Урок в музее
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Зурагаева Юлия Карловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_muzee.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс конспектов уроков и тематических занятий, проводимых в музее образовательного учреждения

Конспект урока в школьном музее по теме:

«Путешествие в старину. Жилище марийцев»

в 6 классе

                                                                                       

                                                                                                                Подготовила:

                                                                                                                Зурагаева Юлия Карловна

                                                                                     учитель  ИКН,

                                                                                         педагог-психолог

                                                                                              МОУ «Визимьярская

                                                                                                             средняя общеобразовательная

                                                                       школа"

Визимьяры 2013г.

Цель:  развитие интереса  к изучению  исторического и культурного наследия своих предков, к забытым ремёслам через погружение в старину.  Создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с устройством марийской избы, крестьянским бытом, предметами обихода и домашней утварью крестьянских изб в Марийском крае. 
  2. Развивающая: развивать способность к эстетическому созерцанию, развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого, интерес к изучению истории родного края;
  3. Воспитательная: воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле. Воспитание музейной культуры. 

Оборудование: экспонаты школьного краеведческого  музея,  конверты с загадками.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение темы урока: «Жилище марийцев»
  1.  Постройка изб
  2. Внутренняя планировка дома
  3. Женское пространство избы
  4. Мужская половина избы
  5. Места для сна и отдыха
  6. Освещение крестьянского дома
  1. Рефлексия
  2. Подведение итогов

 

                               

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в старину. Наш урок будет проходить в школьном краеведческом  музее. Здесь представлены экспонаты культуры и быта русского и марийского народов конца XIX - начала XX веков.

Тема нашего музейного урока:  «Жилище марийцев»

  1. Изучение темы урока: «Жилище марийцев»

1. Вступительное слово

Учитель: Чем дальше в будущее входим,

                  Тем больше прошлым дорожим,

                  И в старом красоту находим,

                  Хоть новому принадлежим.

Времена, когда по нашей земле не ездили машины, когда города были деревянными, ушли в далёкое прошлое. Сегодня  мы можем почувствовать особенности быта и нравов наших далёких предков только в музее, посмотрев через стекло на предметы, найденные археологами, изучив письменные источники, дошедшие до нас. Благодаря, экспонатам музея, которые были собраны учениками школы, жителями нашего поселка, мы соприкоснёмся с традициями, обычаями наших предков.

Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён. Представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Это своего рода зеркало, отражающее жизнь народа, которому оно принадлежит. Помогут нам в этом мои помощники Хозяин и Хозяйка избы, экскурсоводы.

2.Постройка избы

Экскурсовод 1. Изначально жилищем марийцев, по сведениям краеведа-этнографа Т.Е.Евсеева, были разного рода шалаши (омаш), которые имели покрытую сверху ветками или лубком крышу. Таким же образом были устроены и боковые стены. В дальнейшем зафиксирован последовательный переход к землянке и бревенчатым постройкам, затем  - к курной избе (шем порт). Переход к срубному типу жилища у марийцев, по К.И. Козловой, произошел в 14-15 веках. Жилищем марийцев в 19 веке была изба (порт, сурт). Она рубилась из дерева и представляла сруб из бревен с дощатой (тесовой) крышей.

Строительным материалом для возведения срубов домов служат деревья хвойных пород, чаще всего ель и сосна. Примета по которой определяли качество строительного леса: - Кожын тÿн вожшо  кечывалвелышкыла гын, тудо пöрт нöлташ кельшыже – Если сосновый корень ели обращен на юг, то дерево пригодно для постройки дома.  Лес обычно рубили на новолуние, в конце ноября – начале декабря.  Сруб для дома сооружали в сыром или полусыром «зеленом» виде дерева, так как сырое бревно было легче рубить, а при высыхании конструкция становилась прочнее и крепче. Под первый ряд бревен на мох клали серебряные монеты, мех и высказывали пожелание, чтоб в доме жили счастливо, было в нем тепло, чтоб хозяева были здоровы, был приплод скота.

Экскурсовод 2. В начале и середине 19 века преобладающим типом жилища марийцев была курная изба (шем порт). Она представляла бревенчатый сруб (зачастую без потолка) с крышей  из рубленных досок и примыкавших к нему с одной стороны холодных сеней из досок (под одной крышей). Печь в ней топилась по-черному.  Пол в такой избе был земляной.  Три стены дома были бревенчатыми, а одна, примыкающая непосредственно к сеням – дощатая. Изба состояла из одного помещения. Печка была без дымохода. Она представляла собой просто очаг кирпичной кладки, с деревянным основанием. Дымовое отверстие в потолке затыкалось обычно втулкой с намотанными на нее тряпками. Труба была деревянной из ствола дерева. Четырехугольные отверстия служившие окнами, затянуты бычьим пузырем. Дверь избы была обращена на юг, так как марийцы молились при открытой двери, лицом к солнцу.

Экскурсовод 3.: На территории марийского края  в конце 19 начале 20 века были характерны в основном двураздельные («изба+сени») и трехраздельные типы планировки жилища («изба+сени+изба» и «изба+сени+клеть»). Задняя изба могла использоваться и как жилое, и как производственное  помещение (для занятий домашними кустарными промыслами), и как временное зимнее помещение  для размещения молодняка скота. Назначение клети определялось как место для хранения одежды и необходимых непортящихся продуктов, а летом служило спальней. В настоящее время в сельской местности сохранились все основные типы жилищ.

Давайте заглянем в один из домов.

3.Внутренняя планировка дома

Хозяин:    Здравствуйте, люди добрые!

                 Здравствуйте, люди дорогие!

                 Приглашаю вас в избу,

                 Просим милости в гости к нам!

