Программа экологического кружка "ЭКО - НАНО"
учебно-методическое пособие по краеведению

Поломошнова Нина Ивановна

 Данная программа ориентироавна на учащихся 7-11 классов. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель – развитие цивилизации.

Сегодня экологическое образование определено как междисциплинарное и приобретает статус приоритетного направления в образовательном учреждении, реализующем идеи гуманизации, интеграции, демократизации и регионализации образования.С учетом этих принципов разработана данная прогамма. . Целью данного направления работы школы является формирование экологической культуры учащихся, способность изучать, понимать окружающий мир, ориентироваться в нём.

Основным направлением работы кружковцев является практическая деятелннось   - изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими действиями.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_ekologii.docx36.57 КБ
Файл ekoshkola_1_1.docx66.17 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»

Программа кружка по экологии

 ЭКО - НАНО

Количество часов -   63

                                                         Для    7 - 11           классов

                                                                                                                                     Составитель программы

                                                                                          Поломошнова Нина Ивановна, учитель биологии

 МАОУ «Петропавловская СОШ №1»

                                                                                          Высшая квалификационная категория   

С.Петропавловка,2012г.

Пояснительная записка

 Экологическое образование не является чем-то принципиально новым в мире. Необходимость воспитания в человеке бережного отношения к природе и её ресурсам осознавалось издавна.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

Основная идея “натуралистического” подхода в экологическом образовании - необходимость показать детям природу “изнутри”, в возможно большей степенью подробности и “при максимальном увеличении”.

Современные условия жизни характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращенного к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности, реализация которых объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение и воспитание должны быть развивающими, обогащающими ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

На сегодняшний день для любого государства экологическими  национальными приоритетами являются повышение уровня экологической безопасности, создание комфортности среды обитания за счет применения наносистемной техники для мониторинга и защиты окружающей среды. Основой такого подхода является использование достижений  нанонауки и нанотехнологии для решения накопившихся экологических проблем. В связи с мощным развитием наноматериалов возрастает вероятность их влияния на окружающую среду и здоровье человека. Не исключается, что нанотехнологии могут принести с собой новые формы загрязнения.

Программа рассчитана на разновозрастную группу учащихся 7 -11 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. Программа построена таким образом, чтоб внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной. В течении всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу- практическая деятельность, природоохранная деятельность,.

Программа кружка содержит основные проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе занятий, раскрывает перспективы экологической науки, знакомит учащихся с основными терминами, принятыми в экологии. Основной теоретический материал содержит следующие компоненты:

экология, как предмет, общая экология, частная экология, глобальная экология, окружающая среда, природная среда и современное общество.

Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

 научно-познавательного;

 ценностного;

 нормативного;

 практического

Научно-познавательный аспект содержания, развивает интерес  школьников к проблемам окружающей среды и формирует представление о научной картине мира.

Ценностный аспект содержания  раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека  ( учит милосердию, сочувствию, сопереживанию ).

Нормативный аспект содержания экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности   в природе.

ПРАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КРУЖКА

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими действиями.

Цели:

  1. Углубление экологических знаний учащихся.
  2. Формирование экологической культуры учащихся.
  3. Улучшение охраны окружающей среды.
  4. Развитие природоохранной деятельности учащихся.
  5. Воспитание любви и бережного отношения к природе, соблюдение главного правила нахождения в природе “Не навреди!”.

Задачи:

Образовательные.

  • Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии, экологическими проблемами.
  • Выявить основные источники загрязнения окружающей среды и возможные способы устранения экологических последствий и правонарушений.
  • - познакомить учащихся с новой отраслью знаний – нанотехнологиями.
  • - расширение представлений школьников о физической картине мира на примере знакомства со свойствами нанообъектов;
  • - реализация межпредметных связей, т.к. для развития нанотехнологий требуются знания не только физики, но и других наук;
  • - приобретение знаний об истории возникновения нанотехнологий, о методиках, используемых при создании нанообъектов, об уникальных свойствах наноматериалов, об их применении перспективах развития этой отрасли науки.

Воспитательные.

  • Развивать навыки коммуникативного общения.
  • Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
  • Развивать такие качества как любовь и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать экологическую этику, ответственное отношение к природе.

Развивающие.

  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и биологии.
  • Формировать у школьников наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, вести дискуссию.

