Рабочая программа по экологическому краеведению Воронежской области
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Шальнева Елена Павловна

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по экологическому краеведению Воронежской области. 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе положений Приказа № 760 от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основании программы регионального курса «Экокраеведение»  Дорогань Л. В.  ВОИПКиПРО, Воронеж  2007 г

Цель программы: овладение знаниями о природе, проблемах экологии окружающей среды, социальном окружении и культуре родного края, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, понимающей свое единство с окружающим миром, подготовку обучающихся к сознательному выбору вида деятельности, связанной с проблемами экологии.

Задачи программы:

I. Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности.
  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

II. Развивающие:

Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

III. Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
  2. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
  3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
  4. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность

Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого в решение экологических проблем родного края.

Общая характеристика предмета

Многие темы имеют региональную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений.

 Курс «Экокраеведение»   направлен на решение таких задач, как:

1) формирование у школьников целостного представления о природе;

2) представление знаний  всех изучаемых предметов во взаимосвязи, осознания всеобщей связи явлений;

3) развитие взаимообогащения  и взаимодействия  понятий, явлений и закономерностей, рассматриваемых в естественнонаучных областях знаний;

4) использование экологических знаний для формирования экологической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в окружающей среде.

5) формирование условий для развития краеведческих знаний;

Эколого-краеведческое содержание курса имеет законодательную базу, заложенную в Законе об образовании, Законе об охране окружающей среды, региональной концепции непрерывного экологического образования и воспитания школьников. Создание предмета эколого-краеведческой направленности обеспечивает реализацию, данных нормативных документов.

Основной концептуальной проблемой данного курса является интеграция научных дисциплин в единый неразрывный блок для решения проблемы  окружающей природной среды, а точнее пространственно – временных особенностей взаимодействия организмов со средой. Это взаимодействие происходит в различных зонально – природных и социально – экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, т.е. на определённой территории. Человек  этой системы живёт не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах, а экосистемы обретают территориальное выражение. Поэтому изучение территориально – дифференцированных форм взаимодействия человека со средой его обитания является наиболее актуальной. Доступность, и как следствие интерес изучения интегрированных дисциплин, учащимися обеспечивает регионально – краеведческий подход.  Примеры из местной природы и местного хозяйства, очень  оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и  экологически компетентного поведения. Содержание курса обеспечивает овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения, способствует выработке основ экологически целесообразного поведения и деятельности, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения.

Данный курс позволяет более широко использовать такие формы работы как работу по образовательным модулям через проектно-исследовательскую деятельность.  Активные формы обучения способствуют  реализации целей естественнонаучного образования, декларированных в соответствующих образовательных стандартах, как «проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений».

       Основные требования к знаниям и умениям

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • анализировать и оценивать  последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск научной информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • ориентироваться по карте;
  • проводить наблюдение за объектами литосферы и гидросферы, описание их на местности и по карте;
  • проводить наблюдение за  состоянием природных оболочек Земли;
  • проводить наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
  • наблюдения за объектами гидросферы;
  • проведения оценки водных ресурсов;
  • проведения определения качества окружающей среды; 

Экологизация сознания происходит не только в результате овладения знаниями, но и практико-ориентированной деятельности по изучению экологической ситуации, и ее посильному улучшению.  При таком взгляде на проблему становится, очевидным, что теоретическая экологическая подготовка обучаемых, получаемая при изучении, например, только основ общей экологии, – пусть и важное, но промежуточное звено в решении проблемы. Поэтому, особое внимание уделяется региональному компоненту экологического образования, который включает  реальные экологические ситуации данной территории, а содержательную основу курсов  составляют региональные и  локальные  экологические проблемы  и порождаемая ими экологическая  обстановка – факторы и условия, влияющие на ее состояние.

Отбор содержания для данного курса определяется образовательными стандартами. Содержательные модули различных образовательных областей увязаны в логике структуры курса и служат для обеспечения объяснений причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей среды. При отборе содержания курса «Экокраеведение»  реализуются следующие принципы:

- принцип преемственности;

- принцип межпредметной связи по горизонтали и вертикали;

- принцип научности;

- принцип целостности;

- принцип развития содержания от простого к сложному и от общего к частному.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание включает в себя:

- знания о типичных экологических системах (природных и социоприродных) края и их особенностях, обучающиеся экологических проблемах в крае, их причинах, формах проявления, путях решения;

- умения интеллектуальные: специфические (оценка, прогнозирование, проектирование) и практические (в исследовательской и практически преобразовательной деятельности);

- отношение к природе, окружающей человека среде, здоровью, экологической деятельности.

16 часов (1 час в неделю)

            Введение (1 часа)

Основы экологии и рационального природопользования. Экологический мониторинг. Краеведение как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Организм и окружающая среда. Значение естественнонаучных знаний в жизни человека. Значение знаний истории, культуры и природы родного края.

Общая характеристика территории Воронежской области (1 часа)

История образования Воронежской области. Географическое положение области. Наземные естественные и искусственные экосистемы.

Водные ресурсы области (3 часов)

Водные ресурсы Воронежской области. Экосистемы местных водоёмов. Экосистемы местных водоёмов. Экологическое состояние малых рек.

