть историю Соборной площади детям и их родителям, а также активизирует интерес молодёжи к изучению отечественной истории и накоплению краеведческих знаний, которые необходимы для формирования патриотизма и гражданского самосознания у молодых арзамасцев, нижегородцев, россиян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение:

 «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

МУЗЫКАЛЬНО – ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

ЖЕМЧУЖИНА ЗЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ

(Соборная площадь Арзамаса)

Разработали:

Суворова Мария Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

Данилова Татьяна Алексеевна,

учитель истории и обществознания

Арзамас, 2014

Пояснительная записка

         

Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян все чаще обращаться к своему прошлому. Составной частью отечественной истории является богатая история Нижегородского  края с его особенностями, региональной спецификой и традициями, и, конечно же,  история Арзамаса. 

Интересна и богата история Арзамаса, тесно связанная с историей России: нередко город оказывался в центре значимых событий общероссийского значения.  Арзамас, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являл пример понимания общероссийских интересов, рождал местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигал ярких личностей, таких как художник Ступин А.В., архитектор Коринфский М.П., писатель Гайдар А.П., общественный деятель и краевед Щегольков Н.М., патриарх Московский и всея Руси Сергий Страгородский и других.

         Знание истории родного края, любовь к родному городу  играют огромную роль в становлении личности ребенка.

             В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

             Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины и людьми с активной гражданской позицией.  

Нужно заметить, что знания и представления подрастающего поколения и их родителей о родном городе в целом, и о Соборной площади, как сердце Арзамаса, в частности явно недостаточны.  

Наше внеклассное мероприятие поможет раскрыть историю Соборной площади детям и их родителям, а также активизирует интерес молодёжи к изучению отечественной истории и накоплению краеведческих знаний, которые необходимы для формирования патриотизма и гражданского самосознания у молодых арзамасцев, нижегородцев, россиян.

 

Цель мероприятия: Воспитание патриотизма и гражданского самосознания у учащихся, любви и бережного отношения к малой родине.

Задачи мероприятия:

  1. приобщение учащихся  к историческим, культурным и духовным ценностям;
  2. расширение знаний об истории Соборной площади – сердце Арзамаса;
  3. развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся;
  4. самореализация детей с помощью средств театрального искусства и ролевой игры.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, презентация.
  2. Оформление зала.
  3. Костюмы для сценок, танцев
  4. Фонограммы

Аудитория: учащиеся 1-11 класс, родители, учителя

Ход мероприятия

Звучит фоновая музыка. На сцене стоят парты, идет урок.

Учитель. (Читает отрывок из повести Гайдара «Школа»)

         «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Под горою текла речонка Теша.

Город был похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей…».

Петров, да ты не слушаешь совсем. Разве тебе совсем не интересно знать историю родного города.

Петров. А что там интересного, это же история, этого уже никогда не будет, все это уже прошло, быльем поросло.

Смирнов. (Сосед Петрова по парте, отличник, шепчет Петрову). Вот так мы и становимся Иванами, не помнящими родства. А ты знаешь, какая богатая история у нашего города, а ты знаешь, что в городе было больше 30 церквей, а Соборную площадь называют сердцем Арзамаса.

Петров. Неа, а зачем.

Смирнов (Встает и нервно ходит по сцене).

Так, нужно принимать срочные меры, здесь может помочь только машина времени, хорошо, что я ее вчера наладил, предохранители поменял, а то много энергии  ушло на путешествие в мезозойскую эру. (Достает из портфеля небольшую коробочку, что-то крутит). 

Так, отправляемся мы с тобой, Петров, в год 1814, держись за меня.

Петров. (Смеется) Чего это ты тут удумал, какой еще 1814 год! Ты еще скажи…ой-ой-ой!!! Что это происходит-то. Помогите-е-е!!!

          (Звучит тревожная музыка, переходящая в народную, шум толпы и колокольный звон. На сцене появляются  торговцы, лавки с товаром. Шум, гомон. На переднем плане дети, одетые  в костюмы гусей, изображают гусиный бой. Вокруг  – зеваки, кричат на «гусей», подбадривают). На экране картина торга..

Петров. Смотри-ка, Сидоров, гусиные бой, а я-то думал, что это Петр Иваныч придумал, что у нас в Арзамасе  на площади такие устраивали.

(Торговцы кричат)

1-й торговец. Пышки горячие!

                             В горле стоячие.

                       Пироги с начинкой!

                      С печенкой, свининкой.

2-й торговец. Спички, спички! Не забудьте спички.

             (Петров и Сидоров ходят, осматривают, на сцене продолжается движение)

Ученик. 1. Вот как описывает Верхний базар историк Арзамаса П. Еремеев.

