Война-печальней нету слова
план-конспект занятия по краеведению (5, 6 класс) на тему

 

Сценарий массового мероприятия для учащихся 5 – 6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2-voyna-pechalney_netu_slova.doc57.54 КБ

Предварительный просмотр:

Война – печальней  нету слова

Сценарий массового мероприятия для учащихся 5 – 6 классов

Цели:

  1. познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны;
  2. показать подвиг советского человека в годы войны на примере Никитина Владимира Васильевича;
  3. содействовать патриотическому воспитанию учащихся.

Оборудование: магнитофон.

Продолжительность – 90 минут.

ВЕДУЩИЙ: Вот уже и третье тысячелетие вступило в свои пра ва. Все прошедшие века истории человечества перенасыщены вой нами. Но такой войны, какой бы ла Великая Отечественная, мир никогда не знал. Немецкий фа шизм втянул в эту войну десятки стран Европы, миллионы людей. По подсчетам в этой войне погибло 27 мил лионов граждан России. Огром ное число среди погибших были мирные люди. Война шла 1418 дней. Это были страшные дни ли шения и горя. Помогали фронту все, кто мог работать. Дети-под ростки работали наравне со взрос лыми. Война выжгла нивы, разо рила города и села, оставила без крова тысячи мирных жителей. Это были годы тяжелейших испы таний. Но вместе с тем это были годы мужества, героизма, безза ветной любви к Отчизне.

(Звучит аудиозапись первых двух куплетов песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебе дева-Кумача).)

Строки первого стихотворения, которое мы сегодня услышим, принадлежат известному советско му поэту-фронтовику Александру Трифоновичу Твардовскому. За его плечами дороги войны, сот ни больших и небольших стихот ворений, опубликованных во всех фронтовых газетах.

ЧТЕЦ (1):

Война — жесточе нету слова.

Война — печальней нету слова.

Война — святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

А. Твардовский «Война — жесточе нету слова»

ВЕДУЩИЙ: Война всколых нула всю страну. Весь народ встал на ее защиту. С первых дней вой ны военкоматы работали кругло суточно. С заявлением на фронт шли все, кто мог держать оружие в руках. Те, кто не попали в первые дни на фронт, поступили учиться в различные военные училища, чтобы получить там военную спе циальность. На места родителей за станок, на трактор становились их дети. Рабочий день был по 12— 16—18 часов. На всех фронтах были сыны и дочери полка. Во всех партизанских отрядах были дети, которые ходили в разведку и приносили важные сведения о противнике.

Вся страна поднялась против фашистской орды. Ненависть пе реполняла сердца. Именно об этих чувствах говорят стихи воен ного поэта Сергея Сергеевича На ровчатова.

ЧТЕЦ (2):

Я проходил, скрипя зубами, мимо

Сожженных сел, казненных городов,

По горестной, по русской, по родимой,

Завещанной от дедов и отцов.

Запоминал над деревнями пламя,

И ветер, разносивший жаркий прах,

И девушек, библейскими гвоздями

Распятых на райкомовских дверях.

С. Наровчатов. В те годы

ВЕДУЩИЙ: Наше поколение не воевало. Нас еще не было. Мы знаем войну по рассказам родных, по книгам, фильмам и стихам. Именно эти произведения искус ства помогают нам понять, что та кое война, какой ценой нам дос талась победа. Пронзительные и незабываемые строчки стихов ос таются в памяти и вызывают у нас огромное уважение к людям, по бедившим фашизм.

Ольга Федоровна Берггольц — поэт осажденного Ленинграда, вместе со всеми его жителями перенесла все тяготы блокады. Ее голос по радио, вещавший о со бытиях на фронте, знал каждый житель этого мужественного го да.

ЧТЕЦ (3):

...Я говорю с тобой

под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой,

неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом —

смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады —

мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами

встанут рядом,

и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут

старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

такое обещание даю

я, горожанка, мать красноармейца,

погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной

силой.

мы одолеем бешеных зверей,

мы победим, клянусь тебе, Россия,

от имени российских матерей.

О. Берггольц «...Я говорю с тобой        под свист снарядов...»

