Рабочая программа «Край родной»
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему

Шишкина Алевтина Евгеньевна

Рабочая программа «Край родной» Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_rodnoy.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салабайкасинская основная общеобразовательная школа» Чебоксарского района Чувашской Республики

Рассмотрено на заседании педагогического  совета школы

Протокол №1  от «28» августа 2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Салабайкасинская ООШ»

_____________ Директоров А.П.

Приказ №  55/7  от «31» августа 2015 г.

Рабочая программа

«Край родной»

Внеурочная деятельность

 Основное общее образование

  5-7 классы

Учитель: Шишкина Алевтина Евгеньевна

Прогнозируемые результаты:

        Сбор материала для создания музея. Создание музея. Превращение музея в центр школьного патриотического воспитания. Главное, чтобы учащиеся школы выросли  неравнодушными к судьбе своей школы, деревни. В будущем они приложат все силы, чтобы родная деревня и школа стали красивыми, известными не только в районе, но и за ее пределами. 

В результате занятий по данной программе учащиеся смогут научиться:

  • составлять свою родословную;
  • проводить беседы с местным населением;
  • самостоятельно собирать и обрабатывать исторический материал;
  • проводить экскурсии по школьному музею;
  • проводить туристические походы.

Основные методы работы:

- наблюдения, записи и фотографирования во время экскурсий;

- беседы, обсуждения;

- интервью с жителями деревень;

- метод коллекционирования (собирание газетных статей о своей малой Родине);

- сбор материала для музея (краеведческие находки, экспозиции) и оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции;

- метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений и навыков по краеведению.

Формы работы:

- сбор материалов, отражающих историю деревни, школы;

- работа с историческим источником с целью получения необходимой информации;

- обработка полученных материалов (составление каталогов, описание экспонатов);

- подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного материала;

- поиск и систематизация экспонатов;

- проведение тематических экскурсий, походов, прогулок;

- организация встреч с интересными людьми;

- проведение пеших экскурсий по родному краю, отражающих историю улиц, памятных мест;

- подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям;

- участие в районных и республиканских конкурсах, посвященных изучению истории родного края;

- организация информационного блока работы музея.

Содержание программы

Первый год обучения.

   Знакомство  с предметом краеведения и его атрибутикой; создание своих родословных;  история школы;  музееведение; деревня в прошлом, настоящем и будущем.  

Второй год обучения.

Изучение истории Чебоксарского района от древности к современности; дальнейшая работа по обогащению музея новыми материалами; оформление выставок и экспозиций в школьном музее; подготовка и участие на районных олимпиадах и конкурсах.

Третий год обучения.

Изучение истории образования Чувашии; дальнейшая работа по обогащению музея новыми материалами; оформление выставок и экспозиций в школьном музее; проведение обширных экскурсий по школьному музею; подготовка и участие на областных олимпиадах и конкурсах.

Потенциал краеведения

      Занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

      Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:

  • история – это история людей;
  • корни человека  - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

     В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

В содержании краеведческих знаний  можно выделить несколько концентров:

  1. Мой дом. Родословная семьи.
  2. Родная школа: история и традиции.
  3. История микрорайона школы.

Деревня: прошлое, настоящее, перспективы развития.

  1. История района.
  2. История  Чувашии. 

Реализация

      Для реализации намеченной цели, необходим комплексный подход к изучению своего края при введении в образовательную программу собственно краеведческого компонента. Его структура  включает  самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент других учебных курсов и краеведческий компонент во внеклассной работе.

     Между этими структурными единицами устанавливается связь по содержанию и по деятельности учащихся. Эта связь осуществляется как по горизонтали (на одном возрастном уровне между курсом, другими предметными областями и внеклассной работой), так и по вертикали (между разными возрастными ступенями).

     В рамках регионального компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края.

Итогом совместной работы учителя и учеников становятся краеведческие исследования.

