Методическая разработка "Маршрутные листы на уроках литературы в средней школе"
методическая разработка по литературе (8, 9 класс)

Бирюкова Наталья Николаевна

В методической разработке дается описание использования маршртуных листов на уроках литературы. Также предствлены маршруты уроков в 8 и 9 классах. Пособие можно использовать как учиетелям-предметникам, так и обучающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx316.77 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №3с углубленным изучением музыкальных предметов

им. А. П. Иванова» город Бежецк Тверская область

Сборник маршрутных листов и заданий для уроков литературы в 8 классе

Iполугодие

Автор: Бирюкова Наталья Николаевна

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №3

с углубленным изучением музыкальных предметов

им. А. П. Иванова» город Бежецк Тверская область

http://goodimg.ru/img/kartinki-knijki1.jpg

Составитель: Бирюкова Наталья Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением музыкальныхпредметовим. А. П. Иванова» города Бежецка Тверской области. Учитель высшей квалификационной категории.

Рецензент: Месюсина Татьяна Алексеевна учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1 им. В.Я. Шишкова»  города Бежецка Тверской области. Учитель высшей квалификационной категории.

Пособие предназначено для учителей русского языка и литературы и учащихся 8-9 классов.

От составителя

Внедрение ФГОС нового поколения предъявляют ряд требований к организации учебного процесса. Необходим системно-деятельностный подход на уроках. Задача любого педагога словесника – сформировать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные компетенции школьников. Основополагающими компетенциями для словесников выступают коммуникативная и читательская.

Очень эффективный метод работы на уроке – применение маршрутных листов. Что такое маршрутный лист? Это маршрут или план урока. Учащимся в начале урока выдаются бланки (маршруты). В первой колонке обозначено задание, вопрос, проблема. Во второй колонке учащиеся пишут свои ответы. Маршрут помогает учащемуся сориентироваться в пространстве урока, спланировать свою деятельность, сконцентрировать внимание на главном. В маршрутах можно приписывать те источники, куда учащиеся могут обратиться в поиске информации. Например, главы повести или действия и явления пьесы, страницы учебника и т.д.  Работая в маршрутном листе, учащиеся записывают информацию, поэтому им потом проще составить устный ответ по заданному вопросу или проблеме, а это формирует коммуникативную компетенцию, умение выступать, доказывать подтверждать. Кроме того, использование маршрутных листов реализует системно –деятельностный подход в обучении, так как во время урока каждый учащийся работает по заданному плану, обращается к учебному материалу, делает записи.

Работая по “Маршрутному листу” ученик не попадает в ситуацию неожиданного вопроса, у него есть время подумать, ответить, подготовив ответ.

Данное пособие ориентировано на учителей –словесников и учащихся 8 классов. Задания составлены в соответствие с программой общего основного образования по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.

С уважением, Бирюкова Н.Н.

Рецензия

Внешняя оценка сборника «Маршрутные листы и задания для уроков литературы в 8 классе» (1 полугодие) дана учителем русского языка и литературы МОУ « Гимназия №1 им. В.Я.Шишкова» города Бежецка Тверской области Месюсиной Татьяной Алексеевной.

Сборник имеет практическую направленность и может успешно реализовать системно – деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС нового поколения.

Все задания сборника составлены в соответствии с программой основного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.

Маршрутные листы – это вид практической работы учащихся на уроке. Задания носят дифференцированный характер,  что позволяет учителю вовлечь в работу всех учащихся класса: «слабых» и «сильных, тем самым создать ситуацию успеха на уроке.

Использование маршрутов урока дает возможность учащимся обдумать ответ на вопрос, составить сначала письменное, а потом и устное  сообщение. Такой вид деятельности позволяет формировать ключевые компетенции: коммуникативную, познавательную, читательскую, личностно- ориентированную.

ВВЕДЕНИЕ

Использование маршрутных листов на уроках литературы как способ формирования познавательной и коммуникативной компетенции школьников

Все наши замыслы,

все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться.

В.А.Сухомлинский.

Перед школой стоит задача – выпустить востребованного на рынке труда человека, грамотного, коммуникабельного, творческого, креативно мыслящего. Внедрение ФГОС нового поколения ставят перед педагогом ряд задач по формированию ключевых компетенций: учебно- познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, общекультурной и др.

Уроки словесности берут на себя первостепенную задачу по развитию коммуникативной и  читательской компетенции. А вместе с тем, изучая то или иное произведение по литературе, происходит формирование учебно-познавательной компетенции, личностно-ориентированной и ценностно-смысловой.

При внедрении ФГОС нового поколения меняется подход к преподаванию учебных дисциплин. Многие задания рассчитаны на жизненный опыт учащихся, на их самостоятельность, на их умение добывать знания и применять их на практике, на творческий подход к построению урока со стороны педагога

 Помогает современному педагогу  интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий, а также использование активных методов и приемов обучения.

Очень важно, чтобы уроки были интересны, поучительны, вовлекали в работу каждого ученика.  Нужно мотивировать учащегося.

Перед учителем всегда стоит вопрос:  как добиться того, чтобы ученик хотел учиться, хотел получить  знания? На помощь учителю приходят современные педтехнолгии, интерактивные и активные методы обучения.

Уроки литературы дают тот богатый материал, на котором происходит формирование нравственных ценностей и ориентиров учащихся. Урок литературы – это именно то пространство, где учащиеся имеют возможность обсудить прочитанный текст, высказать свое суждение, обменяться мнениями.

         Учитель-  словесник должен отбирать тот необходимый материал для изучения на уроке, для самостоятельного изучения школьниками дома; правильно выбрать форму организации учебного процесса: будет это работа в группах или парах, или индивидуальная работа школьника, выбрать технологию проведения урока (творческая мастерская, квест, критического мышления, продуктивного обучения и т.д), а также выбрать те методы и приемы, которые позволят наиболее успешно преподнести изучаемый материал.

Цель методического пособия: создать на уроках литературы  условия для сознательного активного участия обучающихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

      Из поставленной цели вытекает ряд задач:

  1. Формировать интерес к предмету, чтобы ученику было интересно на уроке слушать учебный материал, чтобы он мог его понять, разобраться в нём;
  2. Вызвать учащегося на диалог, к разговору, помочь ученику сориентироваться в учебном материале,в художественном тексте произведения;
  3. Развивать навыки самостоятельно работать на уроке (при актуализации знаний, при изучении нового материала, с учебником, с художественным текстом и т. д.);
  4. Создавать ситуацию успешности ученика на уроке (используя приобретённые им знания);
  5. Работать вместе с ним по исправлению пробелов в его знаниях по предмету.

            На помощь педагогу по решению поставленных задач могут прийти «маршрутные листы».

Что такое маршрутный лист и как с ним работать?

       Что такое маршрутный лист? Это маршрут или план урока. Учащимся в начале урока выдаются бланки (маршруты). В первой колонке обозначено задание, вопрос, проблема. Во второй колонке учащиеся пишут свои ответы. Маршрут помогает учащемуся сориентироваться в пространстве урока, спланировать свою деятельность, сконцентрировать внимание на главном. В маршрутах можно приписывать те источники, куда учащиеся могут обратиться в поиске информации. Например, главы повести или действия и явления пьесы, страницы учебника и т.д.  работая в маршрутном листе, учащиеся записывают информацию, поэтому им потом проще составить устный ответ по заданному вопросу или проблеме, а это формирует коммуникативную компетенцию, умение выступать, доказывать подтверждать.

Работая по “Маршрутному листу” ученик не попадает в ситуацию неожиданного вопроса, у него есть время подумать, ответить, подготовив ответ. Многие ученики отвечают в письменной форме. И на основе своих записей потом составляют устное выступление.

“Маршрутный лист” - это список заданий, разного уровня сложности (начиная от простого постепенно переходя к более сложному), с пометкой, куда обратиться за ответом и самому правильно выбрать и сформулировать ответ или сделать задание, решить задачу, выполнить тест.

“Маршрутный лист» и его применение на уроке при работе со слабыми учениками, даёт возможность активизировать работу и учит его работать, кроме этого, обеспечивает психологический комфорт на уроке. С помощью “Маршрутного листа” ученик движется в обучении согласно своим возможностям. Их нужно составлять с учётом способностей каждого ученика или группы учеников (а может быть и класса).

Как работать с маршрутным листом на уроке (методика): можно по –разному использовать маршрутный лист на уроке, все это зависит от места урока в разделе, от особенностей учащихся, от целей и задач урока.

