С легким паром
проект по краеведению на тему

Тарковская Оксана Александровна

Сценарий праздника, посвященого русской бане

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_legkim_parom.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник русской бани «С легким паром!»

Звучит музыка «Деревня моя..»

Выходят девушки, выставляют на сцене реквизит, имитируют действия : топят баню, носят и переливают воду, несут дрова и т.д.

(слова за кулисами)

Войду в ельняк,                                        

Потрясу березняк,

И жарко и ярко

И хочется.

1.Мы сейчас рассказ начнем

2.Да частушки пропоем,

3.Хоровод на сцене спляшем,

4.Веничками мы помашем,

1.Все для зрителей, все даром

Все: Вам программа «С легким паром!»- перестроения, музыка

1.В жизни мирной или бранной

У любого рубежа

Благодарны ласке банной

Наше тело и душа!

2.От села и до села

 ей возносится хвала,

смыть усталость, пыль и пот

в баню тянется народ.

3. Шайку в руки и давай,

Мыло хлещет через край.

Грязь и копоть без следа

Смоет щедрая вода.

4.Взявши веник, на полок

Заберись под потолок.

Охлестнись разок- другой,

- С легким паром, дорогой!

1.Русская баня – довольны все гости!

Поддай-ка парку, чтобы хрустнули кости!

Чтоб веник терзал раскаленное тело,

И чтобы в сугроб поскорей захотелось.

-Верьте нам и млад и стар-

-Всем полезен банный пар.

-И все хорошо: и здоровье, и сила.

- Русская баня, всем угодила.

Музыка та же, дети выполняют переходы по сцене .

1.На Руси  парная баня известна с глубокой древности. Летописец Нестор говорил: «когда святой Апостол Андрей отправился в Новгород, он увидел чудо – парившихся в бане людей, в ней все превращались по цвету в сваренных раков».

2.В народе баню называли: мыльня, мовня, влазня, сходня. Своя баня имелась в каждом деревенском доме. Это средство гигиены и универсальное лекарство. В народе говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».

3.Пребывание в бане и отдых после нее на Руси издавна обставлены ритуалами. Почти в каждой семье есть свои традиции. Но главная цель - почувствовать себя вновь рожденным. «Помылся, как вновь родился», говорят в народе.

На фоне музыки: ( слова за кулисами)

 Печка рьяно греет,

Уголь ярко тлеет.

А от духа мяты

Тело воском млеет.

1.На Руси известны разные бани.

2.Баня по-черному – это баня с печкой без трубы и дым от печи идет прямо в парилку. В такой бане стены прокопченные и чувствуешь особый дух от дров.

3.Баня по-белому – это баня с печкой и хорошим дымоходом. Парятся  здесь обычным порядком до седьмого пота, такая парка, то небу жарко.

4.А была еще влазня – баня в русской печке. Когда печка остынет , внутрь ставили ушат с холодной водой для нагрева и стелили солому. Забирались внутрь и парились.

Музыка « Во поле береза стояла», перестроения

1.Эх, поддам я жару,

Да побольше пару.

Да на камни брошу

Своего отвару.

2.Колдовское зелье

Душу успокоит,

А горячий веник

Тело пусть накроет.

3.В бане традиционно парятся. В народе говорят:

«Который день паришься, тот день не старишься»

4.«Задай, милок, свежий парок! Чтобы спинушка пропотела, да головушка просветлела!»

1.«Баня – мать вторая, кости распарит, все дело поправит!»

2. « Парься, не ожгись, поддавай, не опались, с полка не свались»

2.Главный предмет в бане – веник. Без веника и баня не баня. Он может быть любым: из крапивы, из черемухи, из липы, из ольхи, из сосны, дуба, смородины, полыни, можжевельника, но главное, чтобы был.

3.Но король веников – березовый. ( достают веники)

4.Маленький, мохнатенький всех людей перебил и царю не спустил.

1.Чего маленькие детки боятся, а взрослые почитают.

2.Вечор меня зеленушка уползал, уерзал и спать уклал.

3.Чтобы избавиться от хвори, парились и приговаривали:  «Брошу хулу-гулу под березов куст, чтоб изболело древо, чтоб вылечилось тело».

4.Береза среди славян считалась деревом-духом,деревом Берегинь, защищающим от злых сил, приносящим счастье, здоровье и тепло.

Хоровод « Во поле береза стояла»

Выходит баеник:

Я очень жесток: я чудовище бани

И рад я всегда познакомиться с вами.

( выполняет озорные движения:пугает, брызгает водой, машет веником, каждый раз приговаривая:

«Праздничай по средам, ходи в баню по субботам.»

«Помни день субботний- банный день.»

«Баня  не заговенье, на нее запрета нет.»

