Цикл уроков русского языка в 11 классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения" в рамках программы "Качество"
план-конспект урока по краеведению (11 класс) на тему

Ануфриева Светлана Владимировна

Серия уроков разработана для 11 класса общеобразовательной школы на основе программы  «Русский язык 10-11 классы»  Н.Г.Гольцовой, учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 классы» М.: Русское слово, 2012г.

            Данные уроки созданы и проведены в период месячника качества, проводимого на Кубани в рамках реализации мероприятий краевой целевой программы «Качество».

            Таким образом достигаются не только образовательные цели на уроках русского языка в 11 классе, но и дается представление о проводимых мероприятиях в рамках программы «Качество», воспитывается любовь к родному краю, к родному городу, развивается потребительская грамотность школьников, привлекается внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров, формируется культура потребления товаров и услуг, воспитывается чувство ответственности за будущее родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_urokov_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Тема: Односоставные предложения.

Цели урока: 

обучающая – обобщить и систематизировать знания учащихся   об  односоставных предложениях и их видах;

 развивающая - развивать индуктивное мышление, способность абстрагировать, анализировать; образное мышление, слуховую память, устную и письменную речь;

 воспитательная – воспитывать чувство  любви к малой родине, к родному краю.

Методические приемы: объяснения учителя, словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Орфографическая разминка. Выполнить полный синтаксический анализ предложения:  

Губернаторская программа "Качество" — это хорошие, добротные товары на прилавках рынков и магазинов, а также защита кубанских производителей от недобросовестных конкурентов и наш общий вклад в экономику края.  (Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распростр., осложнено однородными сказуемыми)

-скажите, почему это предложение двусоставное?

- почему между подлежащим и сказуемым мы ставим тире?

-о чем вы узнали из предложения?

  3. Сообщение учителя о месячнике качества на Кубани.  

       4. Объяснение нового материала.

Слово учителя:

          Сегодня мы начинаем работу по обобщению и систематизации сведений об  односоставных предложениях. Тема  «Односоставные  предложения»  вызывает  немало  споров  и  вопросов.  Но,  пожалуй,  именно  эта  тема,  как   никакая  другая,  показывает  богатство  языковых  средств  русского  языка,  его  способность  выражать  самые  тонкие  смысловые  оттенки  не  только  с  помощью  лексического  и  фразеологического  состава  русского  языка,  но  и  при  помощи  синтаксических  конструкций.   Одним  из  первых,  кто  впервые  поднял  вопрос  об  односоставных  предложениях  в  русской  грамматике,  был  Алексей  Александрович  Шахматов.

  5.Сообщение  ученика.  

   А.А.  Шахматов  (1864 – 1920),  великий  русский  лингвист,  внес  огромный  вклад  в  изучение  синтаксиса  и  истории  языке.  С  ранних  лет  он  проявил  глубокий  интерес  к  проблемам  языкознания.  Еще  учась  в  гимназии, он  принимал  участие  в  научных  диспутах.  Тогда  же  была  опубликована  его  первая  статья.

   Многогранны  научные  интересы  языковеда.  А.А.Шахматов  занимался  историей  и  диалектологией  русского  и  других  славянских  языков.  Он  возглавлял  работу  по  созданию  академического  толкового  словаря  и  комиссию  по  реформе  орфографии.  Он  выдающийся  русский  синтаксист.

   В  книге  А.А.Шахматова  «Синтаксис  русского  языка»,  по  словам  В.В.Виноградова,  «впервые  собран  колоссальный  материал,  характеризующий  поразительное   разнообразие  синтаксических  конструкций  современного  русского  языка».  А.А.Шахматов  первым  в  истории  нашей  науки  выделил  типы  односоставных  предложений  и  описал  особенности  их  строения.  Многие  синтаксические  идеи  Шахматова  не  потеряли  до  сих  пор  своей  актуальности.

 6. Найти грамматическую основу в предложениях и определить, чем она  выражена

- Без опасения покупай кубанскую продукцию со знаком качества.  (сказуемое «покупай» - глагол 2 лица ед.ч.)

- Знак “Качество Кубань” выполнили  в виде синей ленты, расположенной по окружности, и двух лент красного цвета – в нижней части знака. (сказуемое «выполнили» - глагол 3 лица мн.ч. пр.вр.)

- Где еще в одном месте можно увидеть сразу все лучшие образцы  кубанской продукции, пообщаться с производителями, наладить коммерческие контакты? (сказуемое «можно увидеть», «пообщаться», «наладить» -  инфинитив)

- Отличная и качественная продукция Кубани. ( подлежащее «Продукция Кубани» - словосочетание)

7. Закрепление.  

     Перед нами предложения, в которых грамматическая основа представлена только одним главным членом: только сказуемым или только подлежащим. Но нам абсолютно понятно , о чем говорится в предложениях, потому что односоставные предложения облегчают нашу речь, делают её более выразительной.

  Чтение параграфа №   учебника и составление обобщающей таблицы «Односоставные предложения» (учащиеся придумывают свои примеры, объединенные темой «Кубанские товары и услуги - лучшие!»)

