Интернет-ресурсы в работе учителя истории и культуры Санкт-Петербурга
статья по краеведению на тему

Петрова Александра Юрьевна

 

В статье обращается особое внимание на актуальность использования Интернет – ресурсов в работе учителя Истории и культуры Санкт-Петербурга, а также представлены наиболее эффективные средства и приемы работы с  Интернет – ресурсами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интернет-ресурсы в работе учителя истории и культуры Санкт-Петербурга

В настоящее время процесс обучения в образовательных учреждениях в условиях модернизации образования приобретает все более инновационный характер.

Должны измениться содержание и технологии школьного образования, условия образовательного процесса. Должен измениться и учитель как ключевая фигура в системе образования. Эти направления изменений очень точно сформулировал в своем Послании президент, и именно они получили свое развитие в Образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

В России не первый год реализуется государственная программа информатизации образования - оснащение школ компьютерами, мультимедийными программами и доступом в Интернет.

На сегодняшний момент можно констатировать факт того, что система российского образования переживает период активного обучения учителей работе как самим ИКТ, так и собственно работе в Интернет.

   Современное Интернет – пространство предоставляет неисчерпаемые возможности для преодоления одной из самых серьезных проблем, с которой сталкивается любой учитель Истории и культуры Санкт-Петербурга - отсутствием наглядности. Для того чтобы сделать правильный выбор материала для уроков, необходимо иметь представления о том, какие типы ресурсов существуют в Интернете и каким образом они могут использоваться на уроках.

Своеобразие предмета «История и культура Санкт-Петербурга» заключается в том, что перед педагогом ставится задача  не только в изучении истории своего края, трансляции  “готовых” знаний, представлении информации о известных людях живших и творивших в Санкт-Петербурге, истории создания архитектурных сооружений, но и  погружение в технологию творчества.

    А информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) - прямой путь установления связей между пространством искусства и современным ребенком.

   ИКТ - технологии хотя бы изредка дают детям возможность побывать наедине с оригиналами произведений искусства, вдуматься, почувствовать, при необходимости – проговорить свои впечатления, не подвергая их оценке.

  Одно из самых важных условий успешной работы с Интернет - ресурсами, которые учитель планирует использовать на уроке, - их предварительная проверка и  “скачивание” на стационарный компьютер. Включение ресурса в план задуманного занятия, или создание собственной презентации из заранее скачанных и проверенных ресурсов.

Для того чтобы сделать правильный выбор материала для уроков, необходимо иметь представления о том, какие типы ресурсов существуют в Интернете и каким образом они могут использоваться на уроках.

Для примера представлю несколько ресурсов для  использования в работе учителя по Истории и культуры Санкт-Петербурга:

  • Государственный Эрмитаж ( www.hermitagemuseum.org) - обширная цифровая коллекция изображений музейных экспонатов, информация о выставках, программах Школьного центра и других службах музея. 
  • Российский общеобразовательный портал (WWW.schol.edu.ru). Раздел “Каталог” содержит обширные коллекции электронных ресурсов по всем предметам.
  •   Государственный Русский музей (www.rusmuseum.ru) один из наиболее “продвинутых” музеев России в области использования ИКТ – технологий.
  •   Архитектура России (www.archi.ru). Содержит: актуальную информацию о событиях художественной, научной и культурной жизни России.
  • Энциклопедия Санкт-Петербурга (www.encspb.ru) – один из самых интересных сайтов по истории Санкт-Петербурга, созданный Международным благотворительным фондом им. Д.С. Лихачева. Здесь представлена энциклопедическая информация обо всех аспектах жизни мегаполиса: история, архитектура, наука и культура, экономика, топография. Созданы тематические энциклопедические справочники: “Благотворительность в Петербурге”, “Мемориальные доски в Петербурге”, “Город и вода” и др. Сайт регулярно обновляется.

Обязательный компонент учебного предмета – экскурсии, образовательные путешествия и учебные прогулки. Благодаря использованию средств Интернет-ресурсов, они могут проводиться в виртуальной форме. При помощи средств Интернет учащиеся знакомятся с электронной интерактивной картой города. С помощью карты выполняются разнообразные задания: найти достопримечательности, проложить маршрут, составить план экскурсии; появляется возможность совершать виртуальные прогулки по городу. Это особенно важно, когда объекты исследования не находятся в зоне шаговой доступности и не могут быть изучены при непосредственном знакомстве с памятником зодчества, историческим местом или архитектурным ансамблем.

Здесь учителям поможет такой Интернет-ресурс как Яндекс - карты.

Яндекс. Панорамы  — веб-сервис, позволяющий смотреть панорамы улиц городов России, УкраиныБелорусииКазахстанаТурции. Сервис создан российской компанией Яндекс и представляет собой расширение возможностей сервиса Яндекс.Карты. На данный момент пользователи "Яндекс.Карт" могут посмотреть панорамы интерьеров Центрального военно-морского музея, Петропавловского, Исаакиевского и Казанского соборов, а также нескольких дворцов в Петергофе.
Панорамы являются сферическими - на них можно посмотреть не только стены, но также потолки и полы. Каждый панорамный снимок склеен из 50 фотографий, а всего было сделано более 18 тысяч фотоснимков.