При определении краеведческой тематики ученических исследований необходимо учитывать, что тема:

  • Должна иметь важное образовательно-воспитательное значение.
  • Раскрывать взаимосвязь страны и края, помогать, глубже осмыслить общие закономерности исторического процесса.
  • Способствовать раскрытию специфических особенностей исторического развития края.
  • Должна быть обеспечена необходимым количеством различных источников.
  • Исходить из интересов учащихся и уровня их развития.

Успех исследования определяется следующими факторами:

  • учащимся создаются условия для самостоятельных, хотя и небольших, изысканий;
  • организуются интересные школьные экспедиции, походы, краеведческие выставки, кружки;
  • соблюдаются принципы добровольности и учёта индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении тем исследования;
  • осуществляется руководство исследованием ученика, постоянно поддерживается атмосфера поиска;
  • учитель непосредственно участвует в исследовании вместе с учащимися;
  • ученики должны знать и видеть, что результаты их работы бережно хранятся в школьном музее или кабинете истории и широко используются в учебно-воспитательном процессе.

        Краеведческое образование в школе — составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями.

      Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:

  • сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
  • участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;
  • использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);
  • вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации (встречи, выступления представителей районной и городской администраций, молодежных движений, бюро трудоустройства), средств массовой информации;
  • вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей, особенно в начальной школе (совместные классные мероприятия и занятия, выполнение творческих заданий, лекторий для родителей); особое внимание в рамках регионального компонента должно быть уделено микроистории – истории своей семьи.

Формы организации  учебной  деятельности

Информационно-просвещенческие

Поисково-исследовательские

Деятельно-познавательные

Творческо-дискуссионные

Пропагандистские

1. Подготовка и прослушивание докладов, бесед с целью расширения знаний.

1. Сбор, систематизация и анализ материалов по определенной теме.

1. Расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков в ходе выполнения практических операций

1. Дискуссии, диспуты, конкурсы на лучшую идею.

1. Пропаганда достижений работы клуба средствами выставок, выступлениями перед учащимися

2. Работа по самообразованию.

2. Проведение наблюдений по заданию руководителя.

2. Открытие новых свойств объекта в ходе его изучения

2. Защита проектов мероприятий, сценариев.

2. Проведение соревнований.

3. Подбор материала и оформление тематических папок.

3. Обобщение уже известных фактов

3. Проверка и подтверждение предположений на практике.

3. Читательские конференции, обсуждение газетных и журнальных статей, кинофильмов.

3. Выпуск проспектов, плакатов, листовок.

4. Просмотр телепередач и научно-популярных фильмов, прослушивание радиопередач.

4. определение индивидуальных и групповых творческих заданий учащимися.

4. Проведение тренировочных упражнений

4. Проведение деловых игр.

4. Проведение итогов деятельности, определение лидеров в работе, чествование.

5. Посещение выставок.

5. Анкетирование учащихся с целью выработки и принятия решений

5. Анализ различных ситуаций, возникающих в коллективе.

6.Проведение итогов определенных этапов деятельности.

Задачи индивидуальной работы по направлениям курса «Мой край родной»

1. «Родословие»

Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода.

2. «Летопись родного края»

Изучение истории и природы родного края, составление летописи наших дней.

3. «Земляки»

Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.

4.«Природное наследие»

Изучение и охрана природного наследия

5.«Культурное наследие»

Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.

6.«Литературное краеведение»

Изучение литературного наследия родного края, развитие литературного творчества обучающихся.

7. «Этнография»

Изучение материальной и духовной культуры народа своей местности, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов.

8.«Поиск»

Изучение истории своего населенного пункта через изучение биографии людей его населяющих.

Содержание программы

№п\п

Название темы

Количество

часов

1 - й год

1

Мой дом и моя семья

2

2

Родная школа, её история и традиции

4

3

Моя дереня в прошлом, настоящем и будущем

8

4

Население деревни, виды его деятельности

20

Всего

34

2 - ой год

5

История  Чебоксарского района

3

6

Природа  района.