Односоставное предложение

Пример

Способ выражения главного члена

Определенно-личное

В магазине приобретаю товары только со знаком «Качество Кубань».

Глагол 1 лица, ед.числа

Неопределенно-личное

На заводах Краснодарского края производят разнообразную молочную продукцию.

Глагол 3 лица, мн.числа

Безличное

В конце лета принято в станицах проводить Праздник урожая.

СИС  вспом.глагол+инфинитив

Назывное

Любимая кубанская земля!

существительное

8. Рефлесия.

-с какими предложениями мы встретились  на уроке?

-чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

-на какие группы делятся односоставные предложения?

9 Домашнее задание. 

       Пп № 73 ,упр. 373, 374.   Прорекламировать какой-либо товар кубанского производителя, используя все виды односоставных предложений, по желанию подготовить иллюстрации.(опережающее задание на итоговый урок)

Урок № 2.

             Тема: Определённо-личные предложения.

 

Цель:

обучающая –  различать односоставные и двусоставные предложения; находить определённо-личные предложения. Использовать полученные знания при выполнении заданийЕГЭ;

     развивающая - углубить знания по основным орфограммам , повторить тему «Глагол»;  

     воспитательная - воспитание любви к малой родине, гордости за те товары, которые производятся на Кубани.

Ход урока

  1. Организационный момент. 
  2. Повторение и проверка знаний учащихся по темам, опорным для восприятия нового материала.

Дума…шь, рассужда..шь, люб..шь, испытва..шь, труд..шься, забот..шься, паш..м, се..м,  ухажива..м, выбира..м.

- Что общего в этих глаголах? ( все они личные  1, 2 лица , ед. и мн. числа)

-Что необходимо знать, чтобы правильно написать эти глаголы?  (спряжение)

     3.   Словарная работа. Записать в тетрадях словосочетания, выделить главное слово, определить тип связи. Один учащийся у доски.

Молочный комбинат, продукты питания, качественные товары, отечественные производители, доступные цены, закупка сырья, новейшее оборудование, награжден дипломом, кубанские предприятия, фирменный магазин, посетители выставки.

  1. Изучение темы «Определенно-личные предложения»

Сегодня мы продолжим работу с односоставными предложениями. Только теперь будем говорить об определённо-личных предложениях. Выясним, почему они так называются, какие особенности имеют в каких стилях используются, Ответы на эти вопросы мы будем искать, анализируя предложения, продемонстрированные на экране.

    Найти грамматическую основу

Способы выражения сказуемого

(выполняет ученик)

1. Люблю кубанские бескрайние просторы.      

глаг., 1 л., ед. ч.

2.Родная Кубань, пшеничным  простором наш радуешь взгляд.

глаг. 2 л., ед. ч.

3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.                                                    (Мы)

гл., 1 л., мн. ч.

  4.Давайте всем миром, казачьим народом

Родную природу любить и беречь!

                            (мы)

гл., повел. накл.

4.Закрепление.  

Можно ли догадаться, кто совершает действие?

- Почему эти предложения называются определённо-личными?

-Посмотрите на предложения, в каких стилях используются определённо-личные предложения?

(Главное действие. А не лицо. В поэтических произведениях. Помогают понять состояние души поэта. Часто с обращением.)

4) Вывод: - Какие предложения называются определённо-личными?

5) – Что нового сообщает нам учебник об определённо-личных предложениях? Стр. 94 , параграф  21.

(Читают материал учебника и отвечают.)

- У кого есть вопросы?

5. Обобщение.

Прочитайте внимательно текст. Определите его основную мысль. Выпишите только определенно-личные предложения.

 Кубанское - значит отличное. Об этом красноречиво свидетельствует высокий спрос продукции с маркой "Произведено в Краснодарском крае".  Если покупаешь продукцию отечественного кубанского производителя, значит, выбираешь качественные здоровые продукты. Товарам со знаком «Качество Кубань» можешь смело доверять. Знак  этот служит гарантом качества продукции, подделать его практически невозможно. Делайте правильный выбор: отличное качество и безопасность продукции вам гарантированы.

-К какому стилю относится этот текст?

-Почему здесь необходимо использовать односоставные определенно-личные предложения?

      6. Рефлексия.

     7. Домашнее задание.  П.21 Написать   приглашение на Праздник урожая, используя определённо-личные предложения.

Урок 3.

Тема: Неопределенно-личные предложения.

Цели урока: 

обучающая - закрепить и углубить знания учеников об односоставных предложениях, формировать умение  находить, характеризовать и употреблять в речи неопределенно-личные предложения;

 развивающая - развитие навыков устной речи, построения определений; воспитательная - воспитание любви к малой родине, к родному краю, чувства ответственности за судьбу родной Кубани и сохранение традиций.

Методические приемы: объяснения учителя, словарная работа, обобщение изученного, конструирование предложений.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 
  2. Синтаксическая разминка.  Исследование синтаксических конструкций.

Село моё, родимое, большое!

Старинное крестьянское село!

Опять тебя свирепою пургою

До самых крыш вчера перемело.

