«…Пойду своим путем, хоть горестно, но честно»: Трагическая судьба ярославской поэтессы Юлии Жадовской
презентация к уроку по краеведению (10 класс) на тему

Левина Елена Дмитриевна
В плеяде одарённых художников слова середины XIX века есть свой голос и у поэтессы Ю.В. Жадовской, жизнь и творчество которой неотделимы от Ярославско-Костромского края.
В Ярославле поэтесса, которую в XIX веке знала вся Россия, прожила 30 лет. Между тем на литературной да и никакой другой карте нашего города имя Юлии Жадовской не обозначено. 
Материал можно использовать на уроках литературы, краеведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon yuliya_zhadovskaya.ppt1.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«…Пойду своим путем, хоть горестно, но честно» : Трагическая судьба ярославской поэтессы Юлии Жадовской - Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ Открытая (сменная) школа № 94 г. Ярославля Левина Елена Дмитриевна

Слайд 2

Юлия Валериановна Жадовская (1824 - 1883) В плеяде одарённых художников слова середины X I X века есть свой голос и у поэтессы Ю.В. Жадовской, жизнь и творчество которой неотделимы от Ярославско-Костромского края. В Ярославле поэтесса, которую в X I X веке знала вся Россия, прожила 30 лет. Между тем на литературной да и никакой другой карте нашего города имя Юлии Жадовской не обозначено.

Слайд 3

О Ю.В.Жадовской писали великие критики: В. Белинский, Н.Добролюбов, Д. Писарев. Её стихи включали в школьные хрестоматии, заучивались наизусть. На стихи поэтессы были написаны популярные романсы А. Даргомыжским, М. Глинкой.

Слайд 4

Юлия Валериановна Жадовская родилась 29 июня 1824 года в селе Субботине Любимского уезда Ярославской губернии в семье чиновника особых поручений при ярославском губернаторе.

Слайд 5

Детство Девочка родилась с плохим зрением, без левой руки, на короткой правой было всего три пальца. На четвертом году она осталось ещё и сиротой. Овдовевший отец отдал её на воспитание в село Панфилова Буйского уезда Костромской губернии к бабушке - Нине Павловне Готовцевой, которая очень полюбила внучку и создала хорошие условия для её развития. С трёх лет девочка научилась читать, а с пяти лет книги стали постоянным ее увлечением. «Она поглощала все то, что заключала в себя набольшая библиотека бабушки». Так росла она, пользуясь деревенской полной свободой, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки, мечтательный, вдумчивый, терпеливый. Для получения образования тринадцатилетнюю Юлию отправили в Кострому к тетке, которая сама писала стихи и печатала их в газетах и журналах.

Слайд 6

Первые творческие успехи Впервые опубликовалась в 1841 в журнале «Москвитянин» (№ 7) — «Письмо из Ярославля о посещении государя императора». С тех пор вошла в число постоянных авторов журнала московских славянофилов: в 1843 публикует этнографический очерк «Проводы масленицы в уездах Буйском и Солигалицком» («Москвитянин», № 3) и первые стихи — «Много капель светлых…» и «Лучший перл таится…» («Москвитянин», № 12).

Слайд 7

В 1840—50-х часто посещает Москву и Петербург, заводит знакомство с литераторами П. А. Вяземским, И. С. Тургеневым, А. С. Хомяковым, М. Н. Загоскиным, Ф. Н. Глинкой и др., с художником К. П. Брюлловым. Помимо «Москвитянина» печатается в «Библиотеке для чтения», «Сыне Отечества» и др. изданиях. Затем ее стихи выходят в свет в сборнике «Стихотворения» (СПб., 1846), а потом, в обновленном и расширенном виде, в сборнике «Стихотворения» (СПб., 1858).

Слайд 8

Любовная лирика В центре поэзии Ю. Жадовской 1840-х — исповедь женской души, любовное чувство передается в драматических взлетах и спадах, в трагической безысходности, в одиночестве и воспоминаниях, иногда в упованиях на загробную встречу. Ее первый поэтический сборник напоминает лирический дневник, в котором отражена история возникновения, расцвета и увядания любовного чувства. Достоинством лирики Ю. Жадовской являются глубокий психологический анализ, поэтические проникновения в тайны влюблённой женской души.

Слайд 9

Тема природы, тема жизни и труда народа С той же задушевностью, искренностью рисовала Жадовская картины нашей северной природы, которую она самозабвенно любила. Часто описание природы соединяются с раздумьями о жизни,положении трудового народа. Она написала прекрасное стихотворение «Нива, моя нива». Нива, моя нива, Нива золотая! Зреешь ты на солнце, Колос наливая, По тебе от ветру,- Словно в синем море,- Волны так и ходят, Ходят на просторе. Над тобою с песней Жаворонок вьётся; Над тобой и туча Грозно пронесется. Зреешь ты и спеешь, Колос наливая,- О людских заботах Ничего не зная. Унеси ты, ветер, Тучу градовую; Сбереги нам, боже, Ниву трудовую!..

