Роль музея в исследовательской деятельности учащихся
статья по краеведению на тему

Музей имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
   Лицей №57, отмечающий в данном учебном году свой 80-летний юбилей, имеет на протяжении уже более тридцати лет музей имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина. Назван музей в честь выпускника школы (в довоенные годы она числилась под номером 72) Бельгина Андрея Антоновича – советского офицера, военного врача, командира батальона, погибшего в одном из боев Курской битвы под селом Крутой Лог Белгородской области. Анализируя архивные данные, видно, что еще до появления музея учащиеся вели огромную поисковую работу по сбору данных о подвиге капитана Бельгина и его Героического бельгинского батальона, вели переписку с однополчанами, ходили в гости к родителям и сыну Героя, совершали походы по местам боев Андрея Бельгина. Как результат этой долгой кропотливой послевоенной работы - торжественное открытие музея 28 апреля 1979 года. На это важное для нашей школы мероприятие с разных концов Советского Союза приехали ветераны Великой Отечественной войны, воевавшие вместе с ним. Мы сейчас ведем активную переписку с сыном Героя Советского Союза И. Илясова, погибшего в одном бою вместе с комбатом Бельгиным. Вот, например, что написал нам  Александр Иванович Илясов, проживающий в Баку, об одном из бельгинцев: «Состоялось торжественное открытие его в школе. Приезжал командир 9-й роты 3-го батальона Иван Колбасов. Он приехал из Котласа, у него были ампутированы после аварии обе ноги ниже колен и он на протезах проделал такой путь…».
   Шли годы, музей рос, обзаводился новыми экспонатами, ширилась география поисковых маршрутов пионеров-следопытов.  Слава Богу, он смог пережить «лихие 90-е» и ребята сейчас активно продолжают ту работу, которая началась почти полвека назад. Хотелось бы поделиться некоторыми результатами исследовательской работы, которая непосредственно связана с музеем. Во-первых: имя Героя не забыто, мы продолжаем сотрудничать с семьей Бельгиных. Недавно наш музей посетила Надежда Васильевна Бельгина, вдова сына Героя – Анатолия Андреевича и дала высокую оценку его развития. Одна из последних наших работ – «Династия Бельгиных: от Подвига ратного к Подвигу трудовому», в ходе подготовки к которой мы совершили несколько интереснейших поездок. Первая поездка – на Кубань, в станицу Ленинградскую – Родину Андрея Бельгина. Были очень рады тому, что нашего выпускника, уроженца тогдашней станицы Уманской, помнят и ценят. Его фотографии украшают стенды на площади Победы, а также в  станичном краеведческом музее. Завязавшиеся контакты с музейными сотрудниками, надеюсь, пойдут на пользу нашим музеям по обмену информацией. Так, кубанским краеведам нами был отправлен сборник произведений о Бельгине «Железный батальон», составленный по рукописям произведений, хранившихся в архиве музея и ранее нигде не издававшиеся. Их авторы – ветераны войны, однополчане Бельгина, написавшие поэтические строки и приславшие их в своих письмах. Самый свежий стих «Подвиг Героя», вошедший в сборник, написан учителем математики нашего лицея Украйченко Н.Н. Вторая поездка – в село Кугей Азовского района. Там, в СПК «Победа», председателем является внук и «тезка» нашего Героя – Андрей Бельгин. Мы смогли пообщаться с самым юным на данный момент в династии Бельгиных – десятиклассником Антоном Бельгиным, названным в честь своего прапрадедушки – полного георгиевского кавалера, кубанского казака, участника Первой мировой и Гражданской войн – Бельгина Антона Алексеевича, добавившего к своим боевым наградам уже  в мирное время серебряную медаль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (оригинал свидетельства хранится у нас в музее) за селекционные опыты по выращиванию разных сортов винограда в наших широтах. Как видно, тяга к земле, к земледелию передалась от него к правнуку Андрею, защитившему недавно кандидатскую диссертацию. Сейчас работа о династии Бельгиных участвует в областном конкурсе школьных музеев, по ее материалам вышла статья Евгении Лебедевой «Династии «А» и снят замечательный видеоролик.  Не хотелось оставлять без внимания и экспедицию наших лицеистов в Белгородскую область на место гибели капитана Андрея Бельгина – село Крутой Лог, а также в Прохоровку, Шебекино и Белгород. По итогам этой значимой для нас поездки была написана исследовательская работа и  представлена на областном этапе конференции «Отечество». В этом году, на осенних каникулах, планируется очередная поездка группы лицеистов в Белгородскую область в село Никольское, где находится Братская могила героев Курской битвы. Хотелось бы, чтоб она состоялась и принесла новый фактический материал для нашего музея, было бы здорово побывать и в селе Крапивное, где, также как и у нас, силами красных следопытов и их учителей-наставников тоже образован музей имени А.А. Бельгина. Для нас честью было бы побывать в нем и изучить его экспонаты.
   Во-вторых: наш лицей имеет богатую и интересную историю, изучением которой также занимается наш музей. В этом направлении – непочатый край работы. Очень хороших результатов мы достигли во взаимосвязи с выпускниками. Очень помогла созданная в социальной сети «Одноклассники» закрытая группа нашего музея, которая за короткое время объединила более тысячи человек, неравнодушных к истории родной школы. С помощью них, например, количество фотографий в архиве достигло более десяти тысяч, были уточнены многочисленные факты истории школы в довоенное, военное и послевоенное время. По результатам собранного материала работаем над «Летописью нашей школы». В заключении хотелось бы отметить ключевые направления той работы, которую проводим сегодня: первое – выпускники (особое место – участники «горячих точек»: воины-интернационалисты, ветераны КТО на Кавказе, «Кубинского кризиса», ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС и другие). Огромную пользу нам оказали сотрудники райвоенкомата, историк-краевед С.В. Шелобод и многие другие. Второе – ветераны Великой Отечественной войны микрорайона лицея и ветераны-педагоги школы № 57. И здесь без помощи неравнодушных выпускников мы не остались. Их силами собраны фотографии и воспоминания о прошедшей войне. Так, было установлено, что в годы войны в здании школы находился штаб фашистских оккупантов, а в подвале содержались пленные советские военнослужащие. При отступлении из города здание было взорвано, а в подвале был сожжен предположительно советский офицер, останки которого при расчистке завалов захоронили рядом со школой у трансформаторной будки. К сожалению, местонахождение могилы не известно, как и не известен факт перезахоронения останков в Братскую могилу на Комсомольской площади. В перспективе планируется установление мемориальной доски в честь выпускников-военнослужащих, выполнявших свой воинский долг и погибших на Кавказе: Коробка Сергею и Чухлебову Александру, замена существующей мемориальной доски с уточнением места гибели А.А. Бельгина, возврат имени Героя Советского Союза Андрея Антоновича Бельгина нашему учебному учреждению, а также установление его бюста во дворе лицея. Несомненно, все это должно пойти на пользу в патриотическом воспитании наших лицеистов.
Украйченко А.А., руководитель музея имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина МБОУ «Лицей № 57» г. Ростова-на-Дону