 

1.Это банник, у славян – дух, хозяин бани. Его  в народе называют по-разному: баеник, байник, байнушка.

2.Его почитали как доброго, радушного хозяина, который не навредит хозяевам, но может и невзлюбить людей.

3. «Нет злее банника, но нет его и добрей».

Б: Да, я люблю мыться  после всех людей, в кипятке, париться хозяйским веником. А кто придет в баню после захода солнца или в четвертую очередь, напугаю, обрызгаю кипятком, напущу угару, запарю до смерти.

3.Для того чтобы банник не причинял вреда людям в бане, его всячески задабривали, приносили дары - хлеб, посыпанный солью, ковш кваса.

4.В бане не шумели, не ругались и баню содержали в чистоте.

Б: Я для людей невидимый, но меня можно услышать, особенно ночью. Я шебуршусь, ворочаюсь в куче свежих веников, бормочу за каменкой, изредка показываюсь людям. То с длинными волосами, то в листьях от веников, то огромный и мохнатый.

1.После бани банника благодарили. «Тебе баня на стоянье, а нам на здоровье».

Б: ко мне приходят погадать, например ,купцы- на удачу в торговле: посыпанный солью пятак оставляли в бане, а утром до зари забирали. Если соль растаяла –то я, банник, заговорил пятак на удачу.Любят и девки гадать в бане. Если ко мне с добром, так и я с уважением! «У образов кланяйся праведнику, а в бане баенику!»

Б.уходит.

2.Спасибо тому,

Кто печку топит в бане и греет воду в чане.

3.Еще тому спасибо, кто поддает нам жару и не жалеет пару.

4.Спасибо заботливой хозяйке! И тому, кто сделал шайки!

Кто дровишек нам припас, вяжет веники для нас!

Частушки.

Б.

Трижды тридевять годов

У злодеев, у врагов,

Пусть не будет жаркой бани

И воды не будет в чане.

Пусть для вора и  мошенника

Не найдется в бане веника!

(Поклонились под музыку, начинают убирать вещи.В это время

Слова за кулисами:

Некогда на небесах мылся Бог. Пена разлетелась во все стороны и, упав на землю, смешавшись  с водой, сотворила человека. Когда же Бог увидел со своей высоты, что с земли поднимаются голые люди, он плеснул с верху на них водицы из небесной баньки. И сказал: «Да не гоже вам быть такими чумазыми». С тех пор русские стали почитать баню, и сам Господь наказал им мыться.

После того, как все убрали, возвращаются на сцену, хором:

«С легким паром!»

Сказка о волшебных красках.

-Апчхи! Здравствуйте, наши маленькие друзья!  Хотите с нами  познакомиться?  Мы – старые бабушкины очки. Извините за столь неопрятный вид - мы  запылились и перевязаны в нескольких местах, наши гаечки развинтились - все реже нами пользуются, и мы забыли, когда  в последний раз читали сказки.

А было время, когда мы не слезали с бабушкиного носа и все читали, читали внукам сказки. Сколько мы их  прочитали, что и не счесть: о волшебных и умных  вещах,  о прекрасной царевне,  о глупом мышонке, о Красной шапочке, о Герде и Кае, о злом волке и хитрой лисе... Да все и не упомнить. Главное, что все сказки очень нравятся детям. Они готовы слушать их бесконечно. А некоторые сказки нам приходилось перечитывать по несколько раз.

 Но сейчас мы   хотим рассказать вам одну  старую, почти забытую, но очень красивую  сказку. Её мы услышали от нашего старого друга  –  пенсне. Послушайте ее, наши маленькие друзья, наверняка, она вам понравится…

        Говорят, что  было это очень давно, так давно, что и  на Земле еще никого не было. Вокруг было тепло и красиво, цвели невидан-ной красоты цветы, звучали неслыханной красоты звуки.   И  жили здесь только  четыре  молодые красивые девушки.  И  были они не-разлучны, и всегда помогали друг другу. И всё у них было  хорошо.

 Но вдруг напали на Землю  холод, сырость и мрак. Погибли от  холода цветы, перестали петь птицы, солнце не могло пробиться сквозь толстые мрачные тучи. Девушкам приходилось   много работать: им очень хотелось спасти красоту Земли, на которой они жили. Так они трудились  долго-долго, изо дня в день. На их руках появились мозоли, страшные раны кровоточили, волосы их растрепались, а одежды превратились в лохмотья. Но девушки не  переставали трудиться, потому что любили эту Землю.

