Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности "Самарский край: много национальностей - один народ"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Гагарина Оксана Владимировна

Актуальность программы связана с тем, что в обществе в последнее время наблюдается нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений. Политическая ситуация в мире заставляет всерьез задуматься о том, каким будет мир, в котором будут жить наши дети. Кроме того, доступность разного рода информации, которую дети еще не способны анализировать и принимают на веру, может приводить к необоснованной агрессии к представителям других национальностей, отличных от национальности конкретного ребенка. Поэтому представляется важным донести до детей информацию об обычаях и традициях разных народов, населяющих Самарский край, дать возможность проанализировать некоторые аспекты жизни этих народов и подвести обучающихся к выводу о том, что все люди достойны уважения, и в современном мире очень важно уметь находить общий язык с другими людьми, уважать традиции разных народов.

Общая характеристика курса

Цель курса - воспитание гражданина России, осознающего себя частью своей малой родины, способного уважать интересы людей разных национальностей; формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми; ориентация на общечеловеческие ценности.

Задачи:

ü  воспитывать уважение и любовь к Родине, интерес к истории и культуре народов Самарского края;

ü  воспитывать основы гражданского сознания, ответственность за судьбу своей страны, города Самара, своей семьи;

ü  воспитывать гуманное отношение к окружающим людям разных национальностей через изучение их культурных особенностей и вовлечение в общение с этими людьми;

ü  способствовать изучению духовного и культурного наследия народов Самарского края через рассмотрение основных обрядов, традиций этих народов, чтение и анализ народных сказок с целью выявления нравственных идеалов этих народов;

ü  развивать коммуникативные умения в процессе общения со сверстниками и взрослыми – представителями разных национальностей;

ü  воспитывать интерес к вдумчивому чтению краеведческой и художественной литературы народов, населяющих самарский край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_2015-2016.docx83.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №178 г.о.Самара

(МБОУ СОШ №178г.о.Самара)

Рассмотрено и одобрено

на заседании методического объединения

_________________/Е.В.Маслова/

«___» ______________ 2015г

 

                             Согласовано

                             Зам.директора по УВР

                             ___________/О.П.Мелекесцева/

                            «___»_____________2015г

 

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №178 г.о.Самара

___________________Н.П.Самаркина

Приказ №______________

от  «___»_______________2015г

Программа внеурочной деятельности обучающихся

«Самарский край: много национальностей - один народ»

Направление: общекультурное направление

Возраст учащихся: 5-6 классы

                                                                                                                                                                   Разработала: учитель

                                                                                                                                                                                 русского языка и литературы

Гагарина Оксана Владимировна

г.Самара, 2015г

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Нормативно-правовой базой для составления программы явились:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Положение о рабочей программе внеурочной деятельности в рамках ФГОС МБОУ  СОШ №178 г.о. Самара.

Курс предназначен для обучающихся 5-6 классов.

Срок реализации программы 1 учебный год (2015-2016).

Актуальность программы связана с тем, что в обществе в последнее время наблюдается нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений. Политическая ситуация в мире заставляет всерьез задуматься о том, каким будет мир, в котором будут жить наши дети. Кроме того, доступность разного рода информации, которую дети еще не способны анализировать и принимают на веру, может приводить к необоснованной агрессии к представителям других национальностей, отличных от национальности конкретного ребенка. Поэтому представляется важным донести до детей информацию об обычаях и традициях разных народов, населяющих Самарский край, дать возможность проанализировать некоторые аспекты жизни этих народов и подвести обучающихся к выводу о том, что все люди достойны уважения, и в современном мире очень важно уметь находить общий язык с другими людьми, уважать традиции разных народов.

Общая характеристика курса

Цель курса - воспитание гражданина России, осознающего себя частью своей малой родины, способного уважать интересы людей разных национальностей; формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми; ориентация на общечеловеческие ценности.

Задачи:

  • воспитывать уважение и любовь к Родине, интерес к истории и культуре народов Самарского края;
  • воспитывать основы гражданского сознания, ответственность за судьбу своей страны, города Самара, своей семьи;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающим людям разных национальностей через изучение их культурных особенностей и вовлечение в общение с этими людьми;
  • способствовать изучению духовного и культурного наследия народов Самарского края через рассмотрение основных обрядов, традиций этих народов, чтение и анализ народных сказок с целью выявления нравственных идеалов этих народов;
  • развивать коммуникативные умения в процессе общения со сверстниками и взрослыми – представителями разных национальностей;
  • воспитывать интерес к вдумчивому чтению краеведческой и художественной литературы народов, населяющих самарский край.

Ядро курса:

1.Я – гражданин.

    А)Я – гражданин России.

    Б)История Самарского края.

2.Много наций – один народ.

    А)Многонациональная Самара.

    Б)Традиции и праздники русского народа, игры, танцы, песни.