Внутренняя планировка марийской избы сохранилась традиционной. Преобладающим повсеместно было положение печи в ближнем от входа углу, челом к передней, фасадной стене, против окон, а красный угол (тöр) со столом – в противоположном, дальнем от входа, по диагонали от печи. Такая планировка изб получила название северно-русской. Когда печь ставилась ближе к дальнему от входа углу, но челом к двери, такая планировка называлась южнорусской.  Распространялись русские печи с дымоходом, сложенные из кирпича. К  печи стали пристраивать места для сна – коники-лежанки снизу и полати (шöлдыравал, платя) сверху от печи до боковой стены. К углу избы стали ставить деревянные кровати. Необходимым элементом интерьера избы являлась детская колыбель-зыбка (шÿпка, шепка), подвешиваемая на длинной жерди-очепе (лÿшкевара). В конце 19-начале 20 века  в избах зажиточных семей появились настенные часы, зеркало, картинки и фотографии, прикроватные ковры, занавески на окнах, комнатные цветы.

- А сейчас, дорогие гости, я загадаю Вам загадку:

“Стоит толстячок

Подбочинивши бочек,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит”.

- Правильно! Это русский красавец – самовар (показывает). Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.

Был в избе  и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки (показывает), здесь же хозяин плел лапти (показывает), шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол это закут за печью.

Хозяйка:  Милости прошу на мою половину!

                  Мир вам, гости дорогие,
Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится ткацкий станок ( у нас в музее представлены отдельные части ткацкого станка), прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно. В основном одежда шилась из домотканого полотна (показывает),
которую покрывали вышивками. У нас несколько рушников начала 20 века. В музее представлены праздничные женские рубахи, фартуки, головной убор горных мари – шарпан нашмак, детали украшения женского костюма.

В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.

Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения.  

Моталки. На них сматывали пряжу.

 Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках.

  1. Ребята! А, как вы думаете, для чего предназначался  сундук?
  2. На сундуках спали, сидели, в нем хранили одежду.
  3. Все вещи хранились в сундуках. Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо кровати.  

Хозяин: И не только одежду. Если мы  заглянем в бабушкин  сундучок  и узнаем, из

чего и, как попали в него рубахи, рушники, скатерти, фартуки. Сколько здесь вещей. Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках  дорогие сердцу одежду, предметы быта, согретые руками нескольких поколений.

Хозяйка: Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. “Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе”. (В.И.Даль “Толковый словарь великорусского живого языка”)

Жилые помещения традиционно освещались лучиной.  Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы. В конце XIX - начале ХХ в. с ростом товарно-денежных отношений в деревне и под влиянием города широко распространились керосиновые лампы.  

  1. Рефлексия: Дети отгадывают загадки и находят в избе предметы. Поясняют, для чего этот предмет нужен был в доме, как его использовали. Экскурсоводы помогают если у ребят возникают трудности в объяснении.

Загадки

  1. Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
  2. День и ночь бежит, никуда не доходит. (часы).
  3. Бычок рогат, в руках зажат еду хватает, а сам голодает (ухват).
  4. Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
  5. Две галочки сидят на одной палочке. (коромысло с ведрами)
  6. Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).
  7. Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  8. В печке сорока прыгает (кочерга).
  9. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
  10. Посреди озера огонь горит. (самовар)
  11. Топили, колотили, мяли , трепали, рвали, крушили, ткали, на стол постлали?             ( лен, полотенце, рушник)
  12. Двуголовая утка туда и сюда плавает. (челнок)
  13. Спускается - поет, поднимается – пляшет. (веретено)
  14. Деревянные ноги,  на лето убирают, на зиму достают.  (ткацкий станок)
  15. Был- тростинкой, стал – простынкой. ( льняное полотно)  
  16. Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка (изба, печь, зола, уголь).
  17. Зимой все жрет, а летом спит; тело теплое, а крови нет; сесть на него сядешь, а с места тебя не свезет (печь).
  18. Зимой нет теплей, летом нет холодней (печь и погреб).
  19. Четыре братца под одним шатром стоят (стол).
  20. Новая посудина вся в дырах (корзина).
  21. Рога в хлеву, а хвост в руках (ухват).
  22. Кривая собака в печку глядит (кочерга).
  23. Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).

   4. Итог урока.

Учитель: Посидели, повеселились, пора и честь знать. Хозяину с хозяйкой пора отдыхать.
Спасибо, хозяин с хозяюшкой. Спасибо и Вам ребята. Вижу, вы хорошо усвоили наш урок.

Домашнее задание: рисунки по теме -  предметы быта,  марийская изба .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в музее "Народная вышивка"

Цели урока: 1.       Познакомить учащихся с марийской вышивкой.2.       Развитие коррекции внимания в ходе демонстрации одежды мари и ...

Уроки в музее для начальной школы по теме "П.И. Чайковский и русский балет"

Два урока под общим названием "П.И. Чайковский и русский балет" были созданы к юбилею композитора. Они представляют собой интерактивные экскурсии в школьном музее для учащихся начальной школы. Урокам ...

Урок в музее

Урок посвящен жизни и творчеству учителю английского языкак Марченковой Е.В....

конспект урока "Художественные музеи"]

конспект урока "Художественные музеи"]...

Урок в музее: "Боевой путь 150 идрицкой стрелковой дивизии"

Урок в музее построен по технологии критического мышлния.Цель урока: Сформировать   исследовательские навыки с помощью нахождения и обработки информации. Урок предусматривает самостоятельную...

Методическая разработка урока в музее "Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и декоративно-прикладного творчества"

Урок спланирован по программе "Рукоделие". Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира вышивки. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используются мат...

урок в музее:"Пироги для ярмарки"

цель урока:·познакомить детей с  народными традициями славянских народов, культурой, кулинарными традициями.·        закрепить  знания о выпечке, дат...