Программа элективного курса по литературному краеведению «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» (10 класс)
элективный курс по литературе (10 класс) по теме

Доржиева Долгорма Жамьяновна

Предлагаемый элективный курс «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» включает в себя материалы, не содержащиеся в программе национально-регионального компонента в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе Бурятии. За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята местная литература. Жить в Еравне и не знать её литературу, в которой накоплены эстетические, нравственные, социальные ценности народа – это непростительное упущение. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе Еравнинского района, выявить связь известных бурятских писателей с Еравнинским районом, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа элективного курса носит характер литературного краеведения, так как предполагает различные поездки, экскурсии по району, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том, или ином писателе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_eravna.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Отдел образования МО «Еравнинский район»

МБОУ «Тужинкинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                      «Утверждаю»:

                                                                                                              директор школы

                                                                                                               _________ Л.И. Кузьмина

                                                                                                              «____» __________ 2011 г.

                                                                                                                                     

Доржиева Жамьяновна Доржиева

«О, Еравна, размах твоих крыльев широк…»

(программа элективного курса по литературному краеведению)

10 класс

Программа обсуждена и одобрена на заседании МО гуманитарного цикла

«____» ______________2011г.   Протокол №_______

Руководитель МО __________  Е.А.Елистратова

                                                                                                                                          (подпись)

Тужинка

2011-2012

I РАЗДЕЛ.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Как часто в жизни мы произносим фразу: «Минии тоонто нютаг» или «Моя малая родина». В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос. В наше кризисное время характерна сокровенная мечта о Малой родине как о месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебя всегда поймут и помогут, ведь в скором времени почти каждому из сегодняшних сельских школьников предстоит покинуть свою малую родину. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, формирование патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь, - познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь сохраняются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии, творчества.

     Предлагаемый элективный курс «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» включает в себя материалы, не содержащиеся в программе национально-регионального компонента по русской литературе, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе Бурятии. За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята местная литература. Жить в Еравне и не знать её литературу, в которой накоплены эстетические, нравственные, социальные ценности народа – это непростительное упущение. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе Еравнинского района, выявить связь известных бурятских писателей с Еравнинским районом, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа элективного курса носит характер литературного краеведения, так как предполагает различные поездки, экскурсии по району, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том, или ином писателе.

     Цель программы: приобщение учащихся к  художественным произведениям бурятских писателей и поэтов выходцев из Еравнинского района, формирование у школьников чувства любви, уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям  своей малой родины.

     Задачи курса:

     -  социально-педагогические (формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к малой родине, гордости, сопричастности и ответственности за историю своего района, воспитание бережного отношения к историческому и литературному  наследию);

     - обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории семьи, района, исторических личностей, связанных с историей и литературой района; изучение основ поисковой  и журналистской работы как допрофессиональная ориентация);

     - познавательные (формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной  литературой и периодической печатью);

     - развивающие (развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность);

     - воспитательные (воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитание речевой культуры школьников).

     Актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории.

     Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетенции.    Важным инструментом организации деятельности учащихся является электронное учебное пособие, которое включает портреты, материалы для рассказа о писателях и поэтах, вырезки из районной газеты «Ярууна", тексты произведений авторов изучаемых в элективном курсе.  

     Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, виртуальная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данный курс предусматривает разнообразные типы уроков.

          В результате изучения курса учащиеся должны знать:

     - основные этапы развития и события истории района;

  - школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;

  - личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашим районом);

   - достижения культуры.

К ожидаемым результатам следует отнести:

      -  факт осознанного продолжения  изучения  истории и литературы Еравнинского района; истории  и литературы вообще;

 -  высокий уровень познавательной активности;

       - толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания.

  Данная программа литературного краеведения рассчитана для учащихся 10  класса и рассчитана на 18 часов. Она является продолжением элективного курса «Литература Бурятии» и ведется во втором полугодии. Практическая, экскурсионная часть программы возможна на внеурочных занятиях.

ЧТО ДОЛЖНЫ УМЕТЬ УЧАЩИЕСЯ К КОНЦУ КУРСА:

  1. освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений, их критическая оценка;
  2. рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках; знать биографические данные о писателях, связанных с Еравнинским районом;
  3. давать описание исторических событий и памятников культуры;
  4. объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории района, культурным достижениям;
  5. уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, рецензии, эссе;
  6. уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом;
  1. давать оценку изученным произведениям, уметь анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);

II РАЗДЕЛ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

1

Введение. Цели и задачи курса

1

Лекция учителя

2

Бурятский фольклор

1

Лекция с элементами беседы, анализ фольклорного материала, составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок.