Формы и основные методы работы:

1. Исследовательские методы (химический эксперимент, работа с микроскопом).

2. Словесно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, диспут, написание эссе).

3. Частично-поисковые методы (систематизация материала при составлении гербариев).

4. Репродуктивные методы (выступления учащихся на заседаниях кружка, школьных конференциях, во время презентаций и театрализованных представлений).

Занятия состоят из теоретической части (лекции, сообщения, доклады, рефераты) и практической части. В практической части используем наблюдение, эксперимент, исследование, сравнение, описание. Учащиеся проводят лабораторные работы, изучают объекты под микроскопом, участвуют в конкурсах, конференциях, природоохранных мероприятиях, собирают гербарии, выпускают листовки и плакаты по охране природы. Большая роль отводиться экскурсиям в природу района. Лабораторные работы с химическими реактивами проходят с учётом способностей кружковцев (ещё не все учащиеся изучают химию ) и при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания выполняются как индивидуально, так и группами. В ходе обучения учащиеся осваивают связи между естественно-научными дисциплинами: экологией, биологией, химией. физикой, географией и другими науками.

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора.

2. Популяризация у школьников биологических и экологических знаний, повышение интереса к биологии и экологии.

3. Развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях.

4. Ведение здорового образа жизни.

5. Понимание своей значимости в решении экологических проблем.

6. Ответственное отношение к природе.

7. Возрастание творческой активности школьников.

8.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.

9. Овладение навыками научного мышления.

10. Развитие у школьников умений и навыков исследовательской работы.

11. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.

12. Умение добывать самостоятельно информацию.

13. Умение самостоятельно осуществлять исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность.

14. Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Условия реализации программы

Возраст школьников, участвующих в реализации программы 7-11 классы.

Продолжительность образовательного процесса 1 год.

Количество часов – 63  часов (7 часов в месяц).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Раздел «Общая экология»

Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии. Методы экологических исследований. Структура современной экологии. Охрана природы. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации. Экологические кризисы, катастрофы, бедствия. Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке. Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды. Контроль загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Концепция устойчивого развития. Экологическая обстановка в Москве и Московской области. Влияние Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Популяции. Динамика численности популяций. Биоценоз и его устойчивость. Глобальные экологические проблемы. Биоценоз и его устойчивость. Видовой состав биоценозов. Изучение природы родного края. Изучение животного и растительного мира Республики Бурятия и Джидинского района. Редкие и охраняемые животные и растения района и республики. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие  биологическую продукцию.

Практические работы. Изучение растений-красителей. Изучение грибов родного края. Изучение флоры родного края. Изучение животных родного края. Изучение комнатных растений. Изготовление поделок – фитодизайн. Изготовление пособий для уроков биологии. Решение экологических задач.

      Экскурсии.

              Лесной биоценоз. Изучение развития биоценозов родного края.

Игры: Поле чудес. Биоценоз.

            Составление рефератов, выполнение исследовательских работ.

•2. Раздел «Социальная экология». Человек – биосоциальный вид. Современные отношения человечества и природы. Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа - человек».  Изучение промышленности Тульской области. Изучение комнатных растений. Экологическая демография. История села Нарышкино: экологическое состояние, демографическая обстановка. Генеалогические связи. Изучение родословной.

Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных воздействий на природу родного края. Экология человека. Здоровье человека. Строение человека. Факторы здоровья. Физкультура, спорт, физиологические основы закаливания, правила закаливания. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на человека. Влияние шума на организм человека. Школа безопасности жизни. Что мы едим. Правильное питание. Первая помощь при ушибах, переломах, кровотечениях. Дети  в городе, правила поведения на дороге.

     Написание рефератов, создание презентаций, выполнение исследовательских работ, проведение конференций.

  Практические работы. Изучение загрязнённости поваренной соли. Изучение запылённости окружающей среды. Определение кислотности дождей. Изучение парникового эффекта.  Оказание первой помощи при ушибах, переломах, кровотечениях. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты Решение экологических задач.

  Экскурсия. Составление экологической тропы, плана-карты родного села.