«Площадь Соборная   (Верхний базар в Арзамасе). Торговля в старину начиналась рано, В Соборном проезде едва ли не от Крестовоздвиженской церкви. Площадь вбирала в себя 60 торговых мест, каждое в длину 3, а в ширину 2 аршина. Два ряда по направлению от здания Магистрата улице Новой занимали мясники. Десять столов икорных. Располагались они  между Николаевским монастырем и Введенской церковью. Двенадцать столов заполнялись самыми разными пряниками».  

 

(На сцене появляется мужик с кружкой)

Мужик. Пожертвуйте на строительство храма во славу великой Милости Божия,   поможем построить благолепный Собор.

(Сцена освобождается, на экране – виды Воскресенского собора..

Ученик 2. В 1814 году началось строительство нового величественного каменного Воскресенского собора в честь победы русского оружия над Наполеоном, которое длилось 28 лет. Автор проекта храма – Михаил Петрович Коринфский. Надзор за строительством осуществлял А.Н. Воронихин. Слайд 4.

Ученик 3. Вот как об этом событии пишет Николай Михайлович Щегольков (на экране – портрет Н.М. Щеголькова) – летописец города Арзамаса, общественный деятель, городской голова, гласный городской Думы.

(Выходит ученик в мундире, играющий роль Щеголькова Н.М)

Н.М. Щегольков. В благодарных сердцах граждан арзамасских возгорелось пламенное желание увековечить память грозного посещения Божия и великой Милости Божией, явленной в избавлении России от иноплеменного и безбожнического нашествия и порабощения. В то же время они видели, что их родному городу, украшенному множеством церквей, недоставало вместительного и благолепного Собора, и порешили всем обществом: в память избавления от нашествия французов воздвигнуть на общественные средства новый обширный собор.

(звучит колокольный звон)

Н.М. Щегольков (В окружении арзамасцев). Люди всех сословий жертвовали деньга на строительство  собора: арзамассское мещанское общество неоднократно делало на своих членов раскладку по душа на постройку собора. В купеческом обществе семьи были обложены значительным ежегодным налогом, состоятельные жители жертвовали каждый по своему усердию. Жертвы их записывались в книгу. Случалось, неоднократно, когда у строителей не оставалось ни копейки, посылали по городу с кружкой собирать на собор грошами и копейками.

Ученик.2  Из-за недостатка средств работы по строительству собора несколько раз приостанавливались. Храм в основном был возведён уже в 1840 году (освящён главный престол). Но полностью строительство и отделка были завершены 9 мая 1842 года (освящён последний – пятый – престол).

Ученик 4.  (На экране – видео – внутренне убранство собора).

 Внутренний вид собора – это гармоничное сочетание света, пространства и лёгкости здания. Такое впечатление достигается расположением по углам двадцати четырёх окон.

Ученик 1. (на экране – фотографии росписи в соборе) Росписью Воскресенского собора занимался ученик известного российского художника А.В. Ступина О.С. Серебряков и его сын А.О. Серебряков. Наиболее изящные фрески расположены в конхах храма. Это самые большие фрески. В восточной конхе (над алтарём) изображена копия работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»(фото), в западной – «Вход Господень в Иерусалим» (фото), в южной – «Поклонение пастырей родившемуся Христу» (фото), в северной – «Поклонение волхвов» (фото).

Ученик читает стихотворение В. Аполлонова «Воскресенский собор».

Писалась долго эта повесть –

Из бела камня –

На века.

Кто душу вкладывал

И совесть,

Кто деньги – тряс из кошелька.

Здесь мастер не один старался,

Взбираясь утром на леса.

Собор,

Как вздох земли,

Поднялся

И устремился в небеса.

Он всех других строений краше

На той земле, где он стоит,

И в суете вниманье наше

Притягивает как магнит.

(На сцене вновь появляются ученики Петров и Сидоров. Они слышат колокольный звон, подходят к экрану, на котором изображена звонница храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».)

Петров. Смотри-ка, Сидоров, колокольня. Это оттуда я слышу по утрам колокольный звон.

(Рассказ о храме ведется на фоне колокольного звона)

Ученик 1.  Да, именно здесь расположена колокольня, с которой раздается звон, возвещающий о наступлении нового дня, о церковных праздниках.

Важной составной архитектурной частью Соборной площади является Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», построенный в 1794 году. Тёплый храм был возведён на месте старого каменного и был отделан в течение трёх лет вместе с каменной колокольней.

Ученик 2. Храм построен в виде корабля и представляет собой удлинённый прямоугольник. К западной стене церкви примыкает трёхъярусная колокольня.