3

«О, Еравна, размах твоих крыльев широк…»

1

Виртуальная экскурсия историческим, литературным и культурным местам Еравнинского района. Лекция-обзор с  комментированным чтением

4

Известные имена

3

Лекция-обзор, комментированное чтение фрагментов, самостоятельный анализ эпизодов, сочинение-рецензия.

5

«Еравна, Еравна моя»

9

Лекция-обзор, составление летописи «Современная литературная жизнь нашего района», составление альбомов о современных писателях-земляках, экскурсия в выставочный зал Ц.Номтоева в с. Ульдурга, литературная гостиная в поэтическом саду камней на Маракте,  сочинения-эссе, презентации, проекты.

6

Новые имена

3

Лекция-обзор с комментированным чтением, встреча с начинающими поэтами и прозаиками и  юными корреспондентами школ района в редакции газеты «Ярууна», защита творческих отчетов.  

Итого:

18 часов

III РАЗДЕЛ.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (18 ЧАСОВ)

     Тема 1. Введение (1 час)

     Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

     Предмет курса. Основные понятия и определения. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. Цели и задачи занятий по литературному краеведению. Известные краеведы Еравны.

     Самостоятельная работа: запись тезисов лекции.

     Формы контроля: проверка записей в тетрадях.

     Тема 2. Бурятский фольклор (1 часа)

     Фольклор как искусство художественного слова. Особенности устного народного творчества (непосредственная связь с жизнью народа; устная форма бытования, коллективное творчество, своеобразная народная редактура). Местный диалект и наиболее распространенные жанры фольклора. Лирические песни (календарные, семейно-бытовые, песни социального характера). Традиции и современные процессы в фольклоре и литературе.

     Еравнинский Гомер: Рыгзен Эрдынеевич Эрдынеев – бурятский летописец, улигершин, краевед.  

     Самостоятельная работа: запись и анализ фольклорного материала,   составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок.

     Формы контроля: выступление на уроке, (внеурочная деятельность: выступление на заседании кружка, на факультативном занятии, на классном часе и т.д.).

     Тема 3.  «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» (1 час)

     Основные этапы и вехи развития Еравнинского района: проблемы, имена, перспективы. Литературные карты.

     Формы работы: виртуальная экскурсия по литературным, культурным и историческим  местам Еравны, использование учебной презентации.

     Самостоятельная работа: составление карты «По литературным местам Еравнинского района».

     Формы контроля: выставка ученических работ.

     Тема 4. Известные имена (3 часа)

     Жамсо Тумунович Тумунов – один из основоположников бурятской советской литературы.

     Первый бурятский роман «Степь проснулась». Тема Еравны в творчестве Жамсо Тумунова.

     Анатолий Григорьевич Байбородин -  известный сибирский писатель, публицист-этнограф, автор многих рассказов и повестей. Биография писателя, его связь с малой родиной.

     Повести «Поздний сын», «Не родит сокола сова», «Отхон». Влияние русско-бурятского окружения детства на творчество писателя.  

      Рассказы «Мы не пропадем», «Не убий», «Чудо», «Домовушечко», «Хлебушко», «Синым-синё».    Старая русская староверческая и бурятская деревня.

       Самостоятельная работа: самостоятельный анализ эпизодов (сочинение-рецензия).

     Формы контроля: проверка письменных работ учащихся.

    Тема 5. «Еравна, Еравна моя» (9 часов)

     Литературная жизнь Еравны.

     Литературное объединение «Булаг» на страницах районной газеты «Ярууна»; выход в свет художественных произведений местных авторов. Встречи с местными писателями и журналистами.

     Ким Цыденов, Сергей Банзаракцаев, Бато Цырендэлэгэй, Цыренжап Бадмаев, Марху Цыренов, Гэлэгма Доржиева, Шираб-Ниму Цыденжапов - активисты литературного объединения «Булаг» 30-40-х годов.  

      Формы работы:   экскурсия в мини-музей имени Цыренжапа Бадмаева в с. Тулдун.  

      Самостоятельная работа: составление летописи «Современная литературная жизнь нашего района», составление альбомов, плакатов, стендов о современных писателях.

     Формы контроля: организация выставки в кабинете литературы.

     Писатели-прозаики Еравнинского района.