  1. На этапе изучения нового материала, знакомства с художественными особенностями произведения, целесообразно использовать маршрутные листы для совместной работы класса. Учащиеся поэтапно читают вопросы и задания, отвечают устно на них, потом записывают информацию самостоятельно в маршрутный лист. В конце урока можно попросить учащегося сделать основные выводы, опираясь на маршрут урока. Учитель в ходе урока выступает в качестве наставника, помогает сориентировать учащихся на правильные ответы.
  2. Использование маршрутных листов на этапе углубления в текстовой материал, при характеристике персонажа произведения. Возможно выдать маршрутные листы с заданиями. Дать время минут 15-20 от урока, чтобы учащиеся заполнили вторую колонку в маршруте. Потом учащиеся прекрасно отвечают на вопросы учителя, им легче сформулировать свой ответ, когда он уже записан в маршруте. Это позволяет учителю оценить работу всех учащихся, исправить недочеты и поправить ,если дан неправильный ответ. А также послушав друг друга, учащиеся могут внести корректировку в свои ответы. Это также учит школьников слушать ответы своих одноклассников, уважать их мнение.
  3. На этапе повторения использовать маршрутные листы можно для самостоятельной работы. Можно сделать несколько вариантов маршрутов, это позволит объективно оценить работу школьников. Во время урока учащиеся самостоятельно работают в маршрутных листах, отвечают на поставленные вопросы, обращаются к текстовому материалу. Целесообразно включать в такие маршруты проблемные вопросы, которые позволяют учителю увидеть мнения и суждения учеников, их глубину понимания художественного текста.
  4. Можно использовать маршрутные листы при работе по группам. Каждая группа получает маршрутный лист , прорабатывает его, потом делает презентацию своего видения учебного материала с аргументами.
  5. Можно предложить работать в маршрутных листах  в парах, где учащиеся имеют возможность с соседом по парте обсудить проблему и прийти к правильному выводу.

Использование маршрутных листов позволяет экономить время урока. Учащиеся имеют возможность быстро сориентироваться в ходе урока, а также повышает мотивацию школьников, развивает их познавательные компетенции и формирует речевую активность, умение мыслить и делать публичные выступления.

Конечно, от учителя создание и применение маршрутного листа на уроке требует:

1. Профессионализма, хорошее знание своего предмета, учебных программ по предмету.

2. Уметь умело составить маршрутный лист, чтобы рассчитать время на его работу и выполнение

3. Обязательно отслеживать движение ученика по данному предмету, фиксировать его успехи.

Предполагаемые результаты при  работе с маршрутным листом

Я не могу сказать, что все ученики станут заниматься стали на “4” и “5”, но, несомненно, маршрутный лист поможет и «слабым» и «сильным» обучающимся.

Учащиеся с интересом стали работать самостоятельно на уроке, научились работать с учебником, стараются вступать на уроке в дискуссии, высказывать свою точку зрения, знают, как работать с тестом и где искать на него ответ. Задания маршрутного листа всегда предполагают дифференцированный подход.  Есть задания, которые рассчитаны на сильного учащегося, это , например, проблемные вопросы. Но часть заданий в состоянии выполнить и слабые учащиеся. Поэтому у них появляется мотивация к обучению, они понимают, что они могут справиться с заданиями. Порой, слабому ученику трудно воспринимать на слух вопросы учителя и сразу ответить на них, то в этой ситуации включается и зрительная память, есть возможность подумать, есть возможность обратиться к тексту произведения. Учитель имеет возможность объективно оценить работу всех учащихся на уроке. А также можно предлагать учащимся и самостоятельно оценить свою деятельность на уроке.

МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ 8 КЛАСС

Маршрутный лист урока по древнерусской литературе

Что такое древнерусская литература. Ее особенности.

Дать определение исторической песни. Привести примеры.

Что такое сказание. Выделите особенности сказаний. Приведите примеры.

Самостоятельная работа по творчеству И.А.Крылова 8 класс

Назовите годы жизни И.А.Крылова.

Какие басни И.А.Крылова  вы можете назвать.

Почитайте басню «Лягушки, просящие царя». Какова главная тема басни?

В чем заключается идея басни?

Журавль появляется в басне.  Как его характеризует автор. Какую роль выполняет журавль?

Какими показаны лягушки в басне?

Почему жизнь «лягушек» не становилась лучше со сменой правителя? Что этим хотел сказать автор?

Что  голос с неба говорит лягушкам? Как это понять?

В чем выражена мораль этой  басни?

Прочитайте басню «Обоз». Какова тема басни?

О чем рассказывает басня «Обоз»? Какую картину вы представили?

В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных ситуациях можно использовать эту мораль?

Какие русские народные пословицы перекликаются с моралью этой басни?

Самостоятельная работа по творчеству И.А.Крылова 8 класс

Назовите годы жизни И.А.Крылова.

Какие басни И.А.Крылова  вы можете назвать.

Почитайте басню «Лягушки, просящие царя». Какова главная тема басни?

В чем заключается идея басни?

Журавль появляется в басне.  Как его характеризует автор. Какую роль выполняет журавль?

Какими показаны лягушки в басне?

Почему жизнь «лягушек» не становилась лучше со сменой правителя? Что этим хотел сказать автор?

Что  голос с неба говорит лягушкам? Как это понять?

В чем выражена мораль этой  басни?

Прочитайте басню «Обоз». Какова тема басни?

О чем рассказывает басня «Обоз»? Какую картину вы представили?

В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных ситуациях можно использовать эту мораль?

Какие русские народные пословицы перекликаются с моралью этой басни?

Маршрутный лис по комедии Д.Фонвизина «Недоросль»

В.1

Ф.И.

