Рабочая программа "Краеведческий кружок"
рабочая программа по краеведению на тему

Кондратенкова Нина Петровна

рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

РАССМОТРЕНО  И ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол от 30.08.2016 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ

директор________Г.М.Петракова

Приказ от 30.08. 2017г. №32 - ОД

 

Рабочая программа

                                                         Краеведческий кружок

9 класс

уровень образования - базовый

Срок реализации  -  2016 -2017 учебный год

                                                                 Составитель:
                                                                                              Кондратенкова Н.П..,

                                                                          учитель первой  

                                                                                               квалификационной  категории  

                                                          

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1 Пояснительная записка

2.  Общая характеристика учебного предмета.

3.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

4.  Содержание учебного предмета, курса

5.  Календарно-тематическое планирование

6.  Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемой литературы.

 7. Приложения к программе (методические рекомендации, дидактический материал).

1. Пояснительная записка

Рабочая программа  кружка «Краеведческий» разработана в соответствии с Законом «Об Образовании в РФ». На основе Программы внеурочной деятельности. Туристко-краеведческая деятельность. под редакцией П.В. Степанова, М. «Просвещение» 2011г. С учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, с учебным планом МБОУ «Иозефовская ОШ» на 2016 – 2017 учебный год.

Создание  данной  программы  вытекает  из  необходимости   включить   работу  школьного  кружка  в  систему  воспитательной  работы    школы. В последнее  время    у  обучающихся   заметно  снизился  интерес   к  героическим   и  трагическим страницам  истории  нашей  Родины,  ее  культурным    достижениям  и  корням, событиям  военной  истории.         

 Именно  поэтому одной  из  важнейших  задач   образования  является   введение  растущего   человека   в  поле  родной   культуры,  в  духовную   атмосферу  того   места,  с  которого   начинается   его  судьба.  Изучение   родного  края , национальных, этнокультурных   традиций  и   обычаев- вот  основные  направления  историко- краеведческой  деятельности.

Кружковая  работа   по  истории  в  школе  позволяет  решить  целый  ряд  познавательных  задач,  развивает   школьников,  заинтересовывает  их  и  при  правильной    организации  дает    им  импульс   к  самостоятельной  деятельности.

      Кружковая  работа   по  историческому   краеведению  способствует   развитию   у  учащихся   любви   к  отечеству,  к  своей  земле, родному  дому, семье.  

       Благодаря   краеведению  ученик  имеет  возможность  глубже  уяснить   положение:   история- история  людей;  корни  человека  -  в  истории  и  традициях  своей  семьи,  своего  народа ; в  прошлом   родного  края  и  страны.  В ходе   исторического  процесса  из  поколения  в  поколение  передаются  вечные,  непреходящие  ценности:  трудолюбие, честность, справедливость,  совестливость. Чувство  национального  достоинства,  дружбы  между  народами,  уважение  к  старшим    поколениям, долга,  милосердия,  чувство  хозяина;  труд- основной  источник  духовного  и  материального    богатства    и  благополучия  человека, условие   успешного  развития  общества.

     Занятие   краеведением   помогает   юным  глубже    уяснить  смысл, сущность  важных  норм,  включенных  в  Конституцию  страны: «  Каждый   обязан  заботиться  о  сохранении  исторического   и  культурного   наследия,  беречь  памятники  истории  и  культуры» . « Каждый   обязан   сохранять  природу   и  окружающую  среду,  бережно  относиться   к  природным  богатствам».  ( Конституция  РФ  ст. 44, п. 3.,  ст.58.).

     Краеведение   способствует    решению  задач   социальной  адаптации  воспитанников  школы, формированию   у  них  готовности   жить  и  трудиться  в  своем  поселке,  районе, области, участвовать   в  их  развитии  , социально-экономическом  и  культурном  обновлении. Это  одна   из  актуальных   социально-  педагогических  задач  нашего  времени.

Программа   рассчитана   на учащихся 7-8  классов.

В соответствии с учебным планом дополнительного образования МБОУ «Иозефовская О..Ш.» на преподавание кружка отведен 1 час в неделю--34 часа в год.

Цель  программы :

-развитие  социально- активной   и  творческой  личности  гражданина    и  патриота,  обладающей  чувством  национальной    гордости  и  гражданской    ответственности  за  судьбу    Отечества  и  свое  будущее.