 Однажды сквозь мрак  и тучи они увидели  старое засохшее дерево, на ветках которого висели чудом сохранившиеся разноцветные ленты. Девушки уже  не ожидали увидеть в хаосе холода, мрака и тьмы яркие краски. Их глаза привыкли видеть только серое и черное. Они обрадовались  и подбежали к дереву. Это был старый большой дуб. От непогоды и холода он совсем заболел, кора его потрескалась, корни обнажились, когда-то крепкие сучья надломились. С трудом они узнали своего старого друга- великана, под раскидистой кроной которого они так любили отдыхать после трудов праведных. Ни одного листочка не осталось на дубе, злой холодный ветер разметал их в разные стороны. И лишь яркие ленты трепетали на ветру,  кем-то крепко привязанные к ветвям. Это были четыре ленты: зелёная, красная, желтая и белая. Завороженные, девушки смотрели на ленты. Им захотелось снять их и сохранить, пока злые силы не уничтожили последние яркие краски. Первая  девушка отвязала себе зеленую ленту  и заплела ее в косу, вторая девушка отвязала себе красную ленту и обвязала её вокруг головы, третья девушка отвязала себе желтую ленту и повязала её на шею,  последней девушке досталась белая лента, она повязала её на пояс. Усталые, но довольные девушки вернулись в свое убогое жилище и легли спать.

 А на утро произошло чудо.  Раньше всех проснулась девушка с красной лентой. Она пошла  за водой на колодец. С каждым ее шагом  Земля становилась теплее, сквозь мрачные тучи пробился первый робкий солнечный лучик. Он проводил девушку до колодца и  коснулся воды.  За ним вскоре показались и другие лучики. Небо стало чистым и голубым. И постепенно стали исчезать серые краски, сменяясь нежными розовыми и красными. Умылась  девушка солнечной водой и стала прежней красавицей. Брызнула она этой водой на своих подруг, и они тоже стали прежними красавицами.

 Вышла на улицу девушка с зеленой лентой, и зазеленела под ногами трава, пробились молодые листочки на деревьях, луга запестрели цветами.  А Земля умылась теплым дождиком.

За ними поспешила на улицу девушка с желтой лентой. При её появлении леса оделись в желтые наряды, в небе послышались журавлиные  клики.

Последней вышла на улицу девушка с белой лентой и увидела красоту невиданную. При её появлении закружились в небе белые снежинки, переодевая Землю в нежно-голубые цвета. Деревья покрылись белым кружевом инея.

Побежали девушки к дубу-великану. Ласково встретил их старый друг. Был он теперь ещё красивее прежнего. Стали девушки спрашивать дуб, отчего такое чудо произошло? Мудрый дуб прошелестел своей густой кроной, что чудо сотворили они сами, потому что у них трудолюбивые руки и добрые сердца. А в награду подарил дуб девушкам по помощнику – по доброму молодцу. Кому - в зеленой шапочке, кому- в красной рубашке,  кому -в желтой курточке, а кому- в белой шубке.

Так вернулись на Землю разноцветные краски, а с ними красота и порядок. А злой холод, сырость и мрак исчезли бесследно.

 Вот и закончилась наша сказка. Мы думаем, что вы догадались, наши внимательные слушатели, о чем эта красивая сказка: чтобы встретиться с чудом, надо очень много трудиться и верить в чудеса. И ещё.  Может так, а может и не так, появились на свете времена года: зима, весна, лето, осень. Но нам очень понравилось.

Надеемся, что вы расскажете эту сказку своим друзьям, или ещё раз вместе её прочитаете. А нам пора ложиться спать в свой старый футляр. Но если вы захотите услышать ещё интересную сказку, стукните тихонько по футляру, и мы снова встретимся. Мы будем ждать... Пока-а... Спокойной ночи...

Отчет о туристском путешествии

участников краеведческих кружков

МОУ ДОД ЦВР-МОУ ООШ пос. Травково

Эти сердцу милые края

Боровичский район Новгородской области

 Травковское сельское поселение

Пос. Травково-Абросимовский бор-д.Сутоки-Рядок- р. Круппа-пос. Травково

Однодневный поход 30 сентября 2007 года

                                                Руководители похода :

                                               Андреева Вера Валентиновна-

                                               Руководитель учебной группы

                                               «Историческое краеведение»,

                                               Тарковская Оксана Александровна

                                                Руководитель учебной группы

                                                «Литературное краеведение»  

 

Данный маршрут путешествия был выбран по следующим причинам:

-Абросимовский бор с прилегающей р. Круппой- является государственным памятником природы, этот массив представляет ценность своим флористическим составом, наличием редких ксерофитных видов, в его окрестностях находятся исторические жальники. Но  современное состояние бора вызывает тревогу, так как хозяйственная деятельность человека ведет к его уничтожению- он подвергается вырубке, здесь ведется разработка песчаных карьеров.

