"Сакральной России, священный уголок"
презентация к уроку по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Цыремпилова Зоя Владимировна

Презентация "Сакральной России, священный уголок" посвященна истории возникновения цонгольского дацана "Балдан Брэйбун" и ознакомлению с достопримечальностью "Арья Баала Ранжун", на которой выступает священная мантра .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sakralnoy_rossii_svyashchennyy_ugolok.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сакральной России, священный уголок

Слайд 2

«Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета». В.С. Поликарпов

Слайд 3

Цонгольский дацан "Балдан Брэйбун"

Слайд 4

Цонгольский дацан «Балдан Брэйбун» - это первый стационарный буддийский монастырь, официально разрешенный губернской администрацией. Это старейший и первый по важности центр буддизма в Западном Забайкалье, расположен на территории современного Кяхтинского района Республики Бурятия.

Слайд 5

История возникновения дацана В середине XVIII в., по одним источникам - в 1738 г., по - другим - в 1741 г., в местности Хилгантуй сначала установили огромную войлочную юрту, в которой стали проводится первые буддийские службы. История Цонгольского дацана тесно связана с именем Дамбы-Доржая Заяева - первого бурятского ученого-монаха, получившего полное классическое буддийское образование в крупнейшем буддийском монастыре-унивеситете "Балдан Брэйбунлинг" в Тибете, и полномочия распространять Дхарму лично от Далай ламы. Дамба-Даржай Заяев, вернувшись на родину, приложил немало усилий для распространения буддизма в Ара-Монгол, постепенно добиваясь разрешения на легальную деятельность дацанов у российских властей. В 1741 г. он смог добиться аудиенции императрицы Елизаветы Петровны, которая благосклонно отнеслась к его просьбе разрешить сводобно распространять буддизм среди бурятских племен. В том же году Елизавета Петровна узаконила 10 имевшихся дацанов и 150 лам и хувараков, находившихся при них. С них были сняты повинности и налоги. Им разрешалось обучать буддизму местных кочевников. Это был первый важный шаг на пути признания буддизма в России. Следующим шагом, который замыслил Лама Заяев, было создание большого монастырско-университетского комплекса, дацана, какие существовали в Монголии и Тибете, который стал бы центром развития буддизма у бурят. 5 марта 1741 г. с разрешения коллегии иностранных дел первый войлочный Хилгантуйский, или иначе Цонгольский дацан был установлен "главной за Байкалом кумирней". В 1746 г. на берегу Чикоя был построен деревянный дацан, а его первым настоятелем был утвержден лама из тибетского монастыря Чжонэ - Агван-Пунцок. По данным "Путевых заметок", "в 1753 г., все, и ламы, и миряне, обратились к вышестоящим властям с просьбой назначить Дамбу-Даржая Заяева настоятелем-ширетуем монастыря, на что через контору селенгинского воеводы был получен приказ о назначении его ширетуем. Тем самым было положено начало назначения бурятских ширетуев".

Слайд 6

Император Петр III, внук Петра I, за свое недолгое правление создал целый ряд важных и передовых для России того времени законов. В их числе он объявил свободу вероисповедания для всех своих подданных: "пусть они молятся, кому хотят, но - не иметь их в поругании или в проклятии". После того как число хувараков и монастырей в Бурятии увеличилось, в 1755 г. Его Высочество Петр III издал указ о том, чтобы все дацаны возглавлялись ширетуем [и] цорджи . В 1758 г. через канцелярию селенгинского воеводы было отправлено прошение о строительстве дацана, на которое был получен ответ Его Высочества, разрешающий возведение храма. Это был первый указ, разрешающий строительство дацанов в Бурятии. Дацан построили в местности Хилагантуй . Дамба Доржи Заяев , став настоятелем дацана, составил Устав, регламентировавший жизнь в монастыре, по примеру Гоман дацана в Тибете. В 1758 г. в Цонгольском дацане был построен деревянный главный храм Цогчен-дуган , и шесть малых храмов - сумэ . Дацан возводился по проекту Хамбо-ламы , храмы расписывали бурятские мастера, а строили русские плотники. В 1760 г. был заложен фундамент каменного храма. Он стал первым значительным монастырско-университетским комплексом, назывался в честь тибетского монастыря, где учился Заяев - " Балдан Брэйбунглинг ", и был известен в народе также как Хилгантуйский дацан, в соответствии с местностью Хилгантуй . Он стал первым крупным центром буддизма в бурятских степях. Строительство нового храма было завершено на пятьдесят шестом году жизни святого ламы Заяева (1766 г.). 15-го числа шестого месяца того года было совершено освящение храма и пожаловано ему имя Балдан Брайбунг-линг . В Забайкалье формируется единая буддийская религиозная организация с самостоятельным управлением и собственной духовной властью. При правлении императрицы Екатерины II российским правительством был учрежден титул Пандито Хамбо ламы, заложивший начало иерархической системы бурятского буддийского духовенства - института Пандито Хамбо лам. 22 июня 1764 г. за №610 по ходатайству нойонов селенгинских родов вышел указ Пограничной канцелярии об утверждении Дамбы-Даржая Заяева в должности "Главного Пандито Хамбо ламы всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала".