Ученик 3. До революции 1917 года главный колокол на колокольне весил 510 пудов (более 8 тонн), и был отлит в Ярославле в 1849 году. Он сменил предшественника, весившего 170 пудов, так как было необходимо, чтобы звук колокола был достоин соборного храма и не терялся на фоне колоколов других церквей.

Ученик 4.  С началом антицерковной политики большевиков в 1935 году церковь была закрыта, колокола сняты, а помещение храма использовалось не по назначению.

 В 1954 году начались ремонтные работы. К 1957 году работы были завершены, отремонтировали даже колокольню. Колокола собрали по окрестным сёлам. В этом же году в церкви начались богослужения.

Сидоров.     Сегодня над Арзамасом ежедневно плывёт малиновый звон колоколов соборного храма, а сама церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» является важной составляющей архитектурного ансамбля Соборной площади.  

(На сцене вновь появляются люди, шум, гам. Торговки вязаными изделиями зазывают покупателей)

1 женщина. В хорошей рукавице и рука сильна.

2 женщина. Покупай! Шерстяной носок не боится зимних дорог…

1 женщина. Бери, и шапка голову красит.

(Женщины торгуются, сговариваются, покупают товар).

Ученик 1.  В городах России 19 века женщины стали появляться зимой в красивых, расшитых яркими шерстями ботинках и полусапожках.  

(школьный танцевальный  коллектив «Эдельвейс» исполнят танец под песню «Валенки»)

Ученгик  1. Вязать ботинки стали в 1840 году в арзамасском Николаевском женском монастыре. Соединение художественно работы с ремеслом обувщика оказалось удачным, вызвало к жизни уникальный промысел России. Женщин, вязавших ботинки и сапожки, называли «вязеями».

Ученик 2. (фото монастыря)  Николаевский женский общежительный монастырь был основан в 1580 году. Его строения формировали исторический центр Соборной площади.   Из-за пожаров монастырь дважды сгорал дотла – в 1650 и 1726 годах, но вновь возрождался. До пожара 1650 года монастырские здания были деревянными (на экране - репродукции деревянных зданий монастыря).

Н.М. Щегольков. (По мере рассказа на экране появляются фотографии строений).

В 1683 году на территории монастыря была построена первая каменная церковь в честь Николая Чудотворца. Она сильно пострадала от пожара 1726 года, но в 1738 году была восстановлена, сохранив свои стены до наших дней. монастырь не производил особого впечатления своим внешним видом, так как занимал небольшое пространство (около 5100 кв. метров) и был загорожен постройками Гостиного ряда. Но вся красота монастыря концентрировалась (и по сей день концентрируется) внутри обители, где находились:

         – Соборная церковь (1738 г.) во имя святителя Николая Чудотворца;

         –  Тёплая двухэтажная церковь в честь Богоявления Господня (1811 г.)

         – Каменная трёхъярусная колокольня (1738 г.);

         – Две каменные часовни (1852 и 1855 гг.).

Ученик 3. После установления в стране советского режима, 1 мая 1928 года монастырь был закрыт, а его помещения были приспособлены под хозяйственные нужды.

В 1994 году монастырь освятили и передали Русской Православной церкви. Сюда пришли монахини. Началось возрождение монастыря, которое продолжается и по сей день.

(появляется народ. Разговаривают.)

1-й. Мил человек, не видал ты тут Петра Медведева, бумагу мне надо отписать в суд, только на него и надежда.

2-й. А во-о-он он сидит, ишь строчит, дьячок площадной.

(Сцена без слов). (на сцене сидит монах и пишет грамоту. к нему подходит мужик. О чем-то говорит, монах берется за бумагу, пишет. В это время звучи голос за сценой).

Ученик. По большей своей части народ простой был неграмотен, жизнь его была затруднительна. Как составить прошение,  коли не осчастливлен грамотой. Сыскался в Арзамасе для простых селян хороший человек. За глаза его звали площадной дьяк.

Бывало, отслужит в храме и идет на площадь. Его выглядывают, ждут, Выложит он, Петр Медведев, из кожаной сумы бумагу, чернильницу медную с закрывашкой и начинает писать со слов по просьбе  мужичка. Ловок был писать просьбенные бумаги. Помогал, много помогал людям народный заступник. Благодаря ему выигрывали в суде простые мужички.  

(Медведев заканчивает писать, отдает мужику бумагу)

Медведев. Ну, вот. Все и описали, теперь в Магистрат неси, да не робей, твое дело правое.

(Мальчики Петров и Сидоров пристраиваются за мужиком и идут к Магистрату, фото которого появляется на экране).

Ученик. А вот и четвертое строение нашего ансамбля. Городовой магистрат. Городская ратуша – административное здание постройки XVIII века, где размещался арзамасский магистрат. В «магистрацких покоях» решались вопросы городского самоуправления, проходили советы купечества и заседания суда по гражданским делам.

Барочный особняк был построен на главной площади Арзамаса в 1740-1750 годах после  учреждения магистратов по указу Петра Первого в городах России по образцу Европы.

Ученик 4. После упразднения магистратов в здании ратуши помещалась пожарная часть с деревянной каланчой и каретником. Затем его отдали под церковно-приходские училища.  В Советское время в здании находилась центральная городская сберегательная касса и магазины.

          Магистрат – уникальный памятник архитектуры второй половины XVIII века – единственное для Нижегородской области и страны не перестроенное административное   здание того времени.

Ученик 3. (на экране -  видео из музея патриаршества) 1 августа 2013 года в здании магистрата  состоялось открытие музея патриаршества, и было приурочено к празднованию 110-летия со дня прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского.  

Музей имеет статус филиала Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Ученик 1. Экспозиция музея Русского Патриаршества посвящена жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси. Арзамас был избран местом для музея не случайно. Здесь родился патриарх Сергий (Страгородский), нижегородская земля дала Русской Православной Церкви патриарха Никона (родом из близлежащего Перевозского района), а также ныне действующего патриарха Кирилла (его дед и отец родились в рядом расположенном Лукоянове).

       Среди экспозиций в музее уже можно увидеть копию кабинета патриарха Сергия, в котором он работал в Москве во время Великой Отечественной войны; экспозицию, рассказывающую о жизни Арзамаса времён юности патриарха.

Петров. Да, теперь я понял, почему Соборную площадь наш учитель истории Петр Иванович называет сердцем Арзамаса. Для арзамасцев Соборная площадь – сердце и духовный центр, где собраны главные достопримечательности города.

В XVI – XVII веках город начинался именно здесь, на территории Соборной площади.

В конце XIX столетия Соборная площадь, какой мы её знаем сегодня, оформилась в самодостаточный, своеобразный и оригинальный архитектурный ансамбль, который по праву считается визитной карточной Арзамаса.

Ученик читает стихотворение А. Плотникова «Раздумье на Соборной площади в Арзамасе».

         

Поздновато мы обнаружили,

Что времён разорвана нить.

Слишком многое мы разрушили.

То, что надо было хранить.

Храмов царственное величие,

Всю старинную красоту,

Наши дедовские обычаи,

Христианскую доброту.

Исторические предания

Я сегодня услышать рад.

С уважением смотрю на здание-

Реставрированный магистрат.

Многоглавый собор красуется,

Предков мудрый дар помяну.

Я пойду по Стрелецкой улице,

Вспомню славную старину.

Хватит только лишь краской чёрною

Мазать прошлого полотно.

Называем площадь Соборною,

Имя предками ей дано.

Зря вычёркивали с надменностью

И события, и имена.

Пусть стыкуются с современностью

Все прошедшие времена.

                     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Разработка может быть использована как внеклассное мероприятие или на уроке по теме "Решение задач на оптимизацию"...

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии "День Земли "

Этот материал предназначен для учащихся 5-7 классов. Мероприятие может быть проведено в рамках учебной недели. Эта методическая помощь учителям биологии и экологии, чтоб удачно провести предметную нед...

сценарий внеклассного мероприятия "Великий Сын Земли Российской"

Сценарий данного мероприятия является приложением к методической разработке урока-праздника (внеклассного мероприятия) "Великий Сын Земли Российской", посвящённого М. Ю. Ломоносову. Цели и задачи меро...

сценарий внеклассного мероприятия "Великий Сын Земли Российской"

Сценарий данного мероприятия является приложением к методической разработке урока-праздника (внеклассного мероприятия) "Великий Сын Земли Российской", посвящённого М. Ю. Ломоносову. Цели и задачи меро...

Сценарий внеклассного мероприятия " Ради жизни на земле", посвященного 70-ю Победы ВОВ

МОБУ Лицей Тюкалинского Муниципального РайонаСценарий внеклассного мероприятия: «Ради жизни на земле»Авторы: Десятова Василина Александровна, Коновалова Татьяна МихайловнаНа фоне песни: «С чего начина...

Сценарий внеклассного мероприятия " Ради жизни на земле", посвященного 70-ю Победы ВОВ

МОБУ Лицей Тюкалинского Муниципального РайонаСценарий внеклассного мероприятия: «Ради жизни на земле»Авторы: Десятова Василина Александровна, Коновалова Татьяна МихайловнаНа фоне песни: «С чего начина...

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Земля – наш дом родной"

Внеклассное мероприятие на экологическую тему...