Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности "Знакомьтесь, писатель-юбиляр!"
рабочая программа (7 класс)

            Программа «Знакомьтесь, писатель-юбиляр» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации общекультурного направления в  7 классе.

            Рассчитана на один год обучения. Срок реализации – 2017-2018 учебный год.

            Особенность программы в том, что она разработана для развития гуманитарных способностей, которые не всегда реализовать  программа уроков литературы.

Кроме того, такие формы занятий с детьми ведут к повышению интереса у учащихся к чтению, к книге, оказывают огромное воспитательное значение, формируя духовно-нравственные личности, развивая творческие способности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности  общекультурного направления в 7 классе

        Программа «Знакомьтесь, писатель-юбиляр» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации общекультурного направления в  7 классе.

        Рассчитана на один год обучения. Срок реализации – 2017-2018 учебный год.

        Особенность программы в том, что она разработана для развития гуманитарных способностей, которые не всегда реализовать  программа уроков литературы.

Кроме того, такие формы занятий с детьми ведут к повышению интереса у учащихся к чтению, к книге, оказывают огромное воспитательное значение, формируя духовно-нравственные личности, развивая творческие способности детей.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Бердюжье»

Рассмотрено но заседании                                        Согласовано                                        Утверждаю

           МО классных руководителей                        Зам. директора по УВР                   Директор МАОУ  «СОШ с.Бердюжье»

Рук. МО _______ Кислова Е.И.                        _________ И.Н.Гаврилова                          _________Е.В.Филиппова

Протокол № 1 от 31.08.2017                                                                          Приказ №     от 01.09.2017

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

внеурочной деятельности для 7 класса

общекультурное направление

«Знакомьтесь, писатель - юбиляр»

на 2017-2018 учебный год

Составитель Шукалович Е.П.,
учитель русского языка и литературы,
высшая категория

с.Бердюжье

2017

Содержание

1. Результаты освоения внеурочной деятельности

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

           3. Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы

1. Результаты освоения внеурочной деятельности

Книга и её автор - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим, путь к познанию вещей и явлений, путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости… Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, от этого они с трудом справляются с сочинениями на заданные темы, не умеют кратко и ясно выражать свои мысли. Необходимо пробудить в детях интерес к художественному чтению. Важно, чтобы ребенок умел ориентироваться в окружающем мире и смог реализоваться в творческой деятельности.

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека.

Но фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Внеурочные занятия «Знакомьтесь, писатель-юбиляр» приобщат учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Основным местом организации и проведения литературной работы с учащимися должна быть школа. Этого требуют и специфика предмета, и необходимость органической связи между учебной и внеклассной работой.

Цели и задачи:

  1. Формирование и удовлетворение потребности детей в интеллектуальном и духовном росте.
  2. Обучение умениям и навыкам поиска необходимой информации в библиотеке.
  3. Развитие эмоциональной сферы детей, их творческих способностей.
  4. Воспитание нравственных ценностей, формирование нравственных ориентиров.
  5. Формирование личностных качеств каждого ребенка.

        Обучающие:

  1. Закрепить основы знаний о структуре и основных элементах книги, как о первом источнике информации.
  2. Ознакомить с историей создания книги и историей развития библиотек и библиотечного дела.
  3. Приобщить к правилам хранения и обращения с книгой, ознакомить со способами обнаружить и устранить появившиеся дефекты.
  4. Обучить правильному формированию информационного запроса и алгоритму поиска.
  5. Учить различать жанры художественной литературы и фольклора.

Развивающие:

  1. Формировать индивидуальный опыт работы с книгой.
  2. Расширять общий и художественный кругозор, развивать художественный вкус, природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в учебе и в реализации собственных творческих возможностей.
  3. Формировать умение вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие.
  4. Обучить умению самостоятельно воспринимать и характеризовать избранную книгу в целом, прочитать произведение и воссоздать прочитанное по эпизодам.

Обучить умению подбирать интересный материал на ту или иную тему.

Воспитательные:

  1. Научить слушать, понимать и исполнять произведения художественной литературы.
  2. Воспитывать нравственные ценности.
  3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, экономное отношение к материалам, ответственность за порученное дело.

  1. Принятие и освоение традиций духовной жизни своей страны.
  2. Освоение понятий нравственных ценностей: ценность человека, ценность труда, ценность информации, ценность творчества.
  3. Развитие интеллекта и творческих способностей.
  4. Формирование самостоятельности суждений и независимого критического мышления.
  5. Разыгрывание различных ролей в соответствии с правилами игры, передача особенностей поведения героев в зависимости от ситуации.

