Рабочая программа т.о. Феникс к доп. обр. программе "Край мой Смоленский" 2021-2022 уч.год
рабочая программа по краеведению

Красносумова Марина Николаевна

Тип программы: общеобразовательная (общеразвивающая)

Вид программы: адаптированная

Направленность программы: туристско – краеведческая

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Край мой Смоленский»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._pr._kray.docx42.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

Принята на                                                                                   Утверждаю:

заседании ПС                                                                              Директор МБУДО «ЦРТДиЮ» Протокол № 3                                                                                ________  С.Н.Киринкина

от 31.08.2021 год                                                                        31.08.2021год  Приказ № 80                                                                        

Рабочая программа

творческого объединения «Феникс»

на 2020-2021 учебный год

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

 «Край мой Смоленский»

Возраст обучающихся 9-14 лет

Срок реализации программы 1 года

Форма реализации программы: групповая

Количество часов по программе в неделю: 2 часа.

Количество часов по программе в год: 72 часов.

Количество учащихся на группу: 12 уч-ся.

Номер группы: № 2

                                                                                         Рассмотрена на заседании

методического совета

МБУДО «ЦРТДиЮ»

протокол от 29.01.2021г.№1

Автор - составитель:

Красносумова Марина Николаевна

педагог дополнительного образования

                                                    г. Рославль, 2021г.

Пояснительная записка.

Тип программы: общеобразовательная (общеразвивающая)

Вид программы: адаптированная

Направленность программы: туристско – краеведческая

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Край мой Смоленский» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмом Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);

- Санитарными нормами и правилами    2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Уставом МБУДО «ЦРТДиЮ».

Актуальность данной образовательной программы. Программа является востребованной среди учащихся и родителей (законных представителей), выполняя социальный заказ на обучение по туристско – краеведческому направлению, который подтвержден результатом мониторинга качества образовательных услуг в МБУДО «ЦРТДиЮ».

       Родной край, малая родина -  то место, где появился на свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю.  Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения. Термин «краеведение», возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.

Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живёт.  Но, чтобы любить родной край, надо его хорошо знать.

Краеведение – это та область знаний, которая помогает учащимся сочетать практический интерес к истории родного края, своей семьи с общими историческими и социальными понятиями. Благодаря краеведению формируются такие важные качества как патриотизм, гражданская ответственность, любовь к малой родине. Краеведческая база зачастую пополняется фактами, почерпнутыми из исследовательских работ школьников. Это, в свою очередь, дает возможность юным краеведам проявить себя в творческой и научной работе.

Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Благодаря тематическому содержанию программы ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

Обучение детей с ОВЗ и инвалидов принимаются дети с ОВЗ и дети- инвалиды, которым по рекомендациям медико-психолого-педагогической комиссии рекомендованы занятия по дополнительным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности в общих группах.

Цель программы: развитие у детей интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой Родине.
Задачи программы:

Образовательные

- познакомить с краеведческой литературой, научить отбирать документально точный материал, делать презентации своих работ;

- познакомить с информацией о городе Смоленске, памятных местах и событиях, знаменитых людях Смоленской области;

- обучить умениям и навыкам краеведческой работы, научно-исследовательской деятельности.

Развивающие

- развитие у детей духовно-нравственной, эстетической, физической, экологической культуры, культуры коммуникации и досуга;  

- развивать у учащихся любознательность и познавательный интерес; логическое мышление, кругозор;

-  создать условия для максимального развития способностей учащихся, их самореализации, исходя из природных задатков, объективных возможностей.

Воспитательные

-  содействовать формированию гармоничного развития личности учащихся, гуманному отношению к окружающей среде, бережному отношению к памятникам истории и культуры;

-  способствовать сформированию активной жизненной позиции, основанной на эстетических и культурных нормах

- способствовать воспитанию патриотизма, чувства уважения к людям, прославившим свой край, любви к родному краю.

        Обучение по программе «Край мой Смоленский» рассчитано на один год обучения.  В   год   – 72ч.

Занятия проходят два раза в неделю по 1 часу или один раз в неделю по 2 часа. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Группы могут быть смешанного типа (разновозрастные, разнополые). Форма занятий - групповая.

Формы организации образовательной деятельности

        Образовательная деятельность осуществляется как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов:

-экскурсии по улицам города, к зданиям, к памятным местам.