© Copyright: Александр Украйченко, 2016

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzeya.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
   Лицей №57, отмечающий в данном учебном году свой 80-летний юбилей, имеет на протяжении уже более тридцати лет музей имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина. Назван музей в честь выпускника школы (в довоенные годы она числилась под номером 72) Бельгина Андрея Антоновича – советского офицера, военного врача, командира батальона, погибшего в одном из боев Курской битвы под селом Крутой Лог Белгородской области. Анализируя архивные данные, видно, что еще до появления музея учащиеся вели огромную поисковую работу по сбору данных о подвиге капитана Бельгина и его Героического бельгинского батальона, вели переписку с однополчанами, ходили в гости к родителям и сыну Героя, совершали походы по местам боев Андрея Бельгина. Как результат этой долгой кропотливой послевоенной работы - торжественное открытие музея 28 апреля 1979 года. На это важное для нашей школы мероприятие с разных концов Советского Союза приехали ветераны Великой Отечественной войны, воевавшие вместе с ним. Мы сейчас ведем активную переписку с сыном Героя Советского Союза И. Илясова, погибшего в одном бою вместе с комбатом Бельгиным. Вот, например, что написал нам  Александр Иванович Илясов, проживающий в Баку, об одном из бельгинцев: «Состоялось торжественное открытие его в школе. Приезжал командир 9-й роты 3-го батальона Иван Колбасов. Он приехал из Котласа, у него были ампутированы после аварии обе ноги ниже колен и он на протезах проделал такой путь…».
   Шли годы, музей рос, обзаводился новыми экспонатами, ширилась география поисковых маршрутов пионеров-следопытов.  Слава Богу, он смог пережить «лихие 90-е» и ребята сейчас активно продолжают ту работу, которая началась почти полвека назад. Хотелось бы поделиться некоторыми результатами исследовательской работы, которая непосредственно связана с музеем. Во-первых: имя Героя не забыто, мы продолжаем сотрудничать с семьей Бельгиных. Недавно наш музей посетила Надежда Васильевна Бельгина, вдова сына Героя – Анатолия Андреевича и дала высокую оценку его развития. Одна из последних наших работ – «Династия Бельгиных: от Подвига ратного к Подвигу трудовому», в ходе подготовки к которой мы совершили несколько интереснейших поездок. Первая поездка – на Кубань, в станицу Ленинградскую – Родину Андрея Бельгина. Были очень рады тому, что нашего выпускника, уроженца тогдашней станицы Уманской, помнят и ценят. Его фотографии украшают стенды на площади Победы, а также в  станичном краеведческом музее. Завязавшиеся контакты с музейными сотрудниками, надеюсь, пойдут на пользу нашим музеям по обмену информацией. Так, кубанским краеведам нами был отправлен сборник произведений о Бельгине «Железный батальон», составленный по рукописям произведений, хранившихся в архиве музея и ранее нигде не издававшиеся. Их авторы – ветераны войны, однополчане Бельгина, написавшие поэтические строки и приславшие их в своих письмах. Самый свежий стих «Подвиг Героя», вошедший в сборник, написан учителем математики нашего лицея Украйченко Н.Н. Вторая поездка – в село Кугей Азовского района. Там, в СПК «Победа», председателем является внук и «тезка» нашего Героя – Андрей Бельгин. Мы смогли пообщаться с самым юным на данный момент в династии Бельгиных – десятиклассником Антоном Бельгиным, названным в честь своего прапрадедушки – полного георгиевского кавалера, кубанского казака, участника Первой мировой и Гражданской войн – Бельгина Антона Алексеевича, добавившего к своим боевым наградам уже  в мирное время серебряную медаль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (оригинал свидетельства хранится у нас в музее) за селекционные опыты по выращиванию разных сортов винограда в наших широтах. Как видно, тяга к земле, к земледелию передалась от него к правнуку Андрею, защитившему недавно кандидатскую диссертацию. Сейчас работа о династии Бельгиных участвует в областном конкурсе школьных музеев, по ее материалам вышла статья Евгении Лебедевой «Династии «А» и снят замечательный видеоролик.  