Предметные:

  1. Умение пользоваться справочным аппаратом книги, библиотеки, компьютера.
  2. Увеличение интереса к книгам, чтению, творчеству.
  3. Потребность в систематическом чтении.
  4. Умение использовать в учебных целях познавательную литературу, периодические издания.
  5. Усвоение основных понятий, связанных с книгой и библиотекой.

Метапредметные:

  1. Ставить цели и задачи, планировать пути их достижения.
  2. Принимать решения при работе в группе.
  3. Формулировать собственное мнение и позицию.
  4. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.
  5. Строить логическое рассуждение, интеллигентно письменно выражать свои мысли.
  6. Искать информацию в различных банках данных.
  7. Ориентироваться в книжной и информационной среде школьной библиотеки.

Личностные:

  1. Развитие любознательности.
  2. Развитие внимательности, настойчивости, умения преодолевать трудности.
  3. Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
  4. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
  5. Развитие наглядно-образного мышления.
  6. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  7. Потребность в бережном отношении к книге.
  8. Передавать особенности поведения героя в зависимости от ситуации.
  9. Принятие и освоение традиций, ценностей, формы культурно-исторической и духовной жизни народа.
  10. Формирование уважительного отношения к культуре других народов через знакомство с книгами народов мира.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание занятий

Форма работы на занятии

1

Знакомство с программой.  200 лет со дня рождения писателя А.К.Толстого  (1817-1875) 5 сентября

просмотр видеоролика и беседа

2

Отзыв. Выписка. Самостоятельная работа  с книгой

беседа и практическое  занятие

3

155 лет со дня рождения - О. Генри   выдающегося  американского  писателя, прозаика, автора популярных новеллм (1862-1910)

просмотр фильмов по произведениям О.Генри и обсуждение

4

135 лет со дня рождения Бориса Степановича Житкова, детского писателя (1882-1938)
11 сентября

 беседа и практическое  занятие

5

4 1 – 31 Международный месячник школьных библиотек.

 125 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой, поэта (1892-1941) 8 октября

    просмотр презентации

6

   470 лет со дня рождения Мигеля де Сервантеса, испанского писателя (1547-1616)
9 октября

работа с иллюстрациями

7

Главные герои романа "Дон Кихот". Рисуем героев  романа "Дон Кихот"

практическое  занятие

8

115 лет со дня рождения Евгения Андреевича Пермяка, детского писателя (1902-1982)
31 октября

презентация, практическое  занятие

9

130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака 3 ноября
90 лет Маршак С. Я. «Почта» (1927)

80 лет Маршак С. Я. «Рассказ о неизвестном герое» (1937)
95 лет Маршак С. Я.«Сказка о глупом мышонке» (1923)

95 лет Маршак С. Я.«Детки в клетке» (1923)

лекция, просмотр фильмов по произведениям писательницы и обсуждение

10

110 лет со дня рождения Астрид Линдгрен, шведской писательницы (1907-2002) 14 ноября

работа с иллюстрациями, конкурс

11

350 лет со дня рождения Джонатана Свифта, английского писателя (1667-1745) 30 ноября

знакомство с книгами писателя

12

1 Всемирный день детского телевидения и радиовещания  9 декабря
280 лет со дня рождения Э. Распе автора "Приключения барона Мюнхгаузена"

беседа
просмотр фильмов по произведениям писателя и обсуждение

13

Знакомство с анимацией. Создание рисованного  мультфильма

практическое занятие, КТД, конкурс

14

80 лет со дня рождения Эдуарда Николаевича Успенского, писателя (1937 г. р.) 22 декабря

выставка, видеоролик

15

   220 летсо дня рождения  Генриха Гейне - немецкого поэта

лекция-беседа

16

4-10 Неделя науки и техники для детей и юношества

Неделя «Музей и дети». День детского кино 8 января

90 лет со дня рождения Татьяны Ивановны Александровой, детской писательницы и художницы (1928-1983) 8 января
45 лет книге "Домовёнок Кузя"

просмотр фильмов по произведениям писательницы и обсуждение

17

135 лет со дня рождения Алексея Николаевича Толстого, писателя (1883-1945) 8 января

беседа, выставка

18

390 лет со дня рождения Шарля Перро, французского писателя, сказочника (1628-1703)
12 января
320 лет Перро Ш.«Кот в сапогах»(1697)

320 летПерро Ш.«Золушка, или Хрустальная туфелька»(1697)

320 летПерро Ш.«Мальчик-с-пальчик»(1697)

320 летПерро Ш.«Синяя борода»(1697)

320 летПерро Ш.«Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями»(1947)

практическое занятие, викторина по книгам юбилярам автора

19

80 лет со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого, поэта, актера, автора и исполнителя песен (1938-1980) 25 января

просмотр видеоролика, прослушивание аудио

20

145 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина, писателя (1873-1954)
4 февраля

