"Помни имя свое" (комплексная программа духовно-нравственного воспитания учащихся на основе краеведения)
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

Гончарова Ирина Ивановна

Данная авторская программа духовно-нравственного воспитания молодежи представляет собой комплекс мероприятий по урочной, внеурочной и внешкольной деятельности на основе уроков краеведения, дополнительного образования и профильного лагеря. По данной программе автором собран и обобщен интересный и познавательный материал, включающий разработки уроков, мероприятий, конкурсов, проектов, исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_meropriyatiy_kraevedcheskogo_napravleniya.doc353 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Тейковского муниципального района

Морозовская средняя общеобразовательная школа

155035, Ивановская область, Тейковский район, село Морозово, ул. Молодежная, д.1-А

тел.8-49343 48-149, E-mail: morosovosoh63@mail.ru

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 10-15 лет

               

                            Автор:

       Гончарова Ирина Ивановна,

                                                            учитель русского языка

                                                                и литературы 1 категории

                                                                 МКОУ Морозовская СОШ

                                       Тейковского

                                                             муниципального района

Морозово

2014 г.

Пояснительная записка

Два чувства дивно близки  нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня:

Земля была б без них мертва.

А.С. Пушкин

Объективной необходимостью современной школы является гражданско-патриотическое и нравственное воспитание обучающихся. Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина, через приобщение школьников к культурному наследию страны и «малой родины».

Человечество не может жить без памяти культуры. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев говорит о том, что человека окружает природная и культурная среда. Природная среда нужна для биологической жизни человека, а культурная – для его духовной жизни. На наш взгляд, историческое прошлое родного края, который является частью Отечества, и составляет духовную, культурную жизнь каждого человека. Именно краеведение, обращает нас к прошлому, а прошлое – это наши корни, которые дают нам духовные и жизненные силы, прошлое – это окно в мир будущего. Поэтому историю своей малой родины необходимо знать и изучать, бережно хранить и передавать из поколения в поколение.

Таким образом, краеведение является одним из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, содействует нравственному, эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Через краеведение осуществляется связь школьников с жизнью малой родины, с ее художественной культурой, с людьми, созидающими духовные и эстетические ценности. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира  жителей,  и одновременно через многообразие выявляются черты общие, обнаруживается нравственное единство человечества, а у школьников формируются необходимые нравственные личностные качества.

В нашей школе  на протяжении многих лет краеведческая работа ведется планомерно и целенаправленно, что позволило создать комплексную программу мероприятий краеведческой направленности «Помни имя свое…».

  Назначение программы – развивать   познавательный интерес, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственную  и гражданскую  ответственность за судьбу родного края и Родины. Наша малая родина, Тейковский край, Ивановская область, – древняя земля. В ней, как в зеркале, отражается история нашего Отечества. С ней связаны судьбы многих людей, прославивших или воспевших свою Родину: святой Митрофаний Воронежский,  защитники земли русской Дмитрий Пожарский и Александр Суворов, герои войны 1812 года и Великой Отечественной войны,  ученые, художники, писатели, поэты, композиторы. Наш край богат природными богатствами и культурным наследием.

Комплекс мероприятий позволяет

  • сделать непрерывным процесс духовно-нравственного  и патриотического воспитания обучающихся на основе изучения истории малой родины, ее традиций, культуры;
  • расширить воспитательное пространство, так как в воспитательный процесс включаются родственники, знакомые, люди старшего поколения;
  • создать условия для  общения и совместной деятельности старшего и младшего поколений, развития творческой и социальной активности обучающихся;
  • ориентировать школьников на ведение здорового и активного образ жизни, организовать их досуг по интересам;
  • формировать личностные качества  обучающихся.

За время работы по программе накоплен богатый краеведческий материала, который широко используется на уроках и во внеурочной деятельности,  ребята получают навыки исследовательской и поисковой работы, в ходе коллективной деятельности формируются чувства гордости и патриотизма по отношению к своему народу,  земле, краю, Родине.

Цели и задачи программы «Помни имя свое…»

Цель программы:

  • изучение прошлого и настоящего родного края, обычаев, традиций и духовной культуры 

Задачи программы:

  • воспитание уважения к культуре и истории малой родины и Отечества,
  • сохранение исторических и культурных ценностей и традиций,
  • формирование основ патриотизма, личностных качеств человека, которые составляют основу коммуникативной, гражданской и социальной активности, через краеведческие знания о родном крае
  • развитие познавательной активности и творческих способностей,
  • формирование у школьников навыков поисковой, исследовательской и проектной деятельности в области краеведения,
  • формирование навыков информационной культуры, через использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.

Механизм реализации программы «Помни имя свое…»

Программа предусматривает целенаправленную работу над изучением и пополнением краеведческого материала различной тематики и направленности, организацию поисковой и исследовательской деятельности, а также обработку, обобщение и систематизацию материала.

Работа ведется по следующим содержательными линиям:

  • образовательная – знакомство с историей и культурой родного края, его прошлым и настоящим
  • ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на изучение, сохранение ценностей истории и культуры родного края
  • деятельностная – способствует формированию разнообразных видов деятельности и становлению через них культуросообразного поведения обучающихся
  • творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования.

Основные формы и методы организации деятельности

  • Образовательная деятельность:

- уроки-знакомства, уроки-лекции, конференции, социологические опросы

  • Поисковая деятельность:

- встречи с интересными людьми,

- работа с документами; СМИ; Интернет-ресурсами, архивными и фотоматериалами,

- запросы и их обработка,

- экспедиции по родному краю, посещение музеев

  • Туристическая деятельность

- организация различных видов  походов (пешие, на лыжах, велосипедные) с целью изучения истории и культуры родного края, его природных достопримечательностей

  • Проектная деятельность

- оформление и систематизация собранных материалов путем осуществления краткосрочных и долгосрочных проектов: рефераты, доклады, буклеты, презентации, сочинения, фотоотчеты, статьи в газету, тематические стенды.

Прогнозируемые результаты

Программа кружка поможет обучающимся овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Реализация данной программы предполагает:

  • развитие и укрепление у обучающихся чувства любви к родному краю, патриотизма;
  • формирование ведущих личностных качеств личности, 
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе
  • использование приобретенных знаний по истории и культуре родного края на уроках истории, литературы, географии;  
  • организацию практической деятельности;

Результативность  деятельности по программе

«Помни имя свое…» за 2010 – 2014 г.г.