Раздел «Практическая экология, или охрана природы». Общие вопросы охраны природы. Современные проблемы охраны природы. Правила поведения в природе. Природа и общество. Памятники природы Джидинского района и Республики Бурятия. Вода, свойства, значение, охрана. Джида  – река нашей местности. Озеро Байкал, его географическое положение. Возникновение. Животный и растительный мир Байкала. Эндемики озера Байкал. Экологические проблемы оз. Байкал. Воздух, свойство, значение, охрана. Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы. Изучение запылённости окружающей среды.  Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ.

Практические работы. Операция «Чистое село», «Свиристели». Изучение и моделирование глобальных проблем.

Экскурсия. Изучаем влияние человека на природу родного края.

Родники. Установление загрязнения среды в полевых условиях.  Охрана окружающей среды.  Определение степени загрязненности воздуха. Почв и водоемов района.

 Решение экологических задач.

    4 Раздел Нанотехнологии 

Положение нанообъектов на шкале размеров. Ричард Фейнман – пророк нанотехнологической революции. Почему освоение наномира может быть так полезно для человечества? Эрик Дрекслер и его книга «Машины созидания». Нанороботы. Нанотехнологии внутри и снаружи нас. Нанотехнологии – область знаний, где объединяются усилия физиков, химиков, биологов, врачей, инженеров – электроников, математиков и специалистов самых разных специальностей для очередного прорыва на пути человечества к прогрессу. Пути создания нанообъектов: «снизу-вверх»  или  «сверху-вниз». Можно ли увидеть молекулы в микроскоп? Сканирующий электронный микроскоп. Как атомно-силовая микроскопия чувствует прикосновение атомов. Что такое туннельный микроскоп. Лазерный пинцет – инструмент для передвижения нанообъектов. Примеры товаров, созданных с использованием нанотехнологий и причины их уникальных свойств. Несмачиваемые и всегда чистые ветровые стёкла, диски колёс и т.п. Созданные на основе наночастиц оксида титана и серебра поверхности, обладающие бактерицидными свойствами. Нанокомпозитные материалы. Нанотехнологии в различных областях производства. Нанотехнологии в энергетике и экологии. Нанотехнологии в криминалистике и косметике. Динамика развития нанотехнологий в России и за рубежом. Перспективы мировой наноэкономики. Генная инженерия. Использование ДНК для синтеза лекарств. Трансгенные животные и растения. Генмодифицированные продукты: за и против. Нанотехнологии против вирусов и бактерий. Адресная доставка лекарств, упакованных в нанокапсулы, больным клеткам.  Нанотехнологии в борьбе с раковыми заболеваниями. Нанотехнологии в диагностике. Возможные риски использования наноматериалов.

Тематическое планирование -63 часов

 Тема 1  Вводное занятие -2час.

  1. Занятие  1.  Инструктаж по охране труда.
  2.  Тема 2 Основные экологические понятия - 8 часов
  3. Занятие 2. Экология: основные понятия и предмет исследования.
  4. Занятие 3. Экосистемы.
  5. Занятие 4. Составление схем взаимодействия компонентов в экосистеме, на примере аквариума.
  6. Занятие 5. Этноэкология.
  7. Занятие 6. Экологические обычаи бурят.
  8. Занятие 7. Экологические обычаи бурят.
  9. Занятие 8. Экологические обычаи  русских
  10. Занятие 9. Экологические обычаи русских.
  11. Тема 3 Состояние атмосферного воздуха в с. Петропавловка и Джидинском районе– 9 час.
  12. Занятие 10. Состояние атмосферного воздуха в. воздуха в с. Петропавловка и Джидинском районе.
  13. Занятие 11. Состояние атмосферного воздуха в. воздуха в с. Петропавловка и Джидинском районе.
  14. Занятие 12.Практическая работа. Влияние выбросов продуктов сжигания в котельных.
  15. Занятие 13. Практическая работа.   Влияние  автотранспорта на атмосферный воздух.
  16. Занятие 14.  Практическая работа.  . Вещества. Загрязняющие воздух (выхлопные газы автомобилей, силикатная пыль).
  17. Занятие 15. Практическая работа.  Последствия загрязнения атмосферного воздуха. Смог, кислотные дожди.
  18. Занятие 16. Загрязнения воздуха района во время лесных пожаров.
  19. Занятие 17. .Санитарно-гигиенические нормы. Заболевания,  связанные с загрязнением воздуха.
  20. Занятие 18.Охрана атмосферы села и района. Меры,  предупреждающие загрязнение.
  21. Тема 4   Состояние водоемов и качество воды- 5 час.
  22. Занятие 19.Состояние водоемов района.
  23. Занятие 20.Качество воды в  Джиде. Водоканал.
  24. Занятие 21.Рациональное использование подземных вод .
  25. Занятие 22.Очистка акватории  р,Джида и водоохранных зон .
  26. Занятие 23.Оздоровление, благоустройство и охрана от загрязнения водоемов Джидинского рйона.
  27. Тема 5  Состояние  почв района -6 часов.
  28. Занятие 24.Состояние  почв района.
  29. Занятие 25. Оценка качества почв при строительстве.
  30. Занятие 26. Практическая работа.  Классификация почвенных загрязнителей.     
  31. Занятие 27.Наиболее загрязненные места  района.
  32. Занятие 28. Заболевания, связанные с загрязнением почв.
  33. Занятие 29. Меры по предупреждению загрязнения почв.
  34. Тема 6 Бытовые и промышленные е отходы – 5 час.
  35. Занятие 30. Проблемы вывоза мусора и переработки  ТБО.
  36. Занятие31. Захоронение ТБО.
  37. Занятие 32. Проблемы несанкционированных свалок, загрязняющих окружающую среду.
  38. Занятие 33. Создание оборудованных полигонов для захоронения ТБО.
  39. Занятие 34.Программа «Чистое село».
  40. Тема  7   Современное понимание окружающей среды – 1час.