-д. Сутоки-Рядок  представляет литературно-исторический интерес, так как здесь были расположены две приходские церкви Во имя Рождества Иоанна Предчети и святой Параскевы, построенная в 1783 году тщанием прихожан, и Церковь в честь Воскресения Христова, построенная в 1914 году тщанием прихожан. Есть возможность сбора фольклорного и исторического  материала, так как деревня богата старожилами.

Перед нами стояли следующие цели:

-изучение культурного и исторического наследия родного края;

-организация охранной деятельности памятников природы;

-сохранение традиций и обычаев русского народа;

-накопление  и отработка туристских  навыков.

Для выполнения этих целей мы поставили следующие задачи:

-выявить проблемы современного состояния Абросимовского бора и исторических жальников;

-очистить берег р. Круппы от бытового мусора;

- собрать фольклорный материал и материал о церквях       д. Сутоки-Рядок;

-усовершенствовать туристские навыки.

Краткая характеристика района путешествия

Наша группа состояла из 15 учеников и двух руководителей, один родитель.  Возраст участников путешествия от 10 до 15 лет. Данный маршрут рассчитан на один день. Осуществленный нами поход проходил  в Боровичском районе Новгородской области, на территории Травковского сельского поселения.

 Нам предстояло пройти пешком 20 км-10 км от п. Травково через деревни  Большое Фофанково, Маленькое Фофанково, деревни Сутоки- Рядок и Абросимовка до конечного пункта Абросимовский бор. И 10 км обратно в течение 12 часов. Поход начался в 8.00 из п. Травково в южном направлении на д. Сутоки-Рядок. Пешком  в колонне   мы прошли 3 км по асфальтированной дороге Боровичи- Сутоки. По данному маршруту осуществляется автобусное сообщение два раза в день: 6ч.25 мин. и 13ч.40мин. из Боровичей. Время пути в одну сторону составляет один час. Дорога проходит по равнинной территории, слегка извилистая, активно используется автомобильным транспортом. Вдоль дороги расположены смешанный лес и заброшенные совхозные поля.

На пути следования , в 3 км от п. Травково находятся близко расположенные друг к другу  деревни- Большое Фофанково и Маленькое Фофанково, которые возникли примерно в одно   время   с д. Сутоки-Рядок. Здесь находится автобусная остановка. Сейчас в них много заброшенных домов, жилыми являются лишь несколько , где живут люди очень преклонного возраста. Скот никто не держит. Молодежи или школьников в деревнях нет. Электричество есть, в одном из домов имеется телефон. Магазинов нет, доставку продуктов осуществляет автолавка два раза в неделю. Медпункта тоже нет. Почтовая связь осуществляется почтальоном раз в неделю.

В 500 м от этих деревень, слева  по пути нашего следования     ( на запад)    находится     поворот     на д. Котельниково, до неё от дороги 2 км по грунтовой дороге. А напротив поворота ( на восток), с другой стороны дороги, находится фермерское хозяйство Шишиных.

Далее по пути следования на протяжении 4 км до д. Сутоки-Рядок особых достопримечательностей нет, лишь редкий сосновый бор вдоль дороги. Дорога заканчивается развилкой: направо ( на восток)- д. Ушаково ( грунтовая дорога), налево( на запад)- д. Сутоки-Рядок; асфальтированная дорога здесь заканчивается.

Деревня Сутоки относительно большая, здесь имеются: магазин, медпункт, библиотека, дом культуры, местный почтальон ( без отделения связи),в нескольких домах есть телефоны, установлен таксофон. Летом здесь очень много дачников. В деревне есть Святой источник, из которого мы пополнили запасы воды. Река Круппа делит деревню на две неравные части, которые соединяет небольшой мост, по которому разрешено движение автомобилей. Тишину деревни нарушают большегрузные «КАМАЗы», которые доставляют песок из карьеров, расположенных за деревней.

 До Абросимовского бора осталось 3 км по грунтовой дороге на юго-восток, через д. Абросимовка, в которой осталось всего пять жителей. Здесь много заброшенных домов. Далее через смешанный лес до бора. Это конечная станция нашего похода.

В день похода была теплая осенняя погода, ветер юго-западный , 3 м\с, температура воздуха в течение дня 10-15 градусов тепла, переменная облачность.

График движения по маршруту.

Техническое описание маршрута.

переходы

Км и время

Способ передвижения

Особенности

1.

П.Травково-д. Б.Фофанково, М.Фофанково

8.00-8.40

3км

Пешком по обочине в колонне,

С песнями!

Изучение окрестностей, записи в дневнике похода

2.

Первый привал,чай

8.40-9.00

3.

Д.М.Фофанково-д. Сутоки (Святой источник)

9.00-10.00

4 км

Пешком по обочине  в колонне

Изучение окрестностей,

Сбор информации

об источнике

4.

Второй привал- бутерброды, чай, кофе

10.00-11.00

5.