7

7

Мой район в прошлом, настоящем и будущем

24

Всего

34

3 - ий  год

8

Природа Чувашской республики

7

9

История республики

5

10

Современность

21

Всего

34

Всего за три года

102

Календарно – тематическое планирование кружка по краеведению «Мой край родной»

Первый год обучения.

   Знакомство  с предметом краеведения и его атрибутикой; создание своих родословных;  история школы;  музееведение; деревня в прошлом, настоящем и будущем.  

№п\п

Название темы занятия

Всего

часов

Сроки

проведе -

ния

Форма организации. Практические и творческие работы.

Основные изучаемые вопросы

Мой дом и моя семья - 2

1

Моя семья. Понятие «генеалогическое древо»

1

Практическая работа: Составление генеалогического древа своей семьи и комментариев к нему. Родители, поколение бабушек и дедушек, братьев и сестер, других родственников: дата рождения, место рождения, образование, общественная и трудовая деятельность.

Уметь составлять родословную. Знать родословную своей семьи.

2

Семья: социальная принадлежность, сословное происхождение членов семьи, трудовые и общественные дела.

1

Творческая работа «За что я люблю свою семью?»

3

Семейные традиции, реликвии, фотографии. Нравственно-ценностные ориентации поколений. Судьба семьи в судьбе родного края.

1

Родная школа, ее история и традиции - 4

4

Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Судьбы учеников. Традиции школы. Современная жизнь школы.

1

Знать основные сведения о школе.

5

Педагоги разных поколений. Судьбы учеников.

1

6

Школьный архив.

1

Практическая работа  с архивом школы.

Иметь первоначальное представление о работе с архивными документами, правилах подготовки документов для сдачи в

школьный архив

архив.

7

Традиции школы. Современная жизнь школы.

1

Работа по опросу и беседам с членами школьного коллектива.

Уметь составлять план беседы, опроса, социологического исследования; составлять вопросы к опросам и беседам.

Моя деревня в прошлом, настоящем и будущем - 8

8

История знаний о прошлом деревни. Первые упоминания о деревни.

1

Творческая работа «Мое географическое открытие своей деревни» (с привлечением историко-литературных источников, архивных и музейных материалов, воспоминаний местных жителей)

Знать основные сведения о возникновении деревни.

9

 Происхождение названия деревни, улиц.

1

10

Географическое положение деревни.

1

Практическая работа «ГП деревни»

Знать основные черты ГП деревни.

11

Площадь территории деревни, конфигурация, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Главные объекты деревни.

1

Составление плана-схемы деревни. Выделение соседей, главных географических объектов.

12

Рельеф своей местности. Основные формы рельефа, их происхождение, изменение, характерные горные породы и их использование. Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность людей, на особенности природы.

1

Практическая работа Знакомство с горными породами своей местности.

Творческая работа: Составление коллекции горные породы и полезные ископаемые своей местности.

Уметь систематизировать по определенному признаку имеющийся материал и составлять коллекции

13

Климат своей местности.

 Порядок проведения наблюдений за погодой.

1

Экскурсия.

Знать значение деятельности метеослужбы деревни для безопасной деятельности населения поселка.

14

Особенности климата своего населенного пункта. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей деревни. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

1

Обработка полученной информации по многолетним наблюдениям за погодой, составление климатических диаграмм для деревни.

Особенности климата своего населенного пункта.

15

Внутренние воды своей местности. Местоположение основных речных систем, озер и болот. Распространение опасных природных явлений, связанных с водами.

1

Выявление источников загрязнения вод своей местности. Обсуждение предложений по устранению источников загрязнений водных объектов.

Внутренние воды своей местности.

16

Общая оценка основных типов почв своей местности.

1

Творческая работа.

