ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ СЕЛА
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему

Пакшаева Татьяна Петровна

Данная работа содержит в себе основы патриотического воспитания школьников на основе традиций села Старое Семенкино

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

В России патриотическое воспитание всегда входило в область важнейших государственных интересов. Важностью патриотического воспитания для нынешней России объясняется издание постановления Правительства РФ от 11.07.05 № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»». Основная цель программы заключается в совершенствовании системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению Конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание детей и молодёжи считается приоритетным направлением программы, при этом акцент делается на осуществление в образовательных учреждениях совместной воспитательной работы школы, семьи, других учреждений и общественных организаций. «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – всё равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости», - писал А. С. Макаренко.

В настоящее время сложились основные направления работы:

  • Приобщение к боевым и трудовым традициям народ, Российской и Советской Армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;
  • Воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им;
  • Формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время, успешно выполнять боевые задачи в условиях войны (трудолюбие, дисциплинированность);
  • Формирование у учащихся основ военных знаний, военно-профессиональных и военно-технических умений и навыков, которые необходимы для успешного овладения оружием и современной боевой техникой в короткие сроки после призыва в вооружённые силы.

В современной ситуации, когда происходит старение деревни, утрачивается стабильность семейных отношений, МОУ Старо – Семёнкинская СОШ  школа выступает в качестве важного фактора жизнеобеспечения жителей села. Наша школа осуществляет образование адекватное потребностям с|х производства (предпрофильная подготовка трактористов), социальной сферы села, сельской семьи и самой личности. Коллективы Старо – Семёнкинской средней школы  ( ученический и педагогический) активно участвуют в культурно-просветительской деятельности с населением, организуя на базе школы досуг для детей, молодежи и взрослых жителей села (спортивная  – волейбольная секция, подготовка и проведение различных концертов), выдвигая культурные инициативы. Благодаря школе активно идет процесс окультуривания окружающей среды. Педагогический коллектив нашей школы осуществляет творческую работу по воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности наших ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда (сельского хозяйства и педагогического труда). Организуется разносторонняя деятельность школьников по сбору материалов для школьного музея, по проведению встреч с ветеранами войны и труда, походы, экскурсии, проводятся диспуты, организуются лекции, доклады по важнейшим вопросам истории и нравственности.

Учителя, работавшие в 1965-70 годах, хорошо понимали, что для создания общешкольного коллектива необходимо было увлечь учащихся общим перспективным делом. Поэтому в те годы в школе решили собирать и систематизировать материал для создания музея боевой и трудовой славы села. Сначала это был Ленинский уголок, затем в 1970 г. создан Музей Боевой и трудовой Славы, в 2000 г. - краеведческий музей.    В школьном дворе находится стелла в память о павших в годы ВОВ, устроена она в год 40 –летия Победы. В настоящее время учителя и учащиеся активно пользуются ресурсами музея, пополняют его экспозиции, ведётся переписка с дочерью одного из директоров школы (в 1945-1947гг.)                                         Бабкиной Тамарой Владимировной. Ведёт работу музея Трифонова Полина Витальевна. Школьный музей – это дань уважения и памяти, итог большой следопытской работы, начатой из благородного желания ближе познакомиться с историей своего родного края, своей страны. Боевые и трудовые традиции наших сельчан являются эффективным способом воспитания у школьников нравственности, любви к малой родине. Наилучшим примером, в котором во всём величии воплотились моральные качества, является жизнь и деятельность нашего земляка – Героя Советского Союза Захарова Георгия Нефёдовича.

Высокими нравственными качествами обладают наши ветераны войны и труда, ветераны локальных конфликтов последних лет. В 2010 году социальный проект учащихся 8 класса (руководитель Исаева Т. А.) «Забвению не подлежит» занял 2 место на конкурсе социальных проектов в рамках районного фестиваля «Интеллект. Творчество. Фантазия».