Задачи:

1. Создание  необходимых   условий  для  проявления    индивидуальности  каждого  ребенка.

2 . Формирование   нравственной  позиции  школьников   с  использованием  воспитательного  потенциала  краеведения.

3.  Содействие    развитию  культуры   общения  и  формированию   гуманных  межличностных  отношений.

4. Формирование  навыков  поисково-исследовательской  деятельности  учащихся

2.  Общая характеристика учебного предмета

Краеведение — всесторонне изучение какой – либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое, и культурное развитие села (деревни), поселка,  района, области .Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в программе используются данные многих наук: геологии, географии, истории Краеведение  — одно из важнейших средств связи обучения  с жизнью,  воспитания у учащихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое.

Программа кружка рассчитана на учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы и направлена на изучение истории семьи, школы, деревни Иозефовка Хиславичского района смоленской области. Курс включает в себя изучение географического положения района, историю его образования и развития, историю семьи и школы, народные промыслы, становление производства и сельского хозяйства, хроника прифронтовой жизни на территории района, В связи с этим, программа предусматривает выделение следующих разделов: «История моей семьи», «Музей истории школы», «Географическое положение района», «История развития района», «Великая Отечественная война»., «Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем познавательного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской  деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов и т.

Принципы  построения  программы:

  • принцип   личностно-ориентированного  подхода,  позволяющий  поддерживать  процессы  самопроявления, саморазвития, самореализации  личности  обучающегося;
  • принцип  педагогической  поддержки, который   предполагает   деятельность  педагогов  по  оказанию  превентивной   и  оперативной  помощи  детям   в  решении   их  индивидуальных   проблем;
  • принцип  самовыражения   участников  образовательного  процесса;
  • принцип  научности, который  позволяет  достичь   высокого  уровня   достоверности  информации;
  •  принцип  системности.

Центральной  идей  программы  является  идея  гуманизма  и  сопричастности   к  прошлому , настоящему    и  будущему   своего  Отечества, родного  края,  школы, в  которой   учишься.  Программа  кружка  рассчитана   на  2 часа в неделю  и  опирается  на   знания  учащихся   по  различным  школьным  предметам (  истории, обществознания, литературы,  музыки,  экологии, изо). Однако   работа  в  кружке   может  быть  организована  таким  образом, чтобы  его  участники   выполняли  посильные    задания    различного  характера   и  в  периодах  между  занятиями.  В  рамках  кружка  осуществляется   индивидуальная  работа  со  школьниками.

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


-гражданско – патриотическая направленность воспитания детей на основе развития патриотической памяти;

-укрепление связи поколений для осознания школьником себя как приемником наследия прошлого;

-формирование у обучающихся объективно – исторического подхода к изучению прошлого Родины через различные формы поисковой и музейной работы;

-развитие личности, творческой активности детей.

  1. Содержание учебного предмета, курса

Тема 1 (3 часа)

Древнейшие  люди  нашего  края и их  занятия.

Откуда  мы   знаем  о жизни  древних  людей. О  чем  говорят  археологические  раскопки   в селе  Городище? Береги  памятники    истории  и  культуры.

 Экскурсии. Самостоятельная  работа  «  Исторические памятники Иозефовского сельского поселения

Тема 2 .(4 часа)

«… Моя родная сторона, Смоленщина моя…».

Смоленские земли и их  присоединение  к  древнерусскому государству. Развитие  Смоленского  края .  Смоленск:  вчера  и  сегодня. История   деревни Иозефовка.  Природа  и  достопримечательности   нашей деревни. Интересные  люди  нашего  нашей малой Родины.

Самостоятельная  работа:  «  Интересные люди нашей деревни или  рассказ   о  судьбе  одного  из  родственников»

Практическая  работа: Оформление  альбома  «История   деревни Иозефовка»,    «Составление  моей  родословной» , работа  с  документами,  

Тема3. (4 часа) 

«Город-труженик, город-воин, город русской славы!»

История  возникновения  города  Смоленска. Смоленская крепостная стена. Архитектурные  памятники  города. Театры  Смоленска. Смоленск современный.

