Шведы на берегах Охты
статья по краеведению на тему

Столбова Наталья Павловна

Статья "Шведы на берегах Охты" может быть интересна историкам, краеведам и всем интересующимся предисторией Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Шведы на берегах Охты. Статья42 КБ

Предварительный просмотр:

Шведы на берегах Охты

 Столбова Н.П., методист краеведения, педагог дополнительного образования ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга

        О том, что из всех местностей Петербурга Охта наиболее тесно связана с его шведским прошлым, известно давно. Но ассоциации со средневековым прошлым невских берегов вызывают, пожалуй, только башни-донжоны моста Петра Великого, соединяющего центральную часть города с Охтой, да памятный знак на правом берегу Невы рядом с мостом, на котором  помещена информация о Ландскроне, Невском устье и Ниеншанце, существовавших на Охте в XIV-XVII веках.

        Наиболее ранним из существующих здесь в допетровское время поселений являлась дерево-земляная крепость Ландскрона — Венец земли, основанная шведами в устье Охты в 1300 и разрушенная новгородцами в 1301 году. К началу XVI века здесь  сформировалось русско-ижорское торговое поселение Невское устье, в 1521 году впервые упомянутое под названием Ниен.

        Потом следовала неудачная для России Ливонская война, на исходе которой против нее выступила Швеция. В результате Плюсского перемирия 1583 года в пользу последней уступались Копорье, Ям, Ивангород и прилегающая к ним территория южного побережья Финского залива.

В 1611 году, пользуясь трудным для России «смутным» временем, шведы заложили в устье Охты, на месте некогда существовавшей Ландскроны, новую крепость – Нюенсканс (новое укрепление, Ниеншанц по-немецки). В 1617 году Россия вынуждена была заключить невыгодный для себя Столбовский мирный договор, по которому весь Приневский край, который шведы стали называть Ингерманландией, уступался Швеции.

        Во второй половине XVII века шведская крепость в устье Охты представляла собой пятиугольник с пятью бастионами. Они назывались Карлов (в честь шведского короля Карла Х), Гельмфельтов (Гельмфельт был в те годы генерал – губернатором Ингерманландии), Мельничный, Старый и Мертвый. Крепость была диаметром примерно 250 метров, стены ее имели толщину около 20 метров, а высоту – 13 метров. Деревянный подъемный мост был переброшен через Охту и соединял крепость с городом Ниен, расположенным на ее правом берегу.

        Город в устье Охты был крупным административным и экономическим центром Ингерманландии. Статус города Ниен получил 17 июня 1632 года по указу короля Густава Адольфа. Тогда его жителям были назначены некоторые торговые и налоговые преимущества. Новые привилегии получили жители Ниена от королевы Христины 28 сентября 1638 года, 20 сентября 1642 года и 31августа 1646года.

        По занятиям население города было торгово-ремесленным. Здесь жили немцы, финны, шведы, а также русские, которых немало оставалось в приневском крае. Торговать приезжали карела и ижора. В городе всегда было много моряков: сюда ежегодно прибывало несколько десятков торговых европейских и русских кораблей.

        Три протяженные улицы Ниена шли вдоль Охты к ее устью. Перпендикулярно им располагались поперечные улицы, расположенные параллельно Чернавке – притоку Охты. Позднее, улицы Большой Охты, в отличие от улиц Ниена, расположились вдоль Невы и перепендикулярно ей.

        Жилая застройка шведского Ниена была усадебной. Каждая усадьба, так называемый «двор», имела несколько домов, расположенных по периметру участка. Всего в Ниене в конце XVII века значилось четыреста дворов.

        На территории сегодняшней Красногвардейской площади помещалась шведская лютеранская церковь – кафедральный собор города, вблизи которого, ближе к Охте, находилось кладбище. От соборной территории  дорога вела к мосту через Охту, соединяющему город с мысом и крепостью.  Справа от дороги стояло здание школы, в которой занимались дети горожан.

        На берегу Охты напротив крепости располагалась торговая площадь с помещением для взвешивания товаров. Неподалеку, на невском рейде стояли большие корабли. Суда меньшего размера входили в устье Охты и разгружались в районе торговой площади.

        В начале сегодняшнего Большеохтинского проспекта помещались ратуша и магистрат – городское самоуправление. Перед ними на север, в сторону сегодняшней Конторской улицы простиралась главная городская площадь, вокруг которой находились дворы богатых горожан, купеческие лавки, питейные заведения. К северо-востоку от площади (район Конторской улицы) находилась  церковь немецкого прихода при которой была школа, где преподавали немецкие учителя. Рядом с церковью находилось еще одно кладбище.

Севернее Ниена (в районе Большой Пороховской улицы) находился единственный в Ингерманландии шведский госпиталь. Здесь проходили лечение солдаты и офицеры шведского гарнизона. При госпитале было благотворительное заведение, в котором содержались бедные и хронически больные жители края.

        Еще севернее, на месте, где в XVIII веке находилась дача канцлера А. А. Безбородко, располагался сад коменданта крепости Ниеншанц. На территории, расположенной на правом берегу Охты, напротив устья Оккервиль, во второй половине XVII века находилась усадьба генерал-губернатора Ингерманландии Карла Мернера. Окружали город обработанные пашни, южнее него размещался городской сад.

        Напротив Ниена на противоположном берегу Невы, там где сейчас находится Смольный, располагалось русское село Спасское с православной Спасо-Преображенской церковью. Во второй половине XVII века Спасское входило в состав Ниена и было его предместьем. Между Спасским и Ниеном была налажена паромная переправа.

        Оживленные дороги, вдоль которых были устроены постоялые дворы, связывали Ниен с Выборгом, Кегсгольмом и Нотебургом. Дорога вдоль Невы, частью которой является сегодняшний Большеохтинский проспект, вела на север к Выборгу и Кегсгольму. Та же дорога, поворачивающая на восток (сегодняшнее шоссе Революции) вела в Нотебург.

        Места, где сегодня расположены Пороховые (устье Жерновки, Лубьи и окрестные территории), были заселены русскими уже в XV веке. Позднее эти деревни вошли в состав пригорода Ниена — Тукелы, появившегося во второй половине XVII века в связи с расширением Ниена.

        К северу от устья Лубьи на правом берегу Охты располагались шведские кирпичные заводы, на месте которых позднее были устроены кирпичные заводы Охтинского порохового завода, заложенного в 1715 году.

        О присутствии шведов на этой территории говорят и обнаруженные здесь клады. В 1871 году на территории артиллерийского плаца Охтинского Порохового завода был найден клад европейских монет, среди которых были обнаружены шведские монеты первой половины XVII века. В 1912 году на землях слободы Ржевской был снова обнаружен клад шведских монет также первой половины XVII века. В 1915 году клад шведских монет того же периода был обнаружен в селении Пороховых на 2-й Жерновской линии.

        Шведы владели устьем Охты и территориями, расположенными выше по течению до начала XVIII века, когда Петр I начал войну за возвращение Приневских земель. В октябре 1702 года русскими войсками был взят Орешек (Нотебург), лежащий в истоке Невы. Тогда же комендант крепости Ниеншанц Иоганн Аполлов приказал сжечь Ниен, чтобы он не мог служить прикрытием для наступающих русских войск. Население шведского Ниена покинуло город в 1702 году, еще до его осады русскими войсками в апреле 1703 года.

        Шведская крепость Ниеншанц в устье Охты пала 1 мая 1703 года. Согласно договору о капитуляции, гарнизон вместе со своими семьями, взяв принадлежавшие им вещи, покинул крепость. Шведы вышли при полном боевом вооружении под барабанный бой с приспущенными знаменами, и в сопровождении русского эскорта направились восвояси.

Еще два раза, в 1704 и 1705 годах шведы пытались овладеть полуразрушенной крепостью, но это были их последние попытки вернуть себе устье Невы.

        Уже давно соседство России и Швеции является только мирным. В мае 2000 года в память общего прошлого, преемственности и проникновения культур на берегу Невы, был установлен памятный знак «Крепость Ниеншанц» (арх.В.А. Реппо, концепция — П.Е.Сорокин), знакомящий нас с историей допетровской Охты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие - со шведами

конспект по \' Happy English\'...

Учебно-методический материал «Многонациональная Охта»

Материал может быть интересен для учителей истории, социальных педагогов, завучей по ВР...

Методическая разработка «Концепция гражданского и патриотического воспитания в ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта»

В методической разработке представлена система гражданского и патриотического воспитания обучающихся...

"Жизнь дана на добрые дела". Опыт работы ЦДЮТТ "Охта" по духовно-нравственному воспитанию

В статье дано описание опыта работы ЦДЮТТ "Охта" с детьми,  родителями и социальными партнерами в рамках программы педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса "Жизнь дана на доб...

Петр Великий и Охта. конторская улица

Статья посвящена истории Охты - старинной местности Петербурга...

Международное партнерство школьников с Малой Охты

Обобщение опыта международного школьного обмена между щколой 490 Санкт-петербурга и   Правно-Пословной школой города Ниш, Сербия...

презентация "Шведы"

Материал может использоваться на уроках географии в 11 классе, а также на занятиях по страноведению....