    В)Традиции и праздники мордовского народа, игры, танцы, песни.

    Г)Традиции и праздники чувашского народа, игры, танцы, песни.

    Д)Толерантность – такое важное слово.

    Е)Традиции и праздники татарского народа, игры, танцы, песни.

    Ж)Традиции и праздники башкирского народа, игры, танцы, песни.

    З) Традиции и праздники армянского народа, игры, танцы, песни.

     И) Традиции и праздники казахского народа, игры, танцы, песни.

     К)Традиции и праздники еврейского народа, игры, танцы, песни.

     Л) Традиции и праздники казаков.

     М) Традиции и праздники грузинского народа.

     Н) Традиции и праздники корейцев.

     О) Традиции и праздники немцев.

     П) Традиции и праздники украинского народа.

     Р)Семейные праздники и традиции разных народов.

     С) Традиции и праздники азербайджанцев.

     Т) Традиции и праздники осетин.

     У) Традиции и праздники узбеков

3.Сказки народов Самарского края.

     А)Сказки разных народов: общее и самобытное.

     Б)Образ идеальной женщины в сказках разных народов.

     В)Образ настоящего мужчины в сказках разных народов.

     Г)Участники Великой отечественной войны – наши земляки.

4.Мои открытия.

    А)Презентация электронного указателя о народах самарского края.

    Б)Концерт «Наши друзья».

Требования к начальной подготовке:

-знание государственной символики

-опыт работы на персональном компьютере

-начальный опыт практической работы в области систематизации материала при составлении презентации по определенной теме

Объем курса – 68 часов

Основные понятия курса:

Вероисповедание – религиозная система, официальная принадлежность к одной из её разновидностей.

Герб страны - это эмблема государства, города, сословия, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн страны - торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.

Гражданство - принадлежность к числу граждан государства, правовое положение гражданина.

Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Идеал – то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.

Иерархия – расположение частей, элементов от низшего к высшему или от высшего к низшему.

Мировоззрение – система взглядов, воззрений на природу и общество.

Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.

Народ – 1.население государства, жители страны. 2.нация, национальность или народность

Образ – в художественном произведении: тип, характер.

Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Обычай – традиционно установившиеся правила общественного поведения.

Презентация – документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (проекта, продукта). Цель презентации - донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Промысел  – 1.Добывание чего-нибудь, добыча, охота. 2.Занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы. 3.Мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном.

Кустарный промысел – производство бытовых изделий ручным способом.

Художественный промысел – изготовление народных художественных изделий.

Толерантность – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, предоставление другим право жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

Указатель – справочная книга или справочный список в книге.

Практическая часть курса

Основными видами учебной деятельности в ходе изучения курса будут следующие:

- работа с  литературными источниками и источниками в сети Интернет,

- словарная работа,

- просмотр фильмов и презентаций,

- экскурсии в музеи (Дом дружбы народов, Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В.Алабина, музеи школ города, экспозиция которых соответствует тематике данного курса),

- наблюдения,

- моделирование и показ танцев и игр разных народов, проживающих на территории Самарского края,

- выразительное чтение и анализ стихотворений, сказок разных народов,

- комментированное и смысловое чтение,

- составление плана и конспекта статей по тематике курса,

- подбор цитат,

- работа с таблицами,

- беседы с элементами диалога,

- разбор житейских ситуаций,

- проведение викторин и элементов тематических праздников,

- приготовление некоторых национальных блюд,

- постановка сказок и национальных танцев,

- изготовление учебного продукта (составление электронного указателя по истории и культуре народов, населяющих Самарский край),

- организация и проведение концерта с привлечением представителей разных национальностей в рамках школы.

Данный курс направлен на развитие коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • потребность сотрудничества со сверстниками;
  • доброжелательное отношение к сверстникам разных национальностей;
  • бесконфликтное поведение;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений.

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи

Обучающийся научится:

  • использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать;
  • подводить под понятие;
  • проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

Обучающийся научится:

  • понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Технология организации учебного процесса по курсу

Методы работы:

  • наглядные

-просмотр фильмов, презентаций,  

-экскурсии в музеи (Дом дружбы народов, Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В.Алабина, музеи школ города, экспозиция которых соответствует тематике данного курса),

-наблюдения,

-моделирование и показ танцев и игр разных народов, проживающих на территории Самарского края;

  • словесные

-чтение стихотворений, сказок,

-беседы с элементами диалога,

-проведение разных игр,

-рассматривание наглядного материала,

-разбор житейских ситуаций,

-проведение викторин и тематических праздников;

  • практические

-проведение игр,

-приготовление некоторых национальных блюд,

-постановка сказок и национальных танцев,

-проведение экскурсий,

-составление электронного указателя по истории народов, населяющих Самарский край.