Отображение в народном творчестве, традициях отношения человека к земле.

Типы почв.

17

Растительный и животный мир своей местности.

1

Выявление видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания.

Зарисовка и описание отдельных видов животных и растений.

Растительный и животный мир своей местности.

17

Биоразнообразие своей местности. Использование населением даров природы.

1

Творческая работа.

Научно-художественное описание природной зоны,

в которой располагается наша деревня. Отражение

природы в народном творчестве, народных

промыслах и искусстве.

Население  поселка, виды деятельности - 20

18

Экскурсия в природу.

1

Выявление видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания.

19

Природа своей деревни (обобщение).

1

Творческая работа.

Составление путеводителя по окрестностям деревни.

20

Древние жители деревни (XII-XIX века).

1

Составление хронологической таблицы.

Знать историю заселения.

21

Жизнь жителей деревни в финский период (1920- 1944 годы).

1

22

Численность населения в советский период.

1

23

Причины сокращения населения  деревни (1990-2009 годы).

1

Обработка статистических данных.

Уметь определять причины.

24

Численность населения в настоящее время. Этнический состав. Характерные черты.

1

Социологическое микроисследование:

 Оценка степени привлекательности своей деревни для работы и проживания людей.

Социальный портрет жителей деревни.

Уметь определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов своей местности.

25

 Быт населения, его взаимосвязь с природными условиями.

1

26

Трудовые навыки населения.

1

27

Проблемы населения деревни.

1

28

Основные демографические процессы: продолжительность жизни, проблемы естественного прироста населения.

1

Знать особенности населения своего населенного пункта - временный состав, сменность состава населения.

29

Основные демографические процессы: здоровье, уровень образования.

1

Посещение медицинского пункта.

30

Основные демографические процессы: численность занятых пенсионеров, молодежи, половозрастной состав

1

Экскурсия в центр занятости населения.

Микросоциологическое исследование: «Ситуация на рынке труда своего района».

31

Трудовые навыки населения, виды деятельности.

1

Экскурсия на заставу.

Уметь оценивать трудовые ресурсы своего населенного пункта, качественные и количественные характеристики.

32

 «Знаменитые» земляки, династии.

1

Составление картотеки рабочих мест своей деревни.

33

Проблемы деревни: социальные, экономические, экологические.

1

Уметь составлять модель решения имеющейся проблемы

34

 Будущее деревни.

1

Творческая работа.

Будущее деревни глазами детей.

Сами подводят итоги проделанной работы за год

Второй год обучения.

          Изучение истории Чебоксарского района от древности к современности; дальнейшая работа по обогащению музея новыми материалами; оформление выставок и экспозиций в школьном музее; подготовка и участие на районных  олимпиадах и конкурсах.

История -3

1

История возникновения Чебоксарского района

1

 

Рассказ учителя.

Источники знаний о родном крае.

2

Происхождение названия города Чебоксары и посёлков района

1

 

Карты, план - схемы, атласы, справочники, научно-
популярная литература. Методы краеведческой работы.


Выдающиеся люди края. Значение их деятельности в изучении и развитии края, всей страны. Город в прошлом и настоящем.

3

Происхождение названий улиц района.

1

Творческая работа «Мое географическое открытие»

Источники знаний о родном крае.

Природа - 7

4

 Географическое положение Чебоксарского района.

1

 

(Пограничные территории района; крайние точки; населённые пункты района)

Пограничные районы. Координаты крайних точек

5

Рельеф местности Чебоксарского района.

1

 

Определение по карте самой высокой и низкой точки района. Практическая работа. Знакомство с горными породами.

Рельеф, формы рельефа в области и районе. Подземные    кладовые    нашего    края.    Деление    горных    пород    по происхождению

6

Главные объекты района.

Соседи района.

 1

Экскурсия в краеведческий музей г.Чебоксары

Достопримечательности родного края

7

Климат Чебоксарского района. Экскурсия на метеослужбу.