экскурсия в детскую библиотеку

21

Международный день родного языка

235 лет со дня рождения Василия Андреевича Жуковского, поэта (1703-1852) 9 февраля

док.фильм, КТД

22

Всемирный день писателя 3 марта

знакомство с новинками литературы

23

130 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко, педагога, писателя (1888-1939) 13 марта

презентация, знакомство с книгами

24

110 лет со дня рождения Бориса Николаевича Полевого, писателя (1908-1981) 17 марта

беседа, презентация, знакомство с книгами

25

Всемирный день поэзии

чтение стихов, проба пера

26

Неделя детской и юношеской книги 24-30 марта
Международный день театра 27 марта

экскурсия в библиотеку

27

150 лет со дня рождения Максима (Алексея Максимовича) Горького (Пешкова), писателя, общественного деятеля (1868-1936) 28 марта
105 лет Горький М. «Воробьишко» (1912)

беседа, презентация, знакомство с книгами

28

Международный день детской книги 2 апреля

экскурсия в библиотеку

30

195 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского, драматурга (1823-1886)

23 апреля

презентация , просмотр сказки "Снегурочка"

31

Всемирный день книги и авторского права 28 апреля

экскурсия в библиотеку

32

115 лет со дня рождения Николая Алексеевича Заболоцкого, поэта, переводчика (1903-1958) 7 мая

презентация, знакомство с стихотворениями поэта, проба пера

33

40 лет со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина, поэта, художника, критика (1878-1932) 28 мая

презентация, знакомство с стихотворениями поэта, проба пера

34

Подведение итогов года

задание на лето

По своей специфике образовательный процесс на занятиях имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей учащихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.

Формы работы на занятии:

  1. Лекция
  2. Беседа
  3. Обзор
  4. Познавательные часы.
  5. Игра, соревнование, конкурс, кроссворд, викторина
  6. Выставка
  7. Экскурсия
  8. Компьютерные уроки
  9. КТД (иллюстрации, поделки, маршруты путешествий, карты поиска, эскизы костюмов)
  10. Проба пера: стихи, рассказы, сказки, журнал, газета

Методы организации занятий:

  1. Репродуктивный
  2. Методы практической работы
  3. Метод наблюдения
  4. Метод игры
  5. Наглядный метод
  6. Тренинг
  7. Лекция

Виды деятельности:

  1. Познавательная деятельность
  2. Игровая деятельность
  3. Художественное творчество
  4. Досугово-развлекательная деятельность

3. Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы

№ зан.

Тема занятия

кол-во час.

Форма работы на занятии

Дата проведения занятия

1

Знакомство с программой.  200 лет со дня рождения писателя А.К.Толстого  (1817-1875) 5 сентября

1

просмотр видеоролика и беседа

08.09.17

2

Отзыв. Выписка. Самостоятельная работа  с книгой

1

беседа и практическое  занятие

15.09.17

3

155 лет со дня рождения - О. Генри   выдающегося  американского  писателя, прозаика, автора популярных новеллм (1862-1910)

1

просмотр фильмов по произведениям О.Генри и обсуждение

22.09.17

4

135 лет со дня рождения Бориса Степановича Житкова, детского писателя (1882-1938)
11 сентября

1

 беседа и практическое  занятие

29.09.17

5

4 1 – 31 Международный месячник школьных библиотек.

 125 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой, поэта (1892-1941) 8 октября

1

    просмотр презентации

06.10.17

6

   470 лет со дня рождения Мигеля де Сервантеса, испанского писателя (1547-1616)
9 октября

1

работа с иллюстрациями

13.10.17

7

Главные герои романа "Дон Кихот". Рисуем героев  романа "Дон Кихот"

1

практическое  занятие

20.10.17

8

115 лет со дня рождения Евгения Андреевича Пермяка, детского писателя (1902-1982)
31 октября

1

презентация, практическое  занятие

17.10.17

9

130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака 3 ноября
90 лет Маршак С. Я. «Почта» (1927)

80 лет Маршак С. Я. «Рассказ о неизвестном герое» (1937)
95 лет Маршак С. Я.«Сказка о глупом мышонке» (1923)

95 лет Маршак С. Я.«Детки в клетке» (1923)

1

лекция, просмотр фильмов по произведениям писательницы и обсуждение

10.11.17

10

110 лет со дня рождения Астрид Линдгрен, шведской писательницы (1907-2002) 14 ноября

1

работа с иллюстрациями, конкурс

17.11.17

11

350 лет со дня рождения Джонатана Свифта, английского писателя (1667-1745) 30 ноября

1

знакомство с книгами писателя

24.11.17

12

1 Всемирный день детского телевидения и радиовещания  9 декабря
280 лет со дня рождения Э. Распе автора "Приключения барона Мюнхгаузена"

