«Война – жесточе нету слова. Война - печальней нету слова».
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Карымова Валентина Алексеевна

Интегрированный урок по повести К.Воробьева "Убиты под Москвой" был подготовлен и проведен в 9 классе во время методической декады, посвященной битве под Москвой. Он сопровождается показом презентации, предполагает создание дискуссии, рассчитанной на формирование личностной позиции учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_povesti_vorobeva_ubity_pod_moskvoy.doc60.5 КБ
Package icon ubity_pod_moskvoy.zip1.76 МБ

Предварительный просмотр:

  1.  Название мероприятия:  предметная декада.
  2.  Тема урока: «Война – жесточе нету  слова. Война - печальней нету слова».

        (По повести К.Воробьева «Убиты под Москвой»)

  1.  Предмет: литература, история.
  2.  Класс 9А.
  3.   Учитель: Карымова В.А.,  Волкова Л.А.

                                 Война – жесточе нету слова.   Война – печальней нету слова…

                                             (По повести К.Воробьева «Убиты под Москвой»)

                                                         

      Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду!

                                                    Всю жестокую, но необходимую правду, для того,

                                                        чтобы человечество, узнав ее, стало благоразумней.

В.П. Астафьев.

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Воробьева, проверить знание содержания повести «Убиты под Москвой».

2. Помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу.

3. Воспитывать высокие патриотические качества.

Оборудование:

· Портрет К.Д. Воробьева.

· Выставка книг о войне.

· Презентация по произведению.

  1. I.   Вступительное слово учителя..

Народное предание гласит, что родная земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, дышит ее воздухом. Вот почему профессия воина, защитника Отечества всегда была, есть и будет почетной на Руси. «Солдатами не рождаются. Если Родина в опасности, солдатами становятся»,  - писал К.Симонов. Наверное, так же думали молодые ребята, защищавшие Москву в 1941году. Им, молодым мальчишкам, храбрым солдатам, посвящаем мы сегодня наш урок и поговорим о повести К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой». Наша цель - понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу.

 II.  Основная часть.

1. Историческая справка (презентация).

Лето 1941 г.  Практически вся Европа лежала у ног нацистской Германии. Для разгрома любого противника армии вермахта хватало несколько недель. И вот 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска вторглись в пределы нашего Отечества.

Вначале все шло по европейскому сценарию. Но чем глубже вторгался враг в российские пределы, тем ожесточеннее становилось сопротивление агрессору.

Весь мир затаил дыхание: устоит ли Москва?  

 7 ноября, на Красной площади прошел парад советских войск, с него люди сразу уходили на фронт. Немцы тем временем были все ближе и ближе…

Сильная, гордая, несокрушимая Москва выстояла и победила. «Москва! Ты в солдатской шинели прошла, не склонив головы...». Эти строки поэт Михаил Светлов посвятил защитникам Москвы.

Штыки от стужи побелели,  
снега мерцали синевой,

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрёт.

                                И. Иванов.

В ходе исторической московской битвы немцы потерпели первое стратегическое поражение, наша армия одержала первую стратегическую победу, советские солдаты и полководцы обрели уверенность в себе, был развеян миф о непобедимости немецкой армии.

Исход битвы под Москвой положил начало коренному повороту в Великой Отечественной войне.

Им, молодым мальчишкам, павшим за родину в исторической битве под Москвой, посвящена повесть К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой».

2. Биографическая справка.

То, о чем рассказал Воробьев, испытано им самим.  В  1941   под Москвой, зажав в руке наган, поблескивая кубарями (ни разу не позволил себе их снять, носил как напоказ), повел верящих в него людей в неравный бой. Они вышли к регулярным войскам, и тогда заменили ему кубари на погоны. О пережитом – повесть «Убиты под Москвой». Ее содержанием стала судьба 239 кремлевских курсантов, погибших под Москвой за 5 дней ноября 1941 года. Прав был В.Астафьев, говоря: «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой». Повесть  интересна не только содержанием, но и историей издания. Закончив писать, Воробьев отправил повесть  в редакцию журнала и получил ответ, что война была отнюдь не такой, какой он ее представил. В заключение редактор назвал Воробьева «пустым холодильником». «В то время я был сравнительно молод, и такое кухонное сравнение привело меня в состояние столбнячьей оцепенелости,- говорил писатель. – Позже я узнал, что этот редактор на войне не был. Самое худшее для меня  было то, что я терял веру в свои писательские способности». И вот тут – то, когда никчемной и глупой представлялась вся прожитая жизнь, появился человек, который сказал: «Повесть мы решили напечатать в одном из ближайших номеров». Воробьев вспоминал: Я тогда позорно сконфузился, заплакал, стыдясь и пряча глаза». Это произошло в 1963 году, а человеком, который помог Воробьеву найти своего читателя, был редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский.