    Занятие   35. Понятие окружающей среды.  Основные компоненты.

  Тема 8  Экология  Байкала – 7час.

   Занятие   36.  Географическое положение  Байкала.

  1. Занятие  . 37.Возникновение Байкала.
  2. Занятие   38. 10 Животный мир Байкала
  3. Занятие   39. 13. Рыбы озера.  
  4. Занятие   40. 14. Эндемики Байкала.
  5. Занятие   41. 15. Эндемики Байкала.
  6. Занятие  42. 15. Охрана озера. Охранные документы . Пр./р.
  7. Тема 9 «Думай глобально, а делай локально» (Мониторинговый практикум) – 9 час.
  8. Занятие   43. Обследование русла реки Джида.
  9. Занятие   44. Обследование русла реки Джида.
  10. Занятие   45. Изучение почв в районе АЗС.
  11. Занятие   46. Изучение почв в районе АЗС.
  12. Занятие   47. Мониторинг атмосферы с.Петропавловка.
  13. Занятие   48. Мониторинг атмосферы с.Петропавловка.
  14. Занятие   49.Обследование свалки в местности «Шулюк».
  15. Занятие   50.Обследование свалки в местности «Шулюк».
  16. Занятие   51.Выявление степени озеленения с.Петропавловка.
  17. Занятие   52.Выявление степени озеленения с.Петропавловка.
  18. Тема 10  Нанотехноогии и экология – 3 час.
  19. Занятие   53. Что такое частица нано?
  20. Занятие   54. Нанотехнологии и экология.
  21. Занятие   55.Решение нано- задач.
  22. Тема 11 Человечество в биосфере – 1 час.
  23. Занятие   56.Особенности освоения человеком природы – техника.
  24. Тема 12 На пути к новой цивилизации – 1 час.
  25. Занятие   57.Поиски альтернативных путей развития.
  26. Тема 13 Итоговые занятия 6 час.
  27. Занятие   58. Моя роль в решении экологических проблем и охране окружающей среды
  28. Занятие   59. Конференция с защитой творческих работ по темам
  29. Занятие   60. Конференция с защитой творческих работ по темам
  30. Занятие   61. Конференция с защитой творческих работ по темам
  31. Занятие   62. Конференция с защитой творческих работ  по темам
  32. Занятие   63. Конференция с защитой творческих работ  по темам

Литература

1. Вернадский В.И. Биосфера-М: Наука,1967.

2. Вернадский В.И. Живое вещество планеты-М: Наука,1988.

3. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. М: КРУК, 1994

4. Атлас. Окружающая среда и здоровье населения России. М., 1995.

5. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. М., 1992.

6. Гирусов Э.В., Широкова Н.Ю. Экология и культура. М.,1989.

7. Суравегина И.Т. Человек в паутине экологических связей: из цикла “Здоровье человека как экологическая проблема”. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.32-36.