В рамках краеведческой работы по программе

  • создан школьный краеведческий музей силами учителей, учащихся и их родителей
  • опыт работы по программе (презентации и работы учителя, разработки проектов учащихся) представлен на сайтах учителя в сети интернет

- сайт «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru сайт учителя русского языка и литература Гончарова Ирина Ивановна)

- сайт «Про школу ру» (приложение №4)

  • выпускаются тематические номера школьной газеты «Школьные вести»:

«100-летний юбилей школы» (№1 от 10.01.2012),

«Год культуры»(№4 от 10.12. 2013 – выпуск данного номера стал победителем областного конкурса школьных печатных изданий) (приложение №4)

  • участники программы активно применяют знания, полученные в рамках краеведческой работы в творческих конкурсах различной направленности и уровня:

- Всероссийский конкурс «Салют, победа!»: конкурс сочинений о войне - Васильева А., диплом 3 степени – 2014;

- Всероссийский конкурс «Салют, победа!»: краеведческая викторина о войне - Гончарова Е., диплом 3 степени – 2014

- Всероссийская олимпиада школьников по краеведению «Предания старины далекой» - Афанасьева Е., Васильева А. – 6 класс – призеры, Павлова О. – 6 класс, Ермилова В. – 5 класс – участники, 2013

- Областные фестивали детского творчества «Светлый праздник» и «Рождественский подарок»: рисунки – Васильева А., Дмитриева А., стихи – Афанасьева Е., 2012, 2013 г. и другие (приложение №4)

- результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся  по программе представлены в таблице:

Тема

Итог работы

Востребованность материала

2010-2011

История моего края в годы войны

Проект «Мы родом не из детства – из войн»

- доклад,

- презентация,

-«Книга воспоминаний»,

-тематический стенд «Дети войны»

Победители районных краеведческих чтений

2011-2012

Культурное наследие моего края

Проект «Наш дар бессмертный – речь: посвящается памяти ученого-лингвиста С.И.Коткова»

- доклад,

- презентация,

- буклет

Поездки

- краеведческий музей г.Тейкова

- музей школы №4 г.Тейкова

Победители районных краеведческих чтений

Дипломанты областных краеведческих чтений

2012-2013

Духовные святыни  нашего края

Проект «Золотые купола»

- доклад,

- презентация,

- буклет,

-экскурсионно-туристический маршрут по святым местам нашего края,

- виртуальная экскурсия,

-описание объектов маршрута

Поход:

- сплав по реке Нерль

Экскурсия:

- мужской монастырь Золотниковская Успенская пустынь

Победители районных краеведческих чтений

Участники областных краеведческих чтений

Участники акции «Я – гражданин России»

Статья в газете «Наше время»

2013-2014

Семья и ее культурные и духовные ценности

Проект «Моя родословная»

-сочинение «Перелистывая семейный альбом»

Проект «Культурное наследие моего края»

- презентация «Гори, сияй, моя звезда: история Золотниковской пустыни»

Поездки:

- краеведческий музей им. Бурылина (г.Иваново)

Походы:

- поиск святого источника (лыжный),

- посещение памятника летчику Ю.Соколову (пешеходный)

Участие во Всероссийском конкурсе «Салют, Победа»

Участие в областном конкурсе компьютерных проектов в номинации «Сокровища земли Ивановской»

Оформление стенда «Путешествие по губернии»

Статья в газету «Наше время»

Приложение №1

Рабочая программа по предмету

«Краеведение» 5-6 классы

на 2013-2014 г.г.

 

Количество часов  1 час в неделю (70 часов)

Срок реализации программы 2 года

Пояснительная записка.

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основе

  • региональной программы «Моя Родина – Ивановский край»/Волкова Н.С. – Иваново, 2005
  • примерной программы курса "Литературное  краеведение" (8 класс) /Жукова Н.Г., методист кафедры общеобразовательных дисциплин  АУ «Институт развития образования Ивановской области»
  • с учетом истории и культурного наследия Тейкова и Тейковского района, краеведческих наработок и материалов из опыта работы учителя
  • в соответствии с базисным учебным планом.

На изучение курса «Краеведение»  в 5-6  классе в соответствии с Региональным базисным учебным планом  отводится 1 часа в неделю, т.е. 35 учебных часа в год.

Программа рассчитана на 2 года:

  • 1 год обучения – «Искусство родного края», предполагает знакомство с историей ремесел, промыслов, различными видами искусства в нашем крае и их представителями
  • 2 год обучения – «Литература родного края» -  предполагает изучение литературы родного края.

Общая характеристика учебного предмета

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует нравственному, эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Обучение по программе курса «Краеведение» позволит учащимся познакомиться с историей, культурой родного края. Изучение культуры Ивановской области  чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими традициями. С ней связаны имена  композиторов Аренского А.С., Бородина А.П., Рахманинова С.В., певца Шаляпина Ф.И., художников Голикова И.И., Корина П.Д., Левитана И.И., Пророкова Б.И., братьев Чернецовых, Кустодиева Б.М., архитекторов Весниных Л.А, кинорежиссера Тарковского А.А., меценатов Бурылина Д.Г., Гарелина Я.П, Цветаева И.В. Велико литературное наследие нашего края, представленное как местными, так и общеизвестными именами: Островский, Бальмонт, Фурманов, Семеновский, Ноздрин, Баркова, Майоров, Лебедев и многие другие.

 Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 5-6 классов.

Образовательные цели и задачи курса

Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры, обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения духовного и художественного наследия Ивановского края.

Цель курса определяет характер конкретных задач:

  • воспитать любовь школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;
  • сформировать у обучающихся представление о месте Ивановского края в истории отечественной культуры;
  • расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
  • расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
  • выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
  • на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края;
  • развивать практические навыки  поисковой и исследовательской работы учащихся с краеведческим материалом.

Содержание курса

1 год обучения «Искусство родного края»

Введение (3 часа). Краеведение как особая учебная дисциплина.

Исторические, географические параметры понятия «Ивановский край». Традиции ярмарочных гуляний. Тихоновская, Середская, Парская ярмарки.

Знакомство с историей Тейкова и Тейковского района. Известные ученые Тейкова: С.Котков, Д. Крайнов.

Моя родословная.

Защитники земли русской и наш край  (4 часа)

Святые имена нашей земли. Славные имена нашего края. Наш край в годы ВОв.

Народные промыслы (4 часа). 

Искусство росписи ткани. От кустарного ткачества к современному промышленному производству. Строчевышивальные фабрики. Искусство Пучежа. Гобелен.  Искусство батика. Ивановский музей ситца.  Плесский  фестиваль «Льняная палитра».

Палехская, Холуйская роспись. Музей лаковой миниатюры в Палехе.

Искусство иконописи. Палехская школа. Палехская иконография как продолжение традиций древнесуздальской и московской иконописной школ 15-16 вв.

Творчество Гурия Кинешемца (Кинешемцева). Коллекция икон и древнерусского искусства  Ивановского областного художественного музея.

Народное песенное искусство (1 час). Частушки. Бурлацкие песни. Шуйская гармонь.

Православное церковное пение (1 час). Знаменные распевы. Современное вокально-хоровое духовное пение, ивановские ансамбли «Светилен», хор мальчиков под управлением А. Жуковского, ансамбль духовной музыки под руководством  С. Бодрова.

Великие композиторы и наш край (6 часов).

Аренский А.С., композитор, дирижер, хормейстер, пианист, педагог, владелец усадьбы Фроловка  Кинешемского уезда (ныне Заволжский район).

Выдающийся  композитор второй половины XIX века Бородин А.П.,  его пребывание в м. Соколово Кинешемского уезда (ныне Заволжский район) и работа над оперой «Князь Игорь».

Композитор, пианист  Рахманинов С.В. и семья фабриканта, мецената Коновалова.

Певец Шаляпин Ф.И. и Музей пейзажа в Плесе, Дачный театр Шаляпина.

«Оболсуновский Орфей» - Станчинский как представитель Серебряного века в нашем крае.

Современные композиторы земли Ивановской.

Великие художники и наш край (7 часов). 