Посещение Сутокского клуба, встреча с Тарасовой Н.Б.

«История           д. Сутоки- Рядок»

11.00-12.00

Знакомство с домом культуры, его заведующей, записи в дневнике

6.

Обход старожилов д. Сутоки, сбор фольклорного и исторического материала

12.00-13.30

Пешком по деревне

Записи фольклорного материала, история церквей д. Сутоки, фотоснимки

7.

Д. Сутоки- Абросимовский бор

13.30-14.30

Пешком по грунтовой дороге

Изучение окрестностей,

Записи в дневнике похода

8.

Разбивка лагеря, организация обеда и полезной  

деятельности       ( по группам)

14.30-17.00

1 группа (3 чел)-обед

2 группа( 6 чел)-уборка берега реки,

3 группа (6 чел)-изучение состояния бора и жальника

Работа по группам            с руководителя-ми, записи  в дневниках, фотоснимки

9.

Вкусный обед!

15.30-16.00

Похвалить поваров

Обмен впечатлениями

10

Продолжение работы в группах

16.00-16.40

11

Сворачивание лагеря, уборка места отдыха

16.40-17.00

Соблюдение всех правил безопасности

и культуры

Быстро и чисто!

12

Обратный путь:

Абросимовский бор-Сутоки;

Д.Сутоки-Котельниковская повертка (привал)

Котельниковская повертка-п. Травково

17.00-18.00

3 км

18.00-19.00

3,5 км

19.00-20.00

Пешком по обочине дороги в колонне

Обмен впечатлениями

Первые итоги

Абросимовский бор

Абросимовкий бор является государственным памятником природы на территории Травковского сельского поселения, имеет паспорт государственного образца

Старый сосновый бор, расположенный на всхолмленной равнине ( абсолютная высота 168 м).

С одной стороны ограничен крутым с песчаными обрывами берегом реки Крупы, с другой стороны тоже высоким берегом ручья Ольховец. Леса густые, на многих участках поднимается сплошной еловый подрост. Абросимовский бор богат грибами, ягодами. Подъезд к бору удобен и со стороны Боровичей и со стороны Угловки. Дорога пересекает лесной массив по диагонали.

 Бор представляет ценность своим флористическим составом и наличием редких ксерофитных видов. По сведениям местных жителей здесь велика численность кабана, есть боровая дичь.

Угрозу Абросимовскому бору представляет хозяйственная деятельность на этой территории.  Спелые , с большим запасом древесины леса практически вырублены и сведен колесами и гусеницами экскаваторов, бульдозеров, машин завода силикатного кирпича и комбината Огнеупоров. Растущие овраги изрезали большую часть бора. Исчезают некоторые представители дикой фауны, в том числе и птицы. Зато в большом количестве появляются вредители полей. Лес- наше неоценимое богатство, мы обязаны его беречь и сохранять для будущих поколений.

Наша экспедиция констатировала:

Абросимовского бора практически нет!

Мы решили, что наша задача состоит в том, чтобы активизировать работу по сохранению оставшихся сосен среди местного населения.

Фольклорный материал.

Заклички.

Дождик, дождик, пуще,

Дадим тебе гущи!

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку

Дождик, дождик, пуще,

Дадим тебе гущи!

Дадим тебе каравай-

Весь день поливай!

Ещё хлеба каравай-

Ты пошибче поливай!

Радуга-дуга!

Неси меня в луга!

Не тем концом-

Золотым кольцом!  

 д.Б. Фофанково, Иванова Надежда Семеновна

Частушки

Как у наших у ворот

Огородят огород.

Парень колышки вбивает,

Девка колья подает!

Пойду плясать,

Головой качну.

Сама карими глазами

 завлекать начну.

Играй, гармонист,

Чтобы было жарко,

Ты не с нашего села,

Мне тебя не жалко.

д. Сутоки-Рядок, Будашова Вера Николаевна

Организационные и хозяйственные вопросы.

      1.Подготовка к походу:

-составление плана подготовки, распределение обязанностей-руководители

-работа по группам по подготовке-руководитель группы

-ознакомление с литературой и картами по району путешествия-Тарковская О.А.

-разработка маршрута путешествия и графика его прохождения- Андреева В.В.

-составление сметы и перечня необходимых продуктов, закукпка-Андреева В.В.

-пробная укладка снаряжения и оборудования, продуктов-Андреева В.В.

-сбор аптечки- Шкутова Л.Ю. ( родитель)

-сбор фотопринадлежностей- Тарковская О.А.

-медосмотр участников похода- Шкутова Л.Ю.

-повторение правил Дорожного движения и основ безопасности-Андреева В.В.

