Рабочая программа курса Байкаловедение
рабочая программа (7 класс)

Лакушина Оксана Евгеньевна

Курс Байкаловедение рассчитан на учащихся 7 класса. Цель программы курса: подготовка детей к  природоохранному и ресурсосберегающему поведению,  формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия через формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве  природной среды Прибайкалья, Забайкалья и  озера Байкал...

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Барлукская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на ШМО

естественно-научного

цикла

От «__»_______2017г

Протокол №____

Рук-ль:___________

Согласовано

От «____»__________2017г

Заместитель директора по УВР:_________/Кравченок Н.Н/

«Утверждаю»

От «___»__________2017г Директор школы:

____________/О.В.Макарова/

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    байкаловедению (ФГОС)

Уровень образования (класс): основное общее образование, 7 класс

Количество часов: 34

Учитель: Лакушина Оксана Евгеньевна

Пояснительная записка.

Рабочая программа по байкаловедению для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в основной образовательной программе школы  ООО ФГОС, учетом содержания программы спецкурса Кузевановой Е.Н., Мотовиловой Н.В. «Байкаловедение» для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений, издание 3, исправленное – Иркутск, 2011. – 64 с.

Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5-6,7-8 классов, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области  (протокол от 18.04.2003 г.).

В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.

Цель Программы: подготовка детей к  природоохранному и ресурсосберегающему поведению,  формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.

Задачи Программы:

  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве  природной среды Прибайкалья, Забайкалья и  озера Байкал;
  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.

УМК:

  1. Программа спецкурса Кузевановой Е.Н., Мотовиловой Н.В. «Байкаловедение» для учащихся 5-6,6-7 классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск, 2011. – 65 с.
  2. Байкаловедение. Е.Н.Кузеванова. Учебник для общеобразовательной школы, Иркутск, 2010.
  3. Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней. – Иркутск.: Издательство «Репроцентр А1», 2014, издание второе. – 256с.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса:
  • знать особенности географического положения озера Байкал                                                  (широта, высота над уровнем моря);
  • основные притоки озера (перечислять, приводить примеры);
  • острова (перечислять, кратко характеризовать);
  • особенности климатических и погодных условий на озере                         (перечислять, приводить примеры);
  • возникновение и геологическое происхождение Байкала,                                          причины землетрясений (перечислять, кратко характеризовать);
  • горные породы, минералы, полезные ископаемые                                                  (приводить примеры, кратко характеризовать);
  • современное строение котловины озера Байкал (кратко                         характеризовать);
  • водный баланс озера, водообмен, химические свойства                         байкальской воды (характеризовать на уровне общих                         представлений);
  • температурный режим, течения, ледовый режим (на уровне общих представлений);
  • история открытия озера Байкал, современные исследователи и                         защитники Байкала ( приводить примеры, кратко                         характеризовать);
  • современные методы изучения озера Байкал (перечислять, кратко характеризовать).
  • разнообразие растительного и животного  мира  в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);
  • основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные жизненные функции важнейших групп растений и животных  озера Байкал (питание,  развитие, размножение); особенности пищевых отношений;
  • как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);
  • изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);
  • виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);
  • законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений);
  • важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать);
  • понятие об устойчивом развитии и путях его достижения.

  • показывать на карте место расположения озера Байкал;
  • определять по карте широту и высоту над уровнем моря                         расположения озера;
  • показывать по карте основные притоки озера Байкал,         острова и заливы;
  • находить на карте максимальную глубину озера Байкал;
  • показывать направления основных течений  на карте озера;
  • работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.
  • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
  • пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);
  • рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;
  • показывать на карте Прибайкалья и Забайкалья основные высотные пояса;
  • составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;
  • оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;
  • составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы,  материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно.

  1. Содержание учебного курса

« БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ: ГЕОГРАФИЯ. ГИДРОЛОГИЯ.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БАЙКАЛА»

Введение – 1 час

Предмет, изучаемый в курсе,  его уникальность. Байкал – участок всемирного природного наследия. Легенды и сказания о Байкале.

География Байкала – 5 часов

Особенности географического положения озера Байкал. Водный бассейн Байкала. Притоки. Ангара. Заливы, бухты, соры. Названия островов, их расположение, особенности геологии. Ландшафтное разнообразие побережья Байкала.

Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Ветры, шторма. Легенды и сказки о ветрах.

Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления.

Происхождение Байкала – 2 часа

Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения.

Современное геологическое строение Байкальской котловины. Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Вертикальный разрез Байкала. Глубины. Береговые склоны, подводные рельефы, каньоны, террасы. Рельеф дна. Связь с мантией Земли. Породная структура берегов и дна Байкала. Полезные ископаемые байкальского дна.

Воды Байкала – 1  час

Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические характеристики байкальской воды. Сравнение воды Байкала с водами других озёр мира.

Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных изменений. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим и жизнь в Байкале.

Течения в Байкале. Поверхностные течения. Влияние крупных рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара). Подлёдные течения. Присклоновые течения. Течения в придонном слое.

Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод Байкала.

Ледовый режим. Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы, полыньи, сокуи и др.

Исследования озера Байкал – 2 часа

История открытия озера Байкал. Первые учёные, изучавшие Байкал, их вклад в исследования Байкала. Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги, И.Д. Черский, Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, Г.И. Верещагин.

Современные исследователи и защитники Байкала. М.М. Кожов, О.М. Кожова, Г.И. Галазий.

Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его вклад в изучение Байкала.

Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Методы оценки численности обитателей Байкала. Методы изучения биологии, поведения обитателей Байкала. Подводные методы исследований. Аппарат для глубоководного погружения. Подводные съёмки. Эхолоты. Методы изучения прошлого Байкала.

«БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ: ЖИВОЙ МИР БАЙКАЛА.

ЧЕЛОВЕК НА БАЙКАЛЕ»

Жизнь на байкальских берегах – 9 часов

Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья. Высотная поясность. Альпийский пояс. Альпийские луга и горная тундра. Горные леса. Темнохвойная и светлохвойная тайга. Степи. Луга и болота. Растительный и животный мир. Редкие, исчезающие виды и эндемичные виды растений, наземных животных и птиц.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Задачи ООПТ. Охрана редких, исчезающих и эндемичных растений и животных. Красные книги. Прибайкальский и Забайкальский национальные парки. Сходство и различие растительного и животного мира. Байкало-Ленский, Байкальский и Баргузинский заповедники. Особенности растительного и животного мира заповедников и их охраны. Памятники природы на побережье Байкала.

Жизнь в озере Байкал – 10 часов

Биологическое разнообразие озера Байкал. Эндемики Байкала. Условия, формирующие эндемизм.

Растительный мир. Высшие водные растения, водоросли. Донные водоросли, поясность и сезонность развития донных водорослей. Доминирующие виды. Эндемичные виды донной растительности.

Фитопланктон. Видовое разнообразие. Доминирующие виды. Особенности развития фитопланктона в разные сезоны года и в разные годы. Роль фитопланктона в пищевых отношениях.

Бактерии. Роль бактерий в Байкале. Простейшие. Коловратки. Пищевое поведение, сезонное развитие.

Донные животные. Губки. Видовое разнообразие. Строение и питание. Размножение.

Моллюски Байкала. Видовое разнообразие. Строение, жизнедеятельность, роль в самоочищении Байкала.

Гаммариды. Разнообразие. Представители, особенности биологии развития и поведения.

Байкальские черви. Турбеллярии, олигохеты, полихеты. Особенности их строения  и жизнедеятельности.

Планктонные животные. Байкальская эпишура. Макрогектопус. Строение  Питание, особенности поведения.

Водные насекомые. Хирономиды, ручейники. Особенности строения, развития. Роль в пищевых отношениях обитателей Байкала.

Общая характеристика рыб. Сибирский, сибирско-байкальский, байкальский комплексы.

Омуль. Осетр. Особенности обитания, строения. Коммерческий вылов, браконьерство. Желтокрылка, длиннокрылка, голомянка. Особенности строения, питания, размножения. Значение в пищевых взаимоотношениях.

Нерпа. Биология развития. Особенности жизнедеятельности. Состояние популяции нерпы.

Зоны жизни. Байкальские сообщества. Роль прибрежной зоны в жизнедеятельности обитателей Байкала. Пищевые связи. Роль живых организмов, обитающих в Байкале, в круговороте органического вещества.

Человек на Байкале - 4 часа

Как люди появились на Байкале. Стоянки древнейших людей. Как люди заселяли Прибайкалье. Курыканы. Монголы. Буряты.

Занятия охотой, сельским хозяйством, рыболовством. Русские землепроходцы. Строительство острогов. Взаимодействие с местными жителями.

Развитие торговых отношений. Добыча полезных ископаемых. Хозяйственное освоение озера. Туризм.

Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений.  Точечные и распределенные источники загрязнений. Виды загрязнителей. Химические, биологические, тепловые загрязнения.

Российские законы по охране окружающей среды. Проблема хозяйственных и бытовых отходов. Общественное движение по охране окружающей среды. Правила поведения на природе.

Влияние человека на озеро Байкал. Источники загрязнения Байкала. Сравнение уровня загрязнения Байкала и озера Мичиган в США.

Понятие биологического загрязнения. Элодея канадская, ротан-головешка.

Влияние туристов и отдыхающих на озеро Байкал. Классификация отходов. Влияние отходов. Количество отходов. Правила поведения на Байкале.

Государственная система охраны озера. Закон об охране озера Байкал. История его создания. Зонирование территории вокруг Байкала. Виды деятельности, запрещенные в «центральной экологической зоне».