Имя Константина Дмитриевича Воробьёва долгое время замалчивалось. Книги прозаика подвергались критике. Но сегодня его имя стало символом чести в литературе. Время всё расставило на свои места. Одна из повестей К.Д. Воробьёва о Великой Отечественной войне называется «Крик». Но, как замечает критика, так можно было бы озаглавить всё его творчество о войне. Все его произведения - идущий сквозь разделяющее нас время, незатухающий крик боли, отчаяния, страдания. И слова, даже произнесённые шёпотом, разрастаются до крика, слышимого на расстоянии в 70 лет. Слушайте

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам всё это, живые.

Нам - отрада одна,

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос,

Вы должны его знать.

Вы должны были, братья,

Устоять как стена,

Ибо мёртвых проклятье

Эта кара страшна.

                               А Твардовский

Стихи А. Твардовского Константин Воробьёв избрал эпиграфом для повести «Убиты под Москвой».

3. Обзор содержания повести.

Она посвящена подвигу его боевых товарищей - кремлёвских курсантов: 239 из них погибли в течение пяти дней в ноябре 1941 года при защите столицы.   Немецкие танки уничтожили роту, которая могла противопоставить им только самозарядные винтовки, 6утылки с горючей смесью. Вину за гибель роты принимает на себя капитан Рюмин. Он сам выносит себе приговор: «За это нас нельзя простить. Никогда!» И сам приводит его в исполнение.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

 стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли-

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Им бы жить да жить, радоваться жизни.  Они не вернулись…  Горько смириться с мыслью, что они погибли, сгорели в «неразборчивом, всепожирающем огне войны»

Прав В. Астафьев, утверждая, что «повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами...»

4. Обсуждение повести.

  1.  Образы курсантов
  1. Как выглядят кремлевские курсанты?
  2. Почему во всем подражают капитану Рюмину?
  3. Каково их представление о войне?
  4. Готовы ли они морально и физически защищать Родину?
  1. Образ капитана Рюмина
  1. Каким видим капитана Рюмина в начале повести? Как относятся к нему курсанты? Его отношение к ним?
  2. Как автор показывает психологическую неподготовленность капитана к войне, далекое от реальности представление о ней?
  3. Как ведет себя, попав в центр ополченской обороны? Почему не выполняет приказ об отступлении из деревни?
  4. Зачем бросает курсантов в ночной бой за незнакомое селение? Нужна ли эта вылазка?
  5. В чем непосредственная вина капитана перед курсантами? Осознал ли он свою вину?
  6. Роль образа Алексея Ястребова в раскрытии художественного замысла автора

Алексей Ястребов – главный герой повести; через его восприятие автор показывает происходящее, с его образом связан «трагический оптимизм» произведения.

  1. Как давно Алексей командует взводом? Кто его кумир?
  2. Каково его представление о войне?
  3. Как показывает автор его неподготовленность к войне?
  4. Как ведет себя в ночном бою?
  5. Когда появляется попытка критики капитана Рюмина?
  6. Что понял Алексей после разговора с курсантом?
  7. Каким видим Ястребова в конце повести?
  8. Чему научили его эти пять дней?

 5.  Диспут.

Две точки зрения. Два отзыва о произведении.  Они даны вашими сверстниками.  Какие мысли   близки  вам? Свой ответ аргументируйте, опираясь на произведение.

«Великая Отечественная война – событие огромного значения в истории нашей страны. Сражения 1940-45 годов, людей, которые спасли нашу землю от нашествия фашистов, в своих произведениях изображали многие русские писатели и поэты. Одно из таких произведений – «Убиты под Москвой» Константина Воробьева.                                                                                                                                 Автор повествует о пяти днях из жизни на фронте учебной роты кремлевских курсантов. Эти несколько дней были полны «гари от сгибших «населенных пунктов», раздергано-клочковатого гула» немецких самолетов, ужаса, смертей. Курсанты были поражены войной. В душе Алексея, командира четвертого взвода, просто «не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны».

