Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»
статья по краеведению (8 класс) на тему

При изучении регионального компонента географического образования  учитель  должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, так и по методам ее изучения.

Наиболее эффективными методами обучения географии в целях формирования ценностных ориентаций старших подростков являются метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.При выборе подхода или модели изучения содержания регионального компонента географического образования как ценности, учителю очень важно понимать, что географические особенности малой родины – родного края, необходимо изучать как часть географических особенностей страны, тем самым подчеркивая уникальность своего региона, отличающегося от других субъектов РФ; давая представление о месте малой родины в цикле общей географии, необходимо показывать ее региональные особенности: природу, историю, население.в процессе изучения содержания регионального компонента, обучающиеся должны в полной мере уметь оценивать природные условия и ресурсы малой родины с точки зрения хозяйственной деятельности человека, экологическую ситуацию в пределах малой родины и последствия воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, экономико-географическую и социальную обстановку в пределах малой родины и прогнозировать перспективы развития малой родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Городской семинар

             Методического объединения учителей географии

                                   12.03.2015. г Димитровграда

 по теме « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»

Цель. Распространение опыта в сфере перспективных направлений формирования ценностных ориентаций учащихся при реализации ФГОС.

 Задачи.

 1. Раскрыть возможность организации воспитательного процесса при помощи различных форм урочной и внеурочной деятельности.

2. Раскрыть творческие способности обучающихся.

                    Доклад. Мачкасовой Ирины Владимировны 

                           Учителя географии МБОУ СШ№16

« Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»

География — особый школьный предмет, формирующий представление о Земле в контексте комплексного, социально-ориентированного подхода. При изучении школьных учебных предметов используются различные подходы, но только география видит региональный подход с одной стороны, как особый метод научного метапознания, с другой определяет его важнейшим элементом региональной политики, воздействующей на социально-экономические процессы территории. Именно поэтому, география, относящаяся к категории классических учебных предметов инвариантной части учебного плана основного общего образования общеобразовательных учреждений, отвечает за будущую социализацию учащегося, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, формирование российской идентичности, как главного условия укрепления и сохранения российской государственности.

Принцип “учить детей географии с ближайшего для них места” выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебника Ф. Студитского в 1840 г.)

Огромное влияние на развитие родиноведческого направления в географии имел в 40-х годах XIX в. К. Д. Ушинский. Он считал, что основой для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети. К. Д. Ушинский был вдохновителем преподавания географии на родиноведческой основе, которое успешно продолжалось во второй половине XIX в. его учениками и последователями.

После 1917 года большое развитие получило краеведение, начали создаваться краеведческие музеи. В школе была создана даже специальная школьная программа краеведения. Прав был М. И. Калинин, сказавший в своё время: “Воспитание патриотизма начинается с углублённого познания своей Родины”. Краеведение – для учителя путь к научной исследовательской работе; в процессе краеведческой работы происходит самостоятельное усвоение детьми учебного материала, приобретаются навыки, необходимые в жизни, идёт подготовка к практической деятельности, расширяются общеобразовательные знания. В настоящее время в связи с переходом на  новые общеобразовательные стандарты общего образования (стандарты второго поколения) осуществляется совершенствование преподавания школьной географии, в том числе и региональной, как регионального компонента образования.

При изучении регионального компонента географического образования  учитель  должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, так и по методам ее изучения.

Наиболее эффективными методами обучения географии в целях формирования ценностных ориентаций старших подростков являются метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.

Целью метода проблемного изложения является включение обучающихся в сложный путь познания, движения к истине, демонстрация образца доказательного решения какого-либо сложного вопроса. Например, в ходе изучения регионального курса «География Ульяновской области» этот метод применялся при проведении проблемных уроков. В частности, при изучении темы «Природные зоны Ульяновской области» перед обучающимися был поставлен проблемный вопрос: « На территории    Ульяновской области расположена  природная  зона  лесостепь, но и встречаются  участки настоящей Европеской тайги. Известно, что количество осадков в тайге и лесостепи разное. Объясните такой феномен.

Основная задача частично-поискового метода – постепенно приобщить школьников к творческой деятельности. В качестве примера применения частично-поискового метода можно привести следующее творческое задание: «Представьте, что вы являетесь исполнительным органом местной власти и возглавляете сферу услуг в Ульяновской  области. Наметьте первоочередные задачи, которые необходимо решить. Определите реальные сроки их выполнения».

Главное назначение исследовательского метода в географии - приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала. В процессе изучения регионального курса географии возможности применения  исследовательского метода более широки благодаря сочетанию урочной и внеурочной деятельности. Этот метод предполагает сбор и обработку фактов непосредственно в природе и на производстве и их последующий анализ на уроках. При этом учитель заранее дает школьникам исследовательские задания, консультирует их, планирует работу, а по выполнению – проверяет.

 Ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру, т.е. являются элементом мировоззрения.При изучении  регионального компонента   в соответствии с принципом ориентации содержания региональной географии на ценности и ценностные отношения  можно применять ценностно-смысловые учебные задания краеведческой направленности. Эти задания могут использоваться учителями и в процессе преподавания школьного курса «География России» в 8-9 классах.

Ценностно-смысловые учебные задания легко вписываются в общую классификацию учебных заданий и являются наиболее эффективными заданиями в формировании ценностных ориентаций школьников. Ценностно-смысловые учебные задания подразделяются на четыре класса в зависимости от характера направленности на личность школьника и степени сложности.  

Задания класса А (объективно ориентированные, извне обусловленные) – типовые, так как для их выполнение достаточно стандартных действий. Относятся к учебно-тренировочным заданиям, направленным на формирование знаний, раскрывающих содержание ценности «малая родина».

Например, охарактеризуйте факторы климатообразования в Ульяновской  области, зная, что климат области  умеренно- континентальный.

