Рабочие программа по Байкаловедению для 7 класса
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Красикова Екатерина Олеговна

Авторская разработка по теме «Байкаловедение» для обучающихся 7 класса составлена на основе «Программы спецкурса для учащихся 5-6-7 классов общеобразовательных учреждений Е.Н. Кузевановой  и Н.В. Мотовиловой», Утвержденной Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 18.04.2003). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Свирска»

        

                Протокол №_____от

Рабочая программа

по Байкаловедению

 для 7 класса

(уровень: базовый)

Учитель Красикова Екатерина Олеговна

                                                                                    

                                                                                                                                                                       .

2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Авторская разработка по теме «Байкаловедение» для обучающихся 7 класса составлена на основе «Программы спецкурса для учащихся 5-6-7 классов общеобразовательных учреждений Е.Н. Кузевановой  и Н.В. Мотовиловой», Утвержденной Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 18.04.2003).

Авторская разработка даёт возможность в течении одного учебного года сформировать у учащихся 7 класса комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа».

Программа построена в соответствии с уровнем знаний,  преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География» с 1 по 6 класс.

Данная разработка решает проблему информированности обучающихся 7 класса об уникальном озере Байкал, вблизи которого они проживают, формирует бережное отношение к нему и как отдалённую задачу – формирует мировоззрение человека, принимающего решения на своем посту. Насколько экологичным будет это решение в отношении окружающей среды – зависит от его отношения к природе, и, в частности, к озеру Байкал. Формирование такого мировоззрения и есть цель данной разработки.

Авторская разработка продолжает изучение факультативного курса «Байкаловедение», ведущееся в МОУ СОШ №2 в течении ряда лет.

Структура программы

Содержание

Перечень изучаемых тем

Общие сведения о Байкале. Особенности географического положения озера. Возникновение и геологическое происхождение  Байкала, причины землетрясений. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Современное строение котловины озера Байкал. Горы Байкала.

Особенности климатических и природных условий на озере. Ветры Байкала. Сезоны года. Основные притоки озера. Острова.

Водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды. Этажи Байкала. Температурный режим, течения, ледовый режим. История открытия озера Байкал, современные исследователи и защитники Байкала.

Разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье. Основные и высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье.

Основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье.

Основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений. Как и когда человек появился на Байкале.

Изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека. Виды загрязнений, источники загрязнений. Законы об охране природы и озера Байкал. Важнейшие природоохранные проблемы на Байкале. Понятие об устойчивом развитии и путях его достижения.

Количество часов по каждой теме – 1 час.

Методическое обеспечение

  1. Виды занятий: урок-лекция, урок-беседа, кино-урок, урок-творчества, контрольный урок.
  2. Дидактический материал – учебник Байкаловедение 6,7 класс Е.Н. Кузевановой, Иркутск, 2006; CD – Интерактивный Байкал, автор М. Степанцов, 2008; CD – «У края чарующей бездны», «Охота и рыбалка на Байкале» и др.; CD – Энциклопедия Байкала, Восьмое небо, 2006; серия карт журнала «Сибирячок»; детская энциклопедия «Байкала» журнала «Сибирячок» Г. Галазий «Байкал в вопросах и ответах»
  3. Техническое оснащение – компьютер с мультимедийной установкой.
  4. Формы проведения контроля – урок, контрольная работа.

Список использованной литературы

  1. Е.Н. Кузеванова, Учебник Байкаловедение 6,7 класс, Иркутск, 2006. Г. Галазий «Байкал в вопросах и ответах»
  2. Зоологические экскурсии, сайт Иркутского университета http:// zoo ex.baikal.ru – Красная книга Иркутской области.
  3. Кадастр редких и исчезающих позвоночных Иркутского района Иркутской области, Иркутск, 2001
  4. В.В. Тахтеев. Море загадок. Рассказы о Байкале. Издание Иркутского госуниверситета, 2001.
  5. Личные фотографии Байкала.
  6. Материалы курсов повышения квалификации в Байкальском музее.

Календарно-тематический план

№ урока

Содержание

Количество

часов

1

Общие сведения о Байкале. Особенности географического положения озера.

1

2

Возникновение и геологическое происхождение  Байкала, причины землетрясений

1

3

Современное строение котловины озера Байкал.

1

4

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1

5

Ветры Байкала. Горы Байкала.

1

6

 Основные притоки озера. Острова.

1

7

Кино-урок. Обобщение тем.

1

8

Контрольный урок.

1

9

Водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды.

1

10

Этажи Байкала.  Температурный режим.

1

11

Течения, ледовый режим.

1

12

История открытия озера Байкал.

1

13

Современные исследователи и защитники Байкала.

1

14

Методы изучения Байкала.

1

15

Обобщение тем.

1

16

Контрольный урок.

1

17

Разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье.

1

18

Основные жизненные функции важнейших групп растений.

1

19

Животный мир Байкала. Донные животные.

1

20

Рыбы Байкала.

1

21

Нерпа.

1

22

Кино-урок

1

23

Зона жизни. Байкальские сообщества.

1

24

Особенности пищевых отношений.

1

25

Обобщение тем. Кино-урок

1

26

Контрольный урок.

1

27

Основные и высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье.

1

28

Основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье.

1

29

Как и когда человек появился на Байкале.

1

30

Изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека.

1

31

Виды загрязнений, источники загрязнений.

1

32

Законы об охране природы и озера Байкал. Важнейшие природоохранные проблемы на Байкале.

1

33

Понятие об устойчивом развитии и путях его достижения.

1

34

Контрольный урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива для 5 класса Байкаловедение

Программа написана на основе методического пособия для учителя, автор программы Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Программа спецкурса для учащихся 5 (6), 6 (7) классов общеобразовательных учреждений. – ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочая программа курса Байкаловедение

Курс Байкаловедение рассчитан на учащихся 7 класса. Цель программы курса: подготовка детей к  природоохранному и ресурсосберегающему поведению,  формирование природоохранного мировоззрения и...

Рабочая программа по Байкаловедению

Рабочая программа по байкаловедению для 8 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в осно...