Игрушки и игры
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Яковлева Ирина Леонардовна

План-конспект урока по культуре родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrushki_i_igry.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большечакинская основная общеобразовательная школа»

   

Учебное занятие:

урок в 6 классе

«Игрушки и игры»

 

 

     

                                           Подготовила    учитель

                                              культуры   родного  края

Яковлева Ирина Леонардовна

март, 2011 г.

Тема урока «Игрушки и игры»

Цели и задачи урока:

1.Познакомить учащихся с особенностями детского фольклора, играми, игрушками, изготовленными детьми из материалов растительного, животного происхождения, глины.

2.Развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся.

3.Формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания) и умения передавать свои знания другим.

Средства обучения:

 Мультимедиапроектор, баян,  образцы игрушек из растительного, животного материалов, глины, цветные карандаши, карточки с новыми словами, тестами и загадками.

Организация выставок:

Выставка игрушек.

Выставка буклетов «Детские чувашские игры»

Методы обучения:

эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, работа с учебником, практическая работа, игра, самостоятельное изучение определенной части учебного материала.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: презентация, телемост.

Литература:

Е. Енькка Родной край 6-7 класс

Е. Енькка Рабочая тетрадь 6-7 класс

План урока.

  1. Организация класса к уроку.

Создание игровой ситуации. Знакомство  с учащимися через игру в мяч, изготовленного из шерсти  животного.

-Добрый день, дорогие ребята.   Рада приветствовать всех на нашем уроке. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

-На урок я принесла необычный мяч. Из чего же он сделан?

-Дети, ухаживая за лошадьми и коровами, вычёсывали им линящую шерсть, собирали её и скатывали - получался мягкий круглый мяч, заметьте, он безопасен и экологичен. По - чувашски он называется п\ск. (новое слово появляется на доске)  этого изготавливали разные фигурки, воздушные мячи из мочевого пузыря животных.

II. Проверка домашнего задания

-На нашем уроке имеется выставка детских работ   и выставка буклетов «Детские игры» - это было  ваше домашнее задание? Они непременно помогут нам освоить  сегодняшний материал урока? Я ознакомилась с вашими буклетами: есть  оригинальные буклеты, описание у всех правильное. В ходе работы вы, наверное,  выяснили,  что известно более 300 детских чувашских игр.

III. Сообщение темы и целей урока.

-Итак, сегодня на уроке мы изучим тему «Игрушки и игры».Ваша цель выяснить из каких материалов чувашские дети мастерили себе игрушки, какие игры они  играли, и запомнить  особенности детского фольклора. Ваши сверстники, учащиеся  7 класса МБОУ «Большечакинская ООШ»  попросили меня, передать вам письмо. Но чтобы распечатать  его, вы должны будете выполнить их задания. Организуем на уроке своеобразный телемост.

IV. Основная часть урока

                                 

1. Выполнение 1 задания.

Внимание на экран. Вопрос задаёт ученица 7 класса Мельникова Татьяна.

-Добрый день! Попробуйте ответить на мой вопрос. Прочитайте раздел «Игрушки из растительных материалов» и расскажите: мальчики- какие игрушки изготавливали мальчики из  растительных материалов, девочки - какие игрушки изготавливали девочки. Желаю успехов! Помощь:  стр. 79-80

(Ответы детей.

Как и все мальчики на свете, чувашские дети любили транспортные игрушки: всевозможные тележки, колёсики, лошадки. Из древесины и коры делали всякие фигурки животных, посуду. Для развития  силы и меткости существовали игрушки-оружия. Каждый чувашский мальчик имел при себе маленький складной ножик-пек.. (На доске появляется новое слово-пек.) Этот ножик был не только  игрушкой, но и инструментом, когда, например, надо было срочно сделать прочную палку, сплести корзину, продемонстрировать лапоть или сломанную тележку. Делали себе деревянные коньки – тёркёч ( На доске появляется новое слово- тёркёч)

Девочки из древесины, соломы и кусочков ткани делали куклы. Для себя и кукол изготавливали украшения - бусы, браслеты, кольца.)

2. Выполнение 2 задания.

