Проект по краеведению "Край родной"
календарно-тематическое планирование по краеведению (6, 7, 8 класс) по теме

Огнарева Галина Ивановна

Краеведение - неотъемлемая часть нашей большой истории. В ходе этого курса дети познакомятся с историей своей малой родины, нашего города,  растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают об экологии, о памятниках истории и культуры, об известных уроженцах. Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках»,  о тружениках тыла, ветеранах труда.  Совершат заочные и очные  путешествия по улицам города и района, посетят музей истории и краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_2016_g.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

БУ СО ВО «Кадниковский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2»

 

  ПРОЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

«КРАЙ РОДНОЙ»    

                                                                                                            Воспитатель:

Анферова Г.И.

         

Кадников, 2016 г.

                             Пояснительная записка

                          

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Краеведение - неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен. На 3 квартире БУ СО ВО «Кадниковский центр, для детей-сирот №2» проживают шесть человек.  В связи с тем, что все они родились в разных уголках нашей области, возникла необходимость передать молодому поколению знания о своей малой родине. Актуальность проекта заключается в том, что  данный проект будет выполнять важную социальную миссию: воспитывать патриотические чувства, расширять знания о своем родном городе, его истории, развивать интерес к прошлому и настоящему, способствовать пониманию красоты, особенностей, неповторимости родной земли. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого  материала позволяют растить детей, оставшихся без попечения родителей, не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни, на событиях из истории своего села, города.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должен внести педагог.

Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Ведущая идея проекта - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.

  Краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. воспитанники знакомятся с природными, культурными и  историческими особенностями края.  

 В ходе этого курса дети познакомятся с историей своей малой родины, нашего города,  растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры, об известных уроженцах. Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках»,  о тружениках тыла, ветеранах труда.  Совершат заочные и очные  путешествия по улицам города и района, посетят музей истории и краеведения.

Главной целью данного проекта является -  систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.

Для реализации  проекта по краеведению будут использоваться следующие виды деятельности: экскурсия, беседа, занятие-игра, проектная деятельность. Особое внимание будет уделяться  экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в городской  музей. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы воспитанникам для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или педагога.

По окончанию каждого квартала предлагается  проводить занятия контроля в виде  викторин,  конкурсов, игр. А так же детям будет предложено выполнить творческие работы по подтемам,  по результатам которых, можно будет определять уровень усвоения материала.  Знакомство с новым материалом проводится в форме вопросов и ответов, с использованием игровых моментов.  Активизировать познавательную деятельность воспитанников позволяет использование цифровых образовательных ресурсов.  При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития детей; возрастные особенности формирования креативной среды; личностные особенности воспитанников.

Проект направлен на реализацию следующих целей и задач:

Цели:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
  • расширить и углубить знания детей о родном крае;
  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления  исследовательских  работ;
  • воспитывать  патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.

Задачи:

  • воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
  • углубление и систематизация знаний о своей семье;
  • воспитание  воспитанников  на положительном примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
  • расширять знания по краеведению;
  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
  • развитие способности к творчеству, овладению и стремлению  самостоятельно добывать новые знания;
  • развивать навыки при работе с картой.

                                     Методические приемы.

Основными методическими приемами являются:

  • Исследовательская деятельность.
  • Поисковая деятельность.
  • Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
  • Индивидуальная работа.
  • Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей воспитанников.
  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).

В основу проекта положены следующие принципы образования:

природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (город со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы. 

                   

    Направленность проекта:

  • Формирование патриотического сознания  
  • Формирование гражданского поведения и правовой культуры
  • Формирование коммуникативной культуры
  • Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности
  • Формирование опыта социально-значимой деятельности

                    Поисково-исследовательская направленность проекта

Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое.

Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные  инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.

 Именно эти впечатления и показывают значимость проекта «Краеведение», определяют ее основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом.

Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:

  • реализация творческих способностей обучающегося;
  • создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
  • развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих.

   Что должны знать воспитанники  к концу проекта: где расположены наш район, город,  область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района,  основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны района.

Что должны уметь воспитанники к концу проекта: рассказать краткую историю района, области, находить их на карте,  показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области, называть основные виды животных и растений района.  Давать краткую характеристику сельским поселениям района, о его достопримечательностях.  Формулировать основные экологические проблемы края,  способы их решения, рассказать о заповедной зоне района. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания педагога. Работать с картой.

Основные направления по реализации проекта  по краеведению:  

  • Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание.
  • Поисковая работа.
  • Исследовательская деятельность.
  • Экскурсионная,  просветительская работа с воспитанниками.
  • Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий.
  • Создание мультимедийных презентаций о своем городе, районе, области,   с использованием ИКТ;
  •  Освещение работы в местных СМИ.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

  • Проект призван помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.
  • Внешние результаты реализации программы:

– достижения ребят на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и чтениях;
– устойчивый интерес к краеведению  
– увеличение направленности и разнообразия проектов;

  • Внутренний результат:

- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

  • Диагностика реализации проекта:
             – наблюдения;
             – анкетирование;
             – собеседование с учащимися.

Возраст обучающихся: 11-17 лет

Учебный период:   36 часов

Количество занятий в неделю: 1  занятие

п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

Раздел  1. Родной край (9 ч.)

1

Вводное занятие. 

Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Анкетирование «Знаешь ли ты свой край»

1

1

2

Растительный и животныймир. Красная книга.  

1

1

3-4

Растения нашего района. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. Экскурсия.

2

1

1

5

«Земля родная- Харовск»

1

1

6

«Земля родная- Вожега»

1

1

7

«Земля родная- Сямжа»

1

1

8

Земля родная – Бабаево»

1

1

9

Итоговое занятие

1

1

                                   Раздел 2. «Родословная» (9 ч.)

10-11

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, (создание презентации, выставки работ и др.)

2

1

1

12

Семейные праздники и традиции

1

1

13-14

Коллаж фотографий «Моя семья»

2

2

15

Чтение художественной литературы по теме

1

1

16-17

Архивы. Работа в сети Интернет

2

2

18

Обобщающее занятие.

1

1

                         Раздел 3. «Из истории..» (9 ч.)

19

Географическое положение,  границы поселений и их изменение

1

1

20

История города (происхождение названия, легенды, предания  и сказания о населенном пункте)

1

1

21-22

Верования и религии, история храма. Экскурсия в храм

2

1

1

23

История развития сельского хозяйства.

1

1

24

История создания и развития школы

1

1

25

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край.

1

1

26

Город в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг.

1

1

Раздел  4. Знаменитые земляки(9 ч.)

27-28

Экскурсии  в городской и районный краеведческий музеи.

2

2

29

Встреча с ветеранами труда.

1

1

30

Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны

1

1

31-32

Знаменитые земляки. Работа в сети Интернет

2

1

1

33-34

Помощь ветерану

2

2

35

Знаменитые земляки. Встречи с интересными людьми

1

1

36

Итоговое открытое занятие «Город, в котором я живу» (+анкетирование)

1

1

Поиск необходимой информации в интернете.

Работа с литературой  в библиотеке.  

В течение года по необходимости

Итого

36

15

21

К концу года воспитанники должны знать:

  • историю родного города;
  • о  народах, заселявших родной край;
  • административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;
  • историю основания города и первых ее жителях;
  • краткую историю близлежащих деревень;
  • историю религии родного края;
  • о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;
  • о семейных традициях, о своей родословной;
  • историю создания и развития школы;
  • о развитии сельского хозяйства в районе;
  • о растительном и животном мире;
  • о земляках, участниках и тружениках тыла  Великой Отечественной войны.

Должны уметь и овладеть:

  • основами исследовательской работы;
  • навыками работы на персональном компьютере;
  • бережно обращаться с музейными экспонатами;
  • навыками интервьюирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Саратов - мой родной город"

Краткое содержание проекта      Тема проекта "Саратов - мой город" очень актуальна на сегодняшний день.  Говорят, что у народа, не помнящего своей истории, нет буд...

Творческий проект "Мой край родной"

Разработка творческого проекта по вышевке "крестом", выполненные ученицами 7-ого класса....

Социальный проект «В городе родном хорошо живем!».

В 2011 г наш город отмечал юбилей по поводу 350-летия, поэтому в рамках детско – родительского клуба «Родничок» мы разработали и внедрили социальный проект «В городе родном хорошо живем!». Знакомство ...

Телекоммуникационный проект «Мой край родной»

Телекоммуникационный проект посвящен 100-летию начала Первой мировой войны. Поэтому все задания связаны с этой датой....

Программа экспериментальной работы "Разработка экологического проекта по изучению родного края"

Данная программа направлена на формирование творческой личности, способной через проектно-исследовательскую деятельность, изучать и познавать природу родного края...

Исследовательский проект "Сохраним историю родного поселения"

На занятиях по внеучебной деятельности ученики 5 класса работали над проектом "Сохраним историю родного поселения". Защита проекта проходила на День открытых дверей школы. В настоящее время краеведени...