«Возвращение к народным истокам»
план-конспект урока по краеведению на тему

Яценко Евгения Леонидовна

"Промыслы и ремесла на Кубани" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozvrashchenie_k_narodnym_istokam_-urok.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Возвращение к народным истокам»

Тема урока:     "Промыслы и ремесла на Кубани". 4-й класс

Тип урока:      комбинированный

Форма урока: путешествие

 Цели:

1.    Раскрыть истоки народных промыслов и ремесел Кубани ;

      Формировать целостное представление о народных ремеслах, о народном мастере как   творческой личности, духовно связанной с природой и культурой родного края;  

      Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;

 2.  Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении  материалов по истории Кубани, написании творческих работ;

 3.  Воспитывать интерес учащихся к историческому прошлому своего народа, чувство    гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.

Межпредметные связи:  История , ИЗО, МХК

Форма организации деятельности учащихся: совместно-индивидуальная, коллективная,  групповая.практическая

Cловарная  работа – по  ходу урока.    РЕМЕСЛО, РЕМЕСЛЕННИКИ,

ГЛЭЧИКИ,КОРЧАГИ, МАКИТРЫ,

Материально-техническая база:   мультимедийный проектор,  

экран, ноутбук, карта Краснодарского края, компьютерная презентация. иллюстрации, изображающие тружеников Кубани, кассеты с записью песен о труде и людях труда предметы быта (плетённые корзинки, гончарные изделия, кукла-кубаночка , вышитые полотенца, изделия из кожи  ),опорные карточки со словами,  

Дидактическое обеспечение:

1) учебно-техническая документация:   тетради, альбомный лист  цветные карандаши, раздаточный материал  

2)материалы для контроля знаний учащихся:   тесты, кроссворды, компьютерный тест    

Методы организации учебно-познавательной деятельности: 

  • проблемный;
  • исследовательский;
  • совместный поиск;
  • мозговой штурм;
  • эвристический;
  • креативный;
  • дифференцированный;
  • наглядный (демонстрация,   презентация   в программе Power Point),
  • практический.  

Оформление доски: тема урока , цитата урока.

Ход урока.

1. Оргмомент.

II. Введение в тему урока.

   Ребята все дело в том, что я забыла как называется тема нашего урока

- А это что?

- Кроссворд

- Может он подскажет нам тему нашего урока?  

  1. Как называется город, в котором вы живете?  Краснодар
  2. Кто прославляет своим трудом свой город, край, страну? Житель
  3. Добывание чего-либо, добыча, охота?   Промысел
  4. Предметы, которые одевают на тело? Одежда   
  5. Предметы, используемые для приготовления и приема пищи? Посуда
  6. Предмет оберегающий, охраняющий от чего-либо, кого-либо?  Оберег

-А кто из вас знает значение этого слова?

РЕМЕСЛО – профессиональное занятие (изготовление изделий ручным, кустарным    способом предметов быта, украшений нашего интерьера и одежды), профессия, занятие.

- Как называются люди занимающиеся ремеслом?

РЕМЕСЛЕННИКИ

-Ребята, сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие в мастерские ремесленников

 III Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: промыслы и ремёсла на Кубани.

-      Посмотрите на карту нашего края: сколько станиц, хуторов. городов и посёлков, окружают столицу нашего края .  

-      Кубань является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной  восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.

-     Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи,  войлочной шерсти многие другие всего пока насчитано 24 ремесла.                С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

Кто скажет почему?

IV. Основная часть урока (   Путешествие по станциям ).

(Рассказ о ремёслах идёт на фоне песен о Кубани ,о тружениках Кубани)

1. Мы отправляемся с вами в небольшую станицу и заглянем в мастерскую, в которой трудятся люди, занимающиеся

художественной обработкой дерева. 

   Посмотрите на их чудесные изделия, всё это сделано из дерева! (обратите внимание на   предметы быта).