В октябре 2008 года погиб при исполнении воинского долга в Чечне бывший ученик школы Кузьмин Виктор Иванович, на его похоронах присутствовали практически все односельчане. В мае 2009 года на стеле у школы появилась памятная доска в его честь. Виктор был хорошим учеником, отличным спортсменом, преданным товарищем. Мы понимаем, насколько важна и целесообразна деятельность педагогического коллектива по воспитанию у учащихся  положительных качеств личности на примере жизни и деятельности этих людей в противовес насаждаемой с экранов телевидения и ярких газетных полос пропаганде историй жизни «звёзд».   Изучая историю колхоза и СПК, учащиеся бывают на производственных участках ( в мастерских, на полях и фермах), встречаются с ветеранами труда, оказывают помощь СПК в дни летних каникул, в пору страды. Ребята на деле ощущают насколько труден, но и необходим, насущен труд хлебороба, им становятся зримы и понятны высокие нравственные качества наших ветеранов труда, их служение народу, преданность своему делу, выработанные в трудовой деятельности замечательные качества человека труда  - яркий пример для школьной молодёжи. В музее ребята оформили стенд «Настоящее и будущее колхоза», организовали встречи с заслуженными людьми. Учащиеся школы бывают свидетелями чествования ветеранов и передовиков сельскохозяйственного производства, вручения им почётных грамот, премий, благодарностей и подарков за добросовестный труд на благо родного края. Как правило это происходит на празднике, организуемом руководством СПК в ознаменование окончания весенних полевых работ (организуется так называемая «массовка»). Также в День Знаний, 1 сентября, традиционно в торжественной обстановке руководители колхоза, в настоящее время  ООО «Гранит» награждают премиями учащихся школы, которые в течение летних каникул работали на полях и фермах хозяйства. Такой факт, конечно же, обладает огромным воспитательным потенциалом, поскольку увеличивает авторитет и значимость детей, любящих и умеющих трудиться на благо своего села, своей семьи. Многие юноши и девушки после окончания школы пополняют ряды работников сельского хозяйства, продолжают традиции своих отцов и матерей. Показательна в этом плане семья Уденеевых (Николая Петровича и Валентины Васильевны) из села Новое Семёнкино, из 7 сыновей 4 работают в СПК.

Воспитание любви к родному краю, дому, России немыслимы без  обращения к культуре человека, его историческим национальным корням, к духовности. Наша школа сильна династическими традициями. В 50-х годах в школу пришли работать Анастасия Степановна Суркова, Тамара Ивановна Карнаухова. Они отдали педагогическому труду всю свою жизнь. На смену им пришли их сыновья и дочери, и даже внуки. Более тридцати лет преподают в родной школе Станислав Васильевич и Татьяна Ивановна Сурковы, почти 30 лет – Татьяна Петровна Пакшаева (дочь Тамары Ивановны Карнауховой), в коллектив влились молодые педагоги Артём Николаевич и Юлия Станиславовна Пакшаевы. В Самаре и Ульяновске преподают дочери и внучка Антонины Фёдоровны Карнауховой, более 25 лет является завучем школы её сноха Наталья Павловна Карнаухова. Нашли своё призвание в работе с детьми дочери Людмилы Вениаминовны Волковой – Наталья Петровна и Татьяна Петровна, Натальи Григорьевны Кузьминой – Ольга Геннадьевна, Екатерины Михайловны Васячкиной – Светлана Васильевна (работает в Никиткино) и Лидия Николаевна. Это действительно уважаемые люди села, настоящая сельская интеллигенция. Пример их деятельности, жизни других сельских педагогов  также действен для наших учеников.

Традиционно организуем встречи с ветеранами педагогического труда в День Знаний, День Учителя, День пожилого человека, проводим акции помощи нуждающимся в заботе одиноким ветеранам, они закреплены за классами. В результате такой  целенаправленной работы педагогического коллектива у большой части школьников формируется устойчивое нравственное поведение, чувство долга, милосердия, общественной активности.