В процессе реализации программы будут использованы следующие виды деятельности:

  • игровая,
  • познавательная,
  • проблемно-ценностное общение.

Формы контроля:

  • тестовые задания на понимание материала по культуре народов Самарского края;
  • составление электронного указателя, содержащего материал по национальным традициям народов Самарского края;
  • итоговый концерт.

Подведение итогов.

          В завершении курса планируется показ и оценка презентации электронного указателя народов Самарского края, составленного обучающимися, а также концерт с элементами танцев и песен разных народов.

В курсе будут использованы современные программные среды как средство анализа, систематизации и контроля (PowerPoint, Word, Googl-презентация, Googl- форма, Googl-документ, Интернет.

         Отличительной особенностью курса является его направленность не только на изучение культурных традиций народов Самарского края, но и акцент на общение с людьми разных национальностей, совместное творчество. По завершении курса обучающиеся приобретут умение работать с текстом, научатся сравнивать и находить общие черты

Тематическое планирование курса

№ п/п

Название темы занятия

Дата проведения

Планируемые результаты

Теоретические занятия (аудиторные)

Практические занятия (внеаудиторные)

Я – гражданин.

1

Я – гражданин России.

Первая неделя сентября

Знать понятие гражданства, служения, любви и уважения к истории и традициям своей страны, государственную символику, гимн России.

0,5

0,5

2

История Самарского края.

Вторая неделя сентября

Знать историю заселения Самарского края, основные промыслы народов, заселяющих эту территорию, герб Самары, гимн Самары.

-

2

Много наций – один народ.

3

Многонациональная Самара.

Третья неделя сентября

Знать названия народностей, проживающих в Самарском крае, различать по народному костюму и народной музыке представителей разных национальностей. Знать о ежегодном фестивале «Венок дружбы народов», проходящем в Самаре (12 сентября  2015г), понимать суть праздника.

2

2

4

Традиции и праздники русского народа.

Четвертая неделя сентября

Знать основные праздники русского народа, основные народные промыслы, особенности национальных блюд.

2

-

5

Русские народные игры, танцы, песни.

Пятая неделя сентября – первая неделя октября

Участвовать в постановке русских танцев, игр, обрядов в рамках внеурочного занятия.

-

2

6

Традиции и праздники мордовского народа.

Вторая неделя октября

Знать основные праздники мордовского народа, основные народные промыслы, особенности национальных блюд.

2

-

7

Мордовские народные игры, танцы, песни.

Третья неделя октября

Участвовать в постановке мордовских танцев, игр, элементов обрядов в рамках внеурочного занятия.

-

2

8

Праздники и традиции чувашского народа.

Четвертая неделя октября

Знать основные праздники чувашского народа, основные народные промыслы, особенности национальных блюд.

2

-

9

Чувашские народные игры, танцы, песни.

Пятая неделя октября

Участвовать в постановке чувашских танцев, игр, элементов обрядов в рамках внеурочного занятия.

-

2

10

Толерантность – такое важное слово.

Вторая неделя ноября

Знать определение понятия толерантность, уметь различать понятия терпение и терпимость; знать историю праздника День Народного Единства.

2

-

11

Акция «Каждая нация  достойна уважения»

Третья неделя ноября

Знать о всемирном  дне толерантности (16 ноября), участвовать в проведении акции в рамках школы.

-

2

12

Праздники и традиции татарского народа.

Четвертая неделя ноября.

Знать основные праздники татарского народа, основные народные промыслы, особенности национальных блюд.

2

-

13

Народные татарские игры, танцы, песни.

Первая неделя декабря

Участвовать в постановке татарских танцев, игр, элементов обрядов в рамках внеурочного занятия.

-

2

14

Национальные праздники и традиции башкир.

Вторая неделя декабря

Знать основные праздники башкирского народа, основные народные промыслы, особенности национальных блюд.

2

-

15

Народные башкирские игры, танцы, песни.

Третья неделя декабря

Участвовать в постановке башкирских танцев, игр, элементов обрядов в рамках внеурочного занятия.

-

2

16

Праздники и традиции армянского народа.

Четвертая неделя декабря

Знать основные праздники армянского народа, основные народные промыслы, особенности национальных блюд.

2

-

17

Армянские народные игры, танцы, песни.

Третья неделя января

Участвовать в постановке армянских танцев, игр, элементов обрядов в рамках внеурочного занятия.

-

2

18

Национальные традиции и праздники казахов.

Четвертая неделя января

Знать основные праздники казахского народа, основные народные промыслы, особенности национальных блюд, казахские традиции.

1

1

19

Национальные традиции и праздники еврейского народа.

Пятая неделя января

Знать основные праздники еврейского народа, основные народные промыслы, особенности национальных блюд, еврейские традиции.

1

1

20

Национальные традиции и  праздники казаков.