-    Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается.

      Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других.

Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

2 Самостоятельная творческая минутка.

- Ребята, попробуйте представить себя мастером - художником по дереву.

- На листочках, которые лежат у вас на партах, нарисуйте эскиз деревянной ложки (3   минуты).

3. - Следующая мастерская гончарная (вывешивается табличка ГОНЧАР).

        Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.

       Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская   

    Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

       Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

           Сначала сосуды лепились руками, позже появился гончарый круг Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе Екатеринодаре в 1900-1903 годах  

          Кубань гордится своими мастерами в области гончарного искусства, они творят и до сих пор.

          В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района).

4.  Работа в парах детских мастерских (5 минут).

-Ребята, а сейчас устроим мини-соревнования. Из материалов, которые лежат у вас на партах в конвертах, вы должны склеить небольшие кувшинчики, с простым орнаментом. Итак, за дело!

5.  Оценивание выполненных работ.

6. -Следующий ремесленник занимается редким делом- это     ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ  (опорное слово вывешивается на доску).

        Это одно из древнейших народных промыслов восточных славян.. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.

      В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла (обратить внимание на предметы, выставленные на экране).

7.  Следующий мастер-кузнец, но не простой , а кузнец-художник. Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань -  кузнечное ремесло.

    Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

     Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгеры. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла.

      Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. В топонимике города сохранились названия улиц – Кузнечная, Новокузнечная. В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки.

      Существовали следующие типы орнамента кубанской ковани:

-   растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы),

-   геометрический,

-   зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки),

-   меандровый.

   Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.

8.   Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви, сёдел. В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи.  

9. Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома..

     В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.

Наши рубахи расписные,

Посмотрите , вот какие.

Каждый ремесленник вкладывал изделие магическую силу оберегов

Обереги были не только в одежде, но и украшении жилья.

10. Роль оберегов в кубанском  украшении жилья.

 

V. Практическая работа по изготовлению оберегов.

1. Инструменты и материалы

2. Техника безопасности

3. Технологическая последовательность

4. Оценивание работ

VI.Обобщение темы урока.

-Вспомните, кто такие ремесленники?

-Какие промыслы и ремёсла наиболее распространены на Кубани?

-Какие названия профессий вы запомнили?

-Какие изделия создают люди этих профессий?

-А есть ли у вас дома какие-то предметы, созданные руками народных умельцев?

-И в заключение урока мне бы хотелось, чтобы вы прочитали замечательные слова..

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

… мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.

О законопроекте  «Закон Краснодарского края о государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае».

ЗСК от 20 июня 2007г

VII. Итог урока.

Цветовые карточки обратной связи

VIII. Домашнее задание: Составить кроссворд на тему: «Кубанские ремесла и промыслы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам"(об истории Астраханского казачества)

Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам" посвящено истории возникновения и возрождения Астраханского казачества. Оно сопровождается красочной презентацией....

Авторская программа дополнительного образования по народному творчеству «Возвращение к истокам»

Данная программа направлена на активные приобретения детьми культурного богатства русского народа. Она  основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к...

Урок-праздник "ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ"

Урок посвящён Дню святой великомученицы Екатерины для учащихся 5-7 классов- развитие духовно-нравственной культуры учащихся на основе христианских  моральных принципов- знакомство с житием ...

Педагогический проект "Возвращение к истокам своего народа"

Каждый человек должен знать прошлое своего народа. "Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь."  /К.Г.Паустовский/У каждого народа веками вырабатывалась национальная культура, самобытность, т...

Возвращение к духовным истокам

Презентация поможет более глубокому пониманию духовности при изучении лирики Заболоцкого Н, Н.Рубцова...

Статья о разработке мастер-класса "К народным истокам"

Методическая разработка будет интересна педагогам дополнительного образования по направлению "Хореография"...

Методическая разработка "Возвращение к истокам и воспитание детей на народных традициях"

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить ду...