История здания лицея №57 (по материалам музея)
статья по краеведению на тему

Музей имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина
ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ ЛИЦЕЯ №57 ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Однажды, в разговоре с ветераном труда, учителем биологии Марченко Надеждой Михайловной, проработавшей более 30 лет в школе №57, она сказала, что на выбор ее профессии повлияло красивое белоснежное здание школы, построенное после войны. Она часто ходила много раз с друзьями  в студенческие годы и однажды сказала им, что если будет учителем, то именно в этой школе. Так, школьное здание изменило судьбу человека, о чем Надежда Михайловна ни разу не пожалела…
     Что же это за здание? Целью нашего исследования стало изучение архитектурных особенностей здания нашего лицея для включения его в список (перечень) архитектурных памятников районного значения. К задачам исследовательской работы хотелось бы отнести изучение архивных материалов об истории строительства нашей школы, знакомство с биографиями архитектора и художника, чьи проекты были воплощены в кирпиче и бетоне.
     Если человек приходит в лицей впервые, ему очень сложно ориентироваться  в здании. Это касается и детей, например, пятиклассников, которым приходится после одного кабинета в начальной школе ходить по всему зданию, и не редки случаи, когда они начинают плакать от того, что заблудились и не могут найти свой класс и тот кабинет, где у них идет урок… Это не значит, что лицей сделан в виде лабиринта, хотя кое-какие элементы лабиринта ему присущи. Дело в том, что здание лицея представляет собой не одно сооружение, а два, относящихся к разным архитектурным направлениям и временным периодам. В ходе изучения истории строительства здания нашей школы, мы определили три основных этапа: 1950 год – ввод в эксплуатацию двухэтажного здания школы №57, 1957 (62)? год – надстройка третьего этажа старого здания, 1975 год  – пристройка нового здания школы. Очень интересна цитата учителя английского языка школы №57 прошлого века Данилюк Н.К., проработавшей в школе 35 лет: «Сколько я себя помню в школе, мы ее все время строили. 46-47 годы – восстанавливали разрушенное войной здание. 57 год – надстроили 3 этаж. 1974 – к школе пристроили новое здание…». И хотя в годах есть определенные ошибки, суть цитаты предельно ясна – школа на разных своих этапах коренным образом видоизменялась.
     Отдельно хотелось бы коснуться уникального мозаичного панно на фасаде здания нашего лицея, такого, пожалуй, у нас в городе больше нет.
Двухэтажное старое здание
     Хотелось бы отметить, что наш лицей отметил в прошлом году свой 80-летний юбилей, но здание, в котором располагается образовательное учреждение, возрастом поменьше. Дело в том, что в 1943 году, отступая, фашисты взорвали первое школьное здание. По воспоминаниям местных жителей нам известно лишь то, что оно было двухэтажным. К сожалению, у нас в музее нет пока фотографии с изображением той первой школы, имевшей номер 72, но мы не теряем надежды найти в архивах фотографию первого здания нашей школы. Понимаем, что это будет для нас настоящим открытием.
     Итак, послевоенное здание школы было двухэтажным, построено в стиле сталинского (или советского) классицизма с несколькими прямоугольными колоннами у входа (четыре впереди и две сзади). Каждая колонна вверху украшена декором. На стенах школы, между оконными пролетами, также находилась лепнина прямоугольной формы. Самая красивая часть – закрытый треугольный портик с окружностью, в центре которой был установлен шар – модель Земли – глобус. Данному архитектурному стилю присуще обращение к формам античного зодчества, как к эталону гармонии, простоты и строгости. Симметрично-осевая композиция прослеживается как на плане, так и на фасаде здания. Сдержанность архитектурного убранства, как основная черта стиля улавливается в полном объеме при подробном изучении деталей фасада. Входная группа обозначена портиком в составе 4 колонн, несущих треугольный фронтон, центр которого выделен декоративной розеткой. Венчающий карниз и фриз фронтона сомасштабны всем имеющимся архитектурным деталям. Оконные проемы объединены в группы с помощью обрамлений, филенки в их составе имеют ступенчатый объем. Стволы колонн гладкие, капитель выполнена в коринфском ордере. Что касается, школьного двора, то вокруг школы был приусадебный участок, где школьники выращивали, например, овощи, кроме этого были фонтан, крольчатник, а под спортивной площадкой – убежище.
Двухэтажное старое здание
     В 1962 году был надстроен третий этаж. Здание потеряло красивый треугольный фронтон портика, это было вызвано тем, что школе требовались новые кабинеты в связи с увеличением количества учеников. Уже тогда число детей было более 1000 человек. На месте фронтона появилось плоское перекрытие. Между старой двухэтажной частью и третьим этажом появляется межэтажный карниз.
     Хотелось бы отметить, что огромную помощь в надстройке третьего этажа сыграли подшефные организации, среди которых был, например, кирпичный завод.