-Привет! Я - Ирина Владимирова. Ответьте на  мой вопрос. Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, какие игрушки изготавливали дети из глины и как называется самый любимый детский музыкальный инструмент? Желаю удачи!

(Ответы детей.  Из глины лепили всевозможные фигурки человечиков, животных, разную посуду, имитировали выпечку хлеба и пирогов,

 « строили»  дома и города. Из глины изготавливали любимый детский инструмент- тём шёхлич.?

На доске появляется новое слово- тём шёхлич)

Совместная игра на  тём шёхлич. « Митюк  тухр.  урама»

3. Выполнение 3 задания.

-Здравствуйте. Меня зовут Владимир. Чувашскими детьми в старину придумывались стихи, песенки, считалки, которые вообще невозможно  понять, они состоят из набора непереводимых слов. В игре мы с друзьями используем такую считалку.

Ин.к пин.к

тиккел пус:
+ит.к пул.к

пиппер тус:

хвет.к мет.к
шек.р пух:
чим.к вет.к
эс. - тух!

-Кто из вас знает такую считалку!

( ответы детей.)

- Во время игр  чувашские дети обычно пели, аккомпанировали себе на музыкальных инструментах. Часто сами придумывали музыку, песни.

Исполнение песни- считалки  «Перре-перел»

5.Выполнение 4 задания.

-Добрый день. Меня зовут Таня. Фамилия моя Кириллова. Попробуйте ответить и на мой вопрос. Девочки 12-13 лет, перед тем как заключить союз дружбы, проводили специальный обряд. Это была клятва в нерушимости дружбы. В воду бросали камешки и шишки хмеля и говорили, что их дружба будет длиться до тех времён, пока камень не начнёт плавать, а хмель тонуть. Итак, вопрос: как называется этот особый обычай дружбы и  как  девочки называли  друг друга?

(Ответы учащихся. Среди чувашских девочек и девушек существовал один особый обычай дружбы –акамлёх: =ырламлё? Друг друга они называли акам?

Появляется новые слова на доске: акамлёх  акам)

6.Выполнение 5 задания.

 -Салам! Меня тоже зовут Таня. Фамилия моя Владимирова.

Среди детей разных народов были распространены дразнилки. У чувашей это необидные шуточные стихи, обычно начинающие с именем человека. Например,

Мунтер- хунтер: пич. минтер?

Минтер пич. шап-шурё:

Хёй.н пич. хуп-хура?

Мунтер-хунтер, лицо как подушка. Наволочка у подушки - белая-пребелая, а лицо чёрное-пречёрное)

О чём говорит дразнилка про Мунтера?  Нарисуй его лицо.(рис.1) Что должен  сделать Мунтер, чтобы эта дразнилка отстала от него. Ответьте на мой вопрос с помощью изобразительного искусства.  Нарисуйте ( рис. 2)

Работа в парах.

                        Рис 1.                                Рис.2

IV. Физкультминутка.

7. Выполнение 6 задания.

-Я рада приветствовать всех Меня зовут Аня Сергеева.Попробуйте сыграть нашу любимую игру. Она называется «+арёк»( Репа). Разделимся на две команды: хозяева и репы.  Хозяева должны посадить репы, ухаживать за ними: поливать, полоть, затем собрать урожай.

 

+арёксем% +у та иртр.: к.р те иртр.

        Пире =аплах лартайма==.?

Ху=исем%  Лартас: лартас?

+арёксем% +у та иртр.: к.р те иртр.

        Пире =аплах шёварма==.?

Ху=исем%  Шёварас: шёварас?

+арёксем% +у та иртр.: к.р те иртр.

        Пире =аплах =умлама==.?

Ху=исем%  +умлас: =умлас?

+арёксем% +у та иртр.: к.р те иртр.

        Пире =аплах кёларма==.?

Ху=исем%  Кёларас: кёларас?

8. Чтение письма.

                     Салам.

«Сарахалра п\пралера:

Нурамайра итралера:

Юлрахавра анра пулра:

+ынраранра анра кулра:

Ш\тра сёрамахранера =.кралера:

Пу=ранара питра анра =.кралера»

Каким языком написано?