Первая неделя февраля

Знать основные праздники казаков, основные народные промыслы, особенности национальных блюд, казацкие традиции.

1

1

21

Праздники и традиции грузинского народа.

Вторая неделя февраля

Знать основные праздники грузинского народа, основные народные промыслы, особенности национальных блюд, грузинские традиции.

1

1

22

Национальные традиции и праздники корейцев.

Третья неделя февраля

Знать основные праздники корейцев, основные народные промыслы, особенности национальных блюд, корейские традиции.

1

1

23

Национальные традиции и праздники немцев.

Четвертая неделя февраля

Знать основные праздники немцев, основные народные промыслы, особенности национальных блюд, немецкие традиции.

1

1

24

Праздники и традиции украинского народа.

Первая неделя марта

Знать основные праздники украинского народа, основные народные промыслы, особенности национальных блюд, украинские традиции.

1

1

25

Семейные праздники и традиции разных народов.

Вторая неделя марта

Сравнивать семейные традиции разных народов, понимать иерархию отношений в семье определенного народа.

1

2

26

Национальные традиции и праздники азербайджанцев.

Третья неделя марта

Знать основные праздники азербайджанцев, основные народные промыслы, особенности национальных блюд, азербайджанские традиции.

1

1

27

Национальные традиции и праздники осетин.

Четвертая неделя марта

Знать основные праздники осетин, основные народные промыслы, особенности национальных блюд, осетинские традиции.

1

1

28

Национальные традиции и праздники узбеков.

Вторая неделя апреля

Знать основные праздники узбекского народа, основные народные промыслы, особенности национальных блюд, узбекские традиции.

1

1

Сказки разных народов

29

Сказки разных народов: общее и самобытное.

Третья неделя апреля

Сравнивать сказки разных народов. Уметь определять проблему, поднятую в сказке, мораль сказки.

2

-

30

Образ идеальной женщины в сказках разных народов.

Четвертая неделя апреля

Сравнивать и анализировать образ идеальной женщины, представленный в сказках разных народов.

1

1

31

Образ настоящего мужчины в сказках разных народов.

Пятая неделя апреля

Сравнивать и анализировать образ настоящего мужчины, представленный в сказках разных народов.

1

1

32

Участники Великой Отечественной войны - наши земляки.

Первая неделя мая

Понимать, что в Великой Отечественной войне люди сражались за свободу и независимость своей страны, независимо от национальности, вероисповедания и других взглядов. Знать имена участников войны - наших земляков разных национальностей.

1

-

Мои открытия

33

Презентация электронного указателя о народах Самарского края.

Вторая неделя мая

Оценка и самооценка продукта – электронного указателя. Рассуждения о том, что получилось, что было трудным и почему.

1

1

34

Концерт «Наши друзья».

Третья неделя мая

Участвовать в подготовке и проведении концерта в рамках школы.

-

1

Литература для обучающихся:

Бородина Н.В., Ведерникова Т.И. Народный костюм Самарского края. 2006.

Бусыгин Е.П. Общественный и семейный быт русского населения Среднего Поволжья.- Казань, 2009

Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края.-Самара, 2009

Мордва: историко-этнографические очерки.- М, 2005

Панкеев И.А. От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. – М.: Яуза, 1998

Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. - Самара: ИТЦ, 2007.

Этносы Самарского края: историко-этнографические очерки.- Самара, 2003.

Литература для учителя:

ГригорьевД.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М: Просвещение,2014

Панкеев И.А. От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. – М.: Яуза, 1998

Положение о рабочей программе внеурочной деятельности в рамках ФГОС МБОУ СОШ №178

Степанов П.В., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват.организаций.- М.: Просвещение,2014

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М,2013

Электронные ресурсы:

https://nsportal.ru/

https://youtu.be/PVE4hLLLWFI

https://youtu.be/gzTP9deK3aA

https://youtu.be/4k8lRGSlre8

https://youtu.be/Uv5F_Qu_-nU

https://youtu.be/a1R1Vya0vSc

https://youtu.be/8gQW4zYDYUE

https://youtu.be/b934tEwhoMo

https://youtu.be/tcMQCpa5Siw

https://youtu.be/pWRdjv6kSME

https://youtu.be/EyLWXVs0PoA

https://youtu.be/FYo_4LOCeMg?t=6m35s 

http://ppt4web.ru/literatura/byt-tradicii-i-semejjnye-obrjady-kazakov-na-donu.html

https://youtu.be/f8yGf28Z0k0

https://youtu.be/2ex4SZsd3A8

https://youtu.be/4KO2zXLUeNw?t=19s 

https://www.youtube.com/watch?v=7TMgKeUgr9Y 

Приложение 1

Методика диагностики личностного роста обучающихся

Предлагается диагностический опросник, состоящий из утверждений, предлагается высказать своё согласие или несогласие с ними. Данные утверждения представляют собой выражение позитивного или негативного отношения (в явной или скрытой форме) человека к основным ценностям цивилизации: е семье, Отечеству, миру (ненасилию), культуре, другим людям, собственному человеческому Я. Обучающимся предлагается оценить степень своего согласия или несогласия в баллах от «+4» до «-4».

Опрос  проводится в начале и в конце изучения курса, чтобы проследить возможную динамику личностного роста.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Вам предлагается ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оцените степень вашего согласия или несогласия в баллах ( от «+4» до «-4»).

«+4»- несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3»- да, конечно (сильное согласие);

«+2»- в общем, да (среднее согласие);

«+1»- скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0»- ни да, ни нет;

«-1»- скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«-2»- в общем, нет (среднее несогласие);

«-3»- нет, конечно (сильное несогласие);

«-4»- нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть правильных и неправильных оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!

  1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-либо праздник или просто собирается за общим столом.
  2. Те, кто критикует происходящее в стране не могут считаться настоящими патриотами.
  3. Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.
  4. Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.
  5. Я способен с радостью выполнять разную работу.
  6. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.
  7. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.
  8. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.
  9. Глупо брать на себя риск ради пользы другого человека.
  10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
  11. Спортивные занятия – жизненная необходимость для каждого человека.
  12. Большинство моих сверстников предпочитают общаться с красивыми людьми.
  13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.
  14. Я смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
  15. Я многим обязан своей стране.
  16. Если есть возможность выбрать живую и искусственную елку для празднования Нового года, я выбираю живую: она приятнее во всех отношениях.
  17. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.
  18. Физический труд – удел неудачников.
  19. Внешний вид - показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
  20. Я стремлюсь узнать значение незнакомых мне слов.
  21. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
  22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
  23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
  24. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение.
  25. Я чувствую разочарование от жизни.
  26. Выбирая, люди часто ошибаются, но я не боюсь сделать ошибку, совершая выбор.
  27. Без семьи и детей человек чувствует себя более свободным.
  28. Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.
  29. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
  30. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью учат нас мужеству.
  31. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.
  32. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.
  33. Учеба легко дается занудам и зубрилам.
  34. Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества справедливости.
  35. Я испытываю сильные положительные эмоции, когда делаю кому-то подарок.
  36. Я и без знания статистики уверен, что большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
  37. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.
  38. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.
  39. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав. 
  40. Я горжусь своей фамилией.
  41.  День Победы (9 Мая) - праздник только для ветеранов и пожилых людей.
  42.  Ввоз редких экзотических животных из-за рубежа - нормальный способ заработать деньги.
  43.  На военнопленных не должны распространяться права человека.
  44. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
  45. Какое общение без бутылки "Клинского»!
  46. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.
  47. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.
  48. Люди, просящие милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
  49. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
  50. Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.
  51. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.
  52. Для меня важно найти смысл собственной жизни.
  53. Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
  54. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.
  55. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
  56. Идти на уступки - значит, проявлять слабость.
  57. Хорошая учеба тоже серьезный труд.
  58. Проявление вандализма - одна из форм протеста молодежи.
  59. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
  60. Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.
  61. Я могу пожертвовать своим благополучием ради помощи незнакомому мне человеку.
  62. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
  63. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.
  64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
  65. Мои поступки часто зависят от внешних обстоятельств. 
  66. Человеку не обязательно знать свою родословную.
  67. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
  68. Если учесть все «за» И «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.
  69. Мы - сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать. 
  70. Субботник по очистке территории дома или школы - пережиток прошлого.
  71. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.
  72. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.
  73. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
  74. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
  75. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
  76. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное в жизни. 
  77. Меня не угнетает временное одиночество.
  78. Я чаще всего следую за мнением большинства.
  79. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
  80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.
  81. Я считаю, что носить шубы из натурального меха безнравственно.
  82. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.
  83. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.
  84. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.
  85.  Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую - источником информации о событиях в стране и мире.
  86. Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.
  87. Человеку свойственно никогда и ничего не делать без оглядки на собственную выгоду.
  88. Истинной религией может быть только одна единственная религия.
  89. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.
  90. В глубине души я знаю, что оцениваю себя низко. 
  91. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

Бланк для ответов

1

14

27

40

53

66

79

2

15

28

41

54

67

80

3

16

29

42

55

68

81

4

17

30

43

56

69

82

5

18

31

44

57

70

83

6

19

32

45

58

71

84

7

20

33

46

59

72

85

8

21

34

47

60

73

86

9

22

35

48

61

74

87

10

23

36

49

62

75

88

11

24

37

50

63

76

89

12

25

38

51

64

77

90

13

26

39

52

65

78

91

Обработка результатов

Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале.

  1. Характер отношений школьника к семье показывают его оценки высказываний №№1, 14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы №№ 1, 40, 79 знак не меняется. В ответах же на вопросы !! 14, 27, 53, 66 знак меняется на противоположный.
  2. Характер отношений школьника к Отечеству показывают его оценки высказываний №№ 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы №№ 15, 28, 67, 80 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 2, 41, 54 знак меняется на противоположный.
  3. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний №№ 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы №№ 29,81 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 3, 16, 42, 55, 68 знак меняется на противоположный.
  4. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний №№ 4, 17, 30,43,56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы №№ 4, 82 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 17, 30, 43, 56, 69 знак меняется на противоположный.
  5. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний №№ 5, 18, 31,44,57,70,83. При этом в ответах на вопросы №№ 5, 31, 44, 57, 83 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 18, 70 знак меняется на противоположный.
  6. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№ 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы №№ 19, 32 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 6,45, 58, 71, 84 знак меняется на противоположный.
  7. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний №№ 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы №№ 20, 59 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 7, 33, 46, 72, 85 знак меняется на противоположный.
  8. Характер отношений школьника к человеку как таковому показывают его оценки высказываний №№ 8, 21, 34,47,60, 73, 86. При этом в ответах на вопросы №№ 47, 60, знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 8, 21, 34, 86 знак меняется на противоположный.
  9. Характер отношений школьника к человеку как другому показывают его оценки высказываний №№ 9,22,35,48,61,74, 87. При этом в ответах на вопросы №№ 22, 35, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 9, 48, 74, 87 знак меняется на противоположный.
  10. Характер отношений школьника к человеку как иному, как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний №№ 10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос №10 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак меняется на противоположный.
  11. Характер отношений школьника к своему телесному Я показывают его оценки высказываний №№ 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на вопросы №№ 11, 50, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 24, 37, 76, 89 знак меняется на противоположный.
  12.  Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному Я показывают его оценки высказываний №№ 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90. При этом в ответе на вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 12, 25, 38,51,64,90 знак меняется на противоположный.
  13.  Характер отношений школьника к своему духовному Я показывают его оценки высказываний №№ 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на вопросы №№ 13, 26, 39, 52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 65, 78 знак меняется на противоположный.

Интерпретация результатов

1. Отношение подростка к семье


От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - ценность семьи высоко значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.


 От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Подросток принимает участие в семейных праздниках, но без напоминания не всегда вспомнит о дне рождения кого-то из близких. Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он живет сейчас.


 От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - отношение к семье у подростка, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, подросток добьется этого любыми путями - лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.


 От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - семья не представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать собственную счастливую семью.


2.Отношение подростка к Отечеству

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой ОН гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.


 От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако, ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Он встает, когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято. При необходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и не предложить.


От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее «убогости» он в принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Подросток умеет угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется, что то, что происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего.


От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное) - можно предположить, что подростка отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он живет, и которое легко можно поменять на любое другое. Все успехи - это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна («да разве в этой стране...»). Может быть, сам он не будет участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память - это не то, за что можно получить дивиденды.


З. Отношение подростка к Земле (природе)


От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - у подростка вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).


От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею, скорее всего, воспользуется.


От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - собственное мнение подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит на полезных и бесполезных, радующих его взгляд и вызывающих брезгливое отношение.


От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - природа воспринимается подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоемам продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. ОН с насмешкой относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».

4. Отношение подростка к миру

От + 15 ДО +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - у подростка наличествует четко выраженная пацифистская позиция. Он считает, что к насилию прибегают только слабые люди и государства. К проявлениям грубой силы он относится подчеркнуто отрицательно. Уверен, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей. Не боится идти на уступки.


От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток в целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях применение силы оправданно. К проявлениям грубой силы он относится со смешанным чувством неприятия и страха. Подросток полагает, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. Он старается не идти на уступки, потому что не хочет показаться слабым в глазах окружающих.


От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - подросток уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Он рассматривает войну как один из естественных способов разрешения конфликтов. По его мнению, сильный тот, кого боятся. Считает, что вокруг хватает потенциально враждебных людей и государств. Вряд ли он сам будет инициатором насильственного деяния, но сыграть роль «второго плана», скорее всего, не откажется.


От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - можно предположить, что для подростка не существует альтернативы: переговоры или военная операция. Война для него может быть ценностью - с помощью нее можно решить проблемы перенаселения и нехватки продуктов на всех. Он целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять, для него «слабаки». Скорее всего, это касается и локальных (класс, двор, школа), и крупных конфликтов, где от него пока ничего не зависит.


5. Отношение подростка к труду


От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь родителям по хозяйству, может сам предложить что-либо сделать. Подрабатывает он где-то или пока еще нет - в любом случае подросток этого не стыдится.


От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем-то непрестижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать, что это занимает столько времени.


От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - подросток по возможности переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что кто-то из одноклассников работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что, делать нечего?!». В его представлении «грязная» работа – удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Сам-то он уж точно никогда за нее не возьмется.


От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) более-менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе массу причин, по которым за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием воспользуется плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи.


 6. Отношение подростка к культуре


От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость сбережения того культурного достояния, которое достал ось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлет вандализма.


От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток признает объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть«культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»), неряшливости («ну и пусть встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по-другому») и т.п. Вандалы антипатичны ему.


От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему быть таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоциируется у него с телеканалом «Культура» И навевает непреодолимую скуку. Вряд ли он сам способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов сверстников, скорее всего, не станет.


От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - слово «культура» во всех своих формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира. Он наверняка знает, что представляют собой культурные формы поведения, но в своей повседневности реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань - силы, «потягивание пивка» под аккомпанемент матерщины - лучшим времяпрепровождением. Памятники прошлого воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная старая рухлядь, поэтому он совсем не против «скинуть их с парохода современности».

7. Отношение подростка к знаниям


От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - перед вами - любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Подросток может быть «неудобен» учителю, так как много спрашивает на уроке, сомневается в казалось бы очевидных вещах. Он считает, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний и стремится к их получению.


От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. В его сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий!


От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, как по телевизору можно смотреть научно-популярные программы. Знания носят для него чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит не нажил неприятностей ).


От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - очевидно, потребность в получении знаний у подростка практически отсутствует. Он откровенно презирает тех, кто учится, считает их «ботаниками» - людьми, живущими неполноценной жизнью. Он уверен, что уровень и качество его образования не окажут никакого влияния на его дальнейшую жизнь.

8. Отношение подростка к человеку как таковому

От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - ценность человека, как он есть во всех своих проявлениях, безусловно, значима для подростка. Человеческая жизнь для него бесценна. Никакие соображения справедливости не могут оправдать «слез невинных». «Лес рубят, щепки летят» - это недопустимо для нашего героя. Он милосерден, способен к сочувствию. состраданию, прощению.


От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - ценность человека может быть и осмыслена подростком, но полноценно не прочувствована. Он может продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются ему теми, кто мешает ощущать радость жизни. Подросток допускает смертную казнь за самые тяжкие преступления. Когда на разных чашах весов оказываются торжество справедливости и «милость К падшим», он скорее всего выберет первое.


От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - скорее всего. подросток склонен делить людей на нормальных и ненормальных. К первым он относится вполне уважительно. может быть даже милосердным к ним; вторых же считает «недочеловеками» И хотел бы как можно реже с ними сталкиваться. Великой цели, по его мнению, нельзя добиться, не замарав рук. Принцип «лес рубят, щепки летят» вполне приемлем для подростка. При этом он одинаково не хочет быть ни «лесорубом», ни «щепкой». - скорее, «сборщиком» или «вязальщиком дров».

 От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - человек как ценность, скорее всего, пустой звук для подростка. Он склонен к проявлениям жестокости в отношении других людей, презрительно относится к любым актам милосердия. «Слабаки» и «ненормальные», по его мнению, ухудшают нашу жизнь, тормозят рост благополучия, поэтому должны быть полностью изолированы от общества. Наверняка он считает, что справедливость, порядок, стабильность стоят того, чтобы ликвидировать психически больных, бомжей. Самое опасное, что от слов он может перейти к действиям.


9. Отношение подростка к человеку как Другому

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подросток - подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях во благо других бескорыстен. Всегда готов помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит дарить подарки «просто так».

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом попросят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску собственное благополучие. Не доверяет искренности просящих милостыню, и если они оказываются поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар. Если этого не случается, расстраивается.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - подросток лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей. В большинстве своем это те, от кого он в той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему расточительством, он предпочитает все делать с выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело должно адекватно вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать что-либо доброе, не стесняется узнать, а «что ему за это будет».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - подросток сосредоточен исключительно на собственной персоне, искренне полагает себя «центром вселенной». Не то чтобы делать, но даже думать о других не входит в его планы. Во всем он ищет выгоду, не очень-то это и скрывая. Бескорыстие кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он склонен к злословию, циничному отношению к тем, кто в чем-то нуждается, кому необходима помощь. Все нищие для него лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему нравится принимать подарки, желательно дорогие и полезные.


10. Отношение подростка к человеку как Иному

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подросток признает права людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Он, безусловно, принимает иные культуры, положительно относится к культурным отличиям, восприимчив к любым проявлениям культурной дискриминации. Он стремится к пониманию, проникновению в суть других культур, способен избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов. В нем также ощутимо стремление рассматривать иные культуры не со своей «колокольни», но сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур.