    2.Перечень продуктов:

-хлеб: 3 буханки черного и 3 батона белого

-картофель-1 кг для супа

-макароны-1,5 кг

-тушенка говяжья -2 банки по 0,5

-чай- 1 пачка 50 г

-сахар кусковой-0,5 кг

-консервы рыбные в масле -2 банки для супа

-соль, специи

-сыр твердых сортов-о,5 кг

-печенье сухое-1 кг

    3.Денежные расходы: стоимость необходимых продуктов поделили на    количество участников, получилось по 50 руб. с человека.

4.Перечень необходимого группового оборудования:

-два ведра для приготовления первого и второго блюда

- поварешка

-ножи

-топор

-спички

-канцелярские принадлежности ( бумага, ручки)

5.Перечень личного снаряжения:

-рюкзак

-столовые принадлежности( ложка, миска, кружка)

-головной убор

-перчатки

-предметы личной гигиены.

Сведения о составе группы:

Фамилия, имя

Класс, возраст

Домашний адрес

Обязанность в группе

1.

Андреева Вера Валентиновна

Учитель

Истории

Д. Плосково

Руководитель

Учебной группы

2.

Тарковская Оксана Александровна

Учитель

литературы

П. Травково

Руководитель учебной группы

 3.

Шкутова Любовь Юрьевна

Родитель

ученицы

П. Травково

Повар

4.

Тарковская Карина

7 кл, 13 лет

П. Травково

Сбор фольклорного материала

5.

Тимофеева Елена

9 кл, 16 лет

П. Травково

Сбор исторического материала, фотограф

6.

Соловьев Максим

9 кл. 16 лет

П. Травково

Сбор экологического материала

7.

Выприцкая Ирина

8 кл. 14 лет

Д.Плосково

Сбор исторического материала

8.

Сергеева Ольга

7 кл. 13 лет

П. Травково

Помощник повара

9.

Шкутова Марина

9 кл. 15 лет

П. Травково

Сбор экологического материала

10.

Исмаилова Самира

7 кл. 13 лет

Д. Сутоки

Сбор фольклорного материала, связь с Сутокским ДК

11.

Байрамова Перване

8 кл. 14 лет

Д. Сутоки

Сбор исторического материала

12.

Кирщин Иван

7 кл. 12 лет

П. Травково

Сбор фольклорного материла,

Костровой

13.

Шарафутдинова Алия

7 кл. 13 лет

П. Травково

Сбор экологического материала,

Аптечка

14.

Кириллов Сергей

9 кл. 16 лет

П. Травково

Организатор уборки берега

15.

Васильев Дмитрий

8 кл. 14 лет

П. Травково

Сбор фольклорного материала

16.

Васильева Даша

6 кл. 12 лет

П. Травково

Сбор исторического материала

17.

Суворов Артем

9 кл. 16 лет

П. Травково

Ведущий дневника

18.

Осипова Таня

9кл. 16 лет

п. Травково

дневник

Литература для руководителя:

Бардин В.К. «Азбука туризма». М. Просвещение, 1981.

Васильев И.В. «В помощь организаторам и инструкторам туризма» М. Профиздат, 1983.

Великорецкий А.Н. « Первая помощь до прихода врача» М. Медицина, 1972

Строев К.Ф. « Краеведение» М. Просвещение, 1985.

Литература для школьников:

Берман А.Е. «Юный турист» М, Физкультура и спорт, 1990

КупринА.М. « Умей ориентироваться на местности», М, Просвещение  1998

Карманный справочник туриста, М, Профиздат, 1982

Заключение.

Совершенный  поход дал нам множество впечатлений от увиденного в пути, от проделанной общественно-полезной работы, от встреч с людьми. Все участники похода остались довольны совершенной работой и готовы продолжать свои путешествия по родному краю теперь уже в многодневных походах. Чувство важности выполненной работы, её актуальность позволили нам стать причастными к культурному и историческому наследию родного края .Мы поняли, что каждый человек может быть творцом истории и носителем культурных ценностей своего народа. От  нас зависит будущее планеты и её самых маленьких уголков, таких, как наш поселок. Прикосновение к природе окрыляет и оздоровляет. Не сиди дома , присоединяйся к нам, бери рюкзак и в поход!

Однако, есть и горький осадок. Увиденное в Абросимовском бору глубоко нас потрясло! О чем думают современные « дельцы», уничтожая не просто природу, а её сокровища? Что оставим мы будущим поколениям? Теперь, видимо, Абросимовский бор останется на бумаге и в памяти немногих старожилов, которые видели его во всей красе. Такому же варварству подвергается и Котельниковский бор .Жаль, что наш детский голос не слышат ответственные товарищи.