Братья Чернецовы  и Лух, видовые пейзажи России на основе созданных в совместных поездках акварелей, этюдов и зарисовок (панорама берегов Волги, 1838-1851г.).

Кустодиев Б.М. и Кинешма, талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, картина «Ярмарка» (1906 г.).

Левитан И.И. и Плес, знаменитые картины «Вечер. Золотой Плес», «Вечерний звон», Музей русского пейзажа в Плесе.

Русские художники и Волга: Саврасов А. К., выдающийся пейзажист, заложивший основы лирического пейзажа (или «пейзажа настроения») в русском искусстве, связь  творчества с Волгой. Репин И. Е, картины, написанные во время путешествия по Волге. Верещагин В. В.,  мастер батального жанра в русской живописи 19 в., связь с Волгой.

Пророков Б.И., советский график, народный художник СССР, автор серии полотен о Великой Отечественной войне «Это не должно повториться!», «За колючей проволокой», музей художника в Иванове.

Современные ивановские художники. Коллекция Ивановского областного художественного музея.

Русское деревянное и каменное зодчество в Ивановском крае (4 часа).

Древние храмы и монастыри и  современное церковное строительство. Исторические памятники: Белый город (1661-1663, Юрьевец), Успенский собор (17-18 вв., Плес), Крестовоздвиженский храм (1774, Палех) и др.

Памятники усадебного искусства. Усадьба Рузского «Студеные ключи» в Заволжском районе.

Великие архитекторы братья Веснины и их связь с Юрьевецкой землей. Современная городская скульптура.

Меценатство в Ивановском крае (3 часа).

Деятельность Гарелина Я.П. и Бурылина Д.Г.

Связь создателя «Музея изящных искусств» в Москве И.В. Цветаева с Ивановской землей.

Кинематография (1 час). Жизнь и творчество кинорежиссера А. Тарковского, Юрьевец в творческой судьбе. Продолжение традиций в кинофестивале «Зеркало». 

2 год обучения «Литература родного края»

Введение (1 час)  Литературное краеведение как учебная и научная дисциплина.

Предмет курса. Основные понятия и определения. Цели и задачи занятий по литературному краеведению. Известные краеведы Ивановской области.

Самостоятельная работа: запись тезисов  лекции.

Формы контроля: проверка записей в тетрадях

Истоки литературы Ивановского края (6 часов)

Родословная  Ивановского края. Самобытные культурные и народные традиции края.  Музеи нашего края: литературно-краеведческий музей "Писатели Ивановского края" ИвГУ; единственные в стране Музей ситца в Иванове, Музей лаковой миниатюры в Палехе, Музей русского пейзажа в Плесе.

Театры и библиотеки, творческие объединения, созданные в последние годы (Шереметев-центр, центр «Ювента»), литературный клуб «Звездный дождь» в Тейкове.

Самостоятельная работа: написание заметки в школьную газету или сочинения-отзыва об одном из музеев.

Формы контроля: проверка самостоятельных работ.

Ивановский  край  в  произведениях  фольклора

Фольклор  как  искусство художественного  слова. Особенности  УНТ. Наш  край  в  произведениях фольклора: былинные традиции в «Древних российских стихотворениях, собранных Киршею Даниловым».

Специфический  характер ивановского  фольклора. Текстильное  производство  и  рабочий

фольклор. Историческая  обусловленность. Сказ и  частушка -  доминирующие  формы рабочего фольклора. Особое  явление  -  фольклор,  отразивший события  1905  года.  

Местный диалект и наиболее  распространенные  жанры  фольклора. Лирические  песни, календарные,  семейно-бытовые, песни  социального  характера. Конструирование обряда.

Самостоятельная работа: запись и анализ фольклорного материала, составление словаря диалектных слов.

Формы контроля: выступление на уроке.

Забытое  имя:  творчество Н. Грамматина. Николай Федорович Грамматин  (1786 - 1827) — поэт, писатель, филолог, один из первых исследователей и поэтических перелагателей «Слова о полку Игореве». Культурно-просветительская  деятельность Грамматина: Новый  английско-российский  словарь, Рассуждения о древней русской словесности, переложение «Слова о полку Игореве»,   сборник стихов «Досуги», посмертный сборник «Стихотворения». Доминанты  творчества: ориентация на  фольклорные  традиции,  связь  с  поэзией  Жуковского,  тема  природы.

Самостоятельная работа. Подготовить  презентацию, используя материалы интернета.

Литература  Ивановского  края  в   XIX  столетии (5 часов)

Капитализация  России. Особенности  индустриального  развития   Иванова:  ситцепечатные фабрики,  новый  класс и  психология  «работных  людей». Появление  очерков  и  бытописательства.

Наиболее  яркие  имена  в  литературой  жизни  ивановского края XIX века: В. А.  Рязанцев, Ф. Д.  Нефедов, А.  А.  Потехин, П. А.  Зарубин.

Василий Алексеевич Рязанцев (1829-1866).

Один  из  первых  бытописателей  села  Иванова. Характерная  черта  произведений  -  нескрываемая  ненависть  к  фабрикантам и  глубокое  сочувствие  рабочим. Повесть  «Добрый  человек»: фактически  первое упоминание   в  русской  литературе  образа  фабриканта.Сатирические  наблюдения  за  бытом  и  нравами фабричного  села  Иванова.

Филипп Диомидович Нефедов (1838-1902).

Ивановская  тема  в литературно-публицистической  деятельности  Нефедова:  быт и  работы  ивановских  «фабричных»,  «мастерков»,  крестьян,  мелких  лавочников,   вопросы  просвещения,  проблемы  женского  образования и  женский  вопрос. Н.А. Некрасов  и  Ф.Д. Нефедов.

Эстетические  взгляды: требование от   литературы  правдивого отражения   действительности,  показа  «настоящей»  жизни. Реализация  этого положения в  творчестве: рассказ «Чертово  болото». Лучшие  бытовые  очерки: «Девичник. Очерк  фабричных  нравов»,  «Святки  в  селе  Данилове. Очерки  русской  фабричной жизни», «Наши  фабрики и  заводы».

Павел Алексеевич Зарубин (1816-1886).

Писатель-журналист,  писатель-самоучка.  Изобретательская деятельность Зарубина.

Литературный  дебют в  «Русском  вестнике» - «Заметки  о  Варнавинском  уезде».

Главный  литературный  труд -  «Темные  и светлые  стороны  русской  жизни». М. Горький  и  П.Зарубин. Романы «Жизнь»,  «Торговая Волга»,  повести: «Мещанская  женитьба», «Русский  самоучка».

Алексей Антипович Потехин (1829-1908).

А.Потехин - прозаик,  автор   путевых  и  этнографических  очерков,  романов, повестей  из  народного  быта, драматург. Сотрудничество  с журналом «Москвитянин»,  знакомство  с  А.Н. Островским,  первые  драматургические  опыты. Успех театральных  постановок  Потехина (комедия «Мишура», «Вакантное  место», «Выгодное  предприятие»).

Патриархальный  мир и капитализация  русской  деревни в  очерках,  повестях,  романах:   «На  фабрике»,  «Фабричные дети», «Около  денег»,  «Молодые  побеги».  

У  истоков  пролетарской  поэзии. Сергей Федорович Рыскин (1859-1895).