1

беседа
просмотр фильмов по произведениям писателя и обсуждение

01.12.17

13

Знакомство с анимацией. Создание рисованного  мультфильма

1

практическое занятие, КТД, конкурс

08.12.17

14

80 лет со дня рождения Эдуарда Николаевича Успенского, писателя (1937 г. р.) 22 декабря

1

выставка, видеоролик

15.12.17

15

   220 летсо дня рождения  Генриха Гейне - немецкого поэта

1

лекция-беседа, проба пера

22.12.17

16

4-10 Неделя науки и техники для детей и юношества

Неделя «Музей и дети». День детского кино 8 января

90 лет со дня рождения Татьяны Ивановны Александровой, детской писательницы и художницы (1928-1983) 8 января
45 лет книге "Домовёнок Кузя"

1

просмотр фильмов по произведениям писательницы и обсуждение

28.12.17

17

135 лет со дня рождения Алексея Николаевича Толстого, писателя (1883-1945) 8 января

1

беседа, выставка

19.01.18

18

390 лет со дня рождения Шарля Перро, французского писателя, сказочника (1628-1703)
12 января
320 лет Перро Ш.«Кот в сапогах»(1697)

320 летПерро Ш.«Золушка, или Хрустальная туфелька»(1697)

320 летПерро Ш.«Мальчик-с-пальчик»(1697)

320 летПерро Ш.«Синяя борода»(1697)

320 летПерро Ш.«Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями»(1947)

1

практическое занятие, викторина по книгам юбилярам автора

26.01.18

19

80 лет со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого, поэта, актера, автора и исполнителя песен (1938-1980) 25 января

1

просмотр видеоролика, прослушивание аудио

02.02.18

20

145 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина, писателя (1873-1954) 4 февраля

1

экскурсия в детскую библиотеку

09.021.8

21

Международный день родного языка

235 лет со дня рождения Василия Андреевича Жуковского, поэта (1703-1852) 9 февраля

1

док.фильм, КТД

16.02.18

22

Всемирный день писателя 3 марта

1

знакомство с новинками литературы

23.02.18

23

130 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко, педагога, писателя (1888-1939) 13 марта

1

презентация, знакомство с книгами

02.03.18

24

Всемирный день поэзии

1

чтение стихов, проба пера

09.03.18

25

110 лет со дня рождения Бориса Николаевича Полевого, писателя (1908-1981) 17 марта

1

беседа, презентация, знакомство с книгами

16.03.18

26

Неделя детской и юношеской книги 24-30 марта
Международный день театра 27 марта

1

экскурсия в библиотеку

23.03.18

27

150 лет со дня рождения Максима (Алексея Максимовича) Горького (Пешкова), писателя, общественного деятеля (1868-1936) 28 марта

1

беседа, презентация, знакомство с книгами, экскурсия в библиотеку

30.03.18

28

Международный день детской книги 2 апреля

1

экскурсия в библиотеку

06.04.18

29-30

195 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского, драматурга (1823-1886) 23 апреля

2

презентация , просмотр сказки "Снегурочка"

13.04.18
20.04.18

31

Всемирный день книги и авторского права 28 апреля

1

экскурсия в библиотеку

23.04.18

32

115 лет со дня рождения Николая Алексеевича Заболоцкого, поэта, переводчика (1903-1958) 7 мая

1

презентация, знакомство с стихотворениями поэта, проба пера

04.05.18

33

40 лет со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина, поэта, художника, критика (1878-1932) 28 мая

1

презентация, знакомство с стихотворениями поэта, проба пера

11.05.18

34

Подведение итогов года

1

задание на лето

18.05.18

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  РЕСУРСЫ:

  1.  Художественная литература
  2.  – Универсальная энциклопедия «Википедия»
  3.  – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
  4.  – Методика преподавания литературы
  5.  – Поэзия
  6.  - Уроки, сценарии
  7.  – Российская государственная библиотека
  8.  – опыт практикующих учителей
  9.  - Новая литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (общекультурное направление) «Весёлый французский» 2013- 2017 г. г.

Программа внеурочной деятельности "Весёлый французский" содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование в наачальной школе....

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности "Самарский край: много национальностей - один народ"

Актуальность программы связана с тем, что в обществе в последнее время наблюдается нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений. Политическая сит...

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Мы и наш мир» (6 класс)

Данная программа создает условия для культурного, социального,  профессионального самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка, а так же способствует ее интеграции в мировой и оте...

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Формирование толерантных отношений в образовательной среде"

Основной целью программы является создание условий для формирования навыков толерантных отношений, терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.Данная программа направлена на развитие...

Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Мы и наш мир". 6 класс

Программа внеурочной деятельности для учащихся 6 класса. Программа расчитана на 134 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)

Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...