Таинственным языком чувашских детей. В чём  смысл? Слова разделялись на  две части  или на слоги, и в середину вставлялись какие - нибудь  2 или 3 буквы. В нашем случаи, это ра.

 

(«Сарахалра п\пралера:

Нурамайра итралера:

Юлрахавра анра пулра:

+ынраранра анра кулра:

Ш\тра сёрамахранера =.кралера:

Пу=ранара питра анра =.кралера»)

( Говори мало, больше слушай, ленивым не будь, над людьми не насмехайся, шутливое слово принимай, голову не задирай.

Что это? Это чувашские народные пожелания детям)

V. Закрепление  изученного.

Коллективная групповая  работа: решение тестов и расшифровка загадки.

Задания для первой группы:

 1. Решите тесты.

 Вместо ответов напишите буквы и прочитайте слово.

1.С какого возраста дети сами  для себя придумывали игры  и мастерили игрушки?

     5-6 лет  (а)

     3-4 года (в)

     7-8 лет  (с)

2. Каждый  чувашский мальчик всегда носил с собой маленький складной ножик. Как он называется?            

    пек. ( ё)

    сулё ( и)

    тетте (к)

3. Сколько всего  чувашских  детских игр?

     Более 100  (ш)

     Более 300  (й)

     Боле  500  (а )

4. Что такое тёркёч?

     Деревянные  коньки (ё)

     Деревянные санки  (п)

     Деревянные лыжи (и)

 

в

ё

й

ё

 2. Расшифруйте загадку.

 П.рар =ёмраха – пиран й.рап?

 

ч

.

р

.

п

Задания для второй группы.

1. Решите тесты.

 Вместо ответов напишите буквы и прочитайте слово

1. Живая игрушка для чувашского ребёнка?

    кролик (х)

     ёж (ы)

    ягнёнок(п)

2. Мяч из шерсти животного?  

    п\ск. (е)

    хёмпё (ю)

    чулрав (я)

3.К какому термину по своему смыслу близко слово акам?

   Акёш –лебедь(л)

   Акка- сестра( к)

   Ахах-агат (щ)

4. Сколько всего  чувашских  детских игр?

     Более 100  (ш)

     Более 300  (.)

     Боле 500  (а )

( Ответ: пек.)

П

Е

К

,

2. Расшифруйте загадку.   

Х.ллеши шурёши - =уллаши сёрёши?

М

У

Л

К

А

Ч

 

Задания для третей группы.   

 1. Решите тесты.

1.Любимый детский  музыкальный инструмент из глины.

   Тём шёхлич (а)

   тункёра (в)

   параппан (о)

2? Особый обычай  дружбы между девочками 12-13 лет?

   Туслёх( в)

   Юлташлёх( с)

   Акамлёх ( к)

3?  Как называются шуточные стихи: обычно начинающие с именем человека?

   Дразнилки( а)

   Считалки (ш)

   Потешки( м)

4? Где  обычно играли дети

   В доме (у)

   Во дворе или на улице( м)

   В лесу(о)

А

К

А

М

 2.Расшифруйте загадку. 

Пунче= пунчер- =унче= =унчек: =ёвнчеар пунчер - санчес =унчек?

 

П

У

Л

Ё

VI. Подведение итогов урока.

-Из каких материалов изготавливали  дети себе игрушки?

-В чём смысл «таинственного языка» чувашских детей?

-Что такое акамлёх?

VII. Задание на дом.

1) Какие герои книги финско-шведской писательницы и художницы Туве Янссон   разговаривают на зашифрованном языке, коверкая слова, добавляют всякие словечки?  

 (Это милые потешные герои- мумии-троли: Мумии-троль, Снуснумрик.  Они познают мир, веселятся, грустят, боятся, путешествуют, коверкают слова.)

2) Попробуйте сами зашифровать одну чувашскую пословицу?

Рефлексия.

-Мы, современные дети,  тоже можем изготовить  игрушки из любого материала. Самый быстрый способ – это оригами, складывание бумаги. Перед вами чистый лист бумаги. Попробуйте  изготовить и написать короткое пожелание для учащихся Большечакинской основной школы школы.