Феномен  «авторско-народной» песни  «Удалец».  Крупное  стихотворное  произведение  -  поэма  «Кому  живется вольготно,  счастливо не  то  в  селе,  не  то  в  городе».  Творческая  жизнь   в  Москве, знакомство  с  Чеховым.  Ивановская  история  в  стихотворном изложении: «Ванька Каин». Образ  поэта и  долг  поэта  в  поэтическом наследии  Рыскина. Интерес  поэта к образом города,  выход  «на  орбиты»  большой  литературы (Маяковский,  Блок,  Брюсов).  

Известные имена (3 часа)

Поэтическое  созвездие: К.Бальмонт и М.Цветаева.

К. Бальмонт и Шуя. Село  Гумнищи  и  родовые  корни  Бальмонта. Раннее творчество  Бальмонта. «Фейные сказки». Романтически  мятежный  дух  поэзии  Бальмонта. Личностное начало в  творчестве поэта. Музыкальность,  напевность стиха и  магия  звуков  Бальмонта. Бальмонт  в  оценках  современников и критиков. Годы  эмиграции как  трагическая  страница  в  биографии  Бальмонта. Творческое  наследие  Бальмонта.  

Формы работы: виртуальная экскурсия с использованием программы Windows Movie Maker. Урок в форме устного журнала. (Приложение «К. Бальмонт и Шуя»).

Самостоятельная работа и формы контроля: выпуск рукописного сборника детских стихов.

Род Цветаевых и Ивановский край. Родовые  корни  семьи  Цветаевых. Просветительская  и  культурная  деятельность  Ивана  Цветаева. Творческая  судьба  М. Цветаевой. Основные  черты  поэзии:  автобиографичность,  дневниковость. Фольклорные  мотивы, традиции  городского  «жестокого  романса»,  частушек,  а  также образ  родины,  поэзии,  любви в  сборниках 1910-1920 гг. Экспрессивность,  философская  глубина,  психологизм  и  мифотворчество,  острота  одиночества в  творчестве  эмигрантских  лет. Стихотворение «Отцам»; очерки «Лавровый венок», «История одного посвящения» - отношение поэтессы к родовым корням, к своему прошлому.

Формы работы: учебная презентация (приложение «Память о родовых корнях в поэзии и прозе Марины Цветаевой»).

Самостоятельная работа:  создание  творческой работы.

Формы контроля: выступление на уроке.

А.Н.Островский и Щелыково. Связь А.Н.Островского с Ивановским краем. Усадьба Щелыково. «Снегурочка» (прототип, замысел, образ). Островский и Соболев. Островский и театр.

Формы работы: заочная экскурсия с использованием учебной презентации.

Самостоятельная работа: учебные доклады «Островский и Кинешма», «Кинешемский быт в пьесах Островского», «Островский – составитель «Волжского словаря», «Островский – создатель Русского Национального театра» и др.

Литература «красной губернии»: 20-40-е годы XX века (7 часов)

Общая  культурная  ситуация  края.  Социально-общественные причины литературного подъёма в первые послереволюционные годы (выход альманахов, сборников «Начало», «Живописное слово», «Взмах», «Коробейники» и др., организация издательства «Основа»). Деятельность поэтического объединения при газете «Рабочий край» (Д. Семеновский, Д. Артамонов, И.Жижин, А. Баркова и др.). Рукописный журнал «Пустослов». Поддержка ивановских писателей со стороны М. Горького, А.А.  Блока, А.К. Воронского.

Критик А. Воронский  о  «литературе низовой  демократии». Революционный  пафос  поэзии и   пролетарская  поэзия  тех  лет: М.Артамонов,  И.Назаров, И. Жижин,  С.Огурцов.  С. Огурцов: феномен «комсомольского  поэта».

Дм. Семеновский: «настоящий  русский  интеллигент». Детство и юность поэта. Раннее поэтическое творчество Семеновского. Темы родной природы, России. Фольклорные, библейские образы. («Микула», «На ярмарке», «Родина», «Пасха», «Леший» и др.). Тема родного края в поэзии Семеновского («Палех», «Юрьевец», «Артель», «Волга»).

Авенир Ноздрин. Трагическая  судьба  поэта. Ивановские  литераторы и  ученые  и  дневники  А. Ноздрина: публикации  последних  лет.

А.Н. Благов. Жизненный и творческий путь поэта. Своеобразие поэтического почерка Благова. Поэма «Десять писем»  как одно из лучших произведений поэта. Жизнь текстильного края в поэзии Благова 30-50-х годов. Э. Багрицкий, А. Твардовский о поэзии Благова.

Возвращенные  имена. Анна  Баркова:  «в  списках  не  значился».   Л.Таганов о  поэтессе  А. Барковой. Публикации последних  лет.

Д.М. Фурманов. Ивановский край и детские, юношеские годы Фурманова. Мечты о писательстве. Фурманов – комиссар Чапаевской дивизии. Роман «Чапаев». «Иваново-Вознесенские страницы» книги. 

Ивановское братство поэтов-фронтовиков (5 часов)

Писатели-ивановцы в Великой Отечественной войне. Фронтовые судьбы и творчество А. Лебедева, Н. Майорова, М Дудина, И. Ганабина, М. Бритова и др.

Тема моря, дружбы, любви в поэзии А. Лебедева.

Тема героического поколения в стихах Н. Майорова.

Образ матери, малой родины, родной природы в лирике М. Дудина.

«Окопная правда» фронтовых стихов В. Жукова.

Тема войны в творчестве писателей и поэтов Тейковского края

Новые имена (3 часа)

Поэты-шестидесятники  и  ивановская  литература. Творчество  Л. Щасной.

«Ты уходишь в вечность…» (Жизнь и творчество Елены Рощиной). Судьба Елены Рощиной. Письма и дневники. Мотивы лирики М. Цветаевой в творчестве Е.Рощиной. Темы одиночества, предчувствия, трагизма в стихах поэтессы. Философская лирика.

Учебная презентация «Елена Рощина».

Новейшая молодая поэзия: И. Жуков, Дм. Шукуров, В.Ломосков, Д. Лакербай, Ю. Орлов и др.

  Самостоятельная работа: анализ стихотворения, участие в исследовательской работе.

 Литературная карта Тейковского края (4 часа)

Писательская династия Смирновых: отец и сын. Литературные новинки о Тейкове: «Тее ково? Книга о Тейкове и тейковцах», «Бархатная книга».

История газеты «Наше время» и краеведческие странички: Платонычев, Рябченко, Потанин. Литературные странички газеты: обзор публикаций.

Нерль – родина поэтов Н. Тютяева и Ф.Акишиной.

Виды деятельности

Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, заочные экскурсии, вечера-встречи, художественные гостиные, образовательные путешествия, посещение музеев и др.

Формы контроля

Тестирование

Подготовка сообщений, рефератов, творческих работ 

Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу

Требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения дисциплины «Краеведение. Образовательная область «Искусство»» учащиеся должны:

  • Знать и понимать: 
  • народные промыслы Ивановской области;
  • характерные особенности эпохи и жизни Ивановского края, отраженные в  созданных великими мастерами произведениях;
  • биографии художников, скульпторов, композиторов, режиссеров, меценатов, писателей их вклад в культуру России.
  • Уметь:
  • давать устный и письменный  аргументированные ответы о вкладе великих мастеров Ивановского края в отечественную культуру;
  • составлять рассказ о художнике, композиторе, архитекторе, скульпторе, режиссере, писателе.
  • подготовить  сообщение об авторе и его произведениях;
  • работать со справочной  литературой и Интернет-источниками.

