План урока "Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Кочеткова Елена Геннадьевна

Кубановедение в 6-ом классе

Раздел №2

Музыкальное искусство Кубани

Урок 22

Тема урока: Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани

Цель: Вызвать у школьников интерес к участию в общешкольном исследовательском проекте «Вечные ценности моей малой Родины».
Задачи:
- вспомнить «ленту времени» из истории переселения казаков на Кубань;
- познакомиться с музыкально-просветительской деятельностью Певческого и Музыкантского хоров Кубанского Казачьего войска в дореволюционной Кубани;
- способствовать формированию эмоционального интеллекта;
- развивать мышление, музыкально-слуховую память, речь;
- воспитывать любовь и бережное отношение к вечным ценностям Кубанского
наследия.
Тип урока: вводный к разделу «Музыкальное искусство Кубани».
Форма урока: школьная лекция с постановкой познавательных задач.
Условные обозначения:
У. – учитель;
Д. – предполагаемые ответы учащихся.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация на флэшкарте;
- музыкальный центр;
- аккордеон;
- ударно-шумовые инструменты.
Используемый музыкальный материал:
- «В 1791 году» - историческая казачья песня;
- «Из-за леса, копий и мечей» - старинная казачья песня в исполнении учащихся
с использованием ударно-шумовых инструментов;
- «Земляничка-ягодка» - свадебная песня;
- Д.С. Бортнянский «Рождество Христово»;
- Г.М. Концевич «Щедривки»;
- «Гопак» - украинский танец в исполнении учащихся;
- П.И. Чайковский. Увертюра «1812».
 

Ход урока

Вход учащихся под историческую казачью песню «В 1791 году»

 

1-ый этап

Мотивация урока

У. – Тема урока «Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани».
У. – Вспомним «ленту времени» из истории переселения казаков на Кубань.
  • Первый отряд казаков под командованием Саввы Белого, следовавший морем высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам-черноморцам.

  • Второй отряд во главе с атаманом Захарием Чепегой осенью того же года, двигаясь посуху, подошел к Ейскому укреплению. Здесь казакам пришлось зазимовать, и только весной они отправились в дорогу. Долгим показался путь казакам по бескрайней цветущей кубанской степи.

  • По дороге к ним присоединился последний отряд во главе с войсковым судьей Антоном Головатым

В честь Черноморских казаков на Кубани строятся храмы, памятники, исполняются гимны, песни, былины. Сегодня учащиеся класса прочитают стихи Кубанской поэтессы-сказочницы Ларисы Степановой «О славных Кубанских казаках».

-Прослушивание стихотворения

То было не в заморском царстве,

А в нашем русском государстве,

В правление Екатерины,

Что вспоминаем мы поныне…

Чтоб Юг России укрепить

Ее от турок защитить,

Она из Сечи казаков

С крутых Днепровских берегов

На юг решила отослать,

Им земли русские отдать.

А запорожцы и не прочь

России-матушке помочь.

При том сулили им земли,

Сколько освоить те могли.

Казачий атаман Захар

С почтеньем принял этот дар.

Но волновались казаки:

На юг дороги нелегки,

Им Украина – отчий край,

А что на юге? Лишь гадай!

К тому ж казачки голосят:

Из дома ехать не хотят.

Мужья им: «Что реветь-то зря?

Нам на попятную нельзя.

Мы не привыкли отступать,

Коль надо – впору отбывать!».

Уже стоят повозки в ряд,

Понуро старики глядят,

Ведь точный трудно дать ответ:

Увидятся когда иль нет?

Захар, к отцу оборотясь,

Да старикам всем поклоняясь,

Сказал: «Мы вас не посрамим

И за Россию постоим!».

Потом отца, любя, обнял:

«Благославить мэнэ, - сказал, -

За мною дюжэ нэ тужить…

Хай Бог дае вам довго жить.

Я ж зроду Вас нэ подвэду –

Куринь на Юге возвэду,

А як там гарно заживэм,

И Вас до сэбэ забэрэм.

Отец ему: «Прыйшов черед,

Шоб на Кубани був наш род.

Идить, сынки, та в добрый час,

Благославляю усих вас!

Ось, сынку, на тоби в дорогу

Старинный крэминь на пидмогу,

Ще доморощенный табак,

Що курэ истинный казак,

Та струнну домру – играй, як я, -

С ней жизнь, сынок, прошла моя!».

 

У. – Что с собой везли казаки на Кубань?