1

Построение графика температуры воздуха, розы ветров, диаграмм облачности и осадков. Анализ полученных данных.
Практическая работа:
Наблюдение за погодой своей местности

Температура воздуха по сезонам года. Амплитуда местности.

8

Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности района.

1

Построение графиков, описание погоды

Опасные климатические явления (ветер, туман, град, гололёд и др.) и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения района.

9

Обработка информации полученной по многолетним наблюдениям.

1

Составление климатических диаграмм

Температура, роза ветров, осадки

10

Внутренние воды Чебоксарского района. Местоположение основных речных систем.

1

Характеристика реки (по плану). Нанесение на контурную карту объектов гидросферы

Питание, режим рек, озера.

11

Растительный и животный мир района. Использование населением даров природы.

1

Характеристика растительного и животного мира ( по плану)

Типы растительности.

Основные представители животного мира. Мир птиц. Обитатели водоёмов.

12

Экскурсия в природу.

1

Жизнь животных зимой

Виды животных

Мой район в прошлом, настоящем и будущем -24

13

Мой край в прошлом. Образование районаю

1

Практические задания: нанесите «соседей» нашего района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района.

Первые следы пребывания человека  на территории края. ЭГП района.

14

Памятники истории и культуры района. Фотоконкурс.

1

Творческий конкурс: « «Старая фотография рассказала…»

 

Памятники истории и культуры на территории края.

15

Хозяйственная жизнь района. Очаги культуры: школы, библиотеки. Православные храмы.

1

Практическая работа  сбор информации и составление характеристики о ведущих промышленных предприятиях района.

Градообразующие предприятия, их роль в жизни района

16

Различные группы и слои населения в различные периоды времени.

1

Просмотр мультимедийной  презенации.

Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района, городское, сельское.

17

Экскурсия  в центр занятости населения.

1

Ознакомления с деятельностью центра и выяснение проблемы профессиональных потребностей в районе на ближайшее будущее.

 

Центр занятости населения

18

Традиции и праздники в районе

1

 

Встреча с директором краеведческого музея в посёлке Никель

Типы поселений в нашем крае.

19

Экскурсия по боевым и трудовым          местам

1

Подготовка фоторепортажей о памятниках района

20

Встречи с ветеранами войны и труда

1

Подготовка эссе

21

Знаменитые люди района

1

Практическая работа. «Интервью со  знаменитым земляком»

22

Историки-краеведы нашего района

1

Встреча с краеведами

23

Культурное наследие края

1

Посещение творческих выставок земляков.

24

Современные периодические издания, их роль

1

Работа с периодической печатью.

Обзор современные периодические издания, их роль

Газеты, журналы, брошюры

25

Летописи литературных событий района.

1

Оформление летописи литературных событий района

Летопись

26

Отражение природы края в народных промыслах, народном творчестве. Моя родословная.

1

 

Составление генеалогического дерева, создание макета саамского дома

Саамы, промыслы, жилища

27

Географические адреса

1

 

 

 

28

Календарь памятных дат района

1

Практическая работа. Работа с историческими источниками.

29

Проблемы развития района

1

Практическая работа. Работа с историческими источниками.

30

Экологические проблемы Чебоксарского района

1

Творческая работа.  Написание сочинений на тему « Экологические проблемы района»

Мониторинг   состояния окружающей среды своей местности

31

Экология человека, воспитание экологической культуры.

1

Творческая работа

«современный житель моего района. Какой он?»

32

Перспективы развития района

1

Практическая работа.

Работа с периодической печатью.

33

«Мой район  в будущем».

1

 

 Защита проектов

 

34

«Мой район в будущем».

1

Защита проектов

Третий год обучения.

        Изучение истории образования Чувашской республики; дальнейшая работа по обогащению музея новыми материалами; оформление выставок и экспозиций в школьном музее; проведение обширных экскурсий по школьному музею; подготовка и участие на областных олимпиадах и конкурсах.