Действуем в микросистеме: семья, школа, внешкольные учреждения. Работаем над формированием образа жизни, в котором доминируют позитивные установки, сохраняются традиции. В последнее время уделяем внимание сохранению и возрождению спортивных традиций села. На базе нашей школы, в селе Новое Семёнкино, ежегодно проводятся традиционные районные лыжные гонки на приз Памяти Героя Советского Союза, земляка (уроженца села Старое Семёнкино), генерал – майора авиации, командира легендарной авиаэскадрильи «Нормандия - Неман» Георгия Нефёдовича Захарова. (проводятся с 1975 года по инициативе бывшего учителя физкультуры школы Василия Романовича Матвеева). В последние годы организатор и вдохновитель этих соревнований является частым гостем в нашей школе, встречается с учащимися и педколлективом, в музее организован стенд, посвящённый заслугам Василия Романовича в спорте, общественной деятельности. Пример легендарного учителя и спортсмена очень ценен для школьников, количество детей, увлечённых лыжными гонками и лёгкой атлетикой, увеличилось в разы. Радуют и результаты спортсменов на школьном и районном уровне. Второй год проводятся сельские легкоатлетические соревнования на приз Василия Романовича, они приурочены к проведению «массовки» по окончании весенних полевых работ. Традиционно проводятся соревнования по футболу и волейболу между командами школы и СПК, женская школьная волейбольная команда проводит и выездные товарищеские встречи (соревнования в Русском Добрино, Ерилкино). В спортивном зале школы проходят тренировки и детей, и взрослых. Ребята активно приобщаются к здоровому образу жизни. Таким образом, школа является своеобразным досуговым центром села.

В школе развито дополнительное образование детей, многие дети посещают кружки. Стало традицией устраивать отчётный концерт танцевальной группы «Бумеранг», выступлений этих ребят всегда с нетерпением ожидают жители села. Также ребята выступают с выездными концертами в сельских клубах, на сцене РДК. Нельзя не отметить ещё одну традицию – ежегодный Вечер встречи выпускников школы, это тоже своеобразный отчёт школы перед жителями села, своими выпускниками о том, чем живёт школа сегодня, а также своеобразный экскурс в прошлое.

Традиционно крепка спайка школа – сельский дом культуры. Организуем совместные концерты к праздникам, выступления на районных мероприятиях, всегда очень живо и интересно. В таких творческих делах крепнет связь взрослых и маленьких жителей села, ведь и Масленица, и Новый год, и Рождество (наши дети с охотой и увлечением научились колядовать – петь колядки, готовить костюмы) – это весёлые семейные праздники. 

Традиционными в школе являются выставки поделок, ярмарки-продажи кулинарных изделий. Традиции школы складываются, формируются, обогащаются по содержанию всеми субъектами воспитания. Им следуют все школьные поколения учителей и воспитанников.

Проведенная в течение ряда лет работа дала основание для следующего обобщенного заключения, сформулированного в виде отдельных принципиальных положений:

- использование потенциальных воспитательных возможностей сельских традиций в нравственном воспитании школьников оказывает определенное влияние на повышение уровня нравственной воспитанности учащихся;

- процесс формирования индивидуальной культуры школьников на основе традиций достигает большего эффекта при осуществлении его в воспитательных системах;

Основными принципами воспитательной системы являются:

  • безусловная вера  в добрые начала, заложенные в каждом ребенке;

  • глубокое знание и понимание потребностей ребенка;

  • приоритет нравственности в общественной жизни;

  • знание права и уважение к нему, строгое соблюдение прав ребенка;

  • всемерное развитие культуры, образования;

  • формирование потребности сохранить и укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ СЕЛА

Пакшаева Татьяна Петровна

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Старо-Семенкинская СОШ

Pakwaeva@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода

В Мишковской СОШ патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея – исторический.  Начало поисково-собир...

Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода

Проведение "Зарнички", "Зарницы", игры "Преемственность поколений", "Папа, Мама, я - спортивная семья", "Туристического слёта", для осуществления комплексного подхода к патриотическому воспитанию учащ...

"Александровская слобода"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей на основе православных традиций русского народа

Проект направлен надуховно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков на основе православной религии. огромный духовно-нравственный потенциал православия используется для формирования...

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

«Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»

Презентация о работе в школе по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....

Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для сам...