Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников
статья по краеведению на тему

Стволкова Елена Петровна

     В результате исследовательской деятельности учащихся собран  богатый материал для краеведческого музея.   Наш краеведческий музей играет большую роль в образовании и воспитании учащихся нашей школы. Ведущим средством образовательно-воспитательного воздействия выступает экспозиция, на базе которой проводятся экскурсии – важнейшая форма работы со школьниками – и другие мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kraevedcheskogo_materiala.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-практическая  конференции                                                                « Этнокультурное образование: опыт и перспективы

     Стволкова Е.П.- учитель истории и обществознания                                                                                МБОУ «Кочкуровская СОШ» Дубёнского района РМ

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников

    Жить достойно, пользуясь заслуженным  уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда хорошо знаешь край, в котором живешь, сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, пони- маешь свое место в мире природы и в мире людей. 
     Г. Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю». 
   Обучая детей истории, стараюсь на каждом уроке использовать краеведческий материал. Это помогает проводить уроки более содержательно, интересно.
     К. Д. Ушинский рекомендовал начинать знакомить детей с миром с изучения природы родного края, воспитывать у детей «инстинкт местности». Краеведческий материал помогает лучше понять взаимосвязь всех процессов и явлений в окру- жающем мире, он несёт в себе первичную информацию о природе и стереотипы этноса, которые вырабатывались народом в процессе адаптации к природе и были направлены на сохранение равновесия внутри её и в её отношениях с обществом. Эти идеи выражены в правилах  взаимодействия человека с природой и отра-жаются в содержании легенд, народных сказаний. Именно такой материал создает предпосылки для формирования таких ценных качеств, как достоверность проис- ходящих процессов в природе, ощущение своей причастности к природе и куль- туре родного края и Земли в целом, а также воспитание любви к нашей Родине.
    В краеведении заложен огромный потенциал формирования гражданского соз- нания. Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и граж- данскую  ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому участию в решении проблем местного сообщества. Главная цель современного краеведения – охрана и восстановление исторических и природных памятников, благоустройство территорий, возрождение народных промыслов, изучение истории семьи.
   По мнению Хан – Гирея, история народов есть предмет важный. Его изучать не только любопытно, но даже необходимо, чтобы иметь об них удовлетворительные понятия.
     Думаю, что каждому любознательному и образованному человеку обычно  не- безразличны сведения о тех местах, где он родился, живет, о людях, которые прос- лавили  край, об их делах и судьбах, а, следовательно, о достопримечательностях, памятных местах и событиях этой местности. У каждого человека есть в жизни своя малая родина, милее и ближе которой нет на всем белом свете. Сегодня уче- ные доказали, что ностальгия (тоска по родине) это не выдумка досужих интеллек- туалов, а вполне конкретное психическое состояние, связанное с длительным вы- нужденным проживанием в чужой природной и социальной среде, без возмож -ности вернуться на родину. Об этом рассказываю детям на уроках и классных часах при любой возможности.
       Часто говорю учащимся, что нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни, будучи взрослым и имея такую возможность, не приезжал в то место, где он родился и провел детские годы. Людей тянет туда, чтобы еще и еще раз увидеть до боли знакомые места, пройтись по своей улице, постоять на закате у околицы, пок -лониться  дорогим могилам предков.Ведь судьба каждого человека подобна огром- ному дереву, прорастающему из малюсенького семечка прошлого. Знания о прош- лом необходимы нам также, чтобы лучше узнать себя, свой характер, националь- ные особенности.
   Используя в своей деятельности различные способы организации краеведческой деятельности, стараюсь вовлечь детей в творческий поиск, сформировать у них устойчивый познавательный интерес. Изучение родного края  неразрывно связано с исследовательской работой.                                                                                                                          

   Вот уже несколько лет подряд учащиеся нашей школы принимают участие во Всероссийских, республиканских научно-практических конференциях и крае -ведческих олимпиадах. В  октябре 2011 года ученица нашей школы Стволкова Юлия  представляла  нашу школу на  XIV Всероссийской краеведческой олим- пиаде в г. Москве и заняла V место в номинации «Литературное краеведение»