Слайд 10

Образ России Стихи Ю.В. Жадовской, в которых она даёт свой образ России, близки стихам о Родине М.Ю. Лермонтова, А.Н. Плещеева, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова. Чувства поэтессы сливаются здесь с народным, а поэтика этих стихов напоминает поэтику народных песен. Ю.В. Жадовская призывает поэта служить народу: она провозглашает принципы гражданской поэзии и приветствуют главу революционно - демократического поэтического направления, своего земляка Н.А.Некрасова. Портреты Ю. В. Жадовской и Л.Н. Трефолева

Слайд 11

Гражданские мотивы лирики Проснулась грозная и мстительная кара, Приподнял голову подавленный народ; Невежество последнего удара, Бледнея и дрожа, в томленье смертном ждёт. Ко благу торная проложится дорога, И никому по ней идти заказа нет… Властитель! Не робей! Решительной рукою Сомненья призраки скорее отгони, И к счастью дверь свободой золотою Народу Твоему отважно распахни… В поэзии Ю.В. Жадовской все сильнее звучат гражданские мотивы: гневно - разоблачительный протест против «ветреной, себялюбивой знати», любовь к Родине, глубокое сочувствие народу, ненависть к миру угнетения.

Слайд 12

Песенные интонации К н. 1850-х в поэзии Жадовской расширяется тематический диапазон, появляется социальная тема, в лирику входит народная жизнь, фольклорные песенные интонации. Лучшие ее стихи «Нива» (1857; положена на музыку А. Т. Гречаниновым), «Грустная картина!» (1848) вошли в классику русской поэзии и постоянно включались в детские хрестоматии. Замеченные М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским стихотворения Жадовской «Ты скоро меня позабудешь» (1844) и «Я все еще его, безумная, люблю!» (1846) стали классическими русскими романсами.

Слайд 13

Проза Особое место в творчестве Ю.В. Жадовской занимают малоизученные прозаические произведения. Хотя проза её была слабее поэзии и критики почти ничего о ней не писали, за исключением А. Скабичевского, повести и романы пользовались большой популярностью среди читателей. Проза Ю.В. Жадовской носит автобиографический характер. В основе ранних произведений трагическая любовь, определяющаяся сословным неравенством. В последующих прозаических произведениях Жадовская ставит глубокие социальные проблемы, создает образы новых, передовых людей, которые не покоряются судьбе, а отстаивают свои права на независимость и на борьбу за облегчение участи трудового народа.

Слайд 14

Последние годы жизни В последние годы Ю.В. Жадовская отошла от активной творческой деятельности. Когда у друга их семьи ярославского доктора умерла жена, Жадовская пожертвовала собой ради благополучия других, вышла за него замуж, чтобы воспитать осиротевших детей и окружить заботой и вниманием старого доктора. Кроме того, в течение пяти лет она ухаживала за тяжело больным отцом. Вскоре после смерти отца заболел и умер муж, оставив на её попечение большую семью. А в последние годы значительно ухудшилось её здоровье.

Слайд 15

«Пойду своим путем, хоть горестно, но честно» Последние годы своей жизни Ю.В.Жадовская прожила в небольшой усадьбе Толстиково Буйского уезда Костромской губернии. Умерла она в 59 лет, 23 июля 1883 года. В своем поэтическом «памятнике» стихотворении «Нет, никогда поклонничеством низким...» - поэтесса гордо заявляла:

Слайд 16

Её муза, простая и скромная, была правдивой и искренней. Пред тем, что я всегда глубоко презирала, Пред чем, порой, дрожат достойные- увы! Пред знатью гордой, пред роскошью нахала Я не склоню свободной головы. Пойду своим путем, хоть горестно, но честно, Любя свою страну, любя родной народ; И, может быть, к моей могиле неизвестной Бедняк иль друг со вздохом подойдет... На то, что скажет он, на то, о чем помыслит, Я, верно, отзовусь бессмертно душой... Нет, верьте, лживый свет не знает и не смыслит, Какое счастье быть всегда самим собой!..

Слайд 17

Список использованных источников Благово В.А. Поэзия и личность Ю.В. Жадовской. – Саратов, 1981. Лебедев Ю.В. Ю.В.Жадовская. – Ярославль, 1986. Ермолин Е. Песня последней встречи... // Ярославская Старина, 1996, N 3. Сл. 1 http :// borisliebkind.livejournal.com /41526.html Сл. 6 Сборник стихотворений http :// bookmix.ru /book.phtml?id=487118 Сл. 9 Портреты Ю. В. Жадовской и Л.Н. Трефолева http :// www.edu.yar.ru / russian / tvorch / garnov /school48/ xix / jadtref.html Сл. 11 http://www.tunnel.ru/view/post:176054 Сл. 12 http :// www.likebook.ru / books / view /138966/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

Интегрированный урок "Судьба человека - воплощение трагической судьбы народа"

Урок патриотической направленности с пименением ЭОР...

Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).

ППоэзия  Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна  по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...

"Человек удивительной судьбы: ярославский писатель А.В. Коноплин": презентация

Ярославский писатель Александр Викторович Коноплин - человек, прошедший войну и сталинские лагеря. Автор книг о людях, прошедших Великую Отечественную войну и людях, прошедших ГУЛАГ, член Союза писате...

«Я ещё не кончила войну…» Литературно-музыкальная композиция, посвященная поэтессе Юлии Друниной

О поэтессе Юлии Друниной, прошедшей санитаркой войну и сохранившей о ней память на всю жизнь....

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны

Знакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся,  отрабатывать навыки выразительного чтения.  монологического и диалогического высказы...