Природа  - 7

1

Что изучает краеведение? Виртуальная экскурсия по Чувашской республике

1

Рассказ учителя.  Презентация о родном крае.

Творческое задание: Подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение.

2

Природные условия области. Особенности рельефа, почвы.

1

Работа с интернетом, создание презентация о рельефе края.

Знакомство с природой всей Чувашской республики. Климат. Растительный мир. Животный мир. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. Памятник природы. Красная книга.

3

Полезные ископаемые. Охрана почв и недр.

1

Практическая работа: Знакомство с горными породами республики.

4

Реки. Сравнительное описание.

1

Работа с литературой. Подготовка сообщений о водоёмах республики. Современное состояние реки. Экология.

5

Растительность края. Памятники природы.

1

Рассказ учителя.  Зарисовка и описание отдельных видов животных и растений.

6

Заповедники и заказники. Общая характеристика. Заочная

экскурсия.

1

Виртуальное  путешествие по заповедникам . Легенды и предания.

7

Творческий отчёт о заповедных местах.

1

Составление  туристических реклам  уникальных мест республики.

Творческий отчёт учащихся на одну из тем: «Редкие виды

растений, животных » и т. д.

История - 5

8

Достопримечательности. Архитектурные сооружения.

1

Лекция. Работа с архивным материалом.

Знакомство с бытом и традициями русских в нашей области.

9

Наш край в годы  октябрьской  революции

1

Беседа «Установление советской власти на территории области».

Поселения области в этот период.

10

Страницы военной истории края.

1

Знакомство с книгой «Памяти». Знакомство с книгой «Они вернулись с победой» Составление эссе «Война в судьбе моей семьи».

Сбор материала о страницах военной истории.

Наши земляки Герои Советского Союза.

 Военная доблесть наших земляков.

11

Участие жителей края в защите Отечества, военных компаниях.

12

Игра-викторина «Листаем страницы истории»  

1

Игра-викторина, проведенная членами кружка для учащихся начальной школы.

История моей области.

Современность - 23

13

Современная Чувашия. Заочная экскурсия.

1

Презентация «Мурманская область на карте России». Работа с архивными источниками «Происхождение названия области родного края».

Физико-географическая характеристика.

14

Геральдика нашего края.

1

Рассказ учителя. Самостоятельное создание файла «Геральдика»

Герб и флаг нашего края. Знают значение каждого элемента на флаге и гербе.

15

Наши  земляки.

1

Лекция. Мультимедийная презенация.

Основные демографические процессы на территории области. Знаменитые земляки.

16

Ими гордится наш край.

1

Встречи со знаменитыми земляками. Сбор материала о героях социалистического труда. Сбор материалов о людях разных профессий.

17

Уроженцы края в других регионах страны и за рубежом.

1

Беседа. Работа с периодической печатью.

18

Уроженцы края в других регионах страны и за рубежом.

1

Практическая работа. Подготовить эссе.

19

Заседание в клубе интересных встреч.

Взять интервью у родственников и знакомых.

20

 Ремёсла и промыслы Чувашии. Народные мастера.

1

Практическая работа «Характеристика ведущих предприятий республики»

Ремёсла и промыслы Чувашии.

21

Ремёсла и промыслы

Чувашии. Народные мастера.

1

Творческая работа: Составление презентации «Народные промыслы Чувашии»

22

Праздники, обряды на чувашской  земле.

1

Встреча с коренными жителями

Праздники, обряды на

23

Храмы  

1

Виртуальное  путешествие по святым местам области. Просмотр фильма.

Творческая работа: Составление буклета «Святыни республики»

Святые места Чувашии.

24

Храмы  

1

25

Конкурс «Знаешь ли ты свою республику?»

1

Конкурс

26

Топонимика (из истории названий городов,  районов, посёлков. рек и т.д.).

