Исследовательской деятельности учащихся в условиях этнокультурной образовательной среды.
статья по краеведению на тему

Ахпашева Лилия Олеговна

  Сегодня государство выдвигает определённые требования к личностным характеристикам выпускника школ. Это прежде всего: 

Ø любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

Ø осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

Ø активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

Ø осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

Ø уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

 Большую роль в формировании такого гражданина играют этнокультурные традиции; история своей семьи, малой Родины, страны; традиционные ценности; приобщение школьника  к национальной, российской и общемировой культуре.

 Воспитать такого выпускника я считаю, можно только при использовании  Национально-регионального компонента, как в урочной системе, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnokulturnaya_obrazovatelnaya_sreda.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательской деятельности учащихся

в условиях этнокультурной образовательной среды.

Л.О.Ахпашева

«Хакасская национальная гимназия-интернат

 им. Н.Ф.Катанова» , Абакан, Республика Хакасия, Россия.

Чувство Родины нужно заботливо 
выращивать, прививать духовную 
оседлость. Если не будет корней в родной стороне — 
будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле...
Д. С. Лихачев

 Сегодня государство выдвигает определённые требования к личностным характеристикам выпускника школ. Это прежде всего: 

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

   Большую роль в формировании такого гражданина играют этнокультурные традиции; история своей семьи, малой Родины, страны; традиционные ценности; приобщение школьника  к национальной, российской и общемировой культуре.

 Воспитать такого выпускника я считаю, можно только при использовании  Национально-регионального компонента, как в урочной системе, так и во внеурочной. Как учитель истории и обществознания в программу я вношу изменения связанные с включением тем по истории родного края: так в курсе 7 класса истории России к теме присоединение Сибири и освоение Сибири русскими я добавляю тему: Присоединение Хакасии и освоении её русскими. Изучая религию восточных славян в 6-м классе,  мы обязательно рассматриваем традиционную религию хакасов и т.д.  Но для достижения поставленной задачи этого явно недостаточно.  Необходимо, чтобы ребенок ощутил духовное единство со своим народом, его надо поставить в такие условия, чтобы он почувствовал ответственность за свой народ, землю, дом.

     Сегодня хотела бы более подробно остановиться на таком виде внеурочной деятельности как исследовательская работа. Я считаю, что исследовательская работа повышает у учащихся мотивацию к изучению своего края, позволяет согласовать имеющиеся у школьников бытовые представления с научным  содержанием, пробуждает  у учащихся творческое начало в познании окружающей действительности. В процессе исследований ученики имеют возможность глубже постигать изучаемые явления и причинно-следственные связи между ними. Моя задача как руководителя организовать учащихся на определение замысла исследования.

  В нашей национальной школе созданы все оптимальные условия по сохранению национальной самобытности, по изучению родного языка, традиций и культуры, но они не дают практических навыков, которые позволяли бы детям стать не только носителями языка и национальной культуры, но и достойными продолжателями традиций своего народа.

   Цель организации исследовательской деятельности учащихся связана с необходимостью изучения культуры своего народа, с продолжением традиций через проектную и исследовательскую деятельность. В процессе формирования исследовательских навыков неоценимую помощь оказывает этнокультурное наследие хакасов.

  Исследовательская деятельность учащихся в условиях этнокультурной образовательной среды имеет свои особенности:

  • высокая мотивация, так как тематика исследования связана с теми событиями, явлениями и процессами к которому сопричастны они сами, их родители,  однофамильцы или  эти события связаны с местностью, где они проживают, или проживали.
  • богатая  источниковедческая  база: местный республиканский архив, материалы Республиканского краеведческого музея, библиотека Хакасского национального института исследования языка, литературы и истории ( ХАКНИЯЛИ); материалы школьного музея;
  • возможность лично опросить свидетелей и очевидцев некоторых исторических событий, если темы касаются прошлого;

  Предлагаю вашему вниманию свою систему работы по организации исследовательской деятельности учащихся.

 Большое внимание следует уделить тематике исследовательских работ

(объект исследования) по моему глубокому убеждению, не возможно исследовать предметы, явления и процессы по истории без источников таких как: письма, фотографии, предметы, архивные документы и т.п. В противном случае это реферативная работа. Поэтому темы для исследований мы берём на основе местного материала. Вот примерные направления исследовательских работ.

Возраст (классы)

Объект исследования

Цель

5 класс

 Семья;  род и его происхождение;  знаменитые люди рода; родовое древо;

Основой этой работы должна быть мысль о том, что ребенок является носителем хакасской фамилии, а значит, является представителем определенного сеока. Поэтому он не один в этом мире, у него есть хорошие генеалогические корни, которые он должен изучать, Необходимость осознания ценности семьи; чувство сопричастности к  роду.

6 класс

Жилая среда подростка: село, район, город, республика. Биографии и судьбы известных и малоизвестных личностей своего края.

Изучение малой Родины, её истории, знаменитых земляков, памятников, достопримечательностей, которые  он должен любить и беречь, он является носителем хакасской культуры, которую он должен сохранять и творчески развивать.

7-8 классы

Традиции, обычаи, обряды, ритуалы хакасов. Памятники материального и нематериального наследия.

Расширение представлений о разных способах устройства человеческой жизни, приобщение к участию в общественной жизни.

9-11 классы

Традиционное мировоззрение хакасов, религия, история хакасского народа в контексте истории России и мировой истории.

Формирование способности корректировать собственную жизнедеятельность на основе углубления понятия образа жизни достойного человека. Формирование жизненной позиции и развитие способности производить жизненный выбор.

 

   Следует не забывать, что задача современной школы,  состоит в том, чтобы наряду с усвоением необходимой суммы знаний, необходимо вооружить их умением самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки исследовательского поведения. 

   А изучение малой родины, истории своего  народа, знание его  религиозного мировоззрения , традиций, знание фольклора, владение языком как основой культуры позволяют человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя гражданином России и субъектом мировой цивилизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность учащихся в условиях модернизации образования.

Обобщение теоретического и практического материала по теме....

«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»

Организация проектной и  исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях адаптивной школы

Современное общество ставит новые задачи перед системой образования, среди которых повышение его качества и доступности, создание условий для воспитания исследовательских способностей учащихся и приоб...

Мастер-класс «Физический эксперимент как инструмент развития методологических умений учащихся в условиях цифровой образовательной среды»

Физический эксперимент помогает повысить мотивацию учащихся, организовать, формировать необходимые умения и навыки, поможет развиваться личности, с опорой на житейский опыт, делает урок личностно-орие...