(Учащиеся рассматривают слайды из истории переселения казаков на Кубань

и зачитывают тексты)

 

С собой казаки привезли нехитрые пожитки, оружие и походную Свято-Троицкую церковь. Стены ее были из парусины, поэтому казаки покрыли ее деревянным чехлом, да еще и камышом, чтобы защитить от ветров и ливней. И только поставив церковь, начали строить курени, крытые камышом.

Нелегко жилось казакам на необжитой Кубанской земле, ведь им приходилось не только обустраивать свой быт, но и защищать южные границы государства Российского. А во время отдыха казаки наслаждались пением и игрой на музыкальных инструментах.

 

Вместо 1-ой физпаузы и эмоциональной релаксации

(Учащиеся исполняют стоя, подыгрывая ударно-шумовыми инструментами казачью песню «Из-за леса, копий и мечей», затем, уже сидя за партами, слушают свадебную песню «Земляничка-ягодка»)

 

2-ой этап

Изучение нового материала

У. - Первое время по переселении хлопоты по устройству на новых местах и борьба с новым врагом не давали казакам возможности заняться профессиональной музыкальной деятельностью, но, устроившись и осмотревшись, они уже в 1811 году организуют у себя Певческий и Музыкантский хоры.

У. - Войсковые Певческий и Музыкантский хоры были сформированы в 1811 году по инициативе выдающегося просветителя Черномории – войскового священника Кирилла Россинского.

О Войсковом Певческом хоре 1811–1920г.

В хоре пели только казаки. Годы пребывания в хоре засчитывались как срочная служба в войске. Многие казаки несли службу по 15 – 20 лет и более. Для замены певчих, уволенных в запас, обучали и воспитывали мальчиков – подростков 8 – 12 лет, преимущественно сирот, отобранных регентом по разным станицам войска.

Состав певческого хора в 1811 г.

1 регент – руководитель церковного хора;

2 баса – низкие мужские голоса

2 тенора – высокие мужские голоса

2 альта – средние мужские голоса

2 дисконта – голоса мальчиков

(Учащиеся переписывают с экрана в тетради по кубановедению состав

певческого хора 1811 года)

 

У. - На содержание хора согласно указу Войсковой Канцелярии было отпущено 900 рублей в год. Хор был подчинен Войсковому атаману, а с 1842 года – начальнику штаба войска. Певческое мастерство хора с годами совершенствовалось, исполнительский состав увеличивался. Со временем Войсковой певческий хор становится гордостью Черноморского войска.

Певческий хор исполнял свои произведения в Войсковом Воскресенском соборе с 1811 по 1872 год. Когда Воскресенский собор обветшал и был разобран,

то хор перевели в Войсковой Александро-Невский собор. Репертуар Певческого хора состоял из духовных произведений великих русских и кубанских композиторов: П.И. Чайковского, Д.С. Бортнянского, С.В. Рахманинова, М.П.Мусоргского, Г.М.Концевича.

Высокий художественный уровень хора отмечали императоры Александр ΙΙ,

Александр ΙΙΙ, Николай ΙΙ, присутсвовавшие на молебнах в Войсковых соборах
г. Екатеринодара.
 

(Учащиеся слушают «Рождество Христово» Дмитрия Степановича Бортнянского

и «Щедривки» Григория Митрофановича Концевича.)

У. - Григорий Митрофанович Концевич – собиратель народных песен Кубани, Адыгеи, педагог, композитор, регент Кубанского Войскового Хора.
У. – Какие музыкальные инструменты подарила Императрица Екатерина ΙΙ в 1792 г.
Черноморским казакам?

(Учащиеся зачитают с экрана текст слайдов о музыкальных регалиях

Черноморского казачьего войска и о Войсковом Музыкантском хоре).

Екатерина ΙΙ в 1792 году подарила Черноморскому Казачьему Войску серебряные литавры и серебряные трубы.

 

О Войсковом Музыкантском хоре

В декабре 1811 года по указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Черноморской Войсковой Канцелярией был сформирован Музыкантский хор.

Первое время в хоре насчитывалось 24 человека. Для обучения игре на духовых инструментах пригласили капельмейстера. В Войсковой Музыкантский хор набирали простых казаков и мальчиков от 8 лет. Служили в Музыкантском хоре так же

как и в Певческом – от 15 до 20 лет. Обучающиеся обеспечивались жильем, питанием, одеждой, концертной формой.

(Учащиеся записывают в тетрадях по кубановедению Капельмейстер – руководитель

хоровой и инструментальной капеллы, дирижер)

У. - Исполнительский репертуар хора был обиходным: от простых музыкальных жанров (песни, танцы, марши) до крупных классических произведений (увертюры, концерты, кантаты).

В городском саду Екатеринодара под музыку Музыкантского оркестра лихо отплясывали казаки задорного «Гопака», веселую «Кадриль». Как только раздавался пушечный выстрел, веселье прекращалось, и воины-казаки отправлялись на передовую (шашки, ногайки, ружья всегда находились при них).

 

 

Вместо 2-ой физпаузы

(Учащиеся импровизируют плясовые движения под музыку «Украинского гопака»

в исполнении оркестра духовых инструментов).

 

У. – За свое более чем 100-летнее существование войсковые хоры сыграли огромную роль в музыкально-просветительской жизни казаков. Их мощная песня и прекрасная игра нередко услаждала часы короткого досуга, успокаивала уставшие, наболевшие души войсковых бойцов. Идя на праздник в войсковую соборную церковь и слушая напевы дивного хора, каждый невольно отрешался от житейских тревог и волнений, как бы внутренне очищался и становился лучше.

У. – В 1911 году кубанцы отметили 100-летие Войсковых Певческого и Музыкантского хоров. В эти знаменательные дни звучала духовная и обиходная музыка великих композиторов-классиков, казачьи песни, танцы. Предлагаю послушать Увертюру «1812» русского композитора П.И. Чайковского.

(Учащиеся слушают Увертюру «1812» П.И.Чайковского)

3-ий этап урока

Обобщение и систематизация результатов с опережающим заданием

по проектной деятельности

 

Учащиеся хором повторяют следующие понятия:

- Кирилл Россинский – выдающийся просветитель Черномории;
- Войсковые Певческий и Музыкантский хоры Кубанского казачьего войска (1811 – 1920 годы);
- Серебряные трубы и литавры подарены Екатериной ΙΙ Черноморскому казачьему войску в 1792 году;
- Духовная музыка исполнялась Певческим казачьим хором в Войсковых соборах;
- Регент – руководитель церковного хора;
- Дисконт – голос мальчика;
- Обиходная музыка исполнялась Музыкантским хором в городских садах;
- Капельмейстер – руководитель хоровой и инструментальной капеллы, дирижер;
- Бандура – украинский струнный музыкальный инструмент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_iskusstvo_kubani.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Курганинска Краснодарского края

Раздел  №2

  Музыкальное  искусство  Кубани

Тема  урока: Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани

Подготовила и провела

                       учитель кубановедения в 6 классах

              Кочеткова Елена Геннадьевна

2015г

Кубановедение  в  6-ом  классе

Раздел  №2

  Музыкальное  искусство  Кубани

Урок 22  

Тема  урока: Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани

Цель: Вызвать  у  школьников интерес  к участию  в общешкольном  исследовательском  проекте  «Вечные  ценности  моей  малой  Родины».

Задачи:

 - вспомнить  «ленту  времени»  из  истории  переселения  казаков  на  Кубань;

 - познакомиться  с  музыкально-просветительской  деятельностью  Певческого  и    Музыкантского  хоров  Кубанского  Казачьего  войска  в  дореволюционной  Кубани;

 - способствовать  формированию  эмоционального  интеллекта;

 - развивать  мышление, музыкально-слуховую память,  речь;

 - воспитывать  любовь  и  бережное  отношение  к  вечным  ценностям  Кубанского

наследия.  

Тип  урока:  вводный   к  разделу  «Музыкальное  искусство  Кубани».

Форма  урока:  школьная  лекция  с  постановкой  познавательных  задач.

Условные  обозначения:

У. – учитель;

Д. – предполагаемые  ответы  учащихся.

Оборудование:

 - мультимедийный  проектор;

 - презентация  на  флэшкарте;

 - музыкальный  центр;

 - аккордеон;

 - ударно-шумовые  инструменты.

Используемый  музыкальный  материал:

 - «В  1791  году» - историческая  казачья  песня;

 - «Из-за  леса,  копий  и  мечей» - старинная  казачья  песня  в  исполнении  учащихся

    с  использованием  ударно-шумовых  инструментов;

 - «Земляничка-ягодка» - свадебная  песня;

 - Д.С. Бортнянский  «Рождество  Христово»;

 - Г.М. Концевич  «Щедривки»;

 - «Гопак» - украинский  танец  в  исполнении  учащихся;

 - П.И. Чайковский.  Увертюра  «1812».

 

Ход  урока

Вход  учащихся  под  историческую  казачью  песню  «В  1791 году»

1-ый  этап   

Мотивация  урока

У. – Тема  урока  «Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани».

У. – Вспомним  «ленту  времени»  из  истории  переселения  казаков  на  Кубань.

  • Первый   отряд   казаков   под   командованием  Саввы   Белого,  следовавший  морем  высадился  в   августе  1792   года  на  берегу  Тамани.  Сегодня  на  этом  месте   стоит  памятник   казакам-черноморцам.
  • Второй  отряд  во   главе  с  атаманом   Захарием  Чепегой   осенью  того   же   года,  двигаясь   посуху,   подошел  к  Ейскому  укреплению.   Здесь  казакам  пришлось  зазимовать,  и  только   весной  они   отправились  в  дорогу.  Долгим  показался  путь  казакам  по   бескрайней   цветущей   кубанской  степи.
  • По  дороге  к  ним  присоединился  последний  отряд  во  главе  с  войсковым  судьей  Антоном  Головатым

 – В  честь  Черноморских  казаков  на  Кубани  строятся  храмы,  памятники, исполняются  гимны,  песни,  былины.  Сегодня  учащиеся  класса  прочитают  стихи Кубанской  поэтессы-сказочницы  Ларисы  Степановой  «О  славных  Кубанских  казаках».

-Прослушивание стихотворения

То  было  не  в  заморском  царстве,

А  в  нашем  русском  государстве,

В  правление  Екатерины,

Что  вспоминаем  мы  поныне…

Чтоб  Юг  России  укрепить

Ее  от  турок  защитить,

Она  из  Сечи  казаков

С  крутых  Днепровских  берегов

На  юг  решила  отослать,

Им  земли  русские  отдать.

А  запорожцы  и  не  прочь

России-матушке  помочь.

При  том  сулили  им  земли,

Сколько  освоить  те  могли.

Казачий  атаман  Захар

С  почтеньем  принял  этот  дар.

Но  волновались  казаки:

На  юг  дороги  нелегки,  

Им  Украина – отчий  край,

А  что  на  юге?  Лишь  гадай!

К  тому  ж  казачки  голосят:

Из  дома  ехать  не  хотят.

Мужья  им:  «Что  реветь-то  зря?

Нам  на  попятную  нельзя.

Мы  не  привыкли  отступать,

Коль  надо – впору  отбывать!».

Уже  стоят  повозки  в  ряд,

Понуро  старики  глядят,

Ведь  точный  трудно  дать  ответ:

Увидятся  когда  иль  нет?

Захар,  к  отцу  оборотясь,

Да  старикам  всем  поклоняясь,

Сказал:  «Мы  вас  не  посрамим

И  за  Россию  постоим!».

Потом  отца,  любя,  обнял:

«Благославить  мэнэ, - сказал, -

За  мною  дюжэ  нэ  тужить…

Хай  Бог  дае  вам  довго  жить.

Я  ж  зроду  Вас  нэ  подвэду –

Куринь  на  Юге  возвэду,

А  як  там  гарно  заживэм,

И  Вас  до  сэбэ  забэрэм.

Отец  ему:  «Прыйшов  черед,

Шоб  на  Кубани  був  наш  род.

Идить,  сынки,  та  в  добрый  час,

Благославляю  усих  вас!

Ось,  сынку,  на  тоби  в  дорогу

Старинный  крэминь  на  пидмогу,

Ще  доморощенный  табак,

Що  курэ  истинный  казак,

Та  струнну  домру – играй,  як  я, -

С  ней  жизнь,  сынок,  прошла  моя!».

У. – Что  с  собой  везли  казаки  на  Кубань?

(Учащиеся  рассматривают  слайды  из  истории  переселения  казаков  на  Кубань

 и зачитывают  тексты)

●      С  собой   казаки   привезли    нехитрые  пожитки,  оружие   и   походную   Свято-Троицкую   церковь.   Стены  ее   были    из   парусины,   поэтому   казаки    покрыли    ее   деревянным   чехлом,   да   еще  и   камышом,   чтобы   защитить  от   ветров   и   ливней.   И   только   поставив   церковь,  начали  строить   курени, крытые   камышом.

●    Нелегко  жилось  казакам  на  необжитой  Кубанской  земле,  ведь  им  приходилось  не  только  обустраивать  свой  быт, но  и  защищать  южные  границы  государства Российского.   А  во  время  отдыха  казаки  наслаждались  пением  и  игрой  на  музыкальных  инструментах.

Вместо  1-ой  физпаузы  и  эмоциональной  релаксации

  (Учащиеся  исполняют  стоя,  подыгрывая  ударно-шумовыми  инструментами  казачью  песню  «Из-за  леса,  копий  и  мечей»,  затем,  уже  сидя  за  партами,  слушают  свадебную песню  «Земляничка-ягодка»)

2-ой  этап

Изучение  нового  материала

У. -   Первое  время  по   переселении   хлопоты   по  устройству  на   новых  местах   и   борьба   с   новым   врагом   не   давали   казакам   возможности   заняться  профессиональной  музыкальной  деятельностью,  но,   устроившись  и   осмотревшись,  они  уже  в   1811   году   организуют   у  себя    Певческий   и  Музыкантский   хоры.

У. - Войсковые  Певческий  и  Музыкантский  хоры  были  сформированы  в  1811  году  по  инициативе  выдающегося  просветителя  Черномории – войскового  священника  Кирилла  Россинского.

О Войсковом Певческом  хоре 1811–1920г.

           В  хоре  пели  только  казаки.  Годы  пребывания  в  хоре  засчитывались  как  срочная  служба  в  войске.  Многие  казаки  несли  службу  по 15 – 20  лет  и  более.  Для  замены  певчих,  уволенных в  запас,  обучали  и  воспитывали  мальчиков – подростков   8 – 12  лет,  преимущественно  сирот,  отобранных  регентом  по  разным  станицам  войска.

Состав   певческого  хора  в  1811 г.

1 регент – руководитель  церковного хора;

2 баса – низкие  мужские  голоса

2 тенора – высокие  мужские  голоса

2 альта – средние  мужские  голоса

2 дисконта – голоса  мальчиков

(Учащиеся  переписывают с  экрана  в  тетради  по  кубановедению  состав

певческого  хора  1811  года)

У. -   На  содержание   хора   согласно  указу   Войсковой   Канцелярии  было отпущено  900  рублей  в  год.   Хор  был  подчинен  Войсковому  атаману,  а  с  1842  года – начальнику  штаба  войска.   Певческое  мастерство  хора  с  годами  совершенствовалось,  исполнительский  состав  увеличивался.  Со  временем  Войсковой  певческий  хор  становится  гордостью  Черноморского  войска.

          Певческий   хор  исполнял  свои  произведения  в  Войсковом  Воскресенском  соборе  с  1811   по  1872  год.  Когда  Воскресенский  собор  обветшал  и  был  разобран,

то  хор  перевели    в  Войсковой  Александро-Невский  собор.  Репертуар  Певческого  хора  состоял  из  духовных  произведений  великих  русских  и  кубанских  композиторов:  П.И. Чайковского,  Д.С. Бортнянского,  С.В. Рахманинова,  М.П.Мусоргского,  Г.М.Концевича.

          Высокий  художественный  уровень  хора  отмечали  императоры  Александр ΙΙ,  

Александр ΙΙΙ,  Николай ΙΙ,  присутсвовавшие  на  молебнах  в  Войсковых  соборах  

г. Екатеринодара.

(Учащиеся  слушают  «Рождество  Христово»  Дмитрия  Степановича  Бортнянского

и  «Щедривки»  Григория  Митрофановича  Концевича.)

У. -    Григорий  Митрофанович  Концевич – собиратель  народных   песен Кубани, Адыгеи, педагог,  композитор,   регент   Кубанского   Войскового  Хора.  

У. – Какие  музыкальные  инструменты  подарила  Императрица  Екатерина ΙΙ   в  1792 г.

Черноморским  казакам?

(Учащиеся  зачитают  с  экрана  текст  слайдов  о  музыкальных  регалиях  

Черноморского  казачьего  войска  и  о  Войсковом  Музыкантском  хоре).

          Екатерина  ΙΙ    в  1792  году  подарила    Черноморскому   Казачьему  Войску     серебряные   литавры    и   серебряные  трубы.

О  Войсковом  Музыкантском  хоре

        В  декабре  1811  года  по  указу ЕГО  ИМПЕРАТОРСКОГО  ВЕЛИЧЕСТВА Черноморской  Войсковой  Канцелярией  был  сформирован  Музыкантский  хор.

Первое  время  в  хоре  насчитывалось  24  человека.  Для  обучения  игре  на  духовых    инструментах  пригласили капельмейстера. В  Войсковой  Музыкантский  хор  набирали простых  казаков  и  мальчиков  от  8  лет.  Служили  в  Музыкантском  хоре  так  же

как  и  в  Певческом – от  15  до  20  лет.  Обучающиеся  обеспечивались жильем,  питанием,  одеждой,  концертной  формой.

(Учащиеся  записывают  в  тетрадях  по  кубановедению  Капельмейстер – руководитель

хоровой  и  инструментальной  капеллы, дирижер)

У. -   Исполнительский  репертуар  хора  был   обиходным:  от  простых музыкальных  жанров (песни,  танцы,  марши)  до  крупных     классических  произведений (увертюры,  концерты,  кантаты).  

          В  городском  саду  Екатеринодара  под  музыку  Музыкантского  оркестра  лихо  отплясывали  казаки  задорного  «Гопака»,  веселую  «Кадриль».  Как  только  раздавался  пушечный  выстрел,  веселье  прекращалось,  и  воины-казаки  отправлялись  на  передовую  (шашки,  ногайки,  ружья  всегда  находились  при  них).

Вместо  2-ой  физпаузы

(Учащиеся  импровизируют  плясовые  движения  под  музыку  «Украинского  гопака» 

в  исполнении  оркестра  духовых  инструментов).

У. – За  свое  более  чем  100-летнее  существование   войсковые  хоры  сыграли  огромную  роль  в    музыкально-просветительской  жизни  казаков.   Их  мощная  песня  и  прекрасная  игра  нередко   услаждала  часы  короткого  досуга,  успокаивала  уставшие, наболевшие  души  войсковых  бойцов.  Идя на  праздник в войсковую соборную церковь и  слушая  напевы  дивного  хора,  каждый   невольно  отрешался  от  житейских тревог и волнений,  как  бы  внутренне  очищался  и  становился  лучше.

У.  –  В  1911  году  кубанцы  отметили  100-летие Войсковых  Певческого  и  Музыкантского  хоров.  В  эти  знаменательные  дни  звучала  духовная  и  обиходная  музыка  великих  композиторов-классиков,  казачьи  песни,  танцы.  Предлагаю  послушать  Увертюру  «1812»  русского  композитора  П.И. Чайковского.

(Учащиеся  слушают  Увертюру  «1812»  П.И.Чайковского)

3-ий  этап  урока

Обобщение  и  систематизация  результатов  с  опережающим  заданием

 по  проектной  деятельности

Учащиеся  хором  повторяют   следующие  понятия:

- Кирилл  Россинский – выдающийся  просветитель Черномории;

- Войсковые  Певческий  и  Музыкантский  хоры  Кубанского  казачьего  войска  (1811 – 1920  годы);

- Серебряные  трубы  и  литавры   подарены  Екатериной  ΙΙ   Черноморскому  казачьему  войску  в  1792  году;

- Духовная  музыка  исполнялась   Певческим  казачьим  хором   в  Войсковых  соборах;

- Регент – руководитель  церковного  хора;

- Дисконт – голос  мальчика;

- Обиходная  музыка  исполнялась  Музыкантским  хором  в  городских  садах;

- Капельмейстер – руководитель  хоровой  и  инструментальной  капеллы,  дирижер;

- Бандура – украинский  струнный  музыкальный  инструмент.

Учащиеся  принимают  участие  в  дидактической  игре  

« Определи  соответствия»

                  Бандура                                                   ?            Ударный  инструмент

                  Дисконт                                                  ?            Руководитель  церковного хора

                  Репертуар  Певческого  хора                ?           Струнный  инструмент

                  Литавры                                                  ?            Голос  мальчика

                  Регент                                                      ?            Духовная  музыка

«Проверь  соответствия»

                  Бандура                                                             Струнный  инструмент

                  Дисконт                                                             Голос  мальчика

                  Репертуар  Певческого  хора                          Духовная  музыка

                  Литавры                                                            Ударные  инструменты

                  Регент                                                                Руководитель   церковного   хора

Д/з

Через  интернет  и  архивные  документы  найти:

       •   фотографии  и  информацию  о  старинных  музыкальных  казачьих инструментах;  

       •   информацию  о  жизни  и  творчестве  Кубанского  композитора,   регента

Войскового  Певческого  хора  Григория  Митрофановича  Концевича,  арестованного

по  ложному  обвинительному  заключению  30  августа  1937  года.  

Обобщить  работу  в  рефератах,  книжках-раскладушках

4-ый  этап  урока

Подведение  итогов  урока