Критерии и нормы оценки

Критерии оценивания  тестовых заданий.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные  ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение  трех и  более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

Критерии оценивания письменных творческих работ.

«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.

«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.

«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.

«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.

Методическое обеспечение

Баделин В.И. Земля Иванов: историко-литературные очерки. Иваново, 2001.

Баделин В.И. Люди и легенды Верхневолжья. Иваново, 1990.

Балдин К.Е Яков Гарелин: предприниматель, историк, меценат. М,1993.

Балдин К.Е., Ильин Ю.А. Ивановский край в истории Отечества.  Иваново, 1998.

Бобров Е.Н., Иванников А.И. Тихонова пустынь и Лухский край. Иваново, 1999.

Гарелин Я.П. Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад. Иваново, 2001.

Герасимов В.В. Сквозь пласты времени. Ярославль, 1988.

Гущина Н.Б. Художественная культура  Ивановской области, Иваново, 2007.

Дни Андрея Тарковского на Ивановской земле. – Иваново, 2002.

Зимин В.П. Ивановский край. Биографический словарь, Иваново, 2005.

Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь. Шуя, 1994.

Иваново: история и современность. Иваново, 1996.

Моя Родина – Ивановский край. Иваново, 2005.

Научно- популярный и литературно-художественный альманах «Солнечная пряжа», выпуск 1/2007.

Краеведческие  записки.  Выпуск  1. Иваново,  1990.

Куприяновский  П.В.  О  литературе  и  писателях  Ивановского  края // Писатели земли  Ивановской. Ярославль, 1988.

Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: Учебное пособие / Сост. И.А. Хромова и П.М. Тамаев. – Иваново, 1991. – 124 с.

«Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995.

Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.

Моя Родина – Ивановский край. Иваново, 2005

Писатели текстильного  каря. Иваново, 1953.

Писатели  земли  Ивановской: Библиографический  справочник.  Ярославль  1988.

Смирнов В.А. Фольклор Ивановского края// Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период. Учебное пособие. Иваново, 1991.

Шилов М.П. Ивановское краеведение. Иваново, 2005.


Календарно-тематическое планирование по предмету краеведение

«ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ» - 5 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Примечание

Тема 1. Введение. Краеведение. Образовательная область «Искусство» как особая учебная дисциплина – 3 часа

 1

Исторические, географические параметры понятия «Ивановский край».

Традиции ярмарочных гуляний. Тихоновская, Середская, Парская ярмарки.

1

Презентация учителя «С чего начинается Родина?»

2

Знакомство с историей Тейкова и Тейковского района. Известные ученые и наш край: Котков, Крайнов

1

Презентация учителя «История Тейкова и Тейковского района», проект учащихся о жизни ученого-лингвиста С.И.Коткова

3

История семьи в истории родины. Моя родословная.

1

Тема 2. Защитники земли русской и наш край – 4 часа

4

  Святые имена нашей земли: Тихон Лухский, Митрофаний  Воронежский –  русские святые.

1

Проект учащихся о жизни святого Митрофания Воронежского

5

 Славные имена нашего края: Дмитрий Пожарский, Александр Суворов,   Властов.

1

Презентация учителя «Суворов и наш край», интернет-ресурсы о Дмитрии Пожарском

6

 Наш край в годы Вов. История легендарного авиаполка Нормандия Неман. Сталинградская битва и Чернцы.

1

Диск по краеведению «Наш край в ВОвойне»

7

Герой Советского Союза Дмитрий Рыжов – наш земляк

1

Проект учащихся о жизни и подвиге Рыжова Д.А.

Тема 3. Народные промыслы нашего края – 4 часа.

8

  Искусство росписи ткани: вышивка, гобелен, батик. Ивановский музей ситца.  Плесский  фестиваль «Льняная палитра»

1

Презентация учителя «Промыслы»

9

Палехская, Холуйская роспись. Музей лаковой миниатюры в Палехе. Продолжение традиций в современное время

1

10

Искусство иконописи. Палехская иконография как продолжение традиций древнесуздальской и московской иконописной школ 15-16 вв.

1

11

Творчество Гурия Кинешемца (Кинешемцева). Коллекция икон  древнерусского искусства  Ивановского областного художественного музея

1

Тема 4. Народное песенное искусство (1 час).

12

Частушки. Бурлацкие песни. Шуйская гармонь.

1

Презентация учителя «История шуйской гармошки»

Тема 5. Православное церковное пение – 1 час

13

Знаменные распевы. Современное вокально-хоровое духовное пение, ивановские ансамбли «Светилен», хор мальчиков под управлением А. Жуковского, ансамбль духовной музыки под руководством  С. Бодрова. Тейковский ансамбль «Березовские гусляры»

1

Презентация учителя «Музыкальное искусство нашего края»

Тема 6.  Великие композиторы и наш край – 6 часов

14

Аренский А.С., композитор, дирижер, хормейстер, пианист, педагог, владелец усадьбы Фроловка  Кинешемского уезда (ныне Заволжский район).

1

Презентация учителя «Великие композиторы и наш край»

15

Выдающийся  композитор второй половины XIX века Бородин А.П.,  его пребывание в м. Соколово Кинешемского уезда (ныне Заволжский район) и работа над оперой «Князь Игорь».

1

Презентация учителя «Великие композиторы и наш край»

16

Композитор, пианист  Рахманинов С.В. и семья фабриканта, мецената Коновалова.

1

Презентация учителя «Великие композиторы и наш край»

17

Певец Шаляпин Ф.И. и Музей пейзажа в Плесе, Дачный театр Шаляпина.

1

18

«Оболсуновский Орфей» - Станчинский как представитель Серебряного века в нашем крае.

1

Презентация учителя «Великие композиторы и наш край»

19

Современные композиторы земли Ивановской. Олег Митяев и его песни. Группа «Авария»

1

Тема 8. Великие художники и наш край – 5 часов

20

Братья Чернецовы  и Лух, видовые пейзажи России на основе созданных в совместных поездках акварелей, этюдов и зарисовок (панорама берегов Волги, 1838-1851г.)

1

21

Кустодиев Б.М. и Кинешма, талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, картина «Ярмарка» (1906 г.)

1

Презентация учителя «Кустодиев в Кинешме»

22

Волга и творчество русских художников: Левитана И.И., Саврасова А. К., Репина И. Е, Верещагина В. В. Музей русского пейзажа в Плесе.

1

Презентация учителя «Левитан в Плесе», проект учащихся

23

Пророков Б.И., советский график, народный художник СССР, автор серии полотен о Великой Отечественной войне

1

24

Творчество нашего земляка – Мухина. Современные ивановские художники. Коллекция Ивановского областного художественного музея

1

Презентация учителя «Жизнь и творчество художника Мухина»

Тема 9.   Русское деревянное и каменное зодчество в Ивановском крае – 4 часа

25

Древние храмы и монастыри и  современное церковное строительство. Исторические памятники: Белый город (1661-1663, Юрьевец), Успенский собор (17-18 вв., Плес), Крестовоздвиженский храм (1774, Палех) и др.  