Экскурсия : « Смоленская крепостная стена. »

Экскурсия : « По  памятным  местам г.Смоленска.»

Практическая  работа: оформление  альбома к 1150летию г Смоленска.

Тема4. (4 часа)

«Быт  и  обычаи  населения  моего края».

Различные  группы    населения  Смоленского  края.  Быт, обычаи, традиции  населения  нашего  края, поселка.

Самостоятельная  работа:  «Быт, обычаи, традиции  моего  народа».

Творческая  работа:  выставка  поделок

Тема5. (6 часов)

«Отчизны  верные  сыны».

Наши  земляки-  участники  афганской  войны.

Наши  земляки- участники   контртеррористических  операций   в  Чеченской  республике.

Самостоятельная  работа: « Поиск  информации  о людях, принимавших  участие    в  военных   действиях, имеющих  награды  воинские  и  трудовые»

Тема 6 .(6 часов)

«Мой  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны».

Смоляне  – Герои Советского  Союза.  Участники Великой Отечественной войны Иозефовского сельского поселения.

Детство , опаленное  войной ( о тружениках  тыла).

Экскурсия  в Историко- краеведческий музей п.г.т. Хиславичи.

Самостоятельная  работа : интервью   ветеранов  Великой  Отечественной  войны  и  тружеников  тыла.

Практическая  работа: оформление  и составление  текста  поздравительной  открытки.

Тема  7 (4 часа)

«Отзовись , фотография».

История  нашей  школы. Традиции  нашей  школы . Ветераны  педагогического  труда.

Выпускники,  которыми  гордится  наша  школа.

Практическая  работа: знакомство   с  тетрадями  выпускников,  дневниками,   учебниками, школьной  формой, фотографиями  учащихся  1970-2000х  годов.

Самостоятельная  работа: интервью ветеранов педагогического труда и выпускников нашей школы.

  .

Тема  8.(3 часа)

«Моя  малая  Родина».

Автобусная  экскурсия  по историческим  местам  родного  края.

5. Календарно-тематическое планирование работы кружка «Краеведческий»

№ п/п

Тема  занятия

Количество  часов

Дата проведения

Примечание

    1

Тема  1

«Древнейшие  люди  нашего  края  и  их занятия».

О чем  говорят  археологические  раскопки  в  с. Городище.

2

. Тема 2

«…Моя родная сторона, Смоленщина моя…».

Смоленские земли и их  присоединение  к  древнерусскому государству. Развитие  Смоленского  края .  Смоленск:  вчера  и  сегодня. История  деревни Иозефовка.  Природа  и  достопримечательности   нашей деревни Интересные  люди     нашей малой Родины

4ч.

3

 Тема  3

Город – труженик, город – воин, город русской славы …». История  возникновения  города  Смоленска. Смоленская крепостная стена. Архитектурные  памятники  города. Театры  Смоленска. Смоленск современный.

4ч.

4

Тема 4

«Быт , обычаи  и  традиции  населения  нашего  края».

Различные  группы    населения  Смоленского  края.  Быт, обычаи, традиции  населения  нашего  края, поселка.

4ч.

5

Тема  5

«Отчизны  верные  сыны».

Наши  земляки- участники  афганской  войны.

Наши  земляки – участники  контртеррористических  операций  в  Чеченской  республике.

6ч.

6

Тема  6

«Мой  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны».

Никто  не  забыт, и  ничто не  забыто.

Смоляне  – Герои Советского  Союза.  Участники Великой Отечественной войны Иозефовского сельского поселения Детство , опаленное  войной ( о тружениках  тыла).

6 ч.

7

Тема 7  «Отзовись, фотография».

История  нашей  школы.  Традиция  нашей  школы.

Ветераны  педагогического  труда.

Выпускники,  которыми  гордится   школа.

4ч.

8

Тема  8.

«Моя  малая  родина»

3 ч.

                                     

  1. Описание материально-технического, учебно-методического и

информационного обеспечения образовательного процесса, используемой литературы.

1.  Программы внеурочной деятельности П.В Степанов

2.  Закон РФ « Об образовании»

3.  «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»

 №17-56-Р от 29.12.2001г.

4.  Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. М.: Дрофа, 2012.

5.  История Древнего мира и средних веков: Дидактические материалы. 5-6 класс / В.В. Сухов и др. М.: Дрофа, 2012.