Выставление оценок.

                                       

    Самоанализ урока:

   Урок культуры родного края является существенным дополнением к кругу учебных предметов мировоззренческого характера, основная цель которого выражается в осознанном восприятии детьми своей принадлежности к культуре народа Чувашии.

Задачами  данного урока являются: 1.Познакомить учащихся с особенностями детского фольклора, играми, игрушками, изготовленными детьми из материалов растительного, животного происхождения, глины.

2.Развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся.

3.Формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания) и умения передавать свои знания другим.

Цели  и задачи урока были  согласованы с учениками: чему они должны научиться на уроке, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть.

Форма урока: урок - презентация, телемост.

Тип урока – комбинированный,  который предполагает следующие структурные элементы урока:

1.Организация класса к уроку .Подготовка к восприятию материала.

2. Проверка домашнего задания.

3 Сообщение темы и задач урока.

4. Усвоение нового материала. Формирование ЗУН.

5.Закрепление. Контроль.

6. Задания на дом.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

     Оборудование урока мультимедиапроектор, баян,  образцы игрушек из растительного, животного материалов, глины, цветные карандаши, карточки. Организована выставка игрушек и буклетов.

  Первичные знания учащиеся приобретали на уроках чувашской литературы,  самостоятельно дома, выполняя домашнее задания в виде буклетов, определение понятий продолжалось на уроке, выявлялись причины и следствия, шло прогнозирование.

 Оргмомент прошёл в виде установки на весь урок и позволил организовать труд учащихся.

Урок  носил деятельностный характер: учащиеся  не получали готовые знания, а добывали его самостоятельно. Источниками информации явились: учебник, информация сверстников, Интернет, свой жизненный опыт. Сделан акцент на развитие познавательного и социального опыта, умение работать с информацией, с самим собой, с учителем. Было организовано общение через  парную и групповую работу, вёлся внутренний и реальный диалоги.

На уроке были использованы инновационные технологии: буклеты, поисковая работа, презентация, также традиционные технологии: объяснительно-иллюстративный, приёмы самоанализа, игра, соревнование.

Применены различные методы проверки знаний: беседа, тестовая проверка, расшифровка загадок, опрос.

Были использованы разные  виды деятельности: познавательная, творческая, коммуникативная, управленческая (присутствие лидера в группе), эмоциональная, трудовая. Разнообразие обеспечило стабильность учебно-воспитательной атмосферы и мотивацию к деятельности.

Межпредметная связь: музыка,  русская и зарубежная литература, чувашский язык и литература, изобразительное искусство, история, технология.

Активность учащихся  была высокая, все быстро включились в деловой ритм. Основной материал усвоен всеми, закреплён, дана перспектива для дальнейшего развития. Показателями эффективности усвоения знания является правильность ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов, в рефлексии своей деятельности.  

Основные этапы урока прошли на хорошем уровне. Цели и задачи урока выполнены. Урок достиг своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Праздник игры и игрушки"

Создание условия для творческого самовыражения детей, воспитание бережного отношения к игрушкам....

Презентация "Неделя игры и игрушки"

Материал (младшая группа) по теме: ...

"Создание мягкой игрушки. Игра и творчество"

Создание мягкой игрушки своими руками - очень увлекательная игра, которой могут заниматься и взрослые и дети. Мягкие игрушки можно шить из самых разных материалов: пригодятся лоскутки ткани, кожи, мех...

Народная глиняная игрушка. Игра и викторина (сост. Раева С.Г., учитель технологии)

Игра и викторина, составленная по теме "Народная глиняная игрушка", может использоваться как развлекательное занятие в кружковой работе по декоративному твочеству, на уроках технолгоии и ИЗО в начальн...

Неделя игры и игрушки

Неделя игры и игрушки в средней группе...

Учебную презениацию по теме "Игрушки и игры" к УМК Верещагиной И.Н. "Английский язык 2 класс"

Учебную презениацию по теме "Игрушки и игры" к УМК Верещагиной И.Н. "Английский язык 2 класс" можно использовать в качестве дополнительного материала для отработки активной лексики и грамматики, в кач...