Не хотелось оставлять без внимания и экспедицию наших лицеистов в Белгородскую область на место гибели капитана Андрея Бельгина – село Крутой Лог, а также в Прохоровку, Шебекино и Белгород. По итогам этой значимой для нас поездки была написана исследовательская работа и  представлена на областном этапе конференции «Отечество». В этом году, на осенних каникулах, планируется очередная поездка группы лицеистов в Белгородскую область в село Никольское, где находится Братская могила героев Курской битвы. Хотелось бы, чтоб она состоялась и принесла новый фактический материал для нашего музея, было бы здорово побывать и в селе Крапивное, где, также как и у нас, силами красных следопытов и их учителей-наставников тоже образован музей имени А.А. Бельгина. Для нас честью было бы побывать в нем и изучить его экспонаты.
   Во-вторых: наш лицей имеет богатую и интересную историю, изучением которой также занимается наш музей. В этом направлении – непочатый край работы. Очень хороших результатов мы достигли во взаимосвязи с выпускниками. Очень помогла созданная в социальной сети «Одноклассники» закрытая группа нашего музея, которая за короткое время объединила более тысячи человек, неравнодушных к истории родной школы. С помощью них, например, количество фотографий в архиве достигло более десяти тысяч, были уточнены многочисленные факты истории школы в довоенное, военное и послевоенное время. По результатам собранного материала работаем над «Летописью нашей школы». В заключении хотелось бы отметить ключевые направления той работы, которую проводим сегодня: первое – выпускники (особое место – участники «горячих точек»: воины-интернационалисты, ветераны КТО на Кавказе, «Кубинского кризиса», ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС и другие). Огромную пользу нам оказали сотрудники райвоенкомата, историк-краевед С.В. Шелобод и многие другие. Второе – ветераны Великой Отечественной войны микрорайона лицея и ветераны-педагоги школы № 57. И здесь без помощи неравнодушных выпускников мы не остались. Их силами собраны фотографии и воспоминания о прошедшей войне. Так, было установлено, что в годы войны в здании школы находился штаб фашистских оккупантов, а в подвале содержались пленные советские военнослужащие. При отступлении из города здание было взорвано, а в подвале был сожжен предположительно советский офицер, останки которого при расчистке завалов захоронили рядом со школой у трансформаторной будки. К сожалению, местонахождение могилы не известно, как и не известен факт перезахоронения останков в Братскую могилу на Комсомольской площади. В перспективе планируется установление мемориальной доски в честь выпускников-военнослужащих, выполнявших свой воинский долг и погибших на Кавказе: Коробка Сергею и Чухлебову Александру, замена существующей мемориальной доски с уточнением места гибели А.А. Бельгина, возврат имени Героя Советского Союза Андрея Антоновича Бельгина нашему учебному учреждению, а также установление его бюста во дворе лицея. Несомненно, все это должно пойти на пользу в патриотическом воспитании наших лицеистов.
Украйченко А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Презентация на тему: "Научно-исследовательская деятельность учащихся на базе этнографического музея"

Презентация выступление на тему: "Научно-исследовательская деятельность учащихся на базе этнографического музея"...

"Роль научно-исследовательской деятельности учащихся в обучении".

Исследовательская работа - прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются практические, общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности....

Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...

Роль метода проектов в научно-исследовательской деятельности учащихся

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развити...

Роль эксперимента в исследовательской деятельности учащихся по математике

В презентации рассмотрены виды экспериментов как с позиции числа их участникаов, так и по видам их организации и проведения...

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...