8. СанПин 2.16.1032-01 “Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений”

СанПин 4630-88. “Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения”.

9. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.

10. ГОСТ 27593-88(2005).Почвы. Термины и определения. УДК 001.4:502.3631.602:ОО4.

11. ГН2.2.5.1313-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. М: Российский регистр опасных химических и биологических веществ Минздрава России 2003 (Гигиенические нормативы).

12. Экологический мониторинг в школе под ред. Коробейниковой Л.А, Вологда: Русь, 1998, 212 с.

13. Школьный экологический мониторинг. Ашихмина Т.Я., М., “Агар”, 2000.

14. Александрова М.А. Очистка воды от загрязнителей. Библиотечка “Первого сентября”, серия “ Химия”. - №4/2005.

15. Дружинин С.В. Исследование воды и водоёмов в условиях школы. Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. -№20.

16. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. М.: ГЕОС, 2005.

17. «Нанотехнологии. Азбука для всех». Сборник статей под редакцией Ю. Третьякова, М., Физматлит, 2007.

18.«Наноматериалы. Нанотехнологии. Наносистемная техника». Сборник статей под редакцией П.П. Мальцева, М., Техносфера, 2006.

19.Андриевский Р.А., Рагуля А.В. «Наноструктурные материалы», М., Академия, 2005.

20.Андрюшин Е.А. «Сила нанотехнологий: наука & бизнес», М., Фонд «Успехи физики», 2007.

21.Кобаяси Н., Введение в Нанотехнологию, изд-во Бином, 2005.

22.Пул Ч., Оуэнс Ф. «Нанотехнологии», М., Техносфера, 2006.

23..Ратнер М., Ратнер Д. «Нанотехнология: простое объяснение очередной гениальной идеи», Изд-во «Вильямс», 2005.

Интернет-ресурсы

1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.htt:// ecoportal.ru

2. Проектная Экология. htt://www.ecokom.net.

3. Глобальный Просветительский Портал. Экомир. htt://m.ecoworld.ru

4. Энциклопедия “Флора и Фауна”. htt://www.sci.aha.ru /biodiv/anim.htm

5. Редкие и исчезающие животные России и зарубежья. hht://www.nature.ok.ru

6. Общество и экология. htt://www.unig.spb.ru /eco

7. “ЭкоРусь”. htt://rgp.agava.ru

Петропавловка 2013

Программа обсуждена на МО

«____»______________2010

Руководитель МО

Одобрено НМС  «____»___________

Председатель НМС_______________



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

МКУ «Управления образования Джидинского района»

МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»

«Летняя экологическая школа»

Поломошнова Н.И.,

 учитель биологии

МАОУ «Петропавловская СОШ №1»,

с.Петропавловка, 2019

Пояснительная записка

Для наиболее полного и всестороннего развития подрастающего поколения, воспитания у детей бережного отношения к природе, а также для наиболее наглядной пропаганды защиты окружающей среды села Петропавловка и Джидинского района мы предлагаем создать летнюю экологическую школу.

Предлагаемая летняя экошкола помимо разъяснительных функций и целей пропаганды бережного отношения к природе уникальна тем, что дети познают окружающую среду через прямой опыт и наблюдения. Создание ЛЭШ позволит выполнить основное своё назначение-это воспитание подрастающего поколения, школьников, учащихся, любви к природе, заинтересованности в её сохранении и личной ответственности каждого за её судьбу. Однако всё это невозможно без знаний законов природы, основных экологических принципов и сознательного отношения к ним.

Цели и задачи летней экологической школы.

Цель:

Любовь и уважение к природе-вот главные цели летней экологической школы.

Задачи:

  1. Изучить проблему накопления мусора.
  2. Понять, какие ресурсы использованы при изготовлении одежды; как мы зависим от возобновляемых и невозобновляемых ресурсов.
  3. Оценить собственные потребительские привычки.
  4. Научить думать по «экологически».

Место проведения: летний оздоровительный лагерь «Черемушки».

Дата проведения: июль 2019 года.

День 1

Занятие 1. Экологический десант

Цель: Очистить место отдыха близ оздоровительного лагеря «Черемушки» от мусора.

Материалы: Перчатки и пакеты для сбора мусора.

Занятие 2. Сортировка мусора.

Цель: Изучить проблему накопления мусора.

