Программа элективного курса по литературному краеведению
элективный курс по краеведению (8 класс) на тему

Яковлева Айталина Ивановна

 

Цель программы элективного курса:

Формирование образовательных компетенций через литературное краеведение.

            Задачи:

- развить индивидуальные способности учащихся к творческой и исследовательской работе;

- повысить интерес школьников к изучению своей республики, улуса, наслега;

- совершенствовать методику краеведческих исследований.

В условиях повышения национального самосознания важно расширение  региональных и межнациональных связей. Поэтому актуальным становится воспитание всесторонне развитого  современного человека с развитым национальным стержнем. В последнее время обращается  внимание на исследовательскую краеведческую работу. Ведь литературное краеведение имеет образовательное и воспитательное значение. Нельзя воспитать полноценного человека, не опираясь, не изучив опыт и мудрость народа. Также современным нельзя назвать человека, не знающего историю и культуру своего народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek_liter_kraeveden.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мастахская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Руководитель

………………………………

…………   /…………………./

«…»……………   2014г.

Программа

элективного курса  для учащихся  среднего и старшего звена

Название: Основы литературного краеведения

Автор: Яковлева А.И., учительница русского языка и литературы

Мастахской средней общеобразовательной школы

Мастах, 2014

Пояснительная записка

«Литературное краеведение  помогает

в привычном, обыденном окружении

обнаружить высокую культурную тенденцию…

Культура начинается с памяти.

Человек, чувствующий слои прошлых времен,

которые его окружают повседневно,

не может вести себя как дикарь…»

В. Г. Макаренко

Перед школой стоит задача воспитания всесторонне развитой личности, формирование системы научных знаний у учащихся, творческого мышления и общечеловеческих ценностей, подготовка школьников к жизни, формирование патриотического мышления у учащихся.

Инструментом реализации национального образования является национально-региональный  компонент  содержания  образования,  отражающий  своеобразие культуры, национального самосознания, языка, истории республики. Важный путь реализации краеведческого  аспекта  -  это познание  культуры  русского  народа  в  диалоге  культур.  На "встрече" культур более ярко и наглядно выявляются своеобразие родной культуры и то общее, что объединяет наши культуры.

Как утверждают некоторые авторы, как Н.З.Бакеева, И.А.Баранников, Е.И. Негневицкая, Н.В. Экба и другие, обучение  второму языку  начинается с овладения  родным, с его осознания. Если обучение русскому языку ведется с опорой на родной язык, то разумное  и уместное  сопоставительное изучение  двух языков  воспитывает интерес, способствует более глубокому усвоению особенностей каждого.

Цель программы элективного курса:

Формирование образовательных компетенций через литературное краеведение.

        Задачи:

- развить индивидуальные способности учащихся к творческой и исследовательской работе;

- повысить интерес школьников к изучению своей республики, улуса, наслега;

- совершенствовать методику краеведческих исследований.

В условиях повышения национального самосознания важно расширение  региональных и межнациональных связей. Поэтому актуальным становится воспитание всесторонне развитого  современного человека с развитым национальным стержнем. В последнее время обращается  внимание на исследовательскую краеведческую работу. Ведь литературное краеведение имеет образовательное и воспитательное значение. Нельзя воспитать полноценного человека, не опираясь, не изучив опыт и мудрость народа. Также современным нельзя назвать человека, не знающего историю и культуру своего народа.

Программа предполагает два вида занятий: лекционные и практические.

Программа рассчитана на 1 год и адресована учащимся старшего звена.

Элективный курс рассчитан на  34  часа, тип курса - межпредметный.

Примерный тематический план элективного курса

«Основы литературного краеведения»

1 – 2 четверти

Раздел 1. Введение национального компонента

«Я представляю народ Саха»; изучение героического эпоса народа Саха.

Раздел, тема

Количество часов

всего

Лекцион.

Практич.

1

Олонхо, как сокровищница вековой мудрости народа

2

2

2

Богатый язык олонхо

2

1

1

3

Герой олонхо – созидающий человек  Айыы

2

1

1

4

Вечные ценности в олонхо

4

2

2

5

Философия Олонхо

4

2

2

6

Этническая культура народа Саха в олонхо

2

1

1

16

9

7

                

3 четверть

Раздел 2. Введение регионального компонента «Диалог культур»;

Изучение и сопоставление произведений якутских и русских писателей

Раздел, тема

Количество часов

всего

Лекцион.

Практич.

1

Наследия якутских писателей и поэтов

1

1

0

2

Связь произведений курса русской  литературы с произведениями якутских писателей и поэтов

2

1

1

3

Взаимосвязь и взаимовлияние русской и якутской литератур

3

1

2

4

Т.Е. Сметанин – гордость нашего улуса

2

1

1

5

У каждого возраста свой Сметанин

3

1

2

11

5

6

4 четверть

Раздел 3. Введение краеведческого компонента «Мин алааЬым уолабын»

Изучение литературы туолбэ

Раздел, тема

Количество часов

всего

Лекцион.

Практич.

1

История и культура нашей малой родины

3

1

2

2

Краеведческий фольклор - олонхо микросоциума-туолбэ Ф. Семенова – Кырса Содуот «Биэ уола Бэйбэлдьин Тулаайах»

2

1

1

3

Самобытный переводчик Н.П. Егоров

2

1

1

7

3

4

Примерное содержание курса

Раздел 1. Введение национального компонента

«Я представляю народ Саха»; изучение героического эпоса народа Саха.

Олонхо, как сокровищница вековой мудрости народа, должна служить средством гуманистического, эстетического, нравственного воспитания гармонично развитой личности, почитающей свою самобытную национальную культуру, богатый язык, высоко ставящей достоинство народа саха. Через философию олонхо мы можем приобщать молодое поколение к народной педагогике, этнической и экологической культуре своего народа. Уникальность олонхо заключается также в его удивительной этнопедагогической логике «выращивания» созидающего человека – Айыы, т.е. человек созидающий вычленен как наивысшая ценность, как строитель собственной судьбы и судьбы своих родителей – семьи, рода, родного очага, Срединного мира. Вживить эти вечные ценности в образовательный процесс – залог воспитания достойного человека.

Раздел 2. Введение регионального компонента «Мин сахабын…»

Программа данного раздела основана на сопоставительном изучении творчества якутских писателей и поэтов П. Тобурокова Т.Е. Сметанина с произведениями русских писателей и поэтов по тематической смежности. Не умаляя достоинств других замечательных якутских писателей, называем П. Тобурокова  в наибольшей степени народным писателем. Сметанин  -  многогранный  писатель. Он  пробовал себя   в разных  жанрах, искал разные формы.

Основными  целями программы являются:

1. Обеспечение особых познавательных потребностей и интересов учащихся в образовании, языке, культуре, истории двух народов;

2. Изучение творческого наследия якутских писателей и поэтов, как введение национально-регионального компонента в курс русской литературы,

3. Поиск связи произведений курса русской  литературы с произведениями якутских писателей и поэтов и их сопоставление;

4. Установление взаимосвязи и взаимовлияния русской и якутской литератур

Раздел 3. Введение краеведческого компонента «Мин алааЬым уолабын»

        Краеведение есть познание истории и культуры своей малой родины. Наша цель - рассмотреть проблему научности в литературном краеведении, в частности использование герменевтики в интерпретировании текста олонхо, потому что с точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры. Это уникальное учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.

        Задачи курса: 

1. Изучение теории по герменевтике;

2. Сбор и изучение материалов о самобытном олонхосуте Ф. Семенове – Кырса Содуот, самобытном переводчике Н.П. Егорове;

3. Изучение краеведческого фольклора, в частности олонхо микросоциума-туолбэ Ф. Семенова – Кырса Содуот «Биэ уола Бэйбэлдьин Тулаайах»;

4. Анализ и формулировка вывода.

Краткая характеристика типичных заданий:

Работа с хронологической таблицей. (от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям);

Выразительное чтение текста(при изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы режиссерской работы; при изучении прозаических жанров – литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера , конкурсы на лучшего исполнителя);

Комментирование текста ( начинается с кратких сведений о времени и обстоятельствах создания произведения, затем, по мере углубления, перерастает в сообщение о творческой истории произведения);

Аналитическая беседа по тексту произведения(сначала это выявление и осмысление отдельных деталей и компонентов произведения, далее – рассмотрение произведения в одном из возможных аспектов с расширением объема работы, выполняемой учениками, с привлечением черновых вариантов текста, в конце занятий – анализ произведения, целиком подготовленный учащимися);

Составление текстов (преимущественно отдельных образов и мотивов, но с постепенным углублением анализа, с размышлением о развитии художественного познания действительности, о своеобразии стилей разных авторов);

Применение наглядных пособий, аудиовизуальной техники: диапроэктора, магнитофона и др. (с постепенным включением их в другие виды работы – заочные экскурсии, монтажи, отчетные концерты и т.п.)

К основным видам работы присоединяются на разных этапах работы факультатива новые.

Заочные экскурсии;

Сообщения и доклады( начало работы – небольшие сообщения о творческой истории произведения, а также аналитические доклады по конкретным вопросам);

Работа над публицистической и критической статьей( ее начало – чтение различных критических статей, их обсуждение);

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

Содержание изученных произведений русских писателей и поэтов, входящих в курс русской литературы национальной школы; основные теоретико  - литературные понятия,  термины;

Учащиеся должны уметь

:устанавливать взаимосвязь и взаимовлияние русской и якутской литератур; анализировать и сопоставлять  произведения, выявляя их сходства и отличия, типологическую общность и национальное своеобразие;  выразительно читать стихотворение, передавая свои чувства; высказывать свое мнение

Формами контроля за  достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к уроку сообщения \ доклады, викторины, концепт – картина, а также тезисы, конспекты. Ученик выполняет 1 из заданий  - защита (обсуждение, конкурс)  рецензий, сочинений, эссе.

Отслеживание динамики интереса: анкетирование на первом (с целью выявления ученических запросов)  и последнем занятии, собеседование в процессе работы, рефлексия.

Критерии успешности: ученик получает зачет (сертификат) при активном участии в устных формах учебных занятий (не менее 5 раз), в выполнении письменных творческих заданий.

Формы итоговой отчетности: доклады, творческие работы  

Дополнительные обучающие материалы:

1. Быстрова Е.А. Русский язык в школах многонациональной России, стр. 44-48; "Русский язык в школе" №2, 2004.

2. Гоголева С.В., Егорова Е.И. Обучение связной речи . Якутское книжное издательство,1992.

3. Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др. Программа литературного образования 5-11 классы, М., Просвещение, 2001.

4. Черкезова М.В. Русская литература, Программа для национальных общеобразовательных учреждений 5-11(12) классы,М.,"Дрофа",2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

Программа элективного курса по литературному краеведению «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» (10 класс)

Предлагаемый элективный курс «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» включает в себя материалы, не содержащиеся в программе национально-регионального компонента в базовых программах, тем самым расшир...

Электронное учебное пособие к программе элективного курса по литературному краеведению для учащихся 10 класса «О, Еравна, размах твоих широк…»

Важным инструментом организации литературного краеведческого исследования является разработанное учителем  электронное учебное пособие. Новизна и уникальность антологии у...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Программа элективного курса «ПРАВОСЛАВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ»; Рецензия к Программе

Вопросы изучения литературы родного края, а также православного краеведения, православной литературы, в настоящее время очень важны и актуальны.  Сегодня причиной всех наших бедствий является стр...

Презентация урока к программе элективного курса «Литературное краеведение Самарской области» по теме «Великое рядом с нами».

В данном материале для элективного курса "Литературное краеведение Самарской области" содержится материал о связи с нашим краем русских писателей....