К какому направлению литературы относится комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль». Назовите две особенности этого направления литературы. К какому веку оно относится?

Почему «Недоросль» Д.И.Фонвизина является комедией?

Какие темы затронуты в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

Какова идея произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

Проанализируйте сцену  в начале комедии (недовольство Простаковой костюмом, который сшил Тришка) . Как раскрывается образ Простаковой. Какова обстановка в доме Простаковой. Какие нравы показал автор?

Дайте характеристику Софьи и Стародума?

Что значит «говорящие фамилии». Приведите пример из комедии «Недоросль» с комментарием.

В.2

Ф.И.

К какому роду литературы и к какому жанру  относится комедия Д.И.Фонвизина « Недоросль».

Как вы понимаете финальные строки комедии, произнесенные Стародумом: «Вот злонравия достойные плоды»?

Охарактеризуйте обстановку в доме Простаковых. В чем выражается их невежество.

Перечислите положительных героев комедии «Недоросль». Дайте им краткую характеристику.

Проанализируйте сцену обучения Митрофанушки. Какой он? Почему он не хочет учиться? Фраза Митрофанушки: «Не хочу учиться, а хочу жениться» - как она раскрывает внутренний мир главного героя?

Как вы понимаете фразу: «Угнетать рабством себе подобных – беззаконно». Кого имеет ввиду автор? Кто переступает черту закона? Почему?

Дайте характеристику Простаковой.  Почему беспредельная материнская любовь к Митрофанушке не дала положительных результатов?

Самостоятельная работа по роману А.С.Пушкина  «Капитанская дочка»

1вариант

Ф.И

  1. В чем смысл название романа «Капитанская дочка»?

  1. Какие проблемы затронуты в романе «Капитанская дочка»

  1. Дайте характеристику Петру Гриневу в начале романа?

  1. Как меняются взгляды Петра Гринева в ходе развития сюжета:

-встреча с Зуриным?

-служба в Белогорской крепости?

-дружба со швабриным?

-любовь к Маше?

-встреча с Пугачевым, чудесное спасение.

  1. Дайте характеристику Швабрину. Почему он перешел на сторону восстания Пугачева? Как это поступок характеризует его?

Самостоятельная работа по роману А.С.Пушкина  «Капитанская дочка»

2 вариант

Ф.И

1)Какие темы затронуты в романе «Капитанская дочка»?

  1. Какие исторические события показаны в романе «Капитанская дочка»? Что вы о них знаете из истории?

  1. Какое воспитание и образование получил Петр Гринев в семье? Почему отец отправляет его в Белогорскую крепость, а не Петербург?

  1. Как вы понимаете смысл эпиграфа к роману «капитанская дочка»: «береги честь смолоду»?  как это соотнести с  образом Петра Гринева?

  1. Дайте характеристику Маше Мироновой? Как она из слабой беззащитной девушки стала сильной личностью?

МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ 9 КЛАСС

Маршрутный лист №1  « Древнерусская литература»

Древнерусская литература

Ответы

Особенности древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы.  Почему?

Какому событию посвящено «Слово…»?

Почему поход князя Игоря был  неудачен?  В чем автор «Слова…» видит причины  неудач?

Какое событие было предзнаменованием неудачного похода князя?  Почему это событие включено в повествование?

Сон князя Святослава. О чем он?  Что предсказывает этот сон?

Речь князя Святослава.  К кому обращается  Святослав? К чему призывает? Почему в своём «золотом слове» он вспоминает о событиях прошлого?

Плач Ярославны. О чем тоскует жена князя Игоря? К кому она обращается за помощью? Почему?

Основная идея «Слова…»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №2 «КЛАССИЦИЗМ»

Дайте определение классицизма

Перечислите основные черты классицизма.

М.В. Ломоносов. Какой вклад он внес в развитие отечественной науки?

Оды Ломоносова. Особенности  жанра оды. В чем особенность од Ломоносова?

Г.Р.Державин. Особенности творчества. В чем видит Державин назначение поэта? Согласны ли вы с его точкой зрения?

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности жанра путешествия. Основная тема произведения, идея.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по произведению

Н.М. Карамзина   «Бедная Лиза»

Вариант 1

Ответы

1)К какому направлению литературы принадлежит «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. Почему?

2) Какие проблемы затронуты в произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?

3) Почему произведение названо «Бедная Лиза»?

4) Дайте характеристику Лизы. Как характеризуют девушку окружающие люди?

5) Как выражена проблема чувств и разума в произведении Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»? Какую позицию занимаете вы?

Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое ЛЮБОВЬ?» Приведите аргументы из повести Н.М.Карамзина«Бедная Лиза» и других, прочитанных вами самостоятельно.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по произведению

Н.М. Карамзина   «Бедная Лиза»

Вариант 2

Ответы

1)Дайте определение сентиментализма и назовите его отличительные черты.

2) Какие темы затронуты в произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?

3) В каком значении использовано определение «бедная»?

4) Дайте характеристику Эраста.Почему Эраст не смог обрести счастье в жизни?

5) Как на страницах повести  раскрыта проблема чувств и разума?

Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое ИСКРЕННОСТЬ?» Приведите аргументы из повести Н.М.Карамзина«Бедная Лиза» и других, прочитанных вами самостоятельно.

http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/484022/main_484022_original.jpg

Маршрутный лист №3 «Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана»

Дайте определение жанра, к которому относится «Светлана»В.А.Жуковского?

Почему баллада называется «Светлана»? Что обозначает русское имя Светлана?

 Охарактеризуйте главную героиню произведения.

Каков сюжет баллады «Светлана»?  Почему автор избирает мистический сюжет?

Что вы знаете о народных гаданиях? Как автор описывает народные обряды в балладе? Почему люди верили в гадания?

Какие два цвета преобладают в балладе? Какую роль они выполняют?

Какие приёмы, используемые автором баллады, призваны нагнетать страх?

 Образы- символы. Назовите их.

Что является в этой балладе кульминацией?

Обрела ли героиня баллады счастье? Почему?

Какова идея этой баллады?

Маршрутный лист №4 «Анализ баллады В.А.Жуковского «Людмила»

О чем баллада  «Людмила»?

Почему это произведение мы относим к жанру баллады? Докажите.

Дайте характеристику Людмилы

Каков сюжет баллады? Можно ли его назвать мистическим?

В чем выражается народная основа баллады?

Можно ли считать финал баллады трагическим? Почему?

Сравните балладу «Людмила» и балладу «Светлана»? В чем их сходство и различие? Есть ли признаки, по которым можно сравнивать главных героинь? Перечислите их.

Тест Вариант 1

Баллада В. Жуковского «Светлана»

1. Как зовут Жуковского?

а) Василий Васильевич

б) Василий Андреевич

в) Василий Иванович

2. К какому жанру литературы относится данное произведение?

а) поэма

б) баллада

в) элегия

3. Накануне какого праздника девушки решили погадать?

а) накануне Рождества

б) накануне Нового года

в) накануне Крещения

4. Какова причина печали главной героини?

а) отсутствие вестей от милого

б) болезнь милого

в) женитьба милого

5. Какие чувства переполняют Светлану во время гадания?

а) робость, страх

б) радость, страх

в) счастье, страх

6. Куда отправляется Светлана с милым?

а) в церковь

б) в терем

в) в дальнюю дорогу

7. Что чудится Светлане в церкви?

а) трон

б) гроб

в) качели

8. Какая птица села на грудь мертвецу?

а) коростель

б) голубь

в) иволга

9. Какой статный гость появился у Светланы утром?

а) жених

б) сват

в) боярин

Тест Вариант 1

Баллада В. Жуковского «Светлана»

1. Как зовут Жуковского?

а) Василий Васильевич

б) Василий Андреевич

в) Василий Иванович

2. К какому жанру литературы относится данное произведение?

а) поэма

б) баллада

в) элегия

3. Накануне какого праздника девушки решили погадать?

а) накануне Рождества

б) накануне Нового года

в) накануне Крещения

4. Какова причина печали главной героини?

а) отсутствие вестей от милого

б) болезнь милого

в) женитьба милого

5. Какие чувства переполняют Светлану во время гадания?

а) робость, страх

б) радость, страх

в) счастье, страх

6. Куда отправляется Светлана с милым?

а) в церковь

б) в терем

в) в дальнюю дорогу

7. Что чудится Светлане в церкви?

а) трон

б) гроб

в) качели

8. Какая птица села на грудь мертвецу?

а) коростель

б) голубь

в) иволга

9. Какой статный гость появился у Светланы утром?

а) жених

б) сват

в) боярин

Маршрутный лист №5 «Элегия В.Жуковского «Море»

В.Жуковский

Море  

Элегия

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него…

Прочитай элегию В.Жуковского «Море». О чем размышляет в ней   поэт?

Дата написания.

Жанр.

Тематика и проблематика элегии

Идея стихотворения

На какие три части можно условно разделить стихотворение. Подберите им названия.

Выпишите эпитеты.

Какова их роль?

Выпишите олицетворения.

Какова их роль?

Найдите в тексте метафоры

Какова их роль?

Какие  мысли и чувства вызывает это стихотворение?

Определите стихотворный размер этого стихотворения?

Маршрутный лист №6«Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

К какому направлению литературы можно отнести комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума»? Докажите.

К какому роду и жанру литературы относим «Горе от ума»?

В чем заключается основной конфликт комедии?

Определите композиционные части комедии (завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка). Процитируйте.

Проанализируем 1 д. явл.1-5

Какова атмосфера в доме Фамусова?

Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

В композиционном плане д1.  Явл 1-5 выступает в роли……

Проанализируем д.1.явл.7

Как появляется Чацкий?Что движет им?

Как встречает его Софья? Что раздражает Софью в Чацком?

Какие чувствапереполняют Чацкого?

 Ирония Чацкого. Над кем (чем) он иронизирует?

Д.1. явление 8-10

Какую роль в развитии сюжета выполняют эти явления?

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=57816289d236e2602a6ba3d15c4f143e-l&n=13

Маршрутный лист№7«Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

На какие два лагеря можно условно разделить персонажей комедии? Почему?

Дайте характеристику Фамусова.

Выберите из предложенного списка слова, характеризующие Молчалина:

Спокойный, приспособленец, услужливый, добрый, справедливый, готовый на самопожертвование,  умеющий выслужиться

Охарактеризуйте Скалозуба. О чем говорит его «говорящая фамилия»?

Софья – положительный или отрицательный герой комедии? Почему? Как она относится к Чацкому? К Молчалину?

Почему Чацкий чужой в фамусовском обществе?

Что его отличает от героев «лагеря Фамусова»? Дайте характеристику Чацкого?

Выпишите яркие афоризмы, которые произносят разные персонажи комедии. Как они раскрывают героев?

Самостоятельная работа по комедии А.С. Грибоедова  

«Горе от ума»

В.1.

Ф.И.

К какому литературному направлению относится пьеса? Назовите основные черты этого направления.

В чем заключаетсяосновной конфликт комедии?

Какой моментследует считать кульминацией пьесы?

Почему Чацкого не принимает фамусовское общество?

Дайте характеристику Фамусова.

Почему Софья стала холодна с Чацким?

Может ли Софья стать счастливой с Молчалиным?

Назовите «говорящие фамилии»героев  комедии? Какую роль «говорящие фамилии» выполняют в комедии?

Напишите рассуждение: «Можно ли считать Чацкого «лишним человеком»?

Самостоятельная работа по комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума»

В.2.

Ф.И.

К какому роду и жанру литературы относится «Горе от ума»?

Почему конфликт Чацкого и фамусовского общества неизбежен?

Как «выражена» проблема ума в комедии?

Найдите завязку комедии. Какие две линии намечаются  в пьесе?

Дайте характеристику Софьи.

Сопоставьте монологи Фамусова и Чацкого? По каким вопросам возникают разногласия между ними?

Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовскогобщества?

Как принимают слух о  сумасшествии Чацкого представители фамусовского общества? Почему каждый уверен в том, что Александр Андреевич «не в себе»?

Маршрутный лист№8  «Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

ВВОДНЫЙ УРОК

ОТВЕТЫ

История создания произведения

Особенности жанра

Особенности композиции

Система действующих лиц

Место действия романа

Опишите образ жизни дворянского общества

Маршрутный лист№9  «Евгений Онегин»

А.С. Пушкина.

ОБРАЗ ОНЕГИНА

ОТВЕТЫ

Жизнь Онегина в Петербурге

Воспитание

Образование

Внешность

Увлечения

Как Онегин проводит свой день?

Почему ему скучно в Петербурге? Причины разочарования в жизни Онегина?

Онегин в деревне

Онегин в доме Лариных.

Почему Татьяна влюбляется в Онегина?

Как вы понимаете фразу автора-рассказчика («от делать нечего друзья»), которая характеризует отношения В.Ленского с Е.Онегиным?

Прошел ли Онегин испытание дружбой и любовью?

Маршрутный лист №10  «Евгений Онегин»

А.С. Пушкина.

ОБРАЗ  ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ

ОТВЕТЫ

Воспитание и образование Татьяны

Почему Пушкин дал своей героине имя Татьяна?

Любимые занятия Татьяны Лариной.

«Татьяна русская душою…» Как вы понимаете эту фразу? Почему поэт называет девушку «русская душою»?

Что отличает Татьяну от сестры Ольги?

Почему Татьяна влюбилась в Онегина? Чем он ей понравился?

Почему Татьяна пишет письмо своему возлюбленному? Как характеризует Татьяну этот поступок?

Почему Татьяна не нашла счастья в отношениях с Онегиным?

Черты характера  Татьяны

Как сложилась судьба Татьяны? Обрела ли она счастье в личной жизни? Почему в финале романа она отвергает Онегина?

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №11 «От делать нечего друзья»

Цитатный план

Онегин

Ленский

Воспитание

Образование

Образ жизни

Черты характера

Отношение к женщине

Отношение к любви

Отношение к дружбе

Черты характера

Причина дуэли?

Маршрутный лист №12 «РоманМ.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

 ( повесть «Бэла»)

ОТВЕТЫ

Каков сюжет повести «Бэла»?

Почему эта повесть первая в композиционном плане романа?

Первая ли она в фабульной линии произведения?

Как Печорин относится к Бэле сначала?

Почему Печорин быстро охладевает к молодой девушке Бэле?

Как оценить поступок Печорина? (похищение Бэлы)

Дайте характеристику Печорина (повесть«Бэла»).

Почему Печорин косвенно виновен в смерти молодой девушки?

Как вы относитесь к Г.Печорину?

http://i94.beon.ru/73/31/1883173/50/102215250/russian_classics_4_by_lipunushkad4oy5kx.jpeg

Маршрутный лист№13

 «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»М.Ю ЛЕРМОНТОВА

ПОВЕСТЬ

 «МАКСИМ   МАКСИМЫЧ»

Задания

Ответы учащихся

Какие ассоциации вызывает у вас слово «дружба»?

Стихотворение о настоящем друге      может пополнить ассоциативный ряд. Допишите, что значит настоящий друг…

Народные пословицы и  поговорки о дружбе. В чем заключена народная мудрость?

Печорин и Максим Максимыч–друзья? Аргументируйте свое мнение

 «Бэла» и «Максим  Максимыч». Что нового о главном герое вы узнали? Изменился ли Григогий Александрович? Попробуйте объяснить причины поведения Печорина.

Что такое психологический портрет?

Прочитаем отрывок «Портрет Печорина».

Какие особенности внешности показаны в портрете Печорина?

Какие детали  позволяют проникнуть в душу героя, раскрыть его характер?

 Анализ портрета Печорина.

Характеристика

Цитата

Вывод о характере и психологических особенностях

Телосложение:

Рост

Руки и пальцы

Походка

Волосы и кожа

Глаза        

Возраст

Одежда

Задания

Ответы

Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?

Какими средствами рисует автор равнодушие   Печорина и взволнованность Максима Максимыча?

Печорин

Максим Максимыч

Поведение

Речь

Темы для разговора

Лексические средства

Синтаксис

Задания

Ответы

Как вы понимаете  фразу «Максим Максимыч «остолбенел»? Когда себя так ощущал Максим Максимыч?

Наталья Долинина называет Печорина «эгоистом». Согласны ли вы с ее мнением?  Почему?

Как реагирует  Максим Максимыч на отказ Печорина  остаться всего на два часа? Какие детали «показывают» его состояние?

Ребята, перед вами иллюстрация Н. Н. Дубовского к роману. Прочитайте фрагмент текста, соответствующий ему.  Что он передает?

И все-таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? Почему?

Составьте синквейны

«Печорин»

«Максим Максимыч»

Итоговая контрольная работа

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1.Каждая повесть романа Лермонтова «Герой нашего времени» опиралась на определенную литературную традицию. Соотнесите повесть и литературный жанр, которому она соответствует.

1. «Бела»

а) фантастическая проза

2. «Тамань»

б) светская повесть

3. «Княжна Мери»

в) романтическая новелла о любви

4. «Фаталист»

г) авантюрная новелла

2. В какой из повестей романа «Герой нашего времени» звучит песня
Уж не тронь ты, злое море, 
Мою лодочку.
Везет моя лодочка
Вещи драгоценны,
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка.

а) «Бэла»
б) «Княжна Мери»
в) «Тамань»
г) «Фаталист»

3. Что больше всего поражает Максима Максимычав характере Печорина(по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)?
а) Легкомыслие и безответственность.

б) Противоречивость и странность.
в) Смелость и бесшабашность.
г) Равнодушие и душевная чёрствость.

4. Чья цель в жизни  - «сделаться героем романа»?
а) Грушницкого;  
б) Печорина;  
в) Вулича.

5. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
а) Грушницкий;  
б) Печорин;  
в) Вернер.

6. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит:

«…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

а) Грушницкого;  
б) Вулича;  
в) Вернера.

7. Кто такой Вернер?

а) муж Веры; б) приятель Печорина; в) друг Грушницкого.

8. Действие в повести «Княжна Мери» происходит...

а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.

9. Что говорит Печорин Мери при расставании?
а) «я вас не любил»;         б) «мне с вами скучно»;      в) «я над вами смеялся».

10. Что понял Печорин после расставания с Верой?

а) что она была единственной  женщиной, которая заставила биться его сердце;  
б) что он никогда ее не любил;      
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

11. С кем сравнивает себя Печорин?

а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига;

б) с птицей, парящей в вышине;

в) с героем романа.


12. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?
а) он никого не любил;  
б) он ничем не жертвовал ради любимых;   
в) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.

13. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?

а) жизнь ему надоела, жизнь скучна.

б) по малодушию;

в) он понял, что не нашел и не найдёт своего предназначения в жизни.