     Цокто Номтоевич Номтоев - Герой Социалистического Труда, народный писатель Бурятии. «Вся жизнь связана с биографией страны» - страницы биографии писателя в музее писателя в с. Ульдурга.

     Тема Великой Отечественной войны на страницах повести «Саврасый» («Шагжын хула») и стихотворения «Памяти земляков-ульдургинцев».

     Форма работы: экскурсия в выставочный зал Ц.Номтоева (с. Ульдурга).

     Самостоятельная работа: участие в исследовательской работе.

     Сергей Сультимович Цырендоржиев – наш земляк, известный бурятский писатель, 27 лет работал главным редактором журнала «Байкал».

     «Два встречных огня», «Встречный огонь», «Устремленность», «Поклон старикам», «Возвращение» и др.

     Эрдэни Цырендоржиевич Бальжинимаев.  По профессии – зоотехник, по призванию – журналист, литературовед.    

     «Четки нашего времени» («Сагаймнай хуудаhан». След человека на земле. Каким он должен быть? У Э.Ц.Бальжинимаева он весь на виду: статьи, рецензии, публицистика – они тянут к себе внимание читателей, будоражат их мысли.

    Самостоятельная работа: самостоятельный анализ эпизодов, сочинения-эссе, совместные презентации, проекты.

     Поэты края голубых озер.

     Намжил Нимбуев -  «ярко одаренный поэт», наш земляк.

     Сборник «Стреноженные молнии», «Осень в Еравнинском лесу», из неопубликованных стихов (по выбору).

     Шираб Нимбуевич Нимбуев – бурятский поэт, заслуженный работник культуры Бурятской АССР, член союза писателей.

     «Тархай внук Мархая»,   сборник «Голос поэта» (по выбору).

     Василий Александрович Байбородин – «певец отчего края», воспевший родимый край в своих стихах и прозе.

     Сборник «Еравна, Еравна моя».

      Цырен-Дулма Цыреновна Дондогой – поэт, журналист, лауреат премии им. Ярослава Гашека, заслуженный работник культуры Бурятской АССР

     Темы родного края, малой родины в стихотворениях Ц. Дондогой.

     Булат Жанчипов – народный поэт Бурятии, лауреат Государственной премии республики.

     «Золотой уголок» поэта Булата Жанчипова. Стихи о родном крае.

     Формы работы:  литературная гостиная  в поэтическом  саду камней (на границе района  в местности Маракта).

     Самостоятельная работа: анализ поэтического текста, отзывы и комментарии о понравившемся поэте и стихотворении, чтение наизусть.

     Тема: 6. Новые имена (3 часа)

     Дашинима Халхаров, Будажана Дашиев, Эдуард Будаев, Вера Саганова, Снежана Серебренникова, Валерия Жанчипова.

     Юные прозаики, поэты и журналисты Еравны.

     Встреча с юными дарованиями района в островке детства «Золотой ключик» в редакции газеты «Ярууна».

     Итоговое занятие.

     Обмен мнениями. Защита проектов, презентаций, творческие отчеты.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Байбородин А.Г. Воля: Повести и рассказы. – Иркутск: Издательство журнала «Сибирь» совместно с товариществом «Письмена», 1998. – 352 с.

     2. Байбородин А.Г. Диво: Народные байки, побаски, сказы.  - Иркутск: Изд-во «Иркутский писатель», 2001. – 304 с.

     3. Байбородин А.Г. Косопят – борода до пят / А. Байбородин; Сост. И.К.Петров // Писатели – детям: Докум. – худож. сб.  аудиозаписей / ИГУ. Фак-тет филологии и журналистики; Музей истории г. Иркутска, 2002. – Вып. 2. – Ст.5. (Иркутск литературный).

     4. Байбородин В.А. Еравна, Еравна моя. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2002 г. – 88 с.

     5. Бальжинимаев Эрдэни Цырендоржиевич. Приглашение в мир прекрасного [Текст] / - Улан-Удэ : Бур. кн. изд-во, 1983. - 240 с.

                 6. Балданов С. Многоцветье лирической радуги:К 85-летию Ц-Д.Дондоковой. [Текст] / Балданов С // Бурятия. - 1996. - 28 нояб.-С.5. - С. 1996. - Пресс-досье "Поэты Бурятии"

                 7. Будаев Ю. Пускай подруги запоют со мною: Народному поэту Бурятии Цырен-Дулме Дондоковой-90 лет. [Текст] / Будаев Ю // Бурятия. - 2001. - 29 мая.-С.5. - С. 2001

     8. Гимн победе: стихи, рассказы, роман/Ж. Тумунов. не предал вас... :альбом воспоминаний/Б. Тумунов. - 708 с.