1

Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории области.

Наука топонимика.

27

Чебоксары – столица Чувашии. Географическое положение. Топографическая карта.

1

Рассказ учителя, просмотр фильма о городе Чебоксары

Достопримечательности

Чебоксары

28

Стихотворения о г.Чебоксары и других городах наших земляков.

1

Составление каталога поэтов.

29

Экскурсия в краеведческий музей  города Чебоксары.

1

Написание эссе

30

Экскурсия в океанарий. Знакомство с животными.

1

Написание рассказа «Мои впечатления от увиденного»

31

Природа и Чебоксары. Пешеходная экскурсия, наблюдение за

природой.

1

Рисунок «Мой город»

32

Экономические, научные и культурные связи в пределах края, с другими регионами страны, государствами

1

Практическая работа. 

Работа с периодической печатью.

Экономика Чувашской республики.

33

Проблемы развития края.

1

Практическая работа. 

Работа с периодической печатью.

34

Перспективы развития края.

1

Практическая работа. 

Работа с периодической печатью.

Средства, необходимые для реализации Программы

-  Канцелярские принадлежности.

-  Фотоаппарат.

-  Видеокамера.

  - Компьютер.

Кружок «Край Родной»

Тема

Дата

1.

Моя семья. Понятие «генеалогическое древо»

2.

Семья: социальная принадлежность, сословное происхождение членов семьи, трудовые и общественные дела.

3.

Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Судьбы учеников. Традиции школы. Современная жизнь школы.

4.

Педагоги разных поколений. Судьбы учеников.

5.

Школьный архив.

6.

Традиции школы. Современная жизнь школы.

7.

История знаний о прошлом деревни. Первые упоминания о деревни.

8.

Происхождение названия деревни, улиц.

9.

Географическое положение деревни.

10.

Площадь территории деревни, конфигурация, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Главные объекты деревни.

11.

Рельеф своей местности. Основные формы рельефа, их происхождение, изменение, характерные горные породы и их использование. Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность людей, на особенности природы

12.

Климат своей местности.

 Порядок проведения наблюдений за погодой.

13.

Особенности климата своего населенного пункта. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей деревни. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

14.

Внутренние воды своей местности. Местоположение основных речных систем, озер и болот. Распространение опасных природных явлений, связанных с водами.

15.

Общая оценка основных типов почв своей местности.

16.

Растительный и животный мир своей местности.

17.

Биоразнообразие своей местности. Использование населением даров природы.

18.

Экскурсия в природу

19.

Природа своей деревни (обобщение

20.

Древние жители деревни (XII-XIX века).

21.

Жизнь жителей деревни в финский период (1920- 1944 годы

22.

Численность населения в советский период.

23.

Причины сокращения населения  деревни (1990-2014 годы

24.

Численность населения в настоящее время. Этнический состав. Характерные черты

25.

 Быт населения, его взаимосвязь с природными условиями.

26.

. Трудовые навыки населения

27.

Проблемы населения деревни

28.

Основные демографические процессы: продолжительность жизни, проблемы естественного прироста населения

29.

Основные демографические процессы: здоровье, уровень образования

30.

Основные демографические процессы: численность занятых пенсионеров, молодежи, половозрастной состав

31.

Трудовые навыки населения, виды деятельности

32.

«Знаменитые» земляки, династии

33.

Проблемы деревни: социальные, экономические, экологические

34.

Будущее деревни.

35.

Подводим итоги работы кружка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Край родной" (внеурочная деятельность)

Рабочая программа и планирование для 2 класса по краеведению....

Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс

Рабочая программа для родного русского языка...

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...

Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы

Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы...

Рабочая программа т.о. Феникс к доп. обр. программе "Край мой Смоленский" 2021-2022 уч.год

Тип программы: общеобразовательная (общеразвивающая)Вид программы: адаптированнаяНаправленность программы: туристско – краеведческаяДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ...