Методическая разработка.Маршрутный лист интерактивного занятия в городском пространстве "Рождественский Петербург"
методическая разработка по краеведению (6 класс)

Москалец Наталия Николаевна

Данная методитческая разработка предназначена для учащихся 5-8 классов. Содержит задания для путешествия в городском пространстве в предпраздничное 20-31.12 и посленовогоднее 01 - 19.12 время в центре Санкт-Петербурга (Невский проспект, Дворцовая площадь, прилегающие улицы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршрутный лист исследовательской прогулки в городском пространстве «Рождественский Санкт-Петербург»

В 1843 году англичанин Хорслей нарисовал первую рождественскую открытку. 1000 экземпляров открытки были проданы в тот же год в Лондоне. Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он провел в Америке общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки. Усовершенствование почтовой системы и удешевление почтовых отправлений позволили рассылать рождественские открытки множеству друзей во всех точках планеты.

Если Вы справитесь с заданиями, сможете собрать рождественскую открытку – загадку.

К Рождеству необходимо подготовиться, и подготовка к Рождеству – это не только строгий пост. Как еще люди готовятся к этому светлому празднику? О чем Вы подумали? Конечно, очень приятно получить подарок… подарки… Где петербуржцы искали, выбирали покупали рождественские подарки?

  1. Вы около станции метро «Гостиный двор». Внимательно рассмотрите, как устроено здание. Попробуйте составить его план.
  2. Если Вы посмотрите на противоположную сторону Невского проспекта, то найдете один из самых знаменитых магазинов Петербурга. Как он называется? Когда построен? Кем? Побывав внутри, Вы как будто перенесетесь в Париж. Узнайте, почему этот универмаг можно назвать «маленьким кусочком Парижа» в Петербурге.
  3. Найдите городские куранты, Вам в эту сторону. Чуть в глубине, отступив на шаг от Невского, желтое, почти золотистое здание храма. Как   он называется, кем построен, для кого? На эти вопросы можно ответить, если войти внутрь. Когда здесь празднуют Рождество, почему?
  4.  А теперь – вперед, к каналу.  На противоположной стороне…. Вставьте пропущенные слова

 В канун Рождества я приехала в .. .. .. .. ..,
По Невскому шла в ожидании встречи.
………………. собор был в огнях, как Юпитер,
Колонны держали массивные плечи.

И звали к себе руки- .. .. .. .. .. .. собора,
И я ту колонну погладила смело:
Изъело голодными ветрами с моря,
Как в ранах от пуль каменистое тело...

На левом крыле колокольня очнулась,
И мягкие звуки поплыли вдоль улиц.
Вверху - «…………………….» - засияло огнями.
И вспыхнула  .. ..  ..  ..   у входа пред нами…

  1. Идите дальше по Невскому до Большой Конюшенной. На этой улице, найдите необычное кафе.

Петербург – удивительный город: среди глянцевых фасадов и дорогих бутиков сохранились подлинные «островки Ленинграда». Зайдешь в такое место – и вот ты уже без всякой машины времени совершил путешествие back in USSR. Одно из самых знаменитых «ленинградских» заведений Петербурга

Здесь почти всегда очереди, особенно в выходные (но не волнуйтесь: двигаются они быстро). Внутри – трогательное советское ретро, причем не новодел-стилизация: пятьдесят лет назад здесь все было точно так же – и «стоячие» столики, и два зала с одной кассой в каждом, и предельно лаконичное меню.

Составьте меню этого заведения, можете попробовать…  Но почти 300 лет назад здесь думали не о еде, а о молитвах, здесь тоже праздновали Рождество. Какая церковь здесь находилась в первоначальном Петербурге? Можно ли сейчас увидеть, что когда-то это здание было храмом?

  1. Куда теперь? Шумные народные гуляния устраивали там, где позднее был разбит Александровский сад (перед одним из известнейших в Санкт-Петербурге зданий, название которого начинается с той же буквы, что и название сада) — буквально в двух шагах от Зимнего дворца, почти под окнами у государя с государыней. Они, кстати, на шум не жаловались!  А в том, что на празднике было шумно, можно и не сомневаться! Ведь любая, самая благовоспитанная барышня не удержится от визга, съезжая с катальной горки высотой 25 метров! Говорят, что санки развивали скорость до 60 километров в час — и это в эпоху, когда быстрее лошади транспорта еще не было! 

Рядом с горками устраивали ярмарки с балаганами, петрушечным театром, учеными медведями, раскрывали свой «волшебный ящик» вертепщики.  Детишки зачарованно смотрели на то, как куклы в вертепе разыгрывают рождественский сюжет: вертепщик ловко передвигал картонных волхвов, Деву Марию и младенца в яслях…

Найдите огненный фонтан, рядом с ним есть памятник тому, кто создал самую  рождественскую  историю «В  н .. .. .. ь  .. .. .. .. .. Р .. ..  .. .. с .. .. о .. ». Найдите  памятник ему, запишите имя ………………..                                     

По иллюстрациям догадайтесь, куда Вам дальше идти. Именно там проходил главный Рождественский бал.

  1. Найдите самое главное украшение рождесвенскх праздников. Давайте проведем конкурс на лучшую фотографию. Последний фрагмент открытки Вы получите, если ответите на вопрос: «Где петербуржцы покупали это украшение в 19 веке?»

Уже на следующий год елки стали «зажигать» в домах столичной знати. Но до петербуржских обывателей традиция дошла лишь в начале 40-х. Зато тут уж сразу начался настоящий «елочный бум». Столичные газеты только и писали, что о модном новшестве, обсуждали, какого елка должна быть размера и чем ее украшать. Кстати, продавались уже наряженные елки. Причем, купить их можно было в … кондитерских магазинах.

Если вдуматься, это не так удивительно, ведь все игрушки в те времена были съедобными — золоченые орехи, конфеты в ярких обертках, фигурные пряники, фрукты и даже овощи! Стоили такие елки баснословных денег — до 200 рублей! Правда, в то же время у Гостиного двора можно было приобрести елочки попроще. Их продавали крестьяне из соседних деревень, нахваливали товар, а сами смеялись в усы над новой барской причудой —  в деревнях елку не приняли, и отмечали зимние праздники по старинке.

  1. Подготовка к защите.

   Положительное__________________________________

  Отрицательное__________________________________

 Что изучили уже сами?

                 

Что можно использовать?

 Что стало понятнее из своего маршрута?

 

   Какие вопросы появились по проблеме?

 

    Что захотелось узнать подробнее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах

Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с  программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...

Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» Номинация: «Народные ремёсла» Интерактивное занятие для обучающихся 6-х классов «Русская трапеза»

Городской конкурс«Школьный музей: новые возможности» Номинация: «Народные ремёсла»Интерактивное занятие для обучающихся с нарушениями слуха 6-х классов«Ру...

Методическая разработка "Маршрутные листы на уроках литературы в средней школе"

В методической разработке дается описание использования маршртуных листов на уроках литературы. Также предствлены маршруты уроков в 8 и 9 классах. Пособие можно использовать как учиетелям-предметникам...

Учебно-методическое пособие "Рабочие листы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга"

Данная методическая разработка адресована учащимся 7 класса, изучающим историю и культуру Санкт-Петербурга. Она представлена в виде рабочих листов к урокам по Разделу 1 «Наш край до основания Са...

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Санкт-Петербург Петра Великого».

Занятие направлено на закрепление, уточнение и обобщение знаний, полученных о Санкт-Петербурге времен Петра Великого. В процессе занятия активно используются настольно-печатные игры краеведческого хар...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...

РАЗРАБОТКА МАРШРУТНОГО ЛИСТА - ДРЕВНЯЯ СПАРТА

ДАННАЯ РАЗРАБОТКА НЕОБХОДИМА ДЛЯ УРОКА ПО ФГОС, ДЛЯ 5 КЛАССА...