-рассказы об интересных фактах и событиях;

-беседы;

-чтение и обсуждение произведений детской и научно-популярной литературы;

-просмотры документальных фильмов;

-встречи с участниками исторических событий, деятелями культуры, интересными людьми;

-занятия на базе библиотеки города;

-игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные;  

-создание альбомов, книг и др.;

-проектная деятельность,

- викторины;

-оформление выставок работ, книг с иллюстрациями, фотоматериалов, детского творчества и др.;

-слушание и обсуждение народной, классической музыки смоленских композиторов, пение, танцы, хороводы Смоленского края;

-участие в праздниках, фестивалях, конкурсах, акциях.

Используемые технологии и методы работы

Применяются педагогические технологии: развивающего обучения, здоровье сберегающие, информационно - коммуникативные (видео, презентация, интернет - ресурсы). Проектные, игровые технологи. Используется объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эвристический метод.

 

Планируемые   результаты освоения программы

Предметные результаты: 

 Предметные результаты отражают:

  • понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о Смоленском крае.
  • достижение необходимого овладения элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края.

учащийся должен знать:

  • необходимый исторический и справочный материал по программе;
  • основные знаменательные даты, события, отличать символику своего края;
  • фамилии знаменитых смоленских поэтов, художников, композиторов и их произведения;
  • название и месторасположение основных достопримечательностей своего края, памятников истории и культуры; называть памятники героям и замечательным людям;
  • правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.

Метапредметные  результаты:  

Регулятивные универсальные

Учащиеся научатся:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом;
  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Оценивать правильность выполнения действия;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные

Учащиеся научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные

Учащиеся научатся:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся. Качественные свойства проявляются:

  • в положительном отношении обучающихся к занятиям краеведческой деятельностью,
  • накоплении знаний и формирование умений использовать природные ценности для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,
  • достижения личностно значимых результатов в индивидуальном совершенстве.
  • воспитании у учащихся: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формировании ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формировании коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других вдов деятельности;

Способы проверки результативности

Способом проверки систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.

Формы подведения итогов

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

В начале года проводится входное тестирование.  

Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие, участие в краеведческих конкурсах и викторинах.

          В конце года обучения предполагается зачет в форме   тестирования по темам программы, участия в конкурсах, викторинах разных уровней: учрежденческого, муниципального, регионального, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.

          Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Учебный план

п /п

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

Входное тестирование

2.

«Древний город кривичей». История Земли Смоленской

10

6

4

Опрос

Наблюдение

3.

Военное прошлое. Смоленск – город-герой

8

6

2

Опрос

Наблюдение

4.

Смоленск литературный.

8

4

4

Опрос

Наблюдение

5.

Достопримечательности Смоленска

6

4

2

Опрос

Наблюдение

6.

Наследие смоленских мастеров

6

2

4

Опрос

Наблюдение

7.

Экскурсведение

6

4

2

Опрос

Наблюдение

8.

     

Экскурсии

8

-

8

Наблюдение

Выставка

9.

 

Города и населённые пункты смоленской области

8

6

2

Опрос

Наблюдение

10

 

Мероприятие организационно – досугового и воспитательного характера

     8

-

     8

Участие в мероприятиях

11

Итоговое занятие

      2

1

1

Тестирование Защита проектов

Итого за год

72

34

38

           

     

                                 Календарный учебный график

                                                                                                                                           

№ п\п

занятий

Дата по плану

Дата проведения

Тема занятия

Кол – во

часов/ групп

Форма занятия

Форма контроля

1.

13.09.

14.09.

1.Вводное занятие:

Что изучает краеведение. Знакомство с работой объединения.  Правила по технике безопасности, анкетирование.

2

Учебное занятие

Анкетирование

Наблюдение

2. «Древний город кривичей» - 10ч

2.

15.09.

15.09.

Рассказ об интересных фактах и событиях на тему: «Наши предки». «Град велик и мног людьми…». Викторина «Смоленск в 9-17 веках».

2

Учебное занятие

Наблюдение

Опрос

 3.

16.09.

20.09.

Древнейшая история земли Смоленской. Смоленск под властью Польско-литовского государства. Возвращение смоленских земель России.

2

Учебное занятие

Наблюдение

Опрос

 4

22.09.