С чувством тихой грусти мы смотрели в черные глазницы окон заброшенных домов в деревнях. Когда-то здесь кипела жизнь... Кто-то построил эти дома, вложив в них все свое умение и любовь, надеясь, что здесь будут жить потомки. Но времена изменились. Молодежь уехала за легкой жизнью в город. А старые дома по-прежнему стоят и ждут своих хозяев. Они еще держатся, видимо, крепко сладили их первые хозяева. Но время уверенно делает свое дело, и кое-где остался только фундамент, заросший бурьяном. Сколько таких умирающих деревень по всей стране? А по нашей области? Да что далеко ходить, в нашем сельском поселении? Об этом мы спросили в администрации, у старожилов. Список составили около 15 деревень. Хочется верить, что придет время, когда начнется возрождение русской деревни на современном уровне, чтобы была работа, хорошие магазины, большая школа и детский сад, чтобы по утрам кричали наперебой петухи, чтобы мычали коровы и хрюкали поросята, а люди копались в своих огородах, пряли шерсть, валяли валенки, вязали варежки да носки, как когда-то...

И еще хотелось бы, чтобы восстановили церковь в Сутоках...

Будущее, в котором хочется жить.

Засыпая, я прислушиваюсь к тихому ходу часов. Тик-так, тик-так… Проходят стрелки круг за кругом, отсчитывая секунды, минуты, часы, года, века…

Время неумолимо идет вперед, и ничто не может его остановить, потому что все находится в вечном движении. Нет у времени начала, нет и конца.

Вот и я – маленький человек на огромной планете, ее частица, - нахожусь в великом движении природы.

Тик-так, тик-так… Распахнул свои двери 21 век. Что нас, молодых, ждет в будущем? Что мы, молодые, можем сделать сегодня для будущего? Кажется, что  человек познал все: он проник в тайны природы, научился летать, покорил космос, создал компьютерный мир и удивительный мир  образов и фантазий. Все? Это предел? А что же остается будущим поколениям, не тем, далеким, а нам, завтрашним.

Тик-так, тик-так… Многое на земле создано руками человека. Но нельзя забывать , что человек-созидатель может стать человеком-разрушителем.

Тик-так, тик-так…А как же я? Как мне хочется заглянуть в будущее и  узнать, что будет со мной  через десять-двадцать лет? Что увидят мои дети и внуки? Каждый из нас- маленький человек на этой большой планете, и от каждого  зависит будущее планеты и последующих поколений.  Каких бы вершин не достигла наука, каких  бы высот не покорил  человек, он должен во все времена оставаться Человеком, любящим свою Землю.

Придет время – города достигнут очень больших размеров, по дорогам будут ходить вместительные, уютные чудо- машины, по небу будут летать невиданные умные звездолеты.

Но я хочу, чтобы моя родная деревня   оставалась такой же первозданной и доброй  даже в далеком будущем. Я хочу, чтобы мои дети и внуки могли любоваться восходом солнца не из окна многоэтажного дома, а на берегу тихой речки, могли шлепать босиком по первой весенней траве, а не по горячему асфальту городов,  любоваться  высокой радугой, а не разноцветием рекламных щитов, слушать в лесу пение птиц, а не какафонию современной музыки, пить воду из чистого родника, а не «Кока-колу» из пластиковых бутылок.  Я хочу, чтобы в далеком будущем звучали народные песни, плачь русской гармоники,  добрые русские  сказки , чтобы наш прекрасный  напевный русский язык знали наши потомки. А еще я хочу увидеть в далеком будущем необозримые золотые поля пшеницы с голубыми васильками, хочу   искать под елками  грибы-боровики, собирать горстями горько-сладкую бруснику, хочу любоваться   шапками нежных незабудок,  хочу наслаждаться смолистым запахом елей и ароматом крупных соцветий иван-чая, вспоминая свое далекое счастливое детство.

 

Я хочу, чтобы на всей планете дети жили дружно и счастливо, и не знали, что такое терроризм, чтобы это позорное поведение человека навсегда исчезло с нашей планеты.

Возможно , и наш флаг станет другим  через 50-100 лет, но главное, что он будет нашим, Российским, флагом. Мои потомки, я надеюсь, будут с гордостью петь гимн,  говорить на родном русском языке, читать Пушкина и Достоевского, назначать свидания на Красной площади и сумеют сохранить тот большой мир ,в котором я живу  сейчас , который передали мне мои   отец и дед.

Тик-так, тик-так… Я засыпаю, а перед глазами  - ромашковое поле, тихая речка, жужжание пчел ,  коза Катька…

Тик-так…

Дело было вечером,

 Делать было нечего.

Мы сидели на скамье

И играли на трубе.

Вдруг Сережка из окошка

Крикнул громко нам: «Сюда!»

Все пошли к Сережке в дом

И похвастался нам он:

«Будем с вами мы играть,

Чтобы время нам занять.