                 9. Дагбаев Э. Ее стихи-это давно классика...:К 85-летию Ц-Д.Д.Дондоковой. [Текст] / Дагбаев Э // Бурятия. - 1996. - 21 нояб.-С.7. - С. 1996. - Пресс-досье "Поэты Бурятии"

                10. Доржиева, Гэлэгма Цыбеновна. Золотая душа [Текст]: рассказы / Г. Ц. Доржиева. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1964.

     11. Дугар-Нимаев Ц.-А. Цокто Номтоев [Текст] / Дугар-Нимаев Ц.-А. // Литература Советской Бурятии. - Улан-Удэ:Бурят.кн.изд-во. - 1973. - С.157-168. - С. 1973

     12. Жанчипов Б.  Бурэн:Поэма [Текст] / Жанчипов Б // Буряад унэн. - 1999. - 16сент.-С.15. - С. 1999

     13. Жизнь как молния. К 50-летию поэта Намжила Нимбуева [Текст] : метод. рекомендации / сост. О. Ж. Рыгзенова. - Улан-Удэ : [б. и.], 1998. - 15 с.

Митанов Г.  Не иссякает талант улигершина: О Рыгзене Эрдынеевиче Эрдынееве. [Текст] / Митанов Г // Бурятия. - 2001. - 13 нояб.-С.5. - С. 2001

     14. Миткинов М.К. О лирике Н.Ш.Нимбуева. [Текст] / Миткинов М.К. // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. - Улан-Удэ:Изд-во БНЦ СО АН СССР. - 1996. - С.176-183. - С. 1996

     15. Нимбуев Н.Ш. Стреноженные молнии. – М., «Современник», 1976. – 69 с.

Нимбуев Ш. Стихи:Монголка-мать,Верблюжий обоз,Хур и другие. [Текст] / Нимбуев Ш // Вершины. - 2000. - №3.-С.57-61. - С. 2000

     16. Номтоев Ц.Н. Стихи. – Улан-Удэ, «Буряад Υнэн»,1968. – 76 с.

     17. Номтоев Ц. Саврасый: Повесть [Текст] / Номтоев Ц. // Байкал. - 1990. - N 6.-С.55-76. - С. 1990

     18. Отцы и дети: избранные произведения: в 3 т. [Текст]. - Улан-Удэ: Респ. тип., 2005.   Т.1: Песнь о Байкале: стихи/Ш. Нимбуев. Стреноженные молнии: стихи, проза/ Н. Нимбуев.

     19. Сочинения. Жанчипов Булат Намдакович. Изд-во Респ. тип. 2007. С

     20. Улигершин Рэгзэн Эрдынеев: Библиографический указатель Сост. Х.Р. Лупсанова. Сосново-Озерское: Изд-во «Ярууна», 2004. -59 с.

     21. Хамгушкеева М. О Родине мысли светлы и прекрасны...: О творчестве Намжила Нимбуева. [Текст] / Хамгушкеева М // Байкал. - 1993. - N 6.-С.94-96. - С. 1993

     22. Цыденжапов Ш-Н. Слова любви и доброты:К 85-летию Цырен-Дулмы Дондоковой. [Текст] / Цыденжапов Ш-Н // Бурятия. - 1996. - 30 нояб.-С.2. - С. 1996. - Пресс-досье "Поэты Бурятии".

     23. Цырендоржиев С. Встречный огонь. Повести. Пер. с бурятского: М., «Современник», 1976. – 191 с.

     24. Цыденжапов Ш-Н.Р. Тайна Чингисхана / Ш-Н.Р. Цыденжапов. -Улаанбаатар, 1996. - 40 с.204.

     25. Цыденжапов Ш.-Н. Чингисхан (исторические очерки). Улан-Удэ, 1990.

eurasica.ru › articles/library/gg…hana…istorii… 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

     1. Литература. 10-11 классы: сборник программ элективных курсов / сост. Г.М.Вялкова. – Волгоград: Учитель, 2006  

     2. Писатели Бурятии XX – XXI веков: Экспериментальное учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2008. – 224 с.

