Чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца
статья по краеведению на тему

Стрелецкая Елена Вениаминовна

В данной статье рассматривается вопрос приобщения подростков к изучению истории Санкт-Петербурга на материалах литературного наследия. Сегодня существует недостаточное использование краеведческой литературы на уроках Истории культуры Санкт-Петербурга. Автор попыталась показать. что грамотное и систематическое использование краеведческой литературы позволит воспитать юного петербуржца, привить ему гордость за историю города, в котором мы живем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_streletskaya.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Стрелецкая Елена Вениаминовна

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

ГБОУ средняя школа № 339 Невского района Санкт-Петербурга

ЧТЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСОКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНОГО ПЕТЕРБУРЖЦА

В данной статье рассматривается актуальный вопрос об изучении возможностей чтения краеведческой литературы в складывающейся образовательной ситуации и разработке технологий, способствующих привлечению современных школьников  к чтению краеведческой литературы с целью воспитания личности, соответствующей понятию «петербуржец».

В своем исследовании  мы опираемся на работу Т.Г.Галактионовой «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования», в которой личностные результаты определяются как сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; формирование развивающего круга чтения, что не противоречит требованиям, указанным в стандарте.

Целью нашего магистерского исследования является выявление  возможностей и ресурсов чтения краеведческой литературы как средства воспитания юного петербуржца. В повышении научного уровня в образовательно-воспитательной деятельности школьников большое значение имеет краеведение, которое в настоящее время прочно вошло в систему педагогического образования школы.

Краеведческая работа в силу своих специфических возможностей создает особые условия для освоения и изучения учащимися культурного наследия и может содействовать эстетическому и духовно-нравственному  воспитанию школьников. Проблема использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе получила педагогическое обоснование в трудах многих выдающихся ученых: Я. А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, М. В. Ломоносова. К. Д. Ушинский теоретически разработал родиноведческий принцип в обучении подрастающего поколения, показал большое воспитательное и образовательное значение использования краеведческого материала. Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Д.С. Лихачев, С. О. Шмидт, сформулировали в своих трудах основные принципы междисциплинарного краеведения как средства глубокого нравственно-эстетического и гражданского воспитания молодежи.

В концепции «Воспитание петербуржца XXI века» подчеркивается важная роль ценностно-смыслового диалога ребенка с окружающим миром.

Краеведческое знание это не только обращение к опыту прошлого, что само по себе интересно и значимо. Краеведение воспитывает уважение к национальным и культурным истокам, к родной земле, ее неповторимым особенностям.

Анализ литературы показал, что, несмотря на признание исследователями широких возможностей краеведения в развитии качеств гражданина, вопрос использования чтения краеведческой литературы  как средства  воспитания  юного петербуржца, формирования гражданственности и нравственности в реалиях современного этапа государственного и общественного развития России остается малоизученным. От эффективности гражданского образования в социально-экономической и культурной ситуации крупного города, во многом зависит уровень нравственной и правовой культуры граждан, что актуализирует проблему воспитания юных граждан средствами краеведения.

Мы согласны с Т.В.Менг. т.к. «важной задачей повышения качества школьного обучения является индивидуализация обучения в массовой школе. Индивидуализация обучения требует овладение преподавателем гуманитарными стратегиями педагогической деятельности, ориентированными на оказание помощи и содействия каждому ребенку в развитии компетенций, необходимых для жизни и социальной успешности. Одной из педагогических стратегий реализации индивидуализации обучения является проектирование обучающих сред, приближенных к реальной жизни.

Данный подход зародился в недрах конструктивизма, предполагающего, что учащийся не пассивно воспринимает готовые знания, а активно конструирует их в процессе взаимодействия с другими» [3].

В рамках педагогического исследования был проведен эксперимент, в котором приняли  участие 43 обучающихся 8-ых классов общеобразовательной школы Санкт-Петербурга. Цель эксперимента: изучить  опыт чтения краеведческой литературы подростками на уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга» и определить  актуальные направления его совершенствования средствами технологий чтения.