Утихло. Выйдешь в поле ненароком

И глянешь – вдоль знакомых берегов

Затерянным, невзрачным, одиноким

Ты кажешься, чернея из снегов.

  1. сосчитать односоставные предложения, в том числе в составе сложного. (их три.) Прочитайте определенно-личное предложение, в чем его особенность? (оно в составе сложного)
  2. объясните запятые в последнем предложении. ( тире как знак препинания между частями бессоюзного сложного предложения
  3. объяснить орфографию выделенных слов

     3.   Словарная работа. Записать в тетрадях словосочетания, выделить главное слово, определить тип связи. Один учащийся у доски.

Молочный комбинат, экскурсия на мясокомбинат , качественные товары, отечественные производители, Медведовский сырзавод, доступные цены, закупка сырья, новейшее оборудование, награжден дипломом, кубанские предприятия, пшеница элитных сортов, фирменный магазин, посетители выставки.

  1. Изучение темы «Неопределенно-личные предложения»

Читаем материал учебника п.22, выписываем примеры неопределенно-личных предложений.

  1. Закрепление. Из упр.216 выписать сложные предложения, в состав которых входят неопределенно-личные предложения.
  2. Домашнее задание:  тесты ЕГЭ, ЗАДАНИЕ 15,16. п. 22  упр.218, добавить информацию в таблицу.

Урок 5.

Тема: Обобщение и закрепление по теме  «Односоставные предложения».

Цели урока: 

обучающая - закрепить и углубить знания учеников об односоставных предложениях;

 развивающая - развитие навыков устной речи, построения определений; воспитательная - воспитание любви к малой родине, к родному краю, чувства ответственности за судьбу родной Кубани и сохранение традиций.

Методические приемы: объяснения учителя, словарная работа, обобщение изученного, конструирование предложений.

Ход урока.

  1. Словарный диктант.

Выразить благодарность, качественная продукция, оценочная комиссия, участвовать в конференции, праздничная иллюминация, воплотить замысел, осуществлять контроль, режиссер праздника, искусные мастера.

Обозначить главное и зависимое слово, определить тип связи в словосочетаниях.

2.     Проверка домашнего задания.

1)     Опрос по теме односоставные предложения.

2)     Представление рекламных проектов (Прорекламировать какой-либо товар кубанского производителя, используя все виды односоставных предложений, по желанию подготовить иллюстрации. Задание дается на первом уроке, подготавливается постепенно)

3.     Закрепление темы «Односоставные предложения». Упр.  219

4.     Проверочный диктант. Записать текст под диктовку, найти односоставные предложения, определить их вид.

Праздник урожая.

        Наша Кубань славится своими добрыми традициями.

В конце сентябре во многих кубанских станицах  принято проводить замечательный  Праздник урожая. В нем участвуют все жители. Весело и интересно празднуют успешное завершение уборочной страды, приветствуют приход золотой осени.

К этому празднику готовятся заранее. Главный организатор продумывает все действие, а участники стремятся воплотить его замысел. Ни одного станичника не может оставить равнодушным это мероприятие.

Праздник начинается утром. Нарядные, веселые станичники собираются на центральной площади поселка. Тут уже накрыты столы, уставленные дарами кубанской земли: сочными фруктами и ягодами, яркими овощами, ароматными колбасами и сырами, янтарным медом, аппетитными булочками и пирогами. Подходи и наслаждайся всеми дарами щедрой кубанской матушки-земли. Общайся с дорогими сердцу земляками, слушай и смотри выступления молодых  талантов станицы, участвуй в конкурсах и викторинах.

Отведав кубанских разносолов, можно отправиться в ремесленную слободу и увидеть, как искусные мастера вырезают деревянные ложки, лепят глиняные горшки, плетут корзины.

Недалеко от них расположились женщины с рукоделием. Они вышивают, ткут, вяжут.   Составляют прекрасные душистые букеты из осенних цветов, а то и вовсе затянут полюбившуюся с детства кубанскую песню. Да так, что дух захватывает.

        Заканчивается праздник вечером спортивными состязаниями и веселыми казачьими песнями и плясками.

Хорошо потрудились, хорошо и отдохнем!

5.     Домашнее задание.  Выбрать один из товаров кубанской продукции и подготовить его рекламу.  

6.     Подведение итогов урока.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Серия уроков разработана для 11 класса общеобразовательной школы на основе программы  «Русский язык 10-11 классы»  Н.Г.Гольцовой, учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 классы» М.: Русское слово, 2012г.

        Данные уроки созданы и проведены в период месячника качества, проводимого на Кубани в рамках реализации мероприятий краевой целевой программы «Качество».

        Таким образом достигаются не только образовательные цели на уроках русского языка в 11 классе, но и дается представление о проводимых мероприятиях в рамках программы «Качество», воспитывается любовь к родному краю, к родному городу, развивается потребительская грамотность школьников, привлекается внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров, формируется культура потребления товаров и услуг, воспитывается чувство ответственности за будущее родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

Урок русского языка 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"

Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации  (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...

Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....