     3. Санжадаева Г.С. Тоонто нютаг: Национально-региональный компонент в программе по русской литературе для средних общеобразовательных учебных заведений. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2007

     4. Тоонто нютаг: Книга для учащихся 9-11 классов русских школ / Сост. Г.С.Санжадаева.- Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2007

     5.Санжадаева Г.С., Казарцева И.В., Пашина Н.В. Зарождение сибирской литературы в I половине ХIХ века (Программа факультативного, элективного курса в старших классах профильной школы с Приложениями). – Улан-Удэ:: Изд-во БГСХА им. В.Р.Филиппова, 2011. – 36 с.  

ПРИЛОЖЕНИЯ

     Приложение 1. Рэгзэн Эрдынеевич Эрдынеев

  1. Портрет улигершина
  2. Материал для рассказа об Р.Э.Эрдынееве

     Приложение 2. Жамсо Тумунович Тумунов

2.1. Портрет писателя

2.2. Материал для рассказа о писателе

2.3. В первом бурятском романе Еравна занимает самое достойное место. – Ярууна, - 28 февраля 2006 г.

     Приложение 3. Анатолий Григорьевич Байбородин

3.1. Портрет писателя

3.2. Материал для рассказа о писателе

3.3. О Байбородине

3.4. Очерк «Родова»

3.5. У нас в гостях – наш земляк. – Ярууна, - 19, 26 февраля 1999 г., 16 февраля 2001 г.

    Приложение 4. Цокто Номтоевич Номтоев  

4.1. Портрет писателя

4.2. Материал для рассказа о писателе

4.3. Писатель, педагог, фронтовик - Ярууна, - 20 апреля 2004 г., 5, 16 февраля 2010 г.

     Приложение 5. Цыренжап Бадмаев

5.1. Материал для рассказа о писателе

     Приложение 6. Шираб-Нимбу Цыденжапов

6.1. Писатель, ученый. – Ярууна, - 30 января 19998 г.

     Приложение 7. Сергей Цырендоржиев

7.1. Нашему земляку, известному писателю С.С.Цырендоржиеву исполняется 65 лет. – Ярууна, - 10 марта 2002 г.

     Приложение 8. Эрдэни Бальжинимаев

8.1. По профессии – зоотехник, по призванию – журналист, литературовед, - Ярууна, - 11 октября 2000 г.

     Приложение 9. Намжил Нимбуев

9.1. Портрет поэта

9.2. Материал для рассказа о поэте

9.3. Сад камней на Маракте. Камень со стихами Н. Нимбуева

9.4. Стихи. «Человек и море», «Красивая молодая вдова», «Монолог вдовца», «Нелегкая трудная служба», «В ночи катился арбузом», «Не будет больше тыкаться мне в зубы», «Тем утром весенним», «Тихо на заплаканные веки», «Осень в Еравнинских лесах», «Разговор с веком», «Тверской бульвар»

9.5. Баир Дугаров: Нимб Намжила Нимбуева // Rhythm Journal - журнал РИТМ, 2 (2008), 364-373

     Приложение 10. Шираб  Нимбуев

10.1.Сад камней на Маракте. Камень со стихами Н.Нимбуева

10.2. Родовые земли Нимбуевых на Маракте

10.3. Материал для рассказа о писателе

     Приложение 11. Василий Байбородин

11.1. Материал для рассказа о поэте

11.2. Стихи. «Моя Еравна», «Осень в Еравне», «Моё село», «Девушки Еравны», «Яндола»

     Приложение 12. Цырен-Дулма Дондогой

12.1. Стихи. «Где волна Эгиты породнившись с Удою»

     Приложение 13. Булат Жанчипов

13.1. Материал для рассказа о Б.Жанчипове

13.2. Стихи. «Далекие молнии», «После грозы», «Поземка», «Одуванчик».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса

Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...

Программа элективного курса «Исследовательский практикум по разделу «Тепловые явления» с экологической направленностью» 8 класс

На занятиях используется компьютерный измерительный блок " L - Микро" для проведения экспериментальных работ.Данный элективный курс рассчитан на 17 часов...

Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов

p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...

Электронная библиотека к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса

Электронная библиотека, собранная к программе элективного курса  «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса включает в себя тексты произведений рус...

Электронное учебное пособие к программе элективного курса по литературному краеведению для учащихся 10 класса «О, Еравна, размах твоих широк…»

Важным инструментом организации литературного краеведческого исследования является разработанное учителем  электронное учебное пособие. Новизна и уникальность антологии у...

Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...

Программа элективного курса по литературному краеведению

Цель программы элективного курса:Формирование образовательных компетенций через литературное краеведение.            Задачи:- развить индив...