Программа курса внеурочной деятельности для 5 кадетского класса «Мой край».
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Благодарёва Марина Валерьевна

Данный курс призван помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны  посредством школьного музея и музейной педагогики. Основу содержания программы составляет история Архангельской области, Красноборского района. Программа внеурочной деятельности «Мой край»  составлена на основе примерных программ по истории, обществознанию и ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Пермогорская основная общеобразовательная школа»

         

Согласовано:

_______  2015г.

         

Утверждаю:

Директор МБОУ «Пермогорская ООШ»

Г.В.Белозерцева

Приказ № -__ от _______2015г.

                   

Рабочая программа по курсу

МОЙ КРАЙ

для 5 класса

 

                                                                             Составитель: Благодарёва Марина Валерьевна, высш. квал. категория

Пермогорье  2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Мой край»  составлена на основе примерных программ по истории, обществознанию и ОРКСЭ.

Программа «Мой край » призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Архангельской области, Красноборского района и МО «Пермогорское». Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Курс «Мой край» класса разработан  для 5 (кадетского) класса МБОУ «Пермогорская ООШ» и реализуется через вариативную часть учебного плана. Программа рассчитана на 34 часа  из расчёта   1 час в неделю.

Цели программы:


• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:


• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом односельчанам, ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:


• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Для реализации программы используются современные педагогические технологии:

  • проблемное обучение;
  • проектные методы в обучении;
  • использование исследовательского метода в обучении;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • технология «Развитие критического мышления» и др.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать явления духовной культуры;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития родного края из адаптированных источников различного типа;
  • описывать духовные ценности поморского народа и выражать собственное отношение к ним;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • характеризовать особенности православного искусства как формы духовной культуры.

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития региональной культуры в современных условиях;

Результаты изучения курса «Мой край»

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую родину, народ, культуру и историю; усвоение ценностей жителей нашего региона;
  • становление гуманистических ценностных ориентаций;
  • формирование ценностного отношения к православным традициям

Предметные результаты:

  • понимание значения духовности, семьи, школы для  правильной жизненной ориентации  человека;

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных).

Учебно-методическое обеспечение

     

  1. Интернет – ресурсы –  http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/
  2. Копица М.Н. История Архангельского Севера с древнейших времен до начала XX века:Пособие для учителя.- Архангельск,2009г.
  3. Куратов А.А. Архангельский Север в истории России.-  Архангельск, изд-во ПГУ им.М.В.Ломоносова ,2003г
  4. Майков А.Н.История: Введение в историю. – М.: Вентана-Граф, 2011
  5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы.  Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014

   

Содержание курса «Мой край»

Раздел I.  Введение в историю региона  (6 часов).

Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом нашего края. Археология – помощница историков. Археологические  раскопки на территории Архангельской области. О чем расскажет топонимика. Этнография. Имя – часть истории. Знать своих предков – знать историю.

Раздел II.Семья (5 часов)

Семья. Семейные традиции поморов. Воспитание детей в семье. Семейное хозяйство. Жилище, быт.

Раздел III. Школа (5 часов).

Развитие образования в нашем крае. Школа наших родителей и дедов. Одноклассники,  сверстники, друзья.

Раздел IV. Родина (12  часов).

Наша малая родина. Символика Архангельской области и Красноборского района. Архангельск – столица области. Что значит быть патриотом. Люди, прославившие наш край.  Наш край в истории страны. Красноборск и Пермогорье. Летописцы нашего края.

Раздел V. Святая Русь (5 часов)

Православные храмы и северные монастыри. Христианское искусство. Северные иконы. Православный календарь, его символическое значение. Святые места нашего края.

Итоговое занятие – 1 час

Всего: 34 часа


Календарно-тематический план

№ урока

Тема

Содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Введение в историю региона (6 часов)

1

Что изучает краеведение.

История региона – часть истории России. Исторический факт. Достоверность. Самобытность.

Актуализировать знания о родном крае из курсов «Окружающего мира» и «Морянка»; показывать на карте Архангельскую область, Красноборск; описывать своеобразие географического положения

2

Источники знаний о прошлом нашего края.

Памятник. Как гибнут памятники старины. Группы источников по истории нашего края. Архивы. Музеи.

Приводить примеры источников; объяснять ценность памятников; выполнять задания на описание памятников (по памятке)

3

Археология – помощница историков.

Археологические  раскопки на территории Архангельской области.

Рассказывать об археологических находках; объяснять их назначение; делать выводы

4

О чем расскажет топонимика.

Как возникают названия.

Готовить сообщения о местных названиях (на выбор); осуществлять поиск информации

5

Этнография.

Этнография изучает происхождение и расселение народов, быт, культуру. Что интересует этнографа.

Отбирать экспонаты для выставки; рассказывать сказки (красноборские, пинежские и др.)

6

Знать своих предков – знать историю.

Имя – часть истории. Зачем нужна родословная.

Применять основные правила составления родословной; объяснять значение своего имени, фамилии

Семья (5 часов)

7

Семья. Семейные традиции поморов.

Семейные традиции. Досуг. Роль каждого члена семьи. Обереги.

осознавать семейные ценности, готовить презентацию о традициях своей семьи

8

Воспитание детей в семье.

Воспитание примером, через игру прибаутки и др. Игры. Обязанности детей.