В январе "Яндекс" опубликовал на своем картографическом сервисе панорамные снимки Санкт-Петербурга, сделанные с воздуха. Теперь пользователи смогут увидеть "воздушные" панорамы всех исторических районов Санкт-Петербурга. Всего было отснято 165 самых известных мест в северной столице и ее окрестностях.

http://maps.yandex.ru/-/CRhdVpc  панорамы улиц Санкт-Петербурга

Стоит только набрать в поиске название архитектурного объекта, например : панорама Казанский собор.

Маленький зеленый значок компаса и перед вами: Панорамы интерьеров Казанского, Петропавловского  и Исаакиевского соборов, панорамы улиц Санкт-Петербурга. Можно также совершить прогулку по Санкт-Петербургу и посмотреть панорамы Санкт-Петербурга с воздуха.

При проведении учебных занятий  компьютер – незаменимый помощник учителя. Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения на уроке, позволяет качественно изменить ее организацию и стимулировать мотивацию к учению. Сейчас без презентаций, видеороликов, фрагментов анимации трудно представить современный урок. Вот несколько приемов, которые можно использовать при помощи Интернет-ресурсов:

  • презентации в виде ряда иллюстраций;
  • интерактивные презентации;
  • видеоматериалы;
  • учебные игры;
  • электронные тесты;
  • электронные диски;
  • коллекции ссылок на материалы из Интернета.

Цель использования этих ресурсов – познание своего жизненного пространства, умение ориентироваться в культурном пространстве города, востребовать его культурный потенциал, осознание ценности, значимости наследия Санкт-Петербурга, восприятие его как часть всемирного и российского культурного наследия, умение самостоятельно находить информацию об объектах. В процессе работы у учащихся формируется  познавательная активность,  интерес к изучению предмета, самостоятельная познавательная деятельность по изучению Санкт-Петербурга, его истории и культуры.

 Сейчас кажется смешным, что когда-то мы для поиска «изюминки» часами просиживали в библиотеках и читальных залах, от руки переписывая интересные находки. А сейчас уважающий свое время педагог в профессиональной деятельности использует Интернет-ресурсы. А их на данный момент очень, очень много.

You Tube -  видеохостинг, дающий возможность просмотра и загрузки видеороликов. Поиск видео по категориям, каналам и сообществам.

Но главное – не лениться. Тем более, многими учителями созданы их собственные сайты с множеством программных продуктов. Хочется лишь напомнить о соблюдении авторских прав.

На данный момент учитель, воспитатель и любой другой школьный работник может не только легко найти конспект урока, разработку классного часа и т.д., а также поделиться собственными разработками со своими коллегами. Здесь особенно хочется сказать о роли сетевых педагогических сообществ. Как современному учителю идти в ногу со временем, быть в курсе последних новинок развития науки, актуальных событий в области педагогики и методики преподавания предмета? Можно пройти обучение на курсах повышения квалификации. Можно постоянно следить за информацией в газетах, журналах, книгах, сети Интернет. Можно получить ответы на свои вопросы, посетив методические семинары для педагогов-предметников. Но где учителю найти время на все это, ведь в сутках всего 24 часа? Универсальный способ решения профессиональных проблем, который значительно сэкономит время -  Сетевые профессиональные сообщества педагогов - отличный вариант непрерывного повышения квалификации, постоянного общения и обмена знаниями с коллегами, представления своего собственного опыта.

Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет. Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.

Задача сетевого сообщества - организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администраторов образовательных учреждений, учителей-предметников, библиотекарей, а также учащихся. При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества будут выступать в роли партнеров. Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного поколения думать и действовать при помощи сети.

В последние года 2-3 их роль в повышении эффективности образовательного процесса резко возросла. Сообщества создаются не только для того, чтобы делиться друг с другом конспектами, рефератами, презентациями, но и, прежде всего, для общения, пусть и виртуального, для совместной профессиональной деятельности на основе общих интересов, для проведения мастер-классов, профессиональных конкурсов: одним словом, для постоянного оттачивания своего педагогического мастерства и пополнения запаса знаний. Существует множество Интернет-ресурсов, на которых можно найти единомышленников. Здесь можно почерпнуть много интересного и полезного для себя, а тем самым и повысить эффективность образовательного процесса.

В заключении, говоря об Интернет-ресурсах, помогающих в работе учителя и повышающих эффективность образовательного процесса, следует отметить, что их, очень много, и роль самого Интернет в профессиональной деятельности педагога очень велика.

Но при этом стоит помнить, что без творческого учителя никакая техника не может решить задачи, стоящие перед образованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проверочные работы по истории и культуре Санкт-Петербурга (программа Ермолаевой Л.К.)

Мини-проверочная работа для учащихся 5 класса по истории культуре Санкт-Петербурга (программа Ермолаевой Л.К.). Тема 2: Хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге (параграф 2 ,...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.

В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...

Проверочная работа по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему: «Хранители и хранилища античного литературного наследия.». 5 класс

Закрепление  учебного материала по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему: "Хранители и хранилища античного литературного наследия". 5 класс....

Контрольная работа № 2 по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»7 класс. Тема: «Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)»

Тестовые завдания для контрольной работы для 7 класса по теме: " Первоначальный Санкт- Петербург (1703- 1725 гг)"...