С целью изучения опыта чтения обучающимися краеведческой литературы был создан диагностический комплекс методик, включающий такие методы исследования, как анкетирование, наблюдение, тесты достижений:

Путем диагностики мы выяснили, что, несмотря на чтение краеведческой литературы, любовь к истории города, к городу Санкт-Петербургу как малой Родины, у современных подростков отсутствует мотивация для развития компетентности. Они учатся, читают краеведческую литературу, выполняют задания для отметок. В тесты достижений были включены вопросы и задания на определение уровня усвоения обучающимися учебных знаний по предмету «История и культура Санкт-Петербурга», сформированности  межпредметных связей. Результаты тестов сигнализируют о низком уровне компетентности в сфере самообразования. Отсутствие мотивации к обучению подтверждается низкими результатами тестов достижений.

Проводившееся  наблюдение позволило выявить  наличие речевых ошибок у обучающихся в речи, но подростки умеют общаться друг с другом, соблюдая культуру межличностных  коммуникации,  а также большая часть  наблюдаемых неравнодушна к полученной информации о  событиях, связанных с историей города, к своему отношению к прочитанному.

В ходе констатирующего эксперимента мы исходили из возможностей чтения краеведческой литературы подростками на уроках Истории и культуры Санкт-Петербурга. Констатирующий эксперимент исходил из предположения о ведущей роли краеведческой литературы в формировании юного петербуржца. Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость обогащения опыта чтения краеведческой литературы на уроках Истории и культуры Санкт-Петербурга  современных подростков.

Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент, целями  которого было:

-  обогащение опыта чтения краеведческой литературы на уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга»  с использованием различных методов и приемов  по работе с текстами краеведческого характера;

- выявление возможностей влияния используемых методик на формирование  качеств юного петербуржца.

Была проведена повторная диагностика, с использованием тех же методик, что и в формирующем эксперименте. Как показывают результаты диагностики, наблюдается повышение интереса к чтению краеведческой литературы. Дети стали лучше знать традиции города, интересоваться ими. Улучшение результатов тестов  достижений показывают, что круг чтения краеведческой литературы расширился.

Эксперимент показал, что мы можем влиять на:

-  круг чтения краеведческой литературы современного  подростка;

-  способы чтения краеведческой литературы;

-  активность подростков на уроке.

В процессе чтения у подростка улучшаются знания по предмету, проявляется чувство понимания прочитанного.

Расширяя опыт чтения краеведческой литературы на уроках Истории и культуры Санкт-Петербурга,  мы будем воспитывать юного петербуржца.

Таким образом, можно сказать, что опыт чтения краеведческой литературы  у современного подростка есть. Необходимы методики, направленные на вовлечение подростка в читательский процесс. Надо, чтобы чтение краеведческой литературы стало средством воспитания юного петербуржца.

Проведенный педагогический  эксперимент позволяет сделать вывод относительно актуальных направлений совершенствования опыта чтения краеведческой литературы в деятельности учителя на уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга».

На данном этапе исследования предварительные результаты позволяют подтвердить правомерность следующих утверждений:

 - чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца ориентировано в своих целях и средствах не только на предметные результаты учащихся, но и на развитие у учащихся качеств и свойств, соответствующих понятию петербуржец – толерантности, преданности культурному наследию родного города, интеллигентности, гордости за свою причастность к городу;

 - чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца способствует сохранению культурной языковой традиции петербуржца, увеличению словарного запаса, развитию культуры речи.

Использованная литература

1. Галактионова Т.Г. "Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования" Санкт-Петербург,2008

2. Концепция воспитания в системе образования «Воспитание петербуржца XXI века». – СПб., 2003.Пр.КО от 26.06.2033 №1014

3. Менг Т.В. Учитель на все времена. Материалы ХХХII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 13 апреля 2011 г.) / Под. ред. Козловой А. Г., Маралова В. Г., Маликова Р. Ш.. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2011.- 410 с., с.241-244.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала как средство воспитания любви к малой Родине в обучении географии

В работе рассмотрела региональный компонент содержания географического образования, методический аспект программы развития школы, региональный образовательный стандарт по географии Пермского края...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.

этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....

Массовые туристско-краеведческие мероприятия как средство воспитания у учащихся любви к родному краю

Туристско-краеведческой деятельности принадлежит  важная роль  в обучении, воспитании, профессиональной ориентации, социальной адаптации и оздоровления учащихся, разумном  использовании...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников

Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...

Статья "Воспитание юного Петербуржца"

Статья дла классных руководителей основной школы...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника

Статья о проблемах историко- патриотического воспитания и одном из методов их решения....

Музейно-краеведческая деятельность как средство воспитания человека с активной гражданской позицией

Музейно-краеведческая деятельность как средство воспитания человека с активной гражданской позицией...