     В результате исследовательской деятельности учащихся собран  богатый материал для краеведческого музея.   Наш краеведческий музей играет большую роль в образовании и воспитании учащихся нашей школы. Ведущим средством образовательно-воспитательного воздействия выступает экспозиция, на базе которой проводятся экскурсии – важнейшая форма работы со школьниками – и другие мероприятия. Группа экскурсоводов проводит постоянные экскурсии по за- лам музея. Во время проведения месячника военно-патриотического воспитания, это  в феврале месяце, проводятся экскурсии по темам «Война  в судьбе моего села»,   «Когда фронтовая дорога по нашей стране пролегла» (о кочкуровцах – участниках Великой Отечественной войны), «Есть в селе обелиск».  Постоянно действуют экскурсии, посвященные летописи родной школы: «Учитель, перед именем твоим…» (о народном учителе СССР  С .И. Дергачёве), «Учителя – вете- раны педагогического труда школы», «Они стояли у истоков школы» (о первых учителях родной школы), «История школы в ее выпускниках». Приобретение зна- ний в музее происходит на основе конкретных чувственных впечатлений, наг лядно-образного мышления.

Помимо постоянно действующих экскурсий, наш школьный музей является местом, где проводятся внеклассные мероприятия, встречи с ветеранами и участниками различных войн; с интересными людьми нашего села, с учителями-ветеранами педагогического труда нашей школы и другие. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в воспитании учащихся поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, нравственности. Прошлое не исчезает бесследно, оно прорастает в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего развития в виде памятников, материальной и духовной культуры. Краеведческий  музей  МБОУ « Кочкуровская СОШ» – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле. Знакомство в музее с лучшими проявлениями человеческого духа, конкретными людьми, часто простыми, обыкновенными, возникновение чувства сопричастности их судьбе становится важнейшим стимулом нравственного воспитания.

В августе 2012 года проходило празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, для гостей в нарядных национальных костюмах  из Ненецкого автономного округа и Ульяновской области  была организована экскурсия в  Кочкуровское  сельское поселение. Весьма удивил их Кочкуровский музей, вот какие отзывы они оставили о музее:

Астафьева Е.А (Ульяновская область):

- До глубины души тронуло это трепетное и бережное отношение к прошлому своего народа, традициям предков. В музее все временные перемены затронуты: и быт, и исторические документы и знаменитые люди села, и военное лихолетье…

Тайбарей В.И. ( Ненецкий автономный округ, г. Нарьян Мар):

- Удивлена увиденным. Очень хорошо освещены все исторические события вашего поселения. Девочки-экскурсоводы просто молодцы! Чувствуется работа с ними, ведётся серьёзная. У нас тоже есть музей, но до вас нам, конечно ж далеко.

 Перед музеем на игровой площадке для гостей была организована выставочная композиция, где давали мастер - классы кочкуровские мастерицы –вышивальщицы, стояли накрытые столы с национальными блюдами. Ансамбли школьников «Баягине»  и учителей « Эрзяночка» исполняли мордовские песни.

Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и этнокультурными традициями.

    Краеведение всем своим содержанием призвано воспитать в человеке чувства на- ционального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств  личности. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.
      Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих вместе.
     Краеведение помогает воспитанию в душе у ребёнка с самого раннего возраста любви к родине, чувству красоты, формированию познавательного интереса, раз- витию способностей, эстетического вкуса, устойчивых нравственных принципов. Краеведение способствует выработке активной жизненной позиции учащихся, на- целивает их на общественно-полезную работу, прежде всего по охране, пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района, своего города. Та- ким образом, краеведческий материал является средством всестороннего развития учащихся.                                                                                                                                      

    Я  считаю, что краеведение помогает мне сделать  уроки истории  более  конкретными, интересными и близкими детям. И поэтому сама  стараюсь уделять большое внимание изучению локальной истории, источников краеведческой информации, памятников местной истории и культуры, владению методами краеведческих исследований и методикой организации учебно-краеведческих занятий с учащимися.

           В заключении хочу сказать, что организация краеведческой работы в школе имеет большой воспитательный потенциал, формируя такие качества у ребят как трудолюбие, наблюдательность, такт, умение вести научную дискуссию, отстаивать свое мнение, уважительно относиться к своим товарищам, обеспечивает занятость ребят в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...

Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время

обобщен опыт работы по краеведению и использование краеведческого маериала на урках и во внеурочное время...

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе

В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида....

"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"

"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...