      Нужно добавить, что директором на тот момент стала Ивлева Мария Ивановна, до этого работавшая учителем истории. Кроме надстройки третьего этажа, в начале 60-х годов, около школы была построена спортивная площадка, которую обнесли деревянным забором. На открытии площадки был небольшой концерт, на нем присутствовали ветераны войны.
Новое здание
      В 1975 году по проекту Е.И.Миронова к основному объему здания была добавлена пристройка, этажность сохраняется относительно основной части. Организация главного входа была изменена, теперь он располагается на восточном фасаде.
     На стене школы в 80-х годах прошлого века была установлена мемориальная доска: «Школа №57 построена методом народной стройки трудящимися и молодежью Ленинского района в честь XXV съезда КПСС». Это была действительно народная стройка, на которой работали и учителя, и ученики. В музее и семейных архивах выпускников сохранились фотографии, которые дают представление о том, как создавалось новое здание в стиле кубизма. Если посмотреть на вновь пристроенное здание сверху, то оно выглядит зигзагообразно – несколько прямоугольных частей, объединенных общим коридором. О вводе нового здания в эксплуатацию была найдена заметка в газете «Вечерний Ростов» 1.09.1975 года: «…Ростовчане искренне признательны строителям за ударную работу. В рекордно короткие сроки они возвели пристройку…на 880 мест в школе №57. Сегодня в школе особенный праздник».
Архитектор Миронов Е.И.
     Автор проекта нового здания школы №57 - архитектор Евгений Игоревич Миронов родился 23 августа 1946 года в городе Ростове-на-Дону.  В 1969 году окончил Ростовский Инженерно-Строительный Институт по специальности «Архитектура». С 1969 года проектирует здания и сооружения гражданского профиля в проектных институтах.
     В 1989 году совместно с Сергеем Викторовичем Клижовым основал первую в СССР персональную проектную мастерскую. Параллельно с персональной творческой мастерской открыл учебную мастерскую на базе образовавшегося тогда же Ростовского Государственного Архитектурного Института.
     В 1992 году Евгений Игоревич был избран членом-корреспондентом Российской Академии Архитектуры и Строительных наук (РААСН). Более двадцати лет преподаёт в Академии Архитектуры и Искусства Южного Федерального Университета.
Руководитель «Учебно-творческой мастерской Миронова Е.И.» Академии Архитектуры и Искусства Южного Федерального Университета, Ростов-на-Дону.
      Мы нашли электронный адрес архитектора и написали ему письмо с просьбой откликнуться и помочь нам в сборе материала о строительстве нового здания.
Мозаичное панно и цветной барельеф
      На главном фасаде, справа от входной группы во время пристройки нового здания появляется мозаичное панно с изображением пары пионеров, идущих в лучах солнца, что по задумке автора олицетворяет светлое будущее советских детей. Панно сохранилось до настоящего времени и является отличительной деталью убранства фасада.
      Мозаика на фасаде здания лицея №57 – произведение искусства, которого больше ни у одной ростовской школы нет. Пионеры – мальчик и девочка идут под лучами солнца. Автор панно – художник Ильдаров. Очень хотелось бы, чтобы наша мозаика, подобно мозаике ростовских подземных переходов, стала памятником историко-культурного наследия города. Ведь она отражает целую эпоху советской школы, которая с каждым годом уходит все дальше и дальше в прошлое…
     Все это касается и цветного барельефа на стене второго этажа нового здания школы. На нем изображены школьники, занимающиеся разными направлениями прикладного искусства: школьный хор, танцевальный, музыкальный кружки, лепка и скульптура, изобразительное искусство, кукольный театр.
    По многочисленным утверждениям выпускников школы, изображенные на барельефе герои имеют реальных персонажей, которые выступили в качестве моделей при создании данного произведения настенного искусства. Тем более повышая значимость данного барельефа для истории нашего лицея.
Заключение
     В своей работе мы изучили историю здания нашего лицея, этапы строительства, архитектурные особенности, биографию архитектора, его чертежи. Это исследование проводится впервые. В сети Интернет данных об истории здания лицея нет. Наше исследование стало первым шагом к изучению архитектуры здания лицея. Надеемся, изучение на этом не закончится. Хотелось бы найти информацию и фотографии самого первого здания нашей школы (тогда она числилась под номером 72), биографические данные о художнике Ильдарове. Надеемся, открытия в этой области у нас еще будут. С просьбой поделиться о строительстве школы мы обратились к выпускникам школы в группе «Музей лицея (школы) №57 имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина» социальной сети «Одноклассники». Будем ждать ответов от выпускников, неравнодушных к истории родной школы.   
     Техпаспорт здания говорит о том, что здание лицея представляет собой трехэтажную постройку. За этой сухой фразой скрываются живые люди: строители, архитекторы, художники, трудами которых создавался наш лицей. И об этих людях не стоит забывать. Благодаря их труду мы учимся в светлом, теплом, просторном и по-домашнему уютном здании, имя которому – лицей.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_zdaniya.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Украйченко А.А.

ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ ЛИЦЕЯ №57 ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Однажды, в разговоре с ветераном труда, учителем биологии Марченко Надеждой Михайловной, проработавшей более 30 лет в школе №57, она сказала, что на выбор ее профессии повлияло красивое белоснежное здание школы, построенное после войны. Она часто ходила много раз с друзьями  в студенческие годы и однажды сказала им, что если будет учителем, то именно в этой школе. Так, школьное здание изменило судьбу человека, о чем Надежда Михайловна ни разу не пожалела…
     Что же это за здание? Целью нашего исследования стало изучение архитектурных особенностей здания нашего лицея для включения его в список (перечень) архитектурных памятников районного значения. К задачам исследовательской работы хотелось бы отнести изучение архивных материалов об истории строительства нашей школы, знакомство с биографиями архитектора и художника, чьи проекты были воплощены в кирпиче и бетоне.
     Если человек приходит в лицей впервые, ему очень сложно ориентироваться  в здании. Это касается и детей, например, пятиклассников, которым приходится после одного кабинета в начальной школе ходить по всему зданию, и не редки случаи, когда они начинают плакать от того, что заблудились и не могут найти свой класс и тот кабинет, где у них идет урок… Это не значит, что лицей сделан в виде лабиринта, хотя кое-какие элементы лабиринта ему присущи. Дело в том, что здание лицея представляет собой не одно сооружение, а два, относящихся к разным архитектурным направлениям и временным периодам. В ходе изучения истории строительства здания нашей школы, мы определили три основных этапа: 1950 год – ввод в эксплуатацию двухэтажного здания школы №57, 1957 (62)? год – надстройка третьего этажа старого здания, 1975 год  – пристройка нового здания школы. Очень интересна цитата учителя английского языка школы №57 прошлого века Данилюк Н.К., проработавшей в школе 35 лет: «Сколько я себя помню в школе, мы ее все время строили. 46-47 годы – восстанавливали разрушенное войной здание. 57 год – надстроили 3 этаж. 1974 – к школе пристроили новое здание…». И хотя в годах есть определенные ошибки, суть цитаты предельно ясна – школа на разных своих этапах коренным образом видоизменялась.
     Отдельно хотелось бы коснуться уникального мозаичного панно на фасаде здания нашего лицея, такого, пожалуй, у нас в городе больше нет.
Двухэтажное старое здание
     Хотелось бы отметить, что наш лицей отметил в прошлом году свой 80-летний юбилей, но здание, в котором располагается образовательное учреждение, возрастом поменьше. Дело в том, что в 1943 году, отступая, фашисты взорвали первое школьное здание. По воспоминаниям местных жителей нам известно лишь то, что оно было двухэтажным. К сожалению, у нас в музее нет пока фотографии с изображением той первой школы, имевшей номер 72, но мы не теряем надежды найти в архивах фотографию первого здания нашей школы. Понимаем, что это будет для нас настоящим открытием.
     Итак, послевоенное здание школы было двухэтажным, построено в стиле сталинского (или советского) классицизма с несколькими прямоугольными колоннами у входа (четыре впереди и две сзади). Каждая колонна вверху украшена декором. На стенах школы, между оконными пролетами, также находилась лепнина прямоугольной формы. Самая красивая часть – закрытый треугольный портик с окружностью, в центре которой был установлен шар – модель Земли – глобус. Данному архитектурному стилю присуще обращение к формам античного зодчества, как к эталону гармонии, простоты и строгости. Симметрично-осевая композиция прослеживается как на плане, так и на фасаде здания. Сдержанность архитектурного убранства, как основная черта стиля улавливается в полном объеме при подробном изучении деталей фасада. Входная группа обозначена портиком в составе 4 колонн, несущих треугольный фронтон, центр которого выделен декоративной розеткой. Венчающий карниз и фриз фронтона сомасштабны всем имеющимся архитектурным деталям. Оконные проемы объединены в группы с помощью обрамлений, филенки в их составе имеют ступенчатый объем. Стволы колонн гладкие, капитель выполнена в коринфском ордере. Что касается, школьного двора, то вокруг школы был приусадебный участок, где школьники выращивали, например, овощи, кроме этого были фонтан, крольчатник, а под спортивной площадкой – убежище.