 От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток склонен к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяет (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использует стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием Другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - подросток на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости подросток пытается оправдать ссылками на общественное мнение (<<все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп (<<все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - подросток сознательно отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Он склонен характеризовать культурные отличия как девиантность, не желает признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Зачастую он демонстративно враждебен и презрителен к таким людям, жаждет «очистить» от них пространство собственной жизни. Подросток не испытывает ни малейшего желания взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры.

11. Отношение подростка к своему телесному Я

От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - для подростка ценность здоровья является приоритетной. Он понимает, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Он способен противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постарается не допустить этого в отношении других.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - ценность здоровья значима для подростка. Объективно он понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для него - естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий. Пристрастие к вредным привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в глубине души он полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания своей физической форме.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - ценность здоровья невысока в сознании подростка. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Ему хочется хорошо, по-спортивному, выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. Вредные привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, - в них есть некая приятность, шарм. Он наверняка одобрительно усмехнется, услышав фразу «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - собственное здоровье, тем более здоровье окружающих, не представляет для подростка сколь-нибудь значимой ценности. Ему либо вовсе наплевать на свое физическое состояние, либо он ненавидит все то, что связано с его телесной жизнью (последний случай реален при условии низкого самопринятия подростка). 3аботящихся о своем здоровье он презирает. Свои вредные привычки полагает делом абсолютно естественным и, может быть, даже гордится ими. При случае он не преминет высмеять все, что связано с темой здоровья, физической культуры и спорта.


12. Отношение подростка к своему душевному Я

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подросток принимает себя таким, какой он есть. Он верит в свои силы и возможности, честно относится к себе, искренен в проявлении чувств. Комфортно чувствует себя даже в незнакомой компании. Он не боится одиночества, минуты уединения для него важны и плодотворны. Он стойко переносит личные неурядицы, не боится показаться смешным.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - принимая себя в целом, подросток все же может испытывать неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Он думает о себе как о человеке, который симпатичен для других, но некий червь сомнения и неуверенности все-таки подтачивает его. Ему хотелось бы и сейчас, и в будущем гарантировать себя от попадания в смешные положения и ситуации. Он несколько тяготится уединенным положением и по возможности старается чем-либо (слушанием музыки, просмотром видеофильмов и т.д.) заместить его.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - подросток принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Ему все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым. Его кумиры, как правило, именно такие. В глубине души он надеется на свою привлекательность для других, но уверен, что они в первую очередь видятего недостатки. Одиночество одновременно и тягостно для него, и спасительно. В обществе сверстников он предпочитает быть на вторых ролях.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - подросток не принимает себя, считает себя заурядным и недостойным внимания других. Он ненавидит свое отражение в зеркале (свою речь, свою одежду и т.д.). Любое изменение ситуации воспринимает как потенциально катастрофичное для него по последствиям. Оказавшись в одиночестве, начинает заниматься «мазохистским самокопанием» и «самоедством». Собственная неполноценность является его навязчивой идеей. Он испытывает острое чувство вины за то, что он вообще есть, которое в будущем может обернуться болезненным стремлением доминировать над окружающими.


13. Отношение подростка к своему духовному Я

От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он готов противостоять внешнему давлению. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по совести».

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток ощущает в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным, но он не готов рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен для него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают его. ОН признает объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитает руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) 

подростку более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни. Он ищет общества людей, чья духовная сила могла бы «при крыть» его нерешительность и неуверенность в себе. Старается по возможности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы в пользу ощущения покоя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. Муки совести тяготят его, поэтому предпочитает о своей совести не думать.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - подросток ощущает себя «пешкой» в окружающей его стихии жизни, заложником могущественных и неподвластных ему внешних сил. Он боится и избегает любого свободного действия. Ищет покровительства сильных мира сего и готов им довериться без оглядки. Он предпочитает полную определенность и однозначность во всем и не хочет выбора. Верит в силу и непогрешимость большинства, ибо это спасает его от личной ответственности за себя и свою жизнь. Принцип его жизни - не высовываться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (общекультурное направление) «Весёлый французский» 2013- 2017 г. г.

Программа внеурочной деятельности "Весёлый французский" содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование в наачальной школе....

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Мы и наш мир» (6 класс)

Данная программа создает условия для культурного, социального,  профессионального самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка, а так же способствует ее интеграции в мировой и оте...

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Формирование толерантных отношений в образовательной среде"

Основной целью программы является создание условий для формирования навыков толерантных отношений, терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.Данная программа направлена на развитие...

Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Мы и наш мир". 6 класс

Программа внеурочной деятельности для учащихся 6 класса. Программа расчитана на 134 часа....

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности "Знакомьтесь, писатель-юбиляр!"

          Программа «Знакомьтесь, писатель-юбиляр» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации общекультурного направления в...

Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)

Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...