Материалы: Большой лист бумаги, фломастеры, перчатки для работы с мусором.

Ход занятия.

  1. Из собранного мусора, дети выбирают не менее 10 предметов.
  2. Каждый рассортировывает свой мусор по категориям-от наиболее вредного до наименее вредного ( на свое усмотрение)
  3. В таблицу разносят по категориям количественный состав собранного мусора.

Бумага

Полиэтилен

Металл

Стекло

Другие

Вопросы для обсуждения:

  • Какие предметы могут разлагаться под воздействием природных условий?
  • Какие предметы можно использовать снова?
  • Что случится с этими предметами, если мы никогда их не уберем?
  • Сколько упаковок среди предметов?
  • Так ли необходима упаковка?
  • Без каких предметов можно было обойтись отдыхающим?
  • Как поступить лучше с собранным мусором, чтобы не причинить вред природе?

День 2

Занятие 1.  Рисование.

Цель: Понять, какие ресурсы использованы при изготовлении одежды; как мы зависим от возобновляемых и невозобновляемых ресурсов.

Материалы: бумага, цветные карандаши.

Ход занятия.

  • Нарисовать себя, включая одежду, которая одета на вас на сегодняшний день.
  • Вокруг рисунка записать из чего сделана одежда ( синтетика, хлопок, лен).

Вопросы для обсуждения:

  • Из чего получены эти материалы?
  • Какие ресурсы возобновляемые?
  • Какие ресурсы невозобновляемые?

    Занятие 2. Хозяйский взгляд

        Цель: Оценить собственные потребительские привычки с точки зрения экологии.

        Материалы: Таблица озабоченного потребителя.

        Ход занятия.

  • Оценить себя, заполнив таблицу.
  • Обсудить, какого человека можно назвать «хозяйственный человек».

     

      Вопросы для обсуждения:

  • Какие, на ваш взгляд, у вас есть полезные привычки?
  • Какие привычки вредные?
  • Какие привычки вы хотите выработать у себя?

Я не могу

Когда-нибудь я это сделаю

Это легко, я это сделаю обязательно

Я не хочу

Я не могу

Обзор озабоченного потребителя

Собирать макулатуру

Использовать для записей обе стороны листа

Собирать и сдавать пустую посуду

Использовать многократно пластиковые пакеты

Покупать молоко в бутылках, а не в пактах

Не выбрасывать мусор в унитаз

Делать компост из мусора на садовом участке

Использовать детали старых механизмов для ремонта

Не выбрасывать одежду, из которой выросли, а отдавать другим

  • Предложите свои привычки, которые не вошли в обзор?

День 3.

Занятие 1. Головоломка.

Цель: придумать проекты, которые можно выполнить самим, чтобы сохранить окружающую среду.

Материалы: большой лист бумаги, ножницы, фломастеры.

Подготовка: вырезать из бумаги большой круг. Разрезать круг на пять кусочков.

  Ход занятия:

  • Разделить детей на 5 групп.
  • Каждая группа получает кусочек круга, но дети не знают, что это часть круга.
  • Попросить ребят придумать маленькие, простые проекты, которые они смогут сделать у себя дома, во дворе, школе и т.д.

Вопросы для обсуждения:

  • Какую форму мы построили?
  • Что изображает эта форма?
  • Что случится, если мы не выполним один проект?

В заключение можно провести развлекательные мероприятия на экологическую тему (викторину, КВН, экологическую дискотеку и т. д)

Литература

1. Биология в школе журнал, Москва,  «Школа –Пресс», 2018г., стр.2,17,43

2. Марфенин Н. Н. Устойчивое развитие человечества; Издательство МГУ - Москва, 2018, стр.24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического кружка "Росток"

Программа «Росток» имеет экологическую  направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы ...

Программа экологического кружка.

Программа экологического кружка рассчитана на 2 года, по 108 часов в каждом ( 3 часа в неделю). Программа создана в основном для изучения экологической ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской обла...

Программа экологического кружка

Программа экологического кружка опробирована, показала отличные результаты...

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...

Программа экологического кружка

Программа дополнительного образования творческого объединения « Здоровье человека и окружающая среда» Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.Программа рассчитана на 3 года обучения....

Программа экологического кружка "Наш дом -Земля"

Программа  направлена ра развитие экологического образования в школе....

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...