Двухэтажное старое здание
     В 1962 году был надстроен третий этаж. Здание потеряло красивый треугольный фронтон портика, это было вызвано тем, что школе требовались новые кабинеты в связи с увеличением количества учеников. Уже тогда число детей было более 1000 человек. На месте фронтона появилось плоское перекрытие. Между старой двухэтажной частью и третьим этажом появляется межэтажный карниз.
     Хотелось бы отметить, что огромную помощь в надстройке третьего этажа сыграли подшефные организации, среди которых был, например, кирпичный завод.
      Нужно добавить, что директором на тот момент стала Ивлева Мария Ивановна, до этого работавшая учителем истории. Кроме надстройки третьего этажа, в начале 60-х годов, около школы была построена спортивная площадка, которую обнесли деревянным забором. На открытии площадки был небольшой концерт, на нем присутствовали ветераны войны.
Новое здание
      В 1975 году по проекту Е.И.Миронова к основному объему здания была добавлена пристройка, этажность сохраняется относительно основной части. Организация главного входа была изменена, теперь он располагается на восточном фасаде.
     На стене школы в 80-х годах прошлого века была установлена мемориальная доска: «Школа №57 построена методом народной стройки трудящимися и молодежью Ленинского района в честь XXV съезда КПСС». Это была действительно народная стройка, на которой работали и учителя, и ученики. В музее и семейных архивах выпускников сохранились фотографии, которые дают представление о том, как создавалось новое здание в стиле кубизма. Если посмотреть на вновь пристроенное здание сверху, то оно выглядит зигзагообразно – несколько прямоугольных частей, объединенных общим коридором. О вводе нового здания в эксплуатацию была найдена заметка в газете «Вечерний Ростов» 1.09.1975 года: «…Ростовчане искренне признательны строителям за ударную работу. В рекордно короткие сроки они возвели пристройку…на 880 мест в школе №57. Сегодня в школе особенный праздник».
Архитектор Миронов Е.И.
     Автор проекта нового здания школы №57 - архитектор Евгений Игоревич Миронов родился 23 августа 1946 года в городе Ростове-на-Дону.  В 1969 году окончил Ростовский Инженерно-Строительный Институт по специальности «Архитектура». С 1969 года проектирует здания и сооружения гражданского профиля в проектных институтах.
     В 1989 году совместно с Сергеем Викторовичем Клижовым основал первую в СССР персональную проектную мастерскую. Параллельно с персональной творческой мастерской открыл учебную мастерскую на базе образовавшегося тогда же Ростовского Государственного Архитектурного Института.
     В 1992 году Евгений Игоревич был избран членом-корреспондентом Российской Академии Архитектуры и Строительных наук (РААСН). Более двадцати лет преподаёт в Академии Архитектуры и Искусства Южного Федерального Университета.
Руководитель «Учебно-творческой мастерской Миронова Е.И.» Академии Архитектуры и Искусства Южного Федерального Университета, Ростов-на-Дону.
      Мы нашли электронный адрес архитектора и написали ему письмо с просьбой откликнуться и помочь нам в сборе материала о строительстве нового здания.
Мозаичное панно и цветной барельеф