Меня поразила атмосфера происходивших событий: «притаившиеся селения», «смутная чугунная тяжесть, отвесно падающая на землю», «утробный гул». Фронт изображен  К.Воробьевым как нечто живое: он «где-то жил», «стонал». Поражает цветовая гамма, с помощью которой автор воссоздает ужасы войны: желто-коричневый, мутно-бутылочный, грязно-серый, сине-желтый, мутно-коричневый. Как противоестественна  сама война всему живому, так и эти цвета неестественны.   Это произведение оставило в моей душе глубокий след. Оно ещё раз заставило задуматься о подвиге, который совершили солдаты в годы Великой Отечественной Войны. Низкий им поклон и вечная память!»

Костюнина Аня, 10 «г»

«Мне трудно сказать о своих впечатлениях от этой повести, какими они были: приятными или не очень. Наверное, я больше склонюсь ко второму варианту. Произведение К. Воробьева не вызвало у меня бурных эмоций, скорей всего потому, что я его не поняла. По-моему, в нем абсолютно отсутствует хоть какой-нибудь смысл. Я поняла это с самых первых страниц повести, но когда же я дочитала ее до конца и никакого логического завершения не увидела, то была очень удивлена. У меня возник вопрос: что автор хотел показать в этой повести: ужасную жизнь людей во время войны, жизнь самих военных или же характер главного героя Ястребова? Но в этой повести отсутствуют не только смысл, но и авторская логика: в одном абзаце он говорил и о прекрасной, удивительной природе, и о смерти, трупах. Разве это возможно: говорить о чем-то удивительном, возвышенном, видя перед собой ужасающую реальность. Я вообще не люблю повести и рассказы о войне, наверное, потому, что это страшно и ужасно. Поэтому я не считаю повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» чем-то из ряда вон выходящим, а воспринимаю ее как обыкновенное произведение обыкновенного писателя, хотя я думаю, что не права, потому что не бывает обыкновенных произведений и обыкновенных писателей. Каждый писатель  индивидуален и неповторим, и в каждом произведении обязательно есть своя изюминка.»                            

Шабанова Юлия,  10 «г»

III.   Заключительное слово учителя.

Подвиг воинов, оборонявших Москву, навсегда останется в памяти народа. Через 25 лет после Московской битвы под стенами Кремля был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата, погибшего в 1941 году в полях Подмосковья.

 «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину. 1941-1945» - начертано на памятной плите.

Война кончилась, унеся с собой 27 млн. жизней людей. Грозные события войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.

Ребята, каждый из нас должен стать борцом за мир, защитником детей, матерей. Люди, будьте бдительны! Я от имени всех матерей хочу громко крикнуть:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок, мой и твой.

Пусть мир взорвется криком “НЕТ! НЕ НАДО!

МНЕ НУЖЕН СЫН НЕ МЕРТВЫЙ, А ЖИВОЙ!”



Подписи к слайдам:

Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова… (По повести К.Воробьева «Убиты под Москвой») Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, стало благоразумней. В.П. Астафьев Народное предание гласит, что родная земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, дышит ее воздухом. Вот почему профессия воина, защитника Отечества всегда была, есть и будет почетной на Руси. «Солдатами не рождаются. Если Родина в опасности, солдатами становятся», - писал К.Симонов. Наверное, так же думали и те, кто защищал Родину в годы Великой Отечественной войны.. Историческая справка. Лето 1941 г. Практически вся Европа лежала у ног нацистской Германии. Для разгрома любого противника армии вермахта хватало несколько недель. И вот 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска вторглись в пределы нашего Отечества. Вначале все шло по европейскому сценарию. Но чем глубже вторгался враг в российские пределы, тем ожесточеннее становилось сопротивление агрессору. Весь мир затаил дыхание: устоит ли Москва? 7 ноября, на Красной площади прошел парад советских войск, с него люди сразу уходили на фронт. Немцы тем временем были все ближе и ближе… Штыки от стужи побелели, Снега мерцали синевой.Мы, в первый раз надев шинели, Сурово бились под Москвой.Безусые, почти что дети,Мы знали в яростный тот год, Что вместо нас никто на свете За этот город не умрёт. И. Иванов. Москва выстояла и победила. «Москва! Ты в солдатской шинели прошла, не склонив головы...». Эти строки поэт Михаил Светлов посвятил защитникам Москвы. Исход битвы под Москвой положил начало коренному повороту в Великой Отечественной войне. В ходе исторической московской битвы немцы потерпели первое стратегическое поражение, наша армия одержала первую стратегическую победу, советские солдаты и полководцы обрели уверенность в себе, был развеян миф о непобедимости немецкой армии. Павшим за родину в исторической битве под Москвой - повесть К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой».
Биографическая справка. Воробьев Константин Дмитриевич (1919–1975), русский писатель. Родился 24 сентября 1919 в с. Нижний Реутец Медвенского р-на Курской области. Окончил сельскую школу-семилетку, курсы киномехаников. В 1935 стал литературным консультантом районной газеты г. Медвенка, где начал публиковать очерки и стихи. Имя Константина Дмитриевича Воробьёва долгое время замалчивалось. Книги прозаика подвергались критике. Но сегодня его имя стало символом чести в литературе. Время всё расставило на свои места. Одна из повестей К.Д. Воробьёва о Великой Отечественной войне называется «Крик». Но, как замечает критика, так можно было бы озаглавить всё его творчество о войне. Все его произведения - идущий сквозь разделяющее нас время, незатухающий крик боли, отчаяния, страдания. И слова, даже произнесённые шёпотом, разрастаются до крика, слышимого на расстоянии в 70 лет. Повесть «Убиты под Москвой» стала первым произведением Воробьева из разряда тех, которые были названы критиками «лейтенантской прозой». Воробьев рассказывал о той «невероятной яви войны», которой сам стал свидетелем во время боев под Москвой зимой 1941.Зажав в руке наган, поблескивая кубарями (ни разу не позволил себе их снять, носил как напоказ), он повел верящих в него людей в неравный бой. Они вышли к регулярным войскам, и тогда заменили ему кубари на погоны. Повесть интересна не только содержанием, но и историей издания. Закончив писать ее, Воробьев отправил в редакцию журнала и получил ответ, что война была отнюдь не такой, какой он ее представил. В заключение редактор назвал Воробьева «пустым холодильником». «В то время я был сравнительно молод, и такое кухонное сравнение привело меня в состояние столбнячьей оцепенелости,- говорил писатель. – Позже я узнал, что этот редактор на войне не был. Самое худшее для меня было то, что я терял веру в свои писательские способности». И вот тут – то, когда никчемной и глупой представлялась вся прожитая жизнь, появился человек, который сказал: «Повесть мы решили напечатать в одном из ближайших номеров». Воробьев вспоминал: Я тогда позорно сконфузился, заплакал, стыдясь и пряча глаза». Это произошло в 1963 году, а человеком, который помог Воробьеву найти своего читателя, был редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский. Нам свои боевые Не носить ордена. Вам всё это, живые. Нам - отрада одна,Что недаром боролисьМы за Родину-мать.Пусть не слышен наш голос, Вы должны его знать.Вы должны были, братья, Устоять как стена,Ибо мёртвых проклятье ‑Эта кара страшна. А Твардовский Стихи А. Твардовского Константин Воробьёв избрал эпиграфом для повести «Убиты под Москвой». Она посвящена подвигу его боевых товарищей - кремлёвских курсантов: 239 из 240 погибли в течение пяти дней в ноябре 1941 года при защите столицы. Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле. Горько смириться с мыслью, что они погибли, сгорели в «неразборчивом, всепожирающем огне войны» (В. Астафьев), что они убиты, убиты под Москвой. Прав был В.Астафьев, говоря: «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой». Подвиг воинов, оборонявших Москву, навсегда останется в памяти народа. Через 25 лет после Московской битвы под стенами Кремля был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата, погибшего в 1941 году в полях Подмосковья. «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину. 1941-1945» - начертано на памятной плите. Забыть тот горький год неблизкиймы никогда бы не смогли.По всей России обелиски,Как души, рвутся из земли.Они прикрыли жизнь собою, -Жить начинавшие едва.Чтоб было небо голубое,Была зеленая трава. Мне трудно сказать о своих впечатлениях от этой повести, какими они были: приятными или не очень. Наверное, я больше склонюсь ко второму варианту. Произведение К. Воробьева не вызвало у меня бурных эмоций, скорей всего потому, что я его не поняла. По-моему, в нем абсолютно отсутствует хоть какой-нибудь смысл. Я поняла это с самых первых страниц повести, но когда же я дочитала ее до конца и никакого логического завершения не увидела, то была очень удивлена. У меня возник вопрос: что автор хотел показать в этой повести: ужасную жизнь людей во время войны, жизнь самих военных или же характер главного героя Ястребова? Но в этой повести отсутствуют не только смысл, но и авторская логика: в одном абзаце он говорил и о прекрасной, удивительной природе, и о смерти, трупах. Разве это возможно: говорить о чем-то удивительном, возвышенном, видя перед собой ужасающую реальность. Я вообще не люблю повести и рассказы о войне, наверное, потому, что это страшно и ужасно. Поэтому я не считаю повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» чем-то из ряда вон выходящим, а воспринимаю ее как обыкновенное произведение обыкновенного писателя… Шабанова Юлия, 10 «г» Великая Отечественная война – событие огромного значения в истории нашей страны. Сражения 1940-45 годов, людей, которые спасли нашу землю от нашествия фашистов, в своих произведениях изображали многие русские писатели и поэты. Одно из таких произведений – «Убиты под Москвой» Константина Воробьева. Автор повествует о пяти днях из жизни на фронте учебной роты кремлевских курсантов. Эти несколько дней были полны «гари от сгибших «населенных пунктов», раздергано-клочковатого гула» немецких самолетов, ужаса, смертей. Курсанты были поражены войной. В душе Алексея, командира четвертого взвода, просто «не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны».Меня поразила атмосфера происходивших событий: «притаившиеся селения», «смутная чугунная тяжесть, отвесно падающая на землю», «утробный гул». Фронт изображен К.Воробьевым как нечто живое: он «где-то жил», «стонал». Поражает цветовая гамма, с помощью которой автор воссоздает ужасы войны: желто-коричневый, мутно-бутылочный, грязно-серый, сине-желтый, мутно-коричневый. Как противоестественна сама война всему живому, так и эти цвета неестественны. Это произведение оставило в моей душе глубокий след. Оно ещё раз заставило задуматься о подвиге, который совершили солдаты в годы Великой Отечественной Войны. Низкий им поклон и вечная память! Костюнина Аня, 10 «г» Каждый из нас должен стать борцом за мир, защитником детей, матерей. От имени всех матерей я говорю:Я не хочу, чтоб голос орудийной канонадыУслышал мой ребенок, мой и твой.Пусть мир взорвется криком “НЕТ! НЕ НАДО! МНЕ НУЖЕН СЫН НЕ МЕРТВЫЙ, А ЖИВОЙ!” Люди!Покуда сердца стучатся, – помните!Какою ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!Песню свою отправляя в полет, – помните!О тех, кто уже никогда не споет, – помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Встречайте трепетную весну, люди Земли.Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!Мечту пронесите через года и жизнью наполните!...Но о тех, кто уже не придет никогда, – заклинаю, – помните! Р.Рожденственский.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Война...Страшнее нету слова"

День Победы (66-я годовщина)«Война… Страшнее нету слова»Цель: формирование гражданско-патриотической позиции .Задачи: 1) способствовать принятию учеников нравственных ценностей ( любовь к Родине...

Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."

Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....

Агитбригада "Война... Страшнее нету слова...."

Выступление на конкурсе агитбригад "Война... Страшнее нету слова..." с  5 классом. Заняли первое место....

"Война – жесточе нету слова"...

Слайды к уроку, посвященному внеклассному чтению по теме "ВОв" для 6 класса...

«ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА». ( Литературно – музыкальная композиция к 70-летию Великой Победы над фашизмом. )

Авторы проекта: Учитель музыки МОУ «Икрянинская СОШ» Ларина Л.М.,  и классный руководитель 7-б класса Гуськова А.П.Ценность проекта: Проект реально воздействует на душу подростков, ре...

Война-печальней нету слова

Сценарий массового мероприятия для учащихся 5 – 6 классов...

Литературно – музыкальная композиция «ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА». К 70 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Литературно – музыкальная композиция«ВОЙНА –  СТРАШНЕЕ  НЕТУ  СЛОВА».К 70 – ЛЕТИЮ  ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ«Празднуя победу, мы всегда будем вспоминать, к...