Слайд 7

Архитектура дацана На раннюю бурятскую архитектуру оказала влияние русская храмовая традиция, поскольку в строительстве первых дацанов принимали участие русские архитекторы и плотники. Поэтому первый Цогчен-дуган дацана был крестообразный в плане. Крыши шатрового типа, как в русских шатровых церквях. Углы крыш прямые. Многоглавость: на гравюре вид Цонгольского дацана с востока, на крышах видны отдельные башенки, как в русских многоглавых церквях. В храме было 20 стен, основной объем 8х8 саженей. Вокруг здания располагалась открытая галерея для ритуального обхода. В монгольских и тибетских монастырях такой не было. В 1908 г. на съезде родовой знати было решено возвести новое каменное здание на новом месте, поскольку прежнее часто затапливали паводковые воды. Были перенесены несколько зданий старого дацана. Новый храмовый комплекс стал еще более масштебнее, крупнее и богаче прежнего. Главный храм - Цогчен-дуган был построен из камня, имел три этажа и располагался в центре храмового комплекса, в окружении семи сумэ. К нему в соответствии с архитектурным каноном от ворот вела дорога "священный путь". От подножия горы Хумунэ-Убур в дацан был проведен деревянный водопровод. Здесь проходили массовые хуралы - буддийские службы, на которые съезжались многие буддисты из разных мест, чаще из Селенгинского, Бичурского районов соседней Читинской области. Жители окрестных русских сел обращались к эмчи (врачам тибетской медицины) для излечения различных болезней. Дацан был центром развития буддизма, его ламы способствовали распространению Учения Будды в Бурятии.

Слайд 9

Современный вид дацана

Слайд 11

«Ом мани падме хум » Мантру «Ом мани падме хум » знает каждый, кто как-то соприкасался с буддийской философией и особенно с его махаянским направлением , которое также называют «Великой колесницей». Она зародилась в Индии и поется на санскрите. Мантра очень популярна среди выходцев с Тибета, а также в Монголии, где произносится несколько иначе: «Ом мани бадмэ хум ». На русском языке ее дословный перевод звучит приблизительно так: Ом – первоочередной звук вселенной, восклицание «О!»; Мани – «драгоценность», «жемчужина»; Падме – « лотос »; Хум – «сердце», в этом случае «мудрость». Нехитрым сложением переведенных слов можно получить главную мысль: «О, драгоценность, в самом сердце бутона лотоса».

Слайд 12

Существуют и другие толкования священной мантры : Все ценности цветут у меня, открытого сердцем; Вселенная дарит процветание мне, у которого сердце открыто; Абсолют во всех проявлениях приходит к тому, кто открыт душой; Драгоценностью наполняется мое сердце.

Слайд 13

Арья-Баала Ранжун Буддийская святыня в Кяхтинском районе, в Мурочах, священная скала, известная самопроявленными слогами мантры Авалокитешвары в камне "Ом мани падме хум " (местность Арья-Баала Ранжун ), очень почитаемая достопримечательность всеми буддистами, аналогичная наскальная надпись есть в Гималаях, стоит только задуматься - сама природа проявила главные буддийские мантры . Это мантра способствует спасению всех живых существ. По другой версии чтение этой мантры дарует процветание и изобилие. Скорее, как следствие того, что мы стремимся к духовному пробуждению, состраданию и любви ко всему живому, а нам в награду блага.

Слайд 14

Священная скала " Ом мани падме хум ". Мантра , олицетворяющая собой чистоту тела, речи и ума Будды, чудесным образом проступила на священной скале в близ села Мурочи. Впервые она была обнаружена более 200 лет назад первым хамбо-ламой Дамбой Заяевым .

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Уголок маенький России" (кружковая работа)

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внекл...

России милый уголок

О Самарской Луке...

«РОССИИ МИЛЫЙ УГОЛОК» (час исторического краеведения) Внеклассное мероприятие в 10 классе

Цели мероприятия - познать прошлое родной земли, закрепить и расширить знания о крае,приобщить детей, к имеющей глубокие историческиекорни самобытной культуре,формировать    чувство...

Урок России - Устный журнал «Россия – священная наша держава»

Цель: Формирование у школьников нравственно-патриотических качеств.Задачи: Расширять знания детей об историческом прошлом и настоящем нашего народа.Формировать у детей чувство патриотизма, гражданстве...

Внеклассное мероприятие – "Россия — священная наша держава".

Беседа-диалог о символах Российского государства, о любви, преданности своей Родине, чувстве патриотизма....

Россия и Священный союз. Тайные общества 10 класс История

Россия и Священный союз. Тайные общества 10 класс История...