У меня есть руль, колеса

Я – водитель пылесоса!

Ты бери машинку с полки,

Ты – автобус –едешь с горки!»

Ты, Сережка, все мечтаешь

Стать шофером? Понимаешь,

Чтоб учиться на шофера

Надо многое уметь.

Поиграем! Ты -  водитель!

Эй, водитель, тормози

И скорей нас подвези!

Наш водитель тормозит,

На пешеходов не глядит!

Разговор заводим с ним.

Он скорей нам отвечать,

А водитель за рулем

Должен ехать и молчать!

Посмотрели на часы:

-Ой, опаздываем мы!

Понял все шофер наш сразу

И прибавил больше газу.

Не увидел знака слева.

Вот беда! Попали все мы!

Правила шофер нарушил,

Пассажиров все он слушал.

Мы проверили тебя-

Ты водитель «никуда»!

Чтобы стать водителем

Поиграть, вы, не хотите ли?

Эй, водитель, тормози!

«Зебру» видишь на пути?

Светофор мигает глазом-

Все должно понятно сразу!

Вот дорога с поворотом-

Ты смотри, водитель, в оба!

Будь внимательнее к детям:

К Олям, Светам даже Петям!

Пропусти ты их вперед!

Будет уважать народ

Таких внимательных водителей!

Это история произошла очень  давно, когда вас, мои дорогие слушатели, еще не было на свете. А  произошла эта история в одном лесу, который вы не найдете ни на одной карте. Итак, мои дорогие слушатели, все началось с того…

В лесу уже начал таять снег, весеннее солнце все чаще заглядывало в лес. Наступала настоящая весна. Кое-где начали показываться первые проталинки. А на них, вы только поглядите, появились первые весенние цветы. Вы, мои дорогие читатели, их прекрасно знаете – это подснежники. Давайте подберемся к ним поближе и послушаем, о чем же они перешептываются.

- Как  хорош этот весенний денек! – тихо произнес подснежник на тонком стебелёчке.

- Да, только солнышко мало еще пригревает,- поддержал разговор соседний цветок.

- Все ничего, только жаль, что нашу красоту никто и никогда не увидит, - с грустью произнес  самый красивый подснежник.

Действительно, эти первые весенние цветы были украшением весеннего леса. В них было все: и первые лучи солнца, и весенний ветер, и прелесть талой воды, и нежность природы.

- Непр-равда! – раздался чей-то голос. – Это непр-равда!

Подснежники подняли свои бело-голубые цветочки вверх и увидели сидящего на ветке березы воробья.

_ Что, простите, неправда? – в один голос  спросили цветы.

- Непр-равда то, что вас никто не знает, - весело прочирикал воробей.- Я, например, любуюсь вами уже третий день. Вы мне очень нравитесь.

Подснежники от смущения склонили свои нежные головки.

- Лес большой, уважаемый воробей, и только одному воробью мы понравились. Все цветы закачали  своими лепестками в знак согласия.

Воробей вспорхнул с ветки и улетел. Подснежникам  стало еще грустнее.

На следующее утро около лесной проталинки произошло чудо. Подснежники проснулись от непонятного шума. Когда они подняли свои нежные головки к солнцу, то были удивлены. На всех кустах и деревьях сидело такое множество разных птиц, что они и не знали, чем обязаны такому вниманию.

Отовсюду были слышны голоса:

-Они великолепны!

-Они очаровательны!

- Чудо, да и только!

- Вы только представьте! Зимой цветы!

Подснежники  были удивлены, что все птицы леса оказали им такое почтение. От всех этих слов подснежники встрепенулись, вытянули свои головки к солнцу и стали еще прекраснее.

Вот такая необычная история, мои дорогие слушатели, произошла весной в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легко ли прощать? Легко ли простить?

Разговор с учащимися.Любить – это значит прощать, прощать – это понять, понять – это значит знать, знать – это приблизиться к порогу мудрости.           ...

Спортивно-развлекательное мероприятие «Баня, банька или с легким паром!»

Данное внеклассное мероприятие проводится в среднем звене. Основная задача - формирование навыков здорового образа жизни. Будет полезно и другим детям....

Ирония судьбы или с легким паром.

Сценарий нового года для детей среднего и старшего возраста....

Классный час "С легким паром!"

Материал классного часа  связан со здоровьесбережением. Рассмотрены традиции народов мира, особое внимание уделено традиционной русской бане. В ходе беседы выясняются полезные свойства разных вид...

Сценарий мероприятия по кинофильму "Ирония судьбы или с легким паром"

Внеклассное мероприяти по кинофильму "Ирония судьбы или с легким паром". В мероприятии прозвучали стихи и песни известных советских и российских поэтов....

Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?

Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....