Задания класса В (субъективно ориентированные, извне обусловленные) – аналитические по своей сути, их выполнение невозможно без действий аналитико-синтетического типа. Относятся к частично-поисковым заданиям, ориентированным на сравнение различных событий и явлений, формирование оценочных умозаключений.

Например, как геологическое развитие  Восточно – Европейской равнины  отразилось на формировании современного рельефаУльяновской  области.

Задания класса С (объективно ориентированные, субъективно обусловленные)

Задания класса Д (субъективно ориентированные, субъективно обусловленные) принадлежат к числу творческо-поисковых. Например, какие виды услуг в Ульяновской области способствуют развитию личности человека? Обоснуйте свое мнение.

 Задания классов С и Д отличает то, что они относятся к так называемым заданиям «на личностный смысл», которые не поддаются конструированию извне, возникают спонтанно. Создание алгоритма их выполнения невозможно, то есть они никогда не переходят для школьника в разряд типовых.

Завершается выполнение каждого учебного задания самоконтролем, самооценкой и коррекцией собственных действий.

Задача педагога – стимулировать интеллектуальные и мотивационно -волевые усилия личности направленные на освоение этих ценностей. При рассмотрении процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков в работе учителя нельзя ограничиваться только методами обучения географии, им должны сопутствовать методы воспитания личности. Наиболее эффективны в формировании ценностных ориентаций школьников две группы методов воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера) и методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (поощрение, наказание, эмоциональное воздействие). Эти методы являются методами воздействия на личность школьников, благодаря которым формируются ведущие ценностные ориентации.

Традиционно русские ценностные ориентиры: любовь к земле, на которой вырос и живешь, ответственность; нравственность и правдивость в делах, семейно-бытовых отношениях; патриотизм, толерантность. Главная задача формирование умений необходимых для дальнейшего обучения — творческий подход и новаторство, критическое мышление и способность решать проблемы, коммуникабельность и сотрудничество, информационная грамотность, медиаграмотность, инициативность, самостоятельность, способность к адаптации, продуктивность, вовлеченность.

 Применяются и  различные формы  обучения, несущие  личностную направленность, таких как составление проектных работ, ролевые игры, дискуссии, решение проблемных ситуаций, экскурсии в краеведческие музеи, на  природу, научно-практические конференции, семинары, нетрадиционные уроки в краеведческом музее, круглые столы, составления календаря памятных дат области, составление подборок стихов, песен о «малой родине», создание мультимедийных произведений по истории освоения и заселения, природе Симбирско- Ульяновского края, составление «визитных карточек», краеведческие выставки, краеведческие олимпиады, краеведческие вечера, краеведческие недели. При проведении уроков с использованием выше представленных активных методических приемов и форм обучения учитель выполняет роль наставника и напрямую контактирует с обучающимися, тем самым позволяя школьнику либо выбрать себе соответствующую роль на уроке, либо заняться тем видом деятельности, которое ему ближе всего. При такой организации учебной деятельности будет повышаться интерес к изучаемому материалу, учитель сможет развивать личность каждого обучающегося, выявляя те интересы школьника, которые в последующем закрепляются в ценностные ориентации. Кроме того, изучение природных и экономических особенностей своей малой родины наиболее интересно обучающимся, поскольку они сами на месте могут провести краеведческое миниисследование, используя знакомые материалы, как по природе, так и по хозяйству своей местности, организовать экскурсии в природу с младшими школьниками, выступая в роли экскурсоводов. У большинства обучающихся при изучении регионального курса  формируются такие ценностные ориентации как познание своей малой родины как ценность, творчество как ценность (возможность творческой деятельности), красота природы (переживание прекрасного в природе), общественно полезная деятельность как ценность, ответственность как ценность.

При выборе подхода или модели изучения содержания регионального компонента географического образования как ценности, учителю очень важно понимать, что географические особенности малой родины – родного края, необходимо изучать как часть географических особенностей страны, тем самым подчеркивая уникальность своего региона, отличающегося от других субъектов РФ; давая представление о месте малой родины в цикле общей географии, необходимо показывать ее региональные особенности: природу, историю, население, хозяйство; важно учитывать интегративный характер региональных сведений; в процессе изучения содержания регионального компонента, обучающиеся должны в полной мере уметь оценивать природные условия и ресурсы малой родины с точки зрения хозяйственной деятельности человека, экологическую ситуацию в пределах малой родины и последствия воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, экономико-географическую и социальную обстановку в пределах малой родины и прогнозировать перспективы развития малой родины.

Изучение содержания регионального компонента географического образования с учетом рассмотренных условий, может свидетельствовать о воспитывающем влиянии его на личность ученика и одного из главных средств формирования ценностных ориентаций старших подростков при условии его ценностного наполнения (отражения ценностей на всех его уровнях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Региональный компонент содержания образования Урок литературы в 8 классе, завершающий изучение рассказа Л.Н.Толстого "После бала"

Конспект урока, на котором рассматривается рассказ А.П. Чехова, проблематика которого перекликается с основной мыслью произведения Л.Н. Толстого  "После бала". Разработка позволяет погрузиться в ...

Доклад: "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ"

Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Что же такое здоровье? Какого человека можно считать здоровым?...

Изучение состояния здоровья школьников на основе проектной деятельности при изучении регионального компонента "Экология человека"

Презентация показывает основные задачи проектной деятельности,  цели изучения регионального компонента, этапы работы, связь экологии с анатомией и физиологией человека....

Доклада «Формирование ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни»

Презентация доклада «Формирование ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни»...

Стендовый доклад "Самообразование педагога при изучении регионального компонента на уроках математики в условиях реализации ФГОС".

Цель и задачи самообразования педагога по данной теме:- расширение и углубление  теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений в свете с...