      На главном фасаде, справа от входной группы во время пристройки нового здания появляется мозаичное панно с изображением пары пионеров, идущих в лучах солнца, что по задумке автора олицетворяет светлое будущее советских детей. Панно сохранилось до настоящего времени и является отличительной деталью убранства фасада.
      Мозаика на фасаде здания лицея №57 – произведение искусства, которого больше ни у одной ростовской школы нет. Пионеры – мальчик и девочка идут под лучами солнца. Автор панно – художник Ильдаров. Очень хотелось бы, чтобы наша мозаика, подобно мозаике ростовских подземных переходов, стала памятником историко-культурного наследия города. Ведь она отражает целую эпоху советской школы, которая с каждым годом уходит все дальше и дальше в прошлое…
     Все это касается и цветного барельефа на стене второго этажа нового здания школы. На нем изображены школьники, занимающиеся разными направлениями прикладного искусства: школьный хор, танцевальный, музыкальный кружки, лепка и скульптура, изобразительное искусство, кукольный театр.
    По многочисленным утверждениям выпускников школы, изображенные на барельефе герои имеют реальных персонажей, которые выступили в качестве моделей при создании данного произведения настенного искусства. Тем более повышая значимость данного барельефа для истории нашего лицея.
Заключение
     В своей работе мы изучили историю здания нашего лицея, этапы строительства, архитектурные особенности, биографию архитектора, его чертежи. Это исследование проводится впервые. В сети Интернет данных об истории здания лицея нет. Наше исследование стало первым шагом к изучению архитектуры здания лицея. Надеемся, изучение на этом не закончится. Хотелось бы найти информацию и фотографии самого первого здания нашей школы (тогда она числилась под номером 72), биографические данные о художнике Ильдарове. Надеемся, открытия в этой области у нас еще будут. С просьбой поделиться о строительстве школы мы обратились к выпускникам школы в группе «Музей лицея (школы) №57 имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина» социальной сети «Одноклассники». Будем ждать ответов от выпускников, неравнодушных к истории родной школы.   
     Техпаспорт здания говорит о том, что здание лицея представляет собой трехэтажную постройку. За этой сухой фразой скрываются живые люди: строители, архитекторы, художники, трудами которых создавался наш лицей. И об этих людях не стоит забывать. Благодаря их труду мы учимся в светлом, теплом, просторном и по-домашнему уютном здании, имя которому – лицей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Земля Балаковская» История здания. Коммерческое училище.

Историяы создания коммерческого училища в городе Балаково....

Исследовательская деятельность в образовательном пространстве музея "Зеркало истории" МБОУ - лицея №18 г. Орла

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. За годы обучения в лицее мы должны научить ребенка не только грамотному письму...

Сборник стихов "Железный батальон" (материалы музея о Подвиге А.А. Бельгина)

В сборник включены стихи о Подвиге А.А. Бельгина (несколько из них публикуются впервые)...

Методическая разработка экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины» (на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)

Методическая разработкаэкскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины»(на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг на...

Летопись школы.1950-1951 (по материалам музея)

Александр Украйченко1950-1951. ОДИН ГОД ИЗ ЖИЗНИ ШКОЛЫ   1950 год… Приказ №1 (от 01.09.50): укомплектовать в школе 22 класса (869 учащихся). Из них: 1-х классов – 3 (131 чел.), ...

Летопись школы. 1951-1952 учебный год (по материалам музея)

Александр Украйченко1951-1952. ОДИН ГОД ИЗ ЖИЗНИ ШКОЛЫ   1951… Приказ №148 (от 10.09.1951 г.): укомплектовать в школе 25 классов (на 3 класса больше прошлого года) 980 учащихся (на 11...