ВЕДУЩИЙ: В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела около 40 крупных наступа тельных операций, сражалась в шести гигантских битвах. Битва за Москву (30 сентября 1941 года — 20 апреля 1942 года), битва за Ле нинград (10 июля 1941 года — 9 ав густа 1944 года), Сталинградская битва (17 июля 1942 года — 2 февра ля 1943 года), битва за Кавказ (25 июля 1942 года — 9 октября 1943 года), Курская битва (5 июля — 23 августа 1943 года), битва за Днепр (24 августа — 23 декабря 1943 года).

ЧТЕЦ (1):

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом,

всей землёй.

Поклонимся за тот великий бой.

М. Львов. «Поклонимся великим тем годам»

ВЕДУЩИЙ: Так давайте почтим память павших за мир и нашу свободную, спокойную жизнь, за наше Отечество мину той молчания.

(Проходит минута молчания.)

ЧТЕЦ (2):

Ещё утрами чёрный дым клубится

Над развороченным твоим жильём.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнём.

Ещё ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Ещё война.

Но мы упрямо верим,

Что будет день —

мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь

раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг.

Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг,

а всё-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло!

В воспоминаньях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью

ясность дней.

Свой добрый век мы прожили

как люди —

И для людей...

Г. Суворов «Ещё утрами чёрный дым клубится...»

ВЕДУЩИЙ: И вот насту пил он — великий и долгождан ный — День Победы! Этого празд ника люди ждали тысячу четырес та восемнадцать дней. И для нас сегодня это один из самых волну ющих праздников.

9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Тогда мы отстояли свою землю. Тогда перестала литься кровь её защитников, и народ начал воз вращаться к забытой и дорогой мирной жизни.

ЧТЕЦ (3):

Не властно время над Победой

Словно нет сороковых,

Хоть внуки стали выше дедов,

Ещё оставшихся в живых.

Пройдя военные бураны,

Без смен на вахте трудовой,

Стареют наши ветераны,

Редеет их железный строй.

Их фронтовые раны косят,

Тревожат фронтовые сны...

Всё меньше тех средь нас,

Кто носит медаль участников войны.

Увы, их старость беспокойна —

С тревогой, болью и нуждой.

Так отдадим им дань достойно,

Поздравив их с Победой той.

ВЕДУЩИЙ: Сегодня на на шей встрече присутствует Никитин Владимир Васильевич, ветеран Великой Отечественной войны.

Владимир Васильевич прошел суровую школу жизни. Родившись в деревне, он в пятилетнем возрасте в составе раскулаченной семьи пошел в ссылку, в таежную глушь Северного Зауралья. После 11 лет ссылки призван в армию – и на фронт. В качестве полевого связиста прошел от Ленинграда до Эльбы.

Владимир Васильевич поделился своими воспоминаниями о войне:

«Настоящее лицо войны я увидел в Псковской области в начале весны. При подходе к реке Великая наступление наших войск при остановилось. Войска перешли к обороне, предварительно создав плацдарм, передним краем уткнувшийся в берег реки. Основание этого плацдарма было довольно узкое и насквозь простреливалось немцами. Этот плацдарм скорее был похож на мешок, со всех сторон окружённый врагами. Два месяца мы парились в этом меш ке. Поначалу вместе с пехотой расположились в пойме реки, вы копали себе окопчики, настелили веток, приготовились «с комфор том» провести ночь. Однако немец начал обстреливать. Хотелось зарыться поглубже в землю, прижаться к ней, но снизу подступала вода. Ухнет снаряд поблизости — приткнёшься в окопчик, а ши нель-то уже мокрая снизу, холодная. Время от времени невиди мый с земли «кукурузник» рассыпал на окопы «гранаты» (мелкие бомбы). Так, не уснув, всю ночь и покрутились.

Утром моё отделение получило задание дать связь на НП ди визии. С повозкой и аппаратурой мы переместились повыше, к какому-то разрушенному зданию. Возле уцелевшей стены распо ложились пехотинцы. Стена защищала от пуль и глаз немцев. Но не защитила от снаряда. Он неожиданно ударил в верхнюю её часть.

Вспышка, взрыв, грохот, шелест осколков. Группу пехотинцев разметало — снаряд разорвался как раз над их головами. Сержанту оскол ком отсекло обе ноги повыше колен. Хлестала кровь. Сержант кричал: «Братцы, добейте меня, прошу вас! Я не хочу жить! При стрелите меня ради Бога!».