6.  История. Внеклассные мероприятия / Сост. И.В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2005.

7.  Я познаю мир: Дет энцикл. : История / Сост. Н.В. Чуакова, А.В. Громов. М. : ТКО «АСТ», 2010. Мифологический словарь: Книга для учащихся / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган и др. М. : Просвещение, 2010.

8.  А.А. Стукалов «Край мой Смоленский». Смоленск. «Смядынь»,1995.

9. Фотоальбом «Смоленск -взгляд через столетие».Смоленск. «Русич».2003г.

Электронные пособия и ресурсы:

1. Всемирная история в датах. Интерактивный справочник. Древний мир и средние века. ЗАО «Новый диск», 2007

2. Большая детская энциклопедия: интерактивное путешествие в мир знаний. Dorling Kindersly, 2004.

7 Приложения к программе (методические рекомендации, дидактический материал.

Анкета  для  учащихся.

1. Считаете  ли вы  себя  патриотом?

2. Готовы  ли  вы   посвятить  свою  жизнь  процветанию  Родины?

3. Хотели  бы  вы  уехать  из  России?

4. Престижна  ли  профессия  российского   офицера?

5. Вы  за  или  против  службы  в  армии?

6. Нужно  ли  патриотическое  воспитание   в  школе?

7.  Читаете  ли  вы    периодические   издания,  книги  не   по  школьной  программе?

8. Помогают  ли    вам  книги   в  разрешении  трудных  ситуаций?

9.  Есть  ли  у  вас  пример  для  подражания?  Кто?

10. Как  называется  основной  закон  страны?

       Когда  он  был  принят?

11. Когда  мы  отмечаем  День  независимости?

12. День  согласия  и  примирения?

                      Вопросы  для    рассуждений ( мини- сочинений):

1. С  чего  начинается  Родина?

2. Гордитесь  ли  вы  своей  страной?

3.  Кто  такой   патриот  современной  России?

4.Связываете  ли  вы  патриотический  долг   с  воинской  службой?

                            Анкета  для  родителей:

                  Уважаемые  родители!

Для  установления   добрых  партнерских  отношений  с  вами  нам, педагогам, важно  знать   особенности   воспитания   детей  в  вашей  семье.

Просим  вас    ответить  на  следующие  вопросы:

1. С какого  времени  ваша  семья  проживает  в  селе ( городе)?

2. Что  вы  и    ваш  ребенок  знаете    о  его  истории ? Что  хотели  бы  узнать?

3. Как  вы  проводите  свой  досуг?  Участвует  ли  в  этом  ребенок?

4.Как  часто  совершаете   прогулки   с  детьми    на  природу,  поездки  в  город  и за   город?  Готовитесь  ли  вы  к  ним    заранее( выбираете  маршрут, интересные  объекты  наблюдения)? Назовите  предпочитаемые    вами  маршруты.

5.  В  каких  учреждениях  культуры ( библиотека,  музеи,  галерея,  театр,  цирк  и  пр.) вы  с  ребенком  побывали  и  куда    хотели  бы  направится  в  ближайшее  время. Почему?

6. Какие  семейные  традиции   поддерживаются  в  вашей  семье?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"

данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...

Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"

Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...

Рабочая программа краеведческого кружка « История школы и моего поселка».

 Рабочая программа краеведческого кружка составлена на  основе авторской программы « История школы и моего поселка», автор Перепеличенко Г.В    Программа предназначена ...

Рабочая программа краеведческого кружка "Родник"

Программа кружка «Родник»  направлена на изучение истории Белгородской области, Валуйского района, своей Малой Родины, ее местных событий, явлений  в трех временных измерениях: прошлого – на...

Примерная рабочая программа "Вокальный кружок"начального и общего образования

Программа «Вокальный ансамбль» посвящена развитию интереса к во-кальному исполнительскому искусству и овладению техники исполнения. Актуальность программы заключается в стимулировании творческой актив...

Рабочая программа Химический кружок: «Занимательная химия»

Программа кружка рассчитанная на  учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расшир...

Рабочая программа анимационный кружок «Оживляй-ка»

Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития вследствие органического поражения головного мозга требует большого педагогического мастерства, особых методов, искусных технологий...