Экологический практикум:

  1. Экологическое состояние малых рек.
  2. «О чём молчит Толучеевка»

Почвенные ресурсы Воронежской области (3 часов)

Месторождения Воронежской области. Нерудное сырьё. Металлорудные ресурсы. Развитие никелевой промышленности. О никеле в Воронежской области

Экологический практикум:

Исследование почвенного покрова территории школы.

Атмосфера Воронежской области (1 часа)

Воздушная оболочка Земли. Атмосфера Воронежской области.

Экологический практикум:

  1. Выявление причин загрязнения воздуха своей местности.
  2. Составление плана мероприятий по озеленению территории.

Культурное наследие края ( 2 часов)

Уникальные природные объекты. Рекреационные зоны и туристические маршруты Калачеевского района. Занимательная топонимика. Экскурсия в районный краеведческий музей.

Здоровье человека как мировая проблема 2 часа)

Заболевания населения области. Оценка состояния своего здоровья. Здоровый образ жизни.

Практическое занятие. Оценка состояния своего здоровья.

«Природа ждёт твоей помощи» (2 часа)

Фестиваль творческих идей:

-«Из отходов – в доходы»;

-«Вторая жизнь ненужных вещей»;

- «Чистая Земля»;

-«Природа ждёт твоей помощи».

Понятие об общественно-полезной  деятельности. Участие  в мероприятиях по благоустройству территории школы. Распространение среди населения и школьников памяток и информации экологического содержания. Проведение анкетирования, обработка результатов. Привлечение населения к природоохранной деятельности

Календарно- тематическое планирование

№п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Элементы содержания. Характеристика основных видов деятельности

1

8.09.14.

Основы экологии и рационального природопользования.

Знакомство с понятиями «экология», «рациональное природопользование». Отработка навыков работы с различными источниками информации.

2

15.09.14.

Наземные естественные и искусственные экосистемы

Знакомство с естественными и искусственными экосистемами, характерными для местности. Влияние человека на экосистемы.

Презентация

3

22.09.14

Водные ресурсы Воронежской области

Изучение поверхностного водного фонда области, который представлен реками, озёрами, прудами и водохранилищами.

4

29.09.14

Экосистемы местных водоёмов. «О чём молчит Толучеевка» Экопроект

Знакомство с типичными аквальными экосистемами. Влияние человека на экосистемы. Работа над проектами. Презентация

5

6.10.14

Экологический практикум. Экологическое состояние малых рек Экопроект

Обучение навыкам экологического исследования. Определение доступных характеристик воды местного водоёма. Работа над проектами

6

13.10.14

Месторождения Воронежской области. Нерудное сырьё.

Минерально-сырьевая база Воронежской области. Нерудное сырьё: песок, глина, мел, гранит, цементное сырье, охра, известняк, песчаник.

7

20.10.14

Месторождения Воронежской области. Металлорудные ресурсы.

Характеристика металлорудного сырья области. Работа с картой воронежской области.

8

27.10.14

Развитие никелевой промышленности

Изучение материала Интернет-ресурсов.

9

10.11.14

Воронежский никель. «Черноземье отменяется?»

Исследование почвенного покрова территории школы. Экологический практикум. Защита проектов

10

17.11.14

Атмосфера Воронежской области. Выявление причин загрязнения воздуха своей местности

Состав и строение атмосферы

Причина загрязнения - работа предприятий по производству транспортных средств, машиностроения и оборудования, теплоэнергетики, химической промышленности Экологический практикум.

11

24.11.14

Уникальные природные объекты. Занимательная топонимика Рекреационные зоны и туристические маршруты Калачеевского района

История происхождения названий населённых пунктов области, рек, озёр и т.п.. Работа с различными источниками информации. Оценка рекреационного потенциала природных комплексов района. Знакомство с существующими туристическими маршрутами по родному краю.

12

1.12.14.

Здоровье человека как мировая проблема.  Заболевания населения области

Здоровые потребности и «потребность в здоровье». Ознакомление со статистикой заболеваний области, района.

13

8.12.14

Оценка состояния своего здоровья. Здоровый образ жизни

Практическое занятие.

14

15.12.14

Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей «Из отходов – в доходы»

Фестиваль творческих идей Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

15

22.12.14

Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей «Вторая жизнь ненужных вещей».

Фестиваль творческих идей Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

16

Резерв

 

Учебно-методический комплект:

  1. Л. В. Дорогань Учебное пособие «Экологическое краеведение», ВОИПКиПРО  Воронеж 2007г.
  2. Л. В. Дорогань  «Экологическое краеведение». Методические рекомендации. ВОИПКиПРО, Воронеж 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области

Рабочая программа по географическому краеведению для 7 класса с пояснительной запиской. 1 час в неделю всего 35 часов....

Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный к...

Примерная авторская рабочая программа по «Географическому краеведению Воронежской области» (для 6-7 классов общеобразовательных школ).

Пояснительная записка. Программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области ...

Рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области для 6-7 классов

Рабочая программа по географическому краеведению для 6-7 классов.Курс рассчитан на 70 часов...

Рабочая программа по географическому краеведению Воронежской облати 6 класс по ФГОС

Календарно тематическое планирование по краеведению Воронежской области по ФГОСПояснительная запискаТематичекое планировани...

Рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области

Авторская рабочая прграмма по географическому краеведению для 6,7 классов. Используется автором для реализации внеурочной деятельности по предмету география....