Память моя зафиксировала морскую тельняшку у пехотинца. Вижу это как сейчас

Ездовой наш удержал лошадей — молодец! Ко мне подбежал Щенников.

— Сержант, давайте скорей уйдём отсюда! — просил он.

— Нельзя, — сказал я, — не дадим связь — расстреляют. К счастью, обстрел прекратился. С катушками кабеля за плечами мы помчались наводить связь. В такой обстановке ноги сами бе гут — не удержишь. Впоследствии нас перевели на Горушку Ро дионову — возвышенность, на которой раньше была деревенька, а теперь от неё остались только развалины.

Конечно же запомнился мне и конец войны.

Наши войска подходили к Эльбе. С другой стороны к реке приблизились американцы. Ясно было, что войне конец.

День официального окончания войны я встретил в сосновом леске недалеко от реки. Это был ясный, сияющий весенний день. Пехотинцы палили из всех видов стрелкового оружия, бесконечно кричали «Ура!» Их ликование перекликалось с нашим, более скром ным. Лично я не стрелял и не кричал. Хотелось уйти в лесок и остаться одному, в тишине пережить то великое событие, которое свершилось. И если месяц тому назад надежда на новую жизнь ещё неярко маячила в тумане, то теперь она засияла в полную силу. Всё стало видеться по-иному. В приподнятой обстановке я встретился с американскими солдатами, но не совсем так, как показывают в кино. Я не спеша шёл вдоль своей кабельной линии и думал о том, что скоро в последний раз смотаю этот провод и никогда в жизни к нему больше не прикоснусь. Рядом по шоссе шёл открытый грузовик, полный солдат. Я не придал этому ника кого значения: тысячи их прошли мимо меня за время войны. Но эти солдаты так заорали, замахали руками, поравнявшись со мной, что я опешил. Заметил только, что среди солдат были совершенно чёрные люди. Даже на форму не успел обратить внимание. Умча лась машина, и тогда до меня дошло, что это американские солда ты. Они, вероятно, ещё не видели советского солдата и радостно приветствовали его. А я простоял, разинув рот.

После окончания войны я еще служил год в послевоен ной Германии и четыре года на Украине».

ВЕДУЩИЙ: Есть в песне строки, которые тем, кто не во евал, может быть, покажутся не ожиданными:

Здравствуй, мама,

возвратились мы не все...

Босиком бы пробежаться по росе!..

Но как поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва-едва пе реступили школьный возраст!.. Как часто грезилось им, измотанным, пропылённым: сбросить бы кирзу хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком — по траве, по лу жам... Ведь совсем ещё недавно сол даты были мальчишками...

Песня звучит, и многие годы будет неизменно звучать, особенно в день, про ко торый в ней поётся. Она поистине стала всенародным гимном Вели кой Победы в Великой Отечест венной войне.

(Звучит песня «День Победы»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Война...Страшнее нету слова"

День Победы (66-я годовщина)«Война… Страшнее нету слова»Цель: формирование гражданско-патриотической позиции .Задачи: 1) способствовать принятию учеников нравственных ценностей ( любовь к Родине...

Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."

Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....

«Война – жесточе нету слова. Война - печальней нету слова».

Интегрированный урок по повести К.Воробьева "Убиты под Москвой" был подготовлен и проведен в 9 классе во время методической декады, посвященной битве под Москвой. Он сопровождается показом презентации...

Агитбригада "Война... Страшнее нету слова...."

Выступление на конкурсе агитбригад "Война... Страшнее нету слова..." с  5 классом. Заняли первое место....

"Война – жесточе нету слова"...

Слайды к уроку, посвященному внеклассному чтению по теме "ВОв" для 6 класса...

Презентация на тему:"Война – жесточе нету слова!"

Данная презентация может пригодиться как на уроке, так и во внеурочной деятельности....

«ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА». ( Литературно – музыкальная композиция к 70-летию Великой Победы над фашизмом. )

Авторы проекта: Учитель музыки МОУ «Икрянинская СОШ» Ларина Л.М.,  и классный руководитель 7-б класса Гуськова А.П.Ценность проекта: Проект реально воздействует на душу подростков, ре...