разучивать игру

9

Семейное хозяйство.

Годовой цикл. Ремесло. Отходничество.

готовить сообщение о ремеслах нашей местности, знать назначение рабочего инструмента; атрибуция музейного предмета

10

Жилище, быт.

Убранство северного дома (наружное и внутреннее), одежда, утварь

знать назначение вещей; атрибуция музейного предмета

11

Проект «Северный дом»

Работать в группе,  учитывать мнение других

Школа (5 часов)

12

Развитие образования в нашем крае.

Доступность шкоглы. Ступени школьного образования. Церковно-приходская школа.

выявлять позитивные результаты учения, проводить небольшое исследование о ступенях образования

13

Школа наших родителей и дедов.

Парта, письменные принадлежности, форма, учебники, дневник, класс

проводить исследование по анкетам родителей и фотографиям школьного музея

14

Урок в школе 70-х гг. ХХ века.

Занятие в школьном музее.

15

Одноклассники,  сверстники, друзья.

Одноклассники,  сверстники, друзья. Взаимоподдержка, взаимовыручка. Общие дела.

осознавать ценность школьной дружбы, проводить исследование о своих одноклассниках (увлечения и т.п.)

16

Проект  «Я учусь в Пермогорской школе»

составлять свой рассказ о школе

Родина (12 часов)

17

Наша малая родина.

С чего начинается Родина? Место, где ты появился на свет - часть района, области.  Любимый уголок села.

Формулировать собственное мнение, творчески представлять свой рассказ

18

Символика Архангельской области и Красноборского района.

Герб, флаг, гимн. Праздники

Выявлять общее и различное (в сравнении с символами России и других регионов)

19

Архангельск – столица области.

История Архангельска.

Выделять главные объекты для изучения в зависимости от цели

20

Красноборск и Пермогорье.

История Красноборска и района. Улицы Пермогорья  рассказывают.

Актуализация знаний, экскурсия в музей с. Красноборск

21

Что значит быть патриотом.

Любовь к Родине как служение.

Понимать, осознавать свою роль в судьбе малой родины.

22-23

Люди, прославившие наш край.

Ученые, художники, исследователи (путешественники). Трудовые подвиги северян. Ратные подвиги северян.

Определять понятие «подвиг»

24-26

Наш край в истории страны.

Роль Архангельской области и Красноборского района в ключевых событиях страны. Поморье – стратегическая территория обороны 17-20вв. Индустриализация. ГУЛАГ.

Соотносить, понимать связь между судьбой (историей) малой родины с историей страны

27

Летописцы нашего края.

Г. Овсянкин. П. Зашихин. Л.Антропов. Встреча с краеведом (К.П.Ляйс).

Составлять и задавать вопросы

28

Я помню, я горжусь

Обобщать свои знания по теме, анализировать информацию

Святая Русь (5 часов)

29

Православные храмы и северные монастыри.

Устройство православного храма. Особенности архитектуры храмов на Севере. Значение храма для села. Соловецкий монастырь. Антониево-Сийский монастырь. Николо-Коряжемский монастырь. Телеговский монастырь.

Работать с источниками различных видов

30

Христианское искусство. Северные иконы.

Особенности письма северной иконы. Лики. Местные святые.

Проводить исследование, оформлять результаты

31

Православный календарь, его символическое значение.

 православный календарь - путеводитель в духовной жизни православного человека, символ круга его духовной жизни.

 

Проводить исследование

32

Святые места нашего края.

Туровец. Христофорова пустынь.

33

Экскурсия в храм с. Красноборск

34

Итоговый урок

Литература:

  1. А.А.Борисов  и Север: сб. – Архангельск, 1991
  2. Белов В. Лад.
  3. Власов Р. В.Атаман Ермак: легенды факты  //Знамя. -  13.09.2013г.
  4. Зашихин П.
  5. Защитники Отечества: Сб. – Красноборск, 2010
  6. Земля Красноборская: страницы истории и культуры. – Архангельск, 1991
  7. Красноборский район Архангельской области: энциклопедический словарь. – Котлас, 2009
  8. Поморская энциклопедия: Т.1/Под ред.В.Н.Булатова. – Архангельск, 2001
  9. Самсон Суханов
  10. Священномученик Петр Черевковский, чудотворец. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007
  11. Слово о Ломоносове/под ред. Г.Г.Фруменкова. – Архангельск, 1986
  12. Тупицын С.И.Хроника Земли Красноборской, 1998г.
  13. Тупицын С.И. Государственник Василий Ключарев // «Знамя» от15.03.1996г
  14. Фруменков Г.Г. Декабрист Александр Семенович Горожанский //Узники Соловецкого монастыря.- Архангельск, 1968г.
  15. Щуров Г.С. Очерки культуры русского Севера. – Архангельск, 2004

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Занимательный английский»

Рабочая программа для курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» разработана на основе нормативных документов:-Закон РФ « Об образовании»-ФГОС ООО-Фундаментальное ядро содержания общего ...

рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе "Мой край" и "Юный математик"

Предназначена для ведения внеурочной работы в 5 классе по духовно-нравственному воспитанию и по математике...

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления  «Занимательная математика» Составила  учитель математики высшей категории  МАОУ СШ №72 с уг...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".

Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»

Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...