27.09.

Практическая работа:

Выставке детских работ краеведческого содержания, посвящённых Дню освобождения Смоленщины. Занятие:  «Какого цвета память о войне…»

2

Учебное занятие

Наблюдение Опрос

5.

29.09.

04.10.

Экскурсия на Бурцеву гору.

2

Экскурсия

Наблюдение

6

06.10.

11.10.

Интеллектуальная игра «Смоленская крепостная стена – «ожерелье всея Руси». Великий русский зодчий Ф.С. Конь. История города в стихотворении Виктора Куневича «Крепостная стена».  

2

Учебное занятие

 Конкурс рисунков

7

13.10.

18.10.

Практическая работа:

Великий водный путь «из варяга в греки». Изготовление книжки-малышки с иллюстрациями о том, как плыли «из варяга в греки».  Просмотр презентации.

2

Учебное занятие

Изготовление книжки – малышки.

3.Военное прошлое  -  8ч

 

8

20.10.

25.10.

Просмотр презентации «Военное прошлое Смоленщины»: монголо-татарское нашествие».  

2

Учебное занятие

Наблюдение Опрос

9

27.10.

11.11.

Сражение при Смоленске 5 августа 1812 года. М.И. Кутузов – титулованный князь Смоленский.

2

Учебное занятие

Наблюдение

Опрос

10

12.11.

15.11.

Презентация «След Великой Отечественной войны на Смоленщине». Смоленское сражение

2

Учебное занятие

Наблюдение Опрос

11

16.11.

17.11

Практика: Оформление стенгазеты «Смоленск во время немецкой оккупации. Памятные места войны 1941-1945 годов».

2

Учебное занятие

Наблюдение

12

18.11.

22.11.

Экскурсия в историка – художественный музей.

2

Экскурсия

Наблюдение

4.Смоленск – литературный – 8ч.

13

24.11.

29.11.

Библиотечное занятие на тему: «Приятно познакомиться: М. В. Исаковский, поэт, мастер лирического пейзажа»

2

Учебное занятие

Наблюдение

      Опрос

14

01.12.

06.12.

Час поэзии в библиотеке по творчеству Н.И. Рыленкова

2

Учебное занятие

Наблюдение

Опрос

15

08.12.

13.12.

Сказки Смоленского края Выставка рисунков по сказкам Смоленского  края.

2

Учебное занятие

Конкурс рисунков по сказкам

16

15.12.

20.12.

Театрализованная игра по сказкам Смоленского края

2

Наблюдение

17

22.12.

27.12.

Новогодняя программа (конкурсы, викторины, чаепитие).        

2

Конкурсная программа

Мероприятие

Викторина

5.Достопримечательности Смоленска - 6ч.

18

29.12.

10.01.

Знакомство с краеведческой литературой на тему: «Смоленск в ХIХ  веке»

2

Учебное занятие

Наблюдение Опрос

19

12.01.

17.01.

Чудотворная икона Одигитрии. Рассказ педагога об иконе «Смоленская Матушка Одигитрия»

2

Учебное занятие

Наблюдение

Опрос

20

19.01.

24.01.

Викторина «Мой край, какой ты?»

Заочная экскурсия «Исторические достопримечательности города Смоленска»

2

Конкурсная программа

Наблюдение

21

26.01.

31.01.

М.И. Глинка -  гениальный русский композитор. Оперы Глинки.

2

Мероприятие

Наблюдение

6.Наследие смоленских мастеров - 6ч.

22

02.02.

07.02.

«Творчество С. Т. Коненкова. Волшебный резец мастера». Рассматривание работ художника, комментарии.

2

Учебное занятие

 

Наблюдение

 

23

09.02.

14.02.

«Наша армия самая сильная». Праздник пап и дедушек.

2

Учебное занятие

Наблюдение

 

24

16.02.

21.02.

Заочная экскурсия в музей С. Т. Коненкова

2

Мероприятие

Наблюдение

     

25

28.02.

02.03.

Праздник мам и бабушек (конкурсы, викторины, чаепитие).

2

Учебное занятие

Наблюдение

     

7.Экскурс ведение - 6ч

26

09.03.

14.03.

Что   такое экскурс ведение

Основные принципы разработки новой экскурсии.

2

Учебное занятие

Наблюдение

 Опрос

27

16.03.

21.03.

Методика проведения экскурсии

2

Учебное занятие

Наблюдение

Опрос

28

23.03.

28.03.

Классификация экскурсий

2

Учебное занятие

Наблюдение

 Опрос

29

30.03.

04.04

Игра – викторина «Знаменитые люди Смоленщины».         

2

Учебное занятие

Наблюдение Опрос

9.Города и населённые пункты Смоленской области -  8ч

30

06.04.

11.04.

Состав Смоленской области: географическая карта и районные центры области.

2

Учебное занятие

Наблюдение

      Опрос

31

13.04.

18.04.

Смоленск интересные события и факты. Рассказ педагога.

2

Учебное занятие

Наблюдение

      Опрос

32

20.04.

25.04.

Экскурсия в библиотеку им. Н. И. Рыленкова.

2

Экскурсия

Наблюдение

     

33

27.04.

02.05.

 Рославль - история города. Князь Ростислав Мстиславович. Военное прошлое города.

2

Учебное занятие

Наблюдение

Опрос

34

04.05.

11.05.

История Рославля в картинках (рисунки, фотографии), оформление выставки.

2

Учебное занятие

Наблюдение

35

16.05.

18.05.

Экскурсия  «По улицам и площадям города Рославля»

2

Экскурсия

Наблюдение

36

23.05.

25.05.

Подведение итогов за учебный год. Тестирование.

2

Учебное занятие

Защита проектов.

Тестирование

Итого:

72

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Темы разделов

программы                                    

Форма организации и проведения занятия

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1

«Древний город кривичей». История Земли Смоленской

Групповая

Библиотечный час.

Словесный, игровой, наглядный, объяснительно -иллюстративный, практический, исследовательский, рассказ, наблюдение

Работа с краеведческой литературой.

.

Краеведческая литература, справочные материалы, фотографии, иллюстрации. Презентации, интернет -ресурсы.  Учебно-наглядные пособия: карта региона и города Смоленска.  

Входное тестирование. Систематическое наблюдение за учащимися, беседа

2

Военное прошлое. Смоленск – город-герой

Групповая

Краеведческий час.

Словесный, игровой, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ

Краеведческая литература, справочные материалы, презентации, интернет -

ресурсы.  Фотоальбомы. Видеофильмы. Музыкальные композиции. Репродукции картин. Компьютер.

Текущий контроль в форме устного опроса  

Участие в праздниках, викторинах

3

Смоленск литературный

 Групповая Экскурсия. Час поэзии в библиотеке.

Литературный праздник.

Словесный, исследовательский, игровой, видео метод,

 рассказ, беседа, интеллектуальная игра, работа с фотовыставкой. Встреча с интересными людьми. Работа с краеведческой литературой в библиотеке.

Книги, альбомы краеведческого содержания, фотографии, иллюстрации, слайды, видеофильмы, аудиозаписи. Работа с сайтом по краеведению.

Текущий контроль в тестовой форме.

Участие в краеведческих конкурсах и викторинах.

4

Достопримечательности Смоленска

Групповая

Экскурсионное занятие по интернет-сайту

Словесный, игровой, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, видео метод, рассказ, беседа.

Краеведческая литература, справочные материалы, презентации, интернет - ресурсы. Фотоальбомы. Видеофильмы. Музыкальные композиции. Репродукции картин. Компьютер.

Участие  в выставках творческих работ краеведческого содержания

5

Наследие Смоленских мастеров

Групповая

Заочная экскурсия  в музей.

Словесный, игровой, эвристический, исследовательский, проектно-игровая деятельность, рассказ, беседа, конструирование.

Краеведческая литература, справочные материалы, презентации, интернет - ресурсы. видеофильмы, аудиозаписи. Фотоальбомы. Видеофильмы. Музыкальные композиции. Репродукции картин. Компьютер.

Зачёт по краеведению в форме тестирования. Оформление выставок детских работ, фотоматериалов краеведческого содержания.

6.

Экскурс ведение

Групповая

Исследовательский, рассказ, показ

Справочники туристические, интернет – ресурсы.  краеведческая литература, необходимые иллюстрации к темам

Оформление фотовыставок.

7.

Экскурсии. Фотографирование экскурсионных объектов

Групповая

Исследовательский, рассказ, показ

Справочники туристические, фотоаппарат, краеведческая литература по заданным экскурсиям

Выставки фоторабот. Составление текстов экскурсий

8.

Города и населённые пункты Смоленской области.

Групповая

Исследовательский, рассказ, показ, словесный, видео метод.

Краеведческая литература, справочные материалы, презентации, интернет - ресурсы. Фотоальбомы. Видеофильмы. Компьютер.

Зачёт по краеведению в форме тестирования. Оформление выставок детских работ, фотоматериалов краеведческого содержания.

Воспитательные, организационно-массовые мероприятия

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

 1.

День открытых дверей.

сентябрь

2.

Праздник Осени.

октябрь

3

День народного единства

ноябрь

4.

Рождество

январь

5.

День Защитника Отечества

февраль

6.

8 марта

март

7.

Масленица / Пасха

апрел

8.

День победы

май

9.

Беседы по технике безопасности и правилам поведения.

В течение года

10.

Экскурсии в историко-краеведческий музей, выставочный зал

В течение года

11.

Участие в мероприятиях ЦРТДиЮ

В течение года

Работа с родителями

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

1.

Родительское собрание. Тестирование с целью выявления интереса родителей к краеведению

сентябрь

1.

Оказание консультационной помощи родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем

в течение года

2.

Участие в проведении родительских собраний

в течение года

Лично-творческий план педагога

№ п/п

Раздел плана

Задачи, содержание деятельности

Сроки    выполнения

Реализация   работы

1.

Подбор и разработка материалов по теме самообразования Красносумовой М.Н.

Организация повышения самообразования, распространения опыта педагога

2021-2022 год

Методическая разработка

2.

Участие в районных, областных конкурсах

по разработке методических материалов

Повышение профессионализма

В течение

года

Методические разработки

3.

Организация работы МО ДПТ

Обмен педопытом, совершенствование форм и методов проведения заседаний МО

В течение года

Педагог

дополнительного образования  ________________________      / Красносумова М.Н./

Методическая литература для педагога:

  1. Кононов В.А автор – составитель «Смоленщина приглашает». Исторический путеводитель. Смоленск 2007
  2. Иванов Ю.Г. «Смоленск – Щит России» Русич 2012г
  3. Иванов Ю.Г.; Агинская Е.Н.; Иванова О.Ю. «Страницы истории Смоленщины» Смоленск Русич 2007г
  4. Смирнов И.А. Смоленск – город русской славы. М.,1982
  5. Музеи Смоленщины. Туристический справочник. Смоленск, 2006
  6. Моя Смоленщина. Смоленск, 2004
  7. Атлас «Смоленская область», Смоленск, 2009
  8. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: часть I. Мир природы: учебное пособие по краеведению. - Смоленск, 2010.
  9.  Болотова С.А.Азбука Смоленского края: часть II. Мир истории: учебное пособие по краеведению. - Смоленск, 2010.
  10.  Интернет ресурс  :nnre.ruuchebniki/yekskursovedenie_uchebnik/p3.php

Методическая   литература для учащихся

       

  1. М.В. Исаковскйй. Стихи
  2. Н.И. Рыленков. Стихи
  3. А.Т. Твардовский  «Василий Теркин»
  4. С.Т. Коненков  «Земля и люди», «Слово к молодым», «Мой век»
  5. Г.И. Сальников «Глинка в Смоленске»
  6. Мишин А. - составитель «Сказки Смоленского края» Издательство «Смядынь» Смоленск1991г
  7. Иванов Ю.Г. Иллюстрированная история Смоленска 1150 лет городу. Русич 2013г.
  8.   Болотова С.А. Азбука Смоленского края: часть I. Мир природы: учебное пособие по краеведению. - Смоленск, 2010.
  9.  Болотова С.А. Азбука Смоленского края: часть II. Мир истории: учебное пособие по краеведению. - Смоленск, 2010

При составлении программы использовалась следующая литература:

1. «Программы для учреждений дополнительного образования детей» (краеведение) Болотина Л.А; выпуск -4-М ГОУ ЦРСДОД, 2002г,

2. Программы «Юный краевед», Дружинина О.М., Свердловск, 2012г.

3. Программы «Юный экскурсовод», Овсянникова Г.В., Москва2016г. 

4. Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...