Внеурочная историко-краеведческая проектно-исследовательская деятельность как форма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.
статья по краеведению по теме

Смирнова Светлана Евгеньевна

Краткий анализ практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная историко-краеведческая проектно-исследовательская деятельность как форма

духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.

             Во все времена образование работало и продолжает работать на завтрашний день, готовя будущее для своей страны. В арсенале инновационных педагогических средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно–исследовательская деятельность – как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.

Под проектно - исследовательской деятельностью понимается  деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. А историческое краеведение – серьезный ресурс доступных как источников для  духовно-нравственного воспитания и развития детей любого возраста так и технологий!

       Сегодня я хочу представить Вашему вниманию свой опыт по формированию навыков проектно - исследовательской работы учащихся во внеурочной деятельности как формы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. Более 10 лет нашим методобъединением разрабатывается   комплексный проект «Город над вольной Невой. Формирование ключевых компетентностей учащихся через историко-краеведческую проектно-исследовательскую деятельность », включающий в себя всевозможные индивидуальные и групповые проекты и исследования для учащихся с 5 по 11 класс.

Цели проекта:

Образовательные: получение в ходе проектно-исследовательской деятельности новых знаний по истории края, школы, семьи,  жизни и деятельности интересных людей.

Развивающие:  формирование общеучебных, специальных исследовательских, социальных, коммуникативных компетенций, разработка механизма привлечения широкого круга учащихся к активной самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные: формирование духовно-нравственных ценностей: любви к Родине, уважение семейных ценностей, стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

Были  определены основные задачи:

•        Включение  широкого круга учащихся в режим самостоятельной работы.

•        Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

•        Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.  

•        Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.

•        Развитие исследовательских умений.

Для нас было важно научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Вооружить учащихся средствами для решения поставленных задач, выработки собственного маршрута. Создать условия для использования приобретенных знаний и умений в дальнейшей практической деятельности и повседневной жизни: определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, критически оценивать получаемую извне социальную информацию, уметь соотносить свои действия и поступки окружающих с формами социального поведения.

        Информационное поле проекта и социальная значимость деятельности позволяют ненавязчиво заниматься духовно-нравственным воспитанием и развитием обучающихся.

Основой проекта стало обращение  к истории 60-80х годов XX века. Выбор  был обусловлен тем, что изучение жизни и быта близкой по времени эпохи  играет большую роль в формировании мировоззрения учащихся, оценочных суждений подрастающего поколения, осознания перемен, происходящих в обществе, сближает «отцов» и «детей». Тема позволяет ученикам «прикоснуться к истории» своими руками, создает условия для семейного общения.

•        Выбор также обусловлен потенциальными возможностями временного (передвижного) школьного музея «Вещи рассказывают» «Жизнь и быт ленинградцев в 60-80е годы»,  позволяющими вовлечь в активную познавательную и исследовательскую деятельность широкий круг учащихся разного возраста. Своеобразие темы в том, что она  интересна для всех возрастов, а источником знаний может стать рассказ родственников, домашний архив, семейные фотографии и реликвии и т.п.

Этапы.

I этап – сентябрь-ноябрь - организационно-мотивационный, заканчивается предметной неделей,  отчетом по массовому этапу  исследований, выявлением перспектив для дальнейшего индивидуального сопровождения.

Содержание I этапа -  система  локальных проектов.

Например: 1-4 классы – «Любимые игрушки наших родителей» (рисунок с рассказом об игрушке), «Любимая книга старшего поколения», «Любимая игра детства», выставка лучших работ, интерактивный маршрут в музее «Вещи рассказывают» (далее – музей); 5 классы – описание предметного источника (семейные реликвии), подготовка небольшого исследования, игра по станциям в музее; 6 классы – описание изобразительного источника (фотография из семейного архива о школьных годах родителей), подготовка небольшого исследования, игра в  музее;

7 классы – изучение устных источников (интервьюирование учителей, родителей на тему их школьного  детства), подготовка выставки-загадки «Знакомые незнакомцы», проведение конкурса среди учащихся, подготовка и проведение игры или экскурсии по музею, подготовка экспозиции; 8 классы – подготовка экспозиции музея, игр/экскурсий по нему на тему «Жизнь и быт ленинградцев в 60-80е гг.», проведение экскурсий для 2-5 классов, гостей школы; 9 классы – подготовка учебных исследовательских работ, представление их в форме презентации, проведение конкурсного отбора лучших работ, участие в историко-краеведческих образовательных маршрутах, экскурсионных программах.  Самостоятельно подготовленные экскурсии для 2-5 классов, игры для 5-6 классов и гостей школы ведут ученики 7-8 классов; свободное посещение для старших классов, педагогов.

II этап – декабрь-февраль - разработка индивидуальных маршрутов и сопровождение деятельности учащихся, желающих продолжать свою работу, в том числе на муниципальном и районном уровне, подготовка команд для игровых проектов. К этому моменту заинтересованные учащиеся уже подготовили к первичному представлению результаты разработки своих исследований. В ходе предметной недели проходит первое публичное выступление, затем на Открытых Рыбацких чтениях представляются краеведческие работы. В январе – феврале ребята участвуют в исторических конкурсах исследовательских работ, краеведческих чтениях и играх на районном уровне, представляют работы в интернет издания.  Ребята, работающие второй, третий год, представляют свои результаты на городские, региональные и российские конкурсы.

III этап – март-май – индивидуальное сопровождение деятельности  учащихся, продолжающих свою работу на уровне исследования. Выступление на городских краеведческих чтениях и конкурсах, на конференции «Родословие петербургских школьников». Участие в игровых программах. Подведение итогов на школьной конференции. Все проекты представляются на школьной конференции, работы учащихся публикуются в интернет издании газеты «1 сентября».

IV этап – следующий учебный год – сопровождение проектов предыдущего года  в рамках первого этапа.

•        Предложенный нами формат проекта личностно ориентирован и позволяет учесть уровень способностей учащихся всех параллелей, стимулировать их познавательную активность: для каждой параллели предлагается свой проект самостоятельной деятельности, соответствующий возрастным и интеллектуальным возможностям, доступный способ представления своей работы. По прошествии 10 лет целенаправленной работы мы научились не только мотивировать учащихся разных возрастов на высокий уровень исследований, но и добиваться серьезных результатов уже на первом году исследовательской работы,   в том числе уже в 5 классе.

•        Тема и формат проекта позволяют организовать отбор изучаемого материала в соответствии с поставленной на первом этапе задачей и предложенной темой, направив деятельность учащихся на самостоятельное исследование, не ограниченное  данными временными рамками. Значительная часть исследований посвящена изучению истории своей  семьи, так как доступна детям, позволяет использовать значительный арсенал методов исследования, получать новое знание, укрепляет семейные связи, позволяет лучше понимать историю страны, делает ее события личностно значимыми, что служит морально-нравственному воспитанию учащихся.

Учащиеся приобретают новые знания об эпохе 60-80х годов, о детстве своих родителей, их школьной жизни, увлечениях, быте и т.п.; ученики строят новые отношения, работая в группах, общаясь со своими родителями, гостями музея и школы; все участники овладевают умениями поиска информации, ее оформления, представления, защиты своей работы, интервьюирования, оформления предметной экспозиции и ведения экскурсии, беседы, дискуссии, общения с большими группами детей и взрослых. Проект позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, привлекает к мотивированной проектно-исследовательской деятельности, активной самостоятельной познавательной деятельности.

Анализ  практики проектно-исследовательской деятельности по истории и краеведению в школе №348 в 2005-2015гг показал, что изучение элементов ее теории и практики учащимися оказывает заметное влияние на формирование и осознанное применение метапредметных умений, как на текущей, так и на последующих ступенях образования, формирует морально-нравственные основы развития личности.  Основными темами были родословие, история Рыбацкого, история школы и др. За этот период наши ученики прошли путь от школьного до победителей всероссийского уровня (Балтийский конкурс, Конкурс Вернадского, конференция победителей Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, исторические, краеведческие, литературно-исторические олимпиады и конкурсы). Их работы  ежегодно публикуются  в рамках проекта Портфолио газеты «1 сентября». В этом году 6 человек стали призерами районных конкурсов, 3 из них – победителями городского уровня. (5, 7 класс).  Ежегодно выпускники школы из числа юных исследований поступает на исторические факультеты в университеты города.    

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что:

• Приоритет развития над научением в современной системе общего образования: ПИД обладает значительным развивающим потенциалом и может выступать как средство самореализации, самообразования, развития учащихся. ПИД ориентирует учащихся на активную действенную позицию в обучении и жизни.

• Организация ПИД предполагает создание условий для освоения учащимися не только фактологических знаний, но и способов познавательной деятельности, которые могут быть перенесены в будущую учебную и профессиональную деятельность.

• Организация ПИД предполагает раскрытие и учет индивидуальных возможностей и особенностей учащегося, использование субъектного (учебного и жизненного) опыта ребенка. ПИД оказывает определенное влияние не только на интеллектуальную, но и на эмоционально-волевую сферу личности ребенка. Это проявляется в установлении психологически комфортных отношений между учителем и учеником, заинтересованности предметом, ценностном отношении к познанию, формировании таких личностных качеств как ответственность, трудолюбие, самостоятельность и другие.

           Таким образом, проектно - исследовательская работа в рамках внеурочной деятельности по историческому краеведению способствует духовно-нравственному формированию личности человека и гражданина  своей Родины, России.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5А класса «РАДУЖНЫЙ МИР»

Программа направлена на учащихся 5 класса, включает в себя пояснительную записку, цели, задачи, тематическое планирование....

Проектно-исследовательская деятельность как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся

Проектно- исследовательская деятельность как основа духовно- нравственного воспитания обучающихся...

«Паломнические поездки и экскурсии как эффективные формы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Паломнические поездки и экскурсии являются одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В центре «Гармония» определены пут...

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития учащихся

Я как педагог создаю ситуацию выбора, предлагая учащимся направления краеведческой исследовательской работы: историческое краеведение, этнографическое краеведение, литературное краеведение, лингвистич...