1

Презентация учителя «Архитектурные памятники нашего края»

26

Золотниковская пустынь – истории и легенды.

1

Проект учащихся «Золотые купола»

27

Памятники усадебного искусства. Усадьба Рузского «Студеные ключи» в Заволжском районе.

1

28

Великие архитекторы братья Веснины и их связь с Юрьевецкой землей. Современная городская скульптура

1

Тема 10. Меценатство в Ивановском крае - 3 часа

29

Каретников и Тейково. Бутурлин и Морозово

1

Презентация учителя «История Тейкова и Тейковского района», проект учащихся «Исторические лики села Морозово»

30

Деятельность Гарелина Я.П. и Бурылина Д.Г.

1

31

Связь создателя «Музея изящных искусств» в Москве И.В. Цветаева с Ивановской землей

1

Интернет-ресурсы

Тема 11.   Кинематография и наш край– 2 часа

32

Жизнь и творчество кинорежиссера А. Тарковского, Юрьевец в творческой судьбе.

1

Презентация учителя «Тарковский и наш край»

33

Продолжение традиций в кинофестивале «Зеркало»

1

Презентация учителя «Тарковский и наш край»

34

35

 Итоговый проект «Золотое кольцо моей малой родины»

1

Календарно-тематическое планирование по предмету краеведение

«ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ» - 6 класс

Тема

Кол.

час

Введение - 1 час

Примечание

1

Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

 Известные краеведы Ивановской области.

1

Истоки литературы Ивановского края - 6 часов

2

Родословная  Ивановского края. Самобытные культурные и народные

 традиции края.  Музеи нашего края.

1

3

Театры и библиотеки как центры культуры

1

4

Истоки литературы Ивановского края. Особенности  УНТ. Наш  край  в

 произведениях фольклора: былинные традиции в «Древних российских

 стихотворениях, собранных Киршею Даниловым».

1

5

Особенности ивановского  фольклора. Текстильное  производство  и  рабочий фольклор: сказы, частушки.

1

6

Местный диалект и наиболее  распространенные  жанры  фольклора.

Лирические  песни (календарные,  семейно-бытовые, песни  социального

характера).

1

7

Забытое  имя. Николай Федорович Грамматин  (1786 - 1827) — поэт,

писатель, филолог, исследователь «Слова о полку Игореве».

1

Презентация учителя «Жизнь и творчество Грамматина», проекты учащихся

Литература  Ивановского  края  в   XIX  столетии - 5 часов

8

Жанр очерка  и  бытописательства. Василий Алексеевич Рязанцев - один  из  первых  бытописателей  села  Иванова.

1

Презентация учителя «В.А.Рязанцев»

9

Ивановская  тема  в литературно-публицистической  деятельности

Ф.Д.  Нефедова

1

Презентация учителя «Ф.Д.  Нефедов»

10

Павел Алексеевич Зарубин - писатель-журналист,  писатель-самоучка,  изобретатель.

1

Презентация учителя «П. А.Зарубин»

11

А.А.Потехин - прозаик,  этнограф, драматург.

1

12

У  истоков  пролетарской  поэзии: Сергей Федорович Рыскин

1

Презентация учителя «С.Ф.Рыскин»

Известные имена - 3 часа

13

К.Бальмонт и Шуя. Тема «малой родины» и России. «Фейные сказки».

1

Интернет-ресурсы о К.Бальмонте, презентация учителя к стихотворению «Дрема»

14

Род Цветаевых и Ивановский край. Тема Родины и отчего дома.

1

Интернет-ресурсы о М.Цветаевой

15

А.Н. Островский и Щелыково. «Снегурочка» (прототип, замысел, образ).

1

Интернет-ресурсы о А.Островском

Литература «красной губернии»: 20-40-е годы XX века - 7 часов

16

Литературный подъём в  Ивановском крае в первые послереволюционные годы. Газета «Рабочий край». Рукописный журнал «Пустослов». Критик А. Воронский

1

Презентация учителя «История газеты «Рабочий край»

17

 Революционный  пафос  поэзии и   пролетарская  поэзия  тех  лет.

С. Огурцов: феномен «комсомольского  поэта».

1

18

Д. Семеновский: «настоящий  русский  интеллигент». Тема родного края в поэзии Семеновского («Палех», «Юрьевец», «Артель», «Волга»).

1

Презентация учителя «Д. Семеновский»

19

Авенир Ноздрин. Трагическая  судьба  поэта.

1

20

А.Н. Благов. Жизненный и творческий путь поэта. Жизнь текстильного края в поэзии Благова 30-50-х годов.

1

21

Возвращенные  имена. Анна  Баркова:  судьба и творчество поэтессы.  

1

Проект учащихся о жизни и творчестве А.Барковой

22

Изображение гражданской войны в романе Д.А. Фурманова «Чапаев»

1

Тема.   Ивановское братство поэтов-фронтовиков – 5 часов

23

Писатели-ивановцы в Великой Отечественной войне. Тема моря, дружбы, любви в поэзии А. Лебедева.

1

Проект учащихся о жизни и творчестве

А. Лебедева.

24

Тема героического поколения в стихах Н. Майорова.

1

Проект учащихся о жизни и творчестве

Н. Майорова.

25

Образ матери, малой родины, родной природы в лирике М. Дудина.

1

Проект учащихся о жизни и творчестве

М. Дудина.

26

«Окопная правда» фронтовых стихов В. Жукова.

1

27

Тема войны в творчестве писателей и поэтов Тейковского края. А.Аксёнов

1

Презентация учителя «Жизнь и творчество А.Аксенова»

Тема 14.   Новые имена в литературе – 3 часа

28

Поэты-шестидесятники  и  ивановская  литература. Творчество  Л. Щасной.

1

29

Жизнь и творчество Елены Рощиной. Темы одиночества,

Философская лирика

1

30

Новейшая молодая поэзия: И. Жуков, Дм. Шукуров, В.Ломосков,

Д. Лакербай, Ю. Орлов и др.

1

Литературная карта Тейковского края - 4 часа

31

Писательская династия Смирновых: отец и сын. Литературные новинки о Тейкове: «Тее ково? Книга о Тейкове и тейковцах», «Бархатная книга».

1

32

История газеты «Наше время» и краеведческие странички: Платонычев, Рябченко, Потанин. Литературные странички газеты: обзор публикаций.

1

Презентация учителя «История газеты «Наше время»

33

Нерль – родина поэтов Н. Тютяева и Ф.Акишиной

1

Презентация учителя

34

35

Итоговый проект «Лучшее о родном крае»

1


Приложение №2

Учебно-тематический план работы

краеведческого кружка «Семья»

на 2013-2014 г.г.

Учебно-тематический план  составлен из расчета 2 ч. в неделю (68 ч. в год).

Кружок рассчитан на учащихся 5-7 классов.

«Семья» - объединение учащихся по интересам в целях дополнительного образования краеведческой  направленности. Название и тема работы объединения выбраны не случайно. Мир семьи является сильнейшим фактором формирования личности, физического,  нравственного, духовного здоровья ребенка. Именно в семье вырабатываются такие важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.

К сожалению, в современном мире институт брака и семьи переживает глубокий кризис - семья, как ценность, находится под угрозой. Из каждой сотни браков более половины разрушается. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Наряду с другими объективными и субъективными причинами это способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

В такой ситуации семье необходима помощь в возрождении  тех традиций, когда ее нравственный облик, климат, культура быта, уважение к труду являлись родниками гражданственности.

Содержание программы краеведческого кружка «Семья»

на 2013-2014 г.г.

  1. Вводное занятие: «Дом окнами в детство» 
  2. «Семь + я»

Моя родословная. Семейные традиции

Практические занятия: составление родословных, презентация семейных альбомов.

  1. «Час воспоминаний»

Наши бабушки и дедушки – за что мы их любим?

Практическое занятие: подарок к празднику «День пожилого человека»

  1. «Женщина с ребенком на руках»

Известные женщины нашего края.

Практическое занятие: «Наши мамы – лучшие на свете» (презентации)

Практическое занятие: подготовка номеров к празднику «День матери»

  1. Светлый праздник Рождество

Традиции Рождества в моей семье

Практические занятия: конкурс рисунков на рождественскую тематику

Волшебная снежинка в подарок домочадцам

6. «По родному краю» - 10 часов

Истории школы в истории моей семьи

Я и мое село. История села и улиц по рассказам моей семьи

Культурное наследие моего края

Памятники природы моего края

Практическая работа: проекты «Край родной!»

7.  «Служу Отечеству!»

Дни воинской славы России. Славные сыны Отечества нашего края.

Защитники Родины в моей семье

Практическое занятие: конкурс чтецов на тему «На страже Отечества»

8. «В здоровом теле – здоровый дух!»

Виртуально-познавательная экскурсия в «Здоровейск»

Основы ОБЖ «Один дома»

Спортивно-игровая эстафета «Наша дружная семья!»

Практическое занятие: «Игры нашего двора» (традиции семейных игр и народных игр нашего края)

9.  «Мы - будущее»

Профессии в моей семье

Кем я хочу быть? Портфолио

10. Итоговый проект «Моя семья – мое богатство!»

Работа над проектом

Защита проектов


Календарно-тематическое планирование  краеведческого кружка «Семья»

Тема

Занятие

Форма деятельности

Примечание

  1. Вводное занятие

2 ч.

«Дом окнами в детство»

Игра-КТД

  1. «Семь + я»

6 ч.

Моя родословная

Создание индивидуальных проектов

Использование школьного краеведческого ресурса проект учащегося «Летопись моей семьи»

Семейные традиции

Круглый стол

Семейный альбом

Презентация, коллективный проект

  1. «Час воспоминаний»

4 ч.

Наши бабушки и дедушки – за что мы их любим?

Круглый стол

Использование школьного краеведческого ресурса проект учащихся  «Дети войны»

День пожилого человека

КТД «Подарок»

  1. «Женщина с ребенком на руках»

8 ч.

Известные женщины  нашего края

Создание индивидуальных и групповых  проектов о поэтессах: М.Цветаевой, А.Барковой, М.Агашиной,

Использование школьного краеведческого ресурса презентация учителя о поэтессе Ф.Акишиной

«Наши мамы – лучшие на свете»

Проект

«День матери»

Праздник

  1. Светлый праздник Рождество

6 ч.

Традиции Рождества в моей семье

Круглый стол

Конкурс рисунков на рождественскую тематику

Конкурс рисунков

Волшебная снежинка

Проект - подарок

  1. «По родному краю»  

14 ч.

Истории школы в истории моей семьи

Исследовательская индивидуальная  деятельность

Использование школьного краеведческого ресурса проект учащихся  «Учитель, сотвори ученика!»

Я и мое село. История села и улиц по рассказам моей семьи

Исследовательская групповая деятельность

Использование школьного краеведческого ресурса проект учащихся  «Исторические лики села Морозово»

Культурное наследие моего края

Краеведческий проект, походы, поездки

Использование школьного краеведческого ресурса

- презентации учителя: «Архитектурные памятники нашего края» «Великие композиторы нашего края», «Тарковский и наш край», «Левитан и Кустодиев на Волге»,

проекты учащихся: «Жизнь и творчество ученого-лингвиста С.И.Коткова», «Золотые купола»

Памятники природы моего края

Краеведческий проект, походы, поездки

Использование школьного краеведческого ресурса презентация учителя «История Тейкова и Тейковского района»

  1. «Служу Отечеству!»

 

8 ч.

Дни воинской славы России. Славные сыны Отечества

Исторический проект

Использование школьного краеведческого ресурса презентация учителя «Суворов и наш край», проект учащихся  «Герой Советского Союза – Рыжов Д.А.»

Защитники Родины в моей семье

Создание индивидуальных проектов.

Круглый стол.

 «На страже Отечества»

Конкурс чтецов

8. «В здоровом теле – здоровый дух!»

8 ч.

«Путешествие Здоровейск»

Виртуально-познавательная экскурсия

Основы ОБЖ «Один дома»

Беседа

 «Наша дружная семья»

Спортивно-игровая эстафета

 «Игры нашего двора» (традиции народных и семейных игр)

Практическое занятие

  1. «Мы - будущее»

6 ч.

Профессии в моей семье

Индивидуальный проект

Кем я хочу быть?

Портфолио

 10. «Моя семья – мое богатство!»

6 ч.

Работа над проектом

Защита проектов

Итоговый коллективный проект


Приложение №3

Программа профильного лагеря

краеведческого направления

«СЛЕД»

Пояснительная записка

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Н. Рыленков.

Наша малая родина, Тейковский край, – древняя земля. Богата она своей историей, душевными и творческими людьми, скромной и неповторимой природой, культурным и духовным наследием. И задача наша все это сохранять и преумножать, без этого нельзя быть подлинным гражданином своей страны.

Историко-краеведческая работа несет в себе большой воспитательный потенциал, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и обогащению личности ребенка, что очень важно в условиях современной динамичной жизни, когда в обществе порой утрачиваются многие нравственные ценности.

Системная и планомерная работа школы в этом направлении привела к идее создания летнего профильного лагеря историко-краеведческой направленности. Данная форма работы позволяет обучающимся ближе познакомиться с историей малой родины, проявить творческие способности и социальную активность,  самореализоваться, сформировать необходимые личностные качества, вести здоровый образ жизни, организовать досуг и занятость детей.

Название лагеря «СЛЕД» выбрано не случайно, в нем заключаются важные идеи, на которых строится деятельность обучающихся. Своей работой ребята оставят в жизни хороший след: «след» познания, «след» памяти, «след» добрых дел, «след» творчества и дружбы.

Цели и задачи лагеря

Работа лагеря данной направленности дает возможность

  • осуществить преемственность в рамках воспитательного и образовательного процесса и организацию непрерывной исследовательской деятельности;
  • усилить взаимодействие детей и взрослых, что способствует нравственному развитию, воспитанию уважения к окружающим

Исходя из этого основная цель программы профильного лагеря:

  • организовать активно-творческий и познавательный отдых учащихся через использование потенциала историко-краеведческой работы

Задачи организации профильной смены лагеря:

  • формировать чувство уважения и любви к Родине, сопричастности через познание родного края;
  • расширить круг поисковой деятельности;
  • развивать познавательные интересы, практические, трудовые и профессиональные навыки обучающихся.