14. Печорин – герой:

а) положительный;

б) отрицательный;

в) нельзя сказать однозначно.

15.  Кому принадлежат слова:

«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?

а) Печорину,   

б) Грушницкому,  

в) Вернеру.

16. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя:

а) осуждает;  б) анализирует;  в) защищает.

17. Укажите проблему, которой нет а романе:

а) проблема отцов и детей;

б) проблема положительного героя;

в) проблема дружбы и любви;

г) проблема смысла жизни.

18. Чем является роман «Герой нашего времени» по авторскому определению:

а) историей любви;

б) историей жизни;

в) историей души человеческой.

19. Соотнесите героя и обстоятельства, при которых персонаж умирает.

1. О смерти не сообщается

А) Печорин

2. Убит на дуэли

Б) Максим Максимыч

3. Зарублен пьяным казаком

В) Грушницкий

4. Умер по дороге из Персии

Г) Вулич

20. Соотнесите портретигероя, которому он соответствует.

1. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»    

А) Печорин

2. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»    

Б) Максим Максимыч

3. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

В) Грушницкий

4. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»    

Г) Вернер

5. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»  

Д) Вулич

21. Соотнесите портрет и героиню, которой он соответствует.

 1. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»  

А) Бела

2.«…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»  

Б) Мери

 3. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»  

В) Вера

 4. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

Г) ундина

22. Соотнесите характеристику и героя, которому она соответствует.

1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

А) Бела

2.Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая

Б) Мери

3. Материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Скептик и пессимист, честный и прямой.

В) Грушницкий

4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый.

Г) Максим Максимыч

5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и золотое сердце», мужественный и верноподданный.

Д) доктор Вернер

23.    Дайте развёрнутый ответ: "В чём трагичность судьбы Печорина?"

Маршрутный лист №14

«ПоэмаН.В.Гоголя «Мертвые души»

Образы помещиков в поэме

Каков жанр произведения «Мёртвые души». Аргументируйте.

Каким вы представляете Чичикова?

Зачем  Чичиков покупает души умерших крестьян?

План характеристики помещика:

  1. Внешность
  2. Увлечения
  3. Образ жизни
  4. Как ведет хозяйство?
  5. Отношение к крестьянам.
  6. Как относится к предложению Чичикова купить умерших крестьян?
  7. Есть ли нравственные принципы у этих помещиков? Какие?

Какие пороки разоблачает Н.В.Гоголь в образе этого помещика?

МАНИЛОВ

КОРОБОЧКА

НОЗДРЁВ

СОБАКЕВИЧ

ПЛЮШКИН

Какой общий вывод можно сделать? Что объединяет всех помещиков? Почему Н.В.Гоголь использовал прием градации для создания образов помещиков?

Список литературы

1. Андрей, Плигин Познавательные стратегии школьников / Плигин Андрей. - М.: Профит Стайл, 2007. - 724 c.
2. Аствацатуров, Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г.О. Аствацатуров. - Москва: Высшая школа, 2016. - 277 c.
3. Белошистая, А. В. Задания для развития логического мышления / А.В. Белошистая, В.В. Левитес. - М.: Дрофа, 2009. - 931 c.
4. Букатов, В. М. Хрестоматия социо/игровых приёмов обучения на школьных уроках. Интерактивные технологии современного образования в начальных классах / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - М.: Школьная лига, 2013. - 192 c.
5. Владимирская, О. Д. Основы самообразования. 9, 10-11 классы. Программа метапредметного элективного курса / О.Д. Владимирская. - М.: Русское слово - учебник, 2016. - 855 c.
6. Даутова, О. Б. Новая идеология ФГОС. Реализация системно-деятельностного подхода в образовании / О.Б. Даутова, И.В. Муштавинская. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - 216 c.
7. Жураковская, В. М. Проектирование педагогических технологий становления индивидуальности обучающегося. В 2 частях. Часть 2 / В.М. Жураковская. - М.: Перспектива, 2014. - 288 c.
8. Иволгина, Л. И. Обучение школьников схематизации и моделированию. 5-9 классы / Л.И. Иволгина. - М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2014. - 104 c.
9. Кожекина, Т. В. Проектная работа. Выполнение и оформление / Т.В. Кожекина. - М.: Перспектива, 2016. - 136 c.
10. Козлова, Г. Н. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! / Г.Н. Козлова, Г.Ю. Дмитриченко. - М.: Панорама, 2006. - 411 c.
11. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 5-7 класс. - М.: Сфера, 2004. - 128 c.
12. Лаврентьева, Т.М. Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 1 класс / Т.М. Лаврентьева. - М.: Учитель, 2018. - 547 c.
13. Лебедев, Валерий Владимирович Технология Развития Образовательной Деятельности Учителя / Лебедев Валерий Владимