Исследовательская деятельность в образовательном пространстве музея "Зеркало истории" МБОУ - лицея №18 г. Орла
презентация к уроку по краеведению на тему

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.

 За годы обучения в лицее мы должны научить ребенка не только грамотному письму, математике, истории и другим школьным предметам, но и открыть  для него ещё одну науку – науку  любви к Родине.

    Целью исследовательской деятельности  в образовательном пространстве музея «Зеркало истории» является повышение интереса детей  к истории  города Орла,  привлечение  их  к исследованию и изучению  судеб орловцев, их вклада в героическую историю Орловского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»

 всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (www.методкабинет.рф)

Самарина Марина Ивановна,

 педагог-организатор,

руководитель школьного музея «Зеркало истории»

МБОУ - лицей №18 города Орла

Исследовательская деятельность в образовательном пространстве музея «Зеркало истории» лицея №18 г.Орла

Школьный музей—отраженье истории,

Зеркало судеб, летописец их дней.

Пусть открывает страницы он новые,

Школа ведь вечна, и вечен музей.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.

 За годы обучения в лицее мы должны научить ребенка не только грамотному письму, математике, истории и другим школьным предметам, но и открыть  для него ещё одну науку – науку  любви к Родине.

Целью исследовательской деятельности  в образовательном пространстве музея «Зеркало истории» является повышение интереса детей  к истории  города Орла,  привлечение  их  к исследованию и изучению  судеб орловцев, их вклада в героическую историю Орловского края.

 Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь, повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, - это важнейший эмоциональный источник любви к Родине.

Участвуя в краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, лицеисты воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками этих событий, испытывают радость сопереживания, горесть утрат. В процессе этой работы формируется сознание общественного долга, дисциплины, учащиеся приобретают драгоценное достояние - науку любить Родину. 

Остановлюсь на нескольких значимых, на мой взгляд, исследовательских проектах.

Олег Самарин выбрал для себя тему: «Орловцы – участники русско-турецкой войны 1877-78 гг.». После того, как была проработана литература по теме, изучены, отобраны и проанализированы документы, на свет появился итог кропотливой деятельности - краеведческий альманах «Взгляд орловца на русско-турецкую войну 1877-1878 годов сквозь призму времени и поколений»[1], который стал победителем Международного литературно-художественного конкурса «Гренадёры, вперёд!». Диплом победителя Олегу вручал Председатель Союза писателей России В.Н.Ганичев.

В своей работе Олег пишет: « И я по-настоящему горд, что «русские орлы», как называли своих освободителей – орловцев болгары, внесли достойный вклад в святое дело освобождения славян от засилья турок. У меня возникает вопрос: почему на орловской земле, сыны которой прославили себя в боях за освобождение Болгарии, не установлено не  одного памятника? Благодарная память – признак благородства и мудрости любого народа.  Отметить героическое прошлое наших земляков – героев Шипки – наш долг, наша дань уважения их памяти и подвигу. … И, может быть, тогда успокоятся их полные любви к Родине души, когда сойдутся они, пусть и символически, под отлитым из бронзы знаменем 36-го пехотного Орловского полка».

Материалы данного исследования используются  как в учебном процессе,  так и при проведении факультативных занятий по краеведению.

Журнал « Юный краевед»[2] опубликовал часть материалов краеведческого альманаха. По инициативе главного редактора журнала Сергея Ивановича Савенкова один экземпляр  книги был передан в дар музею-усадьбе М. Скобелева в Рязанской области.

Русская военная история полнится фактами, действиями, именами, которыми мы вправе гордиться.

Бесценным источником  для воспитания патриотизма является история Великой Отечественной войны. Она позволяет каждому лицеисту лично соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, ведь история Великой Отечественной – это биография их прадедов.

Приятно отметить, что увлеченность ребят изучением родного края с каждым годом возрастает.

Новым   проектом стал для моих воспитанников  проект « Орёл – город воинской славы».

Члены Совета музея Артём Угланов и Станислав Линьков авторы работы

«Роберт Клейн – легенда рождённая жизнью» стали победителями городского творческого конкурса « Моё представление о подвиге» - 2013.

 В своей работе ребята пишут: «Многим ли орловцам сегодня известно имя Героя Советского Союза Роберта Клейна? Можно уверенно сказать: немногим.  Нет в Орле  улицы Клейна, нет и мемориальной доски  ни на доме, где жил, ни на здании Орловского автотранспортного управления, где работал Герой.  Память о легендарном разведчике увековечена  в городе Камышин. На аллее Славы установлен бюст Героя Советского Союза Р.А. Клейна. Портрет героя занимает почётное место в Украинском музее истории Великой Отечественной войны. Сегодня,  в год   70- летия освобождения Орловского края от фашистских захватчиков, настало время  и в нашем городе   увековечить память легендарного разведчика.  Одну из улиц  города  мы предлагаем назвать  именем Героя Советского Союза,  Роберта Александровича Клейна. Мы   помним  о Вас, Роберт Александрович! И эта память делает нас сильнее, душевно богаче, отзывчивее и добрее…»

     Мы ходим по улицам родного города, порой не задумываясь о том, в честь кого они названы. А ведь за каждой фамилией кроется героическая судьба.

Исследовательский проект «Чьи имена носят улицы нашего города?» позволил  расширить знания лицеистов о родном городе. Собранные материалы легли в основу музейного урока «Улицы Героев», который был проведён в канун дня освобождения города Орла от фашистских захватчиков, а также  музейной экспозиции  «Их имена носят улицы нашего района».

Итогом работы стала моя книга  «Имена героев Великой Отечественной войны и участников боевых действий  в локальных войнах в названиях орловских улиц, скверов и площадей»[3],  получившая высокую оценку на областном конкурсе «Орловская книга-2012».

Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершённым. Мы не вправе предать забвению то, что было нашей славой и по праву обязано перейти в память и дела последующих поколений.

Одно из направлений работы нашего музея «Слава дедов в орденах внуков». Концепция заключена в преемственности трех поколений героев защитников Отечества.

 Внуки тех, кто защищал Москву, освобождал Орёл и штурмовал Берлин, заслужили высокое право стоять в одном ряду с героями Великой Отечественной.

8 мая 2009 года в лицее была торжественно открыта мемориальная доска с именами выпускников, погибших в «горячих точках». Их четверо: сержант Геннадий Вдовин (1961-1982), погиб в Афганистане, рядовой Юрий Савельев (1963-1996), ефрейтор Виктор Михайлов (1978-2000), полковник Владимир Алексеев (1960-2006) – погибли в Чечне.

Сержант  Геннадий Вдовин (1961-1982) погиб в Афганистане. Его дед Выходов Алексей Данилович (1909-1944) погиб под Варшавой в 1944 году.

 Дед Юрия Савельева Савельев Николай Яковлевич погиб в апреле 1945 года на территории Польши, прадед Виктора Михайлова Дмитриев Фёдор Дмитриевич (1900-1941) погиб в 1941 году под Москвой.  Дед Владимира Алексеева Лисицкий Иван Тимофеевич, кадровый военный,  к счастью, с войны вернулся живым. Наши парни достойны памяти своих дедов, победивших фашизм.

Собранные лицеистами во время поисковой и исследовательской работы фотографии, письма, присланные из «горячих точек», воспоминания учителей, друзей, родственников погибших воинов вошли в книгу - альбом «Герои не умирают, они уходят в будущее и светят нам, живым, своим светом»[4]. Издание,  ставшее  лауреатом областного  конкурса « Орловская книга-2010», посвящёна продолжателям подвигов своих  дедов и прадедов.

     Работая над темой «Орловцы, погибшие при исполнении воинского и служебного долга на Северном Кавказе», мы  уточняем  сведения о том, в каких учебных заведениях учились погибшие герои.  Полученные  данные передаём в школы и техникумы города. Так, в техникум путей сообщения, где увековечена память Владислава Лапочкина, погибшего в Чечне, мы передали документы ещё  о пяти выпускниках погибших на Северном Кавказе: о Викторе Михайлове, Викторе Клочкове, Вячеславе Воденкове, Андрее Жукове и  Игоре Арепьеве. Теперь там создаётся музей героев – выпускников.

В техникуме агтотехнологий и транспорта  увековечена память об Андрее Трусове, погибшем в Чечне. Но два героя выпускника оказались в тени. Это Максим Мевлеханом и Зинор Якубов,  также погибшие  на Северном Кавказе. Мы передали  в техникум все найденные документы, фотографии, письма, присланные  с войны, адреса и телефоны родственников.  Надеемся, что администрация техникума  в своих стенах увековечит память Максима Мевлеханова и Зинора Якубова.

 Недавно мы нашли сведения  ещё о  двух орловцах, погибших на Северном Кавказе. Это уроженцы Новодеревеньковского района старший прапорщик милиции  Александр Бесчетников и лейтенант милиции Валерий  Гонин.

Их имена  ещё не увековечены на мемориальных стелах в сквере Памяти на Наугорском шоссе. Информацию об Александре Бесчетникове и Валерии Гонине мы передали в орловский военно – исторический музей  в орловскую  общественную организацию  ветеранов боевых с просьбой  - увековечить  в сквере Памяти  имена погибших героев.

  Мы собрали  материал о выпускниках учебных заведений Северного района, погибших при исполнении воинского и служебного долга в Афганистане и на Северном Кавказе. Все документы    были  переданы  в школы и техникумы нашего района.

Собранный материал лёг в основу Дня Памяти  «Ушедшие в вечность солдаты России», который  состоялся  19 февраля 2013 года в актовом зале администрации Северного района. Инициатором проведения  мероприятия  стал наш музей «Зеркало истории».

  В Дне Памяти  приняли участие 5 школ и 2 техникума Северного района. Были приглашены  родители и  родственники погибших героев, представители орловской областной организации ветеранов боевых действий, военно – исторического музея, военкомата,  городского отдела образования, преподаватели  и учащиеся учебных заведений Северного района.

  От  музея «Зеркало истории»  каждой семье погибшего  героя был   подарен    фотоколлаж «Ушедшие в вечность солдаты России», где на фоне памятника погибшим в локальных войнах, расположены портреты их сыновей.

    Ученица нашего лицея Анжелика Мкртчян заняла второе место в областной краеведческой конференции школьников, в номинации «Военная история». Тема её исследования «Выпускники учебных заведений Северного района, погибшие при исполнении воинского долга в Афганистане и на Северном Кавказе».

Она пишет: «Память человеческая не должна быть безликой. Солдат погибает не тогда, когда его убивают, а тогда, когда его забывают. Поэтому, одной из актуальных проблем сегодня является увековечение памяти героев, погибших при исполнении воинского долга в локальных войнах».

За отличную работу по изучению военной истории Орловского края Анжелика награждена Грамотой Орловской областной общественной организации ветеранов боевых действий (Председатель правления А.В. Щепетин).

Данная работа может служить источником для создания экспозиции в школьных музеях, материалами для классных часов, Уроков Мужества, основой для дальнейшей поисковой, историко – краеведческой деятельности учащихся образовательных учреждений г. Орла и Орловской области.
Музей выступил с инициативой об увековечивании памяти выпускников учебных заведений Северного района, погибших в Афганистане и Чечне. Мы обратились  в Администрацию  Северного района  и Департамент образования Орловской области с просьбой оказать помощь в решении вопроса об установке мемориальных досок на школах № 13, № 20, № 37 и технологическом техникуме, где учились герои.  Отрадно отметить, что 7 мая 2013 года на здании школы №37 была торжественно открыта мемориальная доска памяти Максима Мевлеханова, погибшего при исполнении воинского долга на Северном Кавказе.

В сентябре 2013 года будет установлена мемориальная доска и в здании технологического техникума,  который окончили шесть выпускников, погибших в Афганистане и Чечне. Спонсором  проекта выступил ветеран войны в Афганистане Цветков Эдуард Владимирович.

   В наших планах создание Книги Памяти, погибших на Северном Кавказе. Всего на данный момент мы располагаем сведениями о 95  погибших  орловцах. Четверо из них стали Героями России. Это Александр Рязанцев, Алексей Скворцов, Юрий Чумак и  Сергей Костин.

 Потеря тяжела, но как ни горько это осознавать, именно такой ценой пишутся лучшие страницы в истории России. И среди лучших её сынов навечно останутся   95 орловцев, погибших при исполнении воинского и служебного долга на Северном Кавказе.  

Краеведческое исследование - кропотливая работа с литературой, документами, цифрами, фактами. Здесь оттачиваются приемы сопоставления и доказательства мысли, появляется возможность проявления себя как теоретиком, так и практиком.  Оно способствует развитию интеллекта и чувства собственного достоинства школьника. Лицеисты учатся думать, организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, дискутировать, отстаивать свое мнение, сотрудничать, приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска. В процессе этой работы формируется сознание общественного долга, дисциплины, учащиеся приобретают драгоценное достояние - науку любить Родину. 
 Одной из форм  работы музея  являются публикации материалов лицеистов на страницах орловских  газет и журналов.

 «Я – орловец, – пишет в своём исследовательском очерке «Орёл – город русской воинской славы» Олег Самарин. – Я горжусь этим и обязательно передам своим детям эту гордость, научу их любить свою Родину, свою землю, дорожить тем местом, где мне и им посчастливилось родиться».

Не случаен также выбор профессии многих наших выпускников – героической профессии офицера. Сергей Шекшуев, Денис Давыдов, Никита Ларкин, Дмитрий Дамм, Владислав Музалевский и другие ребята стали курсантами военных вузов.

Музей «Зеркало истории» награждён Грамотами и Благодарственными письмами Администрации Северного района г. Орла, Областной библиотеки имени М.М.Пришвина, Военно-исторического музея,  Орловской общественной организации ветеранов боевых действий,   Управления образования администрации г. Орла,  Департамента образования молодёжной политики и спорта Орловской области.

Опыт работы музея представлен в журналах «Хроники краеведа»[5],  «Читаем, учимся, играем»[6] на фестивале педагогических идей «Открытый урок», в газете «Орловская правда»[7].

Бережно сохраняя прошлое, музей движется вперёд навстречу новому, он развивается, живёт полноценной жизнью вместе с лицеем, радуя и принося пользу лицеистам, ради которых он и был задуман, и восхищая гостей.

Об этом говорят многочисленные записи, оставленные разными людьми в книге отзывов, которая хранится в музее.

"…Огромное спасибо за патриотическую работу, очень важную для молодого поколения. Для нас, матерей, потерявших своих сыновей, такой музей помогает пережить трагедию…"

Матери погибших защитников Отечества Дьяконова М.А., Воденкова Т.В.

"… В восторге от эстетики оформления стендов, чёткого планирования разделов и большого сердечного тепла руководителя музея Самариной Марины Ивановны. Желаю музею больших творческих успехов, находок и долгих лет жизни во имя будущего России…"

Педагог дополнительного образования Сиянова Т.Е.

«…Дай Бог Вам силы продолжать это дело – важное для младших поколений; память и чувство Родины, ощущение корней, дают силы и верный ориентир в жизни».

    «Мы, учащиеся 10-го «А» класса,  благодарим  за огромный труд по сохранению памяти защитников Отечества. Имена героев навсегда останутся в памяти народной, а наш музей передаст эту память будущим поколениям учащихся лицея и микрорайона. Мы гордимся нашими земляками и обещаем быть достойными потомками. Вечная память павшим! Долгая память для живых! Пусть память о войне хранят и наших внуков внуки!»

Таким образом,  исследовательская деятельность лицеистов  в образовательном пространстве музея «Зеркало истории»   способствует формированию личности выпускника лицея – патриота Отечества, малой родины и её будущего защитника.

       Когда уходит из лицея последний ученик, гаснет свет в школьных коридорах, в нашем музее встречаются двое, а именно: богиня забвения Лето и богиня истории Клио. Они  ведут вечный философский спор о том, нужны ли нам вообще какие-то школьные музеи? Я надеюсь, вы понимаете, в чью пользу решается спор.

 


[1] Самарин О.Я. Взгляд орловца на русско-турецкую войну 1877-1978 гг. сквозь призму времени и поколений. / О.Самарин – Орёл: ООО « Оперативная полиграфия»,. 2009. -139с.

[2] «Юный краевед» 2009 г. №11. с..31 «Братская память»

[3] Самарина М.И. Имена героев Великой Отечественной войны и участников боевых действий в локальных войнах  в названиях орловских улиц, скверов и площадей / М.И.Самарина. – Орёл: ООО «Горизонт», 2011. -174 с.

[4] Самарин О.Я, Самарина М.И.Герои не умирают, они уходят в будущее и светят нам, живым, своим светом /О.Самарин. М.Самарина.- Орёл: ООО «Горизонт», 2009.-227с.

[5] «Хроники краеведа» 2010 г. - № 2. – с.102-103

[6]  «Читаем, учимся, играем» 2012 г. №2 - музейный урок «Улицы героев» с.43

[7] «Орловская правда» «Герои не умирают»  22 марта 2013г. с.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная деятельность в образовательном пространстве лицея

Описана организация профориентационной деятельности среди учащихся школы в выборе будущей профессии с использованием программного обеспечения....

Организация исследовательской деятельности в классах физико-математического направления лицея.

Из опыта работы  учителя математики МБОУ-лицей города Алейска Алтайского края Марковой Людмилы Константиновны. ...

Исследовательская деятельность учащихся в пространстве урока английского языка

Данная статья раскрывает основные этапы работы по формированию исследовательской культуры учеников; основные понятия (объект, предмет, актуальность и др.); рекомендации по работе с библиографическими ...

Проектно -исследовательская деятельность в образовательной области "география"

Мастер- класс по применению проектно-исследовательского метода на уроках географии и во внеурочной деятельности...

Планирование исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Эссе о возможном психолого-педагогическом исследовании по соотношению основного и дополнительного образования в средней школе...

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО о НО".

Темы выступления на проблемном очно-заочном семинаре-пректикуме: «Актуальные аспекты интегрирования при обучении младших школьников с нарушениями речевого развития». Создание комфортн...

Инновационный проект "Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство муниципального района"

Инновационная деятельность в образовательном учреждении — это один из аспектов его работы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий процесса...