Что такое «устойчивое развитие». Как человек нарушает устойчивое развитие. Что необходимо делать для устойчивого развития на Байкале.

  1. Тематическое  планирование

Тема

Количество часов

Введение

1

География Байкала

5

Происхождение Байкала

2

Вода Байкала

1

Исследования Байкала

2

Жизнь на байкальских берегах

9

Жизнь в озере Байкал

10

Человек на Байкале

4

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение.

Байкал – участок всемирного природного наследия. Легенды и сказания о Байкале.

1

ГЕОГРАФИЯ БАЙКАЛА – 5 часов

2

Особенности географического положения озера Байкал.

1

3

Водный бассейн Байкала. Притоки.

Ангара – дочь Байкала.

Заливы, бухты, соры Байкала.

1

4

Острова на Байкале, их расположение, особенности геологии. Ландшафтное разнообразие побережья Байкала.

1

5

Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Ветры, шторма на Байкале. Легенды и сказки о ветрах.

1

6

Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления. Тестирование по теме «География Байкала»

1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАЙКАЛА – 2 часа

7

Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Современное геологическое строение Байкальской котловины

8

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Вертикальный разрез Байкала. Глубины. Береговые склоны, подводные рельефы, каньоны, террасы. Рельеф дна. Связь с мантией Земли.

1

9

Вода Байкала. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Уникальные химические характеристики байкальской воды. Температурный режим байкальских вод. Течения в Байкале. Ледовый режим.

1

ИССЛЕДОВАНИЯ ОЗЕРА БАЙКАЛ – 2часа

10

История открытия озера Байкал. Первые учёные, изучавшие Байкал, их вклад в исследования Байкала.

1

11

Современные исследователи и защитники Байкала. М.М. Кожов, О.М. Кожова, Г.И. Галазий. Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его вклад в изучение Байкала.

1

ЖИЗНЬ НА БАЙКАЛЬСКИХ БЕРЕГАХ-9 часов

12

Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья. Высотная поясность. Альпийский пояс. Альпийские луга и горная тундра. Горные леса.

1

13

Темнохвойная и светлохвойная тайга. Практическая работа № 2. Альпийский пояс.

Практическая работа № 3. Горные леса. Сравнение растительного и

животного мира темнохвойной и светлохвойной тайги.

1

14

Степи. Луга и болота.

1

15

Растительный и животный мир. Редкие, исчезающие виды и эндемичные виды растений, наземных животных и птиц.

1

16

Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Задачи ООПТ.

1

17

Красные книги. Прибайкальский и Забайкальский национальные парки.

1

18

Байкало-Ленский, Байкальский и Баргузинский заповедники.

1

19

Памятники природы на побережье Байкала.

1

20

Защита проектов на тему «ООПТ байкальского региона»

1

ЖИЗНЬ В ОЗЕРЕ БАЙКАЛ-10 часов

21

Биологическое разнообразие озера Байкал. Эндемики Байкала. Условия, формирующие эндемизм.

1

21

Растительный мир. Высшие водные растения, водоросли.

1

22

Фитопланктон. Видовое разнообразие. Бактерии. Роль бактерий в Байкале. Простейшие. Коловратки.

1

23

Донные животные. Губки.

1

24

Моллюски Байкала. Видовое разнообразие. Гаммариды.

1

25

Байкальские черви. Турбеллярии, олигохеты, полихеты.

1

26

Планктонные животные. Байкальская эпишура. Макрогектопус.

1

27

Водные насекомые. Хирономиды, ручейники.

1

28

Общая характеристика рыб. Сибирский, сибирско-байкальский, байкальский комплексы. Омуль. Осетр.

1

29

Желтокрылка, длиннокрылка, голомянка

1

30

Нерпа. Биология развития. Особенности жизнедеятельности. Состояние популяции нерпы.

1

31

Зоны жизни. Пищевые связи. Роль живых организмов, обитающих в Байкале, в круговороте органического вещества.

1

ЧЕЛОВЕК НА БАЙКАЛЕ -4 часа

32

Как люди появились на Байкале. Стоянки древнейших людей. Как люди заселяли Прибайкалье. Курыканы. Монголы. Буряты. Занятия охотой, сельским хозяйством, рыболовством. Русские землепроходцы.

1

33

Развитие торговых отношений. Добыча полезных ископаемых. Хозяйственное освоение озера. Туризм. Влияние человека на озеро Байкал. Государственная система охраны озера

1

34

Защита проектов на тему                « Биологическое разнообразие Байкала»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...

Рабочие программа по Байкаловедению для 7 класса

Авторская разработка по теме «Байкаловедение» для обучающихся 7 класса составлена на основе «Программы спецкурса для учащихся 5-6-7 классов общеобразовательных учреждений Е.Н. Кузевановой  и Н.В....

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Рабочая программа по Байкаловедению

Рабочая программа по байкаловедению для 8 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в осно...