Механизм реализации

Работа профильного лагеря предполагает различные формы и методы деятельности:

  1. Поисковая деятельность
  • Экспедиции по родному краю с целью сбора экспонатов для музея и пополнения «краеведческой копилки»
  • Встречи с интересными людьми
  • Поиски архивных и фотоматериалов из истории родного края из разных источников: домашние архивы, запись воспоминаний, работа с документами, СМИ, интернет-ресурсами
  1. Туристическая деятельность
  • Организация походов на различные расстояния, велосипедные и пешие, с целью дальнейшего ознакомления с историей и достопримечательностями родного края: водоемы (Коптевское озеро, Рубское озеро, Сахтышское озеро, река Нерль), памятники культуры (Георгиевская церковь (д.Якшино), монастырский комплекс (д.Золотниковская Пустынь), храмовый комплекс д.Обезово ит.д.
  1. Проектно-творческая деятельность
  • Создание творческих проектов по собранной информации и материалам поисковой и туристической деятельности
  1. Трудовая деятельность
  • Помощь в уходе за территорией храма Параскевы (с.Морозово)
  • Оформление тематических стендов и музейных экспозиций

Содержание работы лагеря «СЛЕД»

на 2012-2013 г.г.

Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага,
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо!

Программа лагеря составляется ежегодно в соответствии с ведущей темой и интересами участников объединения. Лагерь рассчитан на учащихся 5-8 классов в количестве 10-15 человек.

Ведущей темой года было изучение искусства и культуры родного края, поэтому целесообразно продолжить работу над изучением памятников культуры. Наш народ является создателем и хранителем богатого историко-культурного наследия. Но вместе с тем, стоит задуматься, сколько духовных ценностей было утеряно, бездумно уничтожено. Сегодня вопросы культуры, духовности, исторической памяти являются приоритетными для нашего общества: восстанавливаются разрушенные храмы, возвращаются святыни, создаются народные проекты, связанные с популяризацией культуры нашей Родины («Россия 10»).

Изучая историю и  культуру родного края, мы обратили внимание на следующие факты:

  • с древних времен, словно путеводные огни, рассыпались по нашей земле золотые купола православных храмов: нарядных и строгих, больших и маленьких, тихих и звонких, похожих и неповторимых;
  • на территории Морозовского поселения сохранились памятники православной культуры 17-19 веков, среди них есть уникальные;
  • многие из них стерты с лица земли, но нельзя дать им погаснуть, надо, чтобы вновь засияли золотые купола, зазвучал малиновый звон;
  • на территории  нашего района ведется большая работа по возрождению духовного наследия.

Все это привело нас к идее создания местного «Золотого кольца»: экскурсионно-туристического маршрута по святым местам нашего края. Это и стало темой работы нашего лагеря.

Таким образом, цель деятельности лагеря на эту смену - сохранение культурного наследия малой родины через популяризацию духовных святынь родного края

Исходя из цели, мы определили задачи программы лагеря:

  1. Определить объекты культуры
  2. Выявить особенности объектов,  их роль в общей культуре края
  3. Составить максимально удобный маршрут и подготовить экскурсоводов

Основные направления деятельности и методы работы:

  1. Сбор и изучение материалов (литература по теме, интернет-источники,

СМИ,  поездки по предполагаемому маршруту, встречи с людьми).

  1. Составление приложения: обработка данных, написание доклада, создание

виртуальной экскурсии.

  1. Популяризация маршрута: проведение экскурсии для школьников, публикация в СМИ, в интернете, оформление памятного буклета

Примерное тематическое планирование работы

лагеря «СЛЕД»  на 2012-2013 г.г.

1 день. Знакомьтесь – юные следопыты!

Цели и задачи лагеря, оформление эмблемы, распределение обязанностей, планирование работы.

2 день. День Архивариуса.

Работа с архивными материалами.

Краеведческие странички в газете «Наше время».

Обработка документов.

3 день. День эпистолярного жанра.

Организация встречи с местными старожилами, записи воспоминаний. Организация переписки с местными краеведами

4-6 день. Тайны семейных альбомов.

Поиск фотодокументов в семейных архивах, запись историй запечатленных событий и героев.

Встречи с интересными людьми.

7 день. День туриста.

Подготовка к походу. Правила техники безопасности. Первая медицинская помощь. Сборка и разборка рюкзака, палатки.

Знакомство с  маршрутом.

8-10 день. Морозово – Якшино

Паспортизация храмов. Беседы с жителями, запись воспоминаний об истории храмов. Встреча с батюшкой, интервьюирование. Обработка материалов.

11-12 день. Легенды и предания маршрута: Обёзово – Поддыбье – Елховка

Паспортизация храмов. Беседы с жителями, запись воспоминаний об истории храмов. Встреча с батюшкой, интервьюирование. Обработка материалов.

13-14 день. Золотниковская Пустынь – жемчужина маршрута

Паспортизация храмов. Беседы с жителями, запись воспоминаний об истории храмов. Встреча с батюшкой, интервьюирование. Обработка материалов.

  • История древнего монастыря
  • Архитектурный ансамбль монастыря
  • Святитель Митрофан Воронежский на нашей земле
  • Монастырь сегодня

15-16 день. Возвращение духовных святынь: Шумилово – Быково

Паспортизация объектов. Беседы с жителями, запись воспоминаний об истории храмов. Встреча с батюшкой, интервьюирование. Обработка материалов.

17-18 день. Твори добро!

Работа над проектом «Золотые купола»: создание экскурсионно-туристического маршрута по святым местам родного края.

Результаты деятельности работы по программе летнего профильного лагеря «СЛЕД» за 2012-2013г.г.

На основе материалов работы лагеря

  • разработан экскурсионно-туристический маршрут «Золотые купола»
  • составлена виртуальная экскурсия по маршруту
  • создан демонстрационный буклет о маршруте по родном краю
  • подготовлен доклад на краеведческую конференцию

В результате работы по программе лагеря мы сделали следующие выводы:

  1. На территории нашего края сохранились каменные памятники архитектуры

XVII – XIX веков, выстроенные под  влиянием суздальских традиций, в стиле которых наблюдается соединение классицизма с элементами барокко.

  1. Все храмовые сооружения на территории поселения являются выявленными

объектами культурного наследия и поставлены на учет, ведется их восстановление.

  1. Каждое из сооружений связано с историй края и Отечества в целом, о чем

говорят легенды, предания, документальные источники, подтверждающие святость наших мест.

В ходе работы мы глубже познакомились  с  историей  своего  края,    узнали  интересные  факты,  которые  накладывают  на  нас  ответственность  за  будущее  нашего  края.  Именно нам предстоит сохранить все духовное богатство и наследие нашего родного края, чтобы не потерять своих корней, чтобы не стать Иванами, не помнящими родства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности.

Размышления о формировании личности ребенка через духовно-нравственное воспитание, и положительные результаты в этом аспекте...

Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода

В Мишковской СОШ патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея – исторический.  Начало поисково-собир...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ СЕЛА

Данная работа содержит в себе основы патриотического воспитания школьников на основе традиций села Старое Семенкино...

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...

Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода

Проведение "Зарнички", "Зарницы", игры "Преемственность поколений", "Папа, Мама, я - спортивная семья", "Туристического слёта", для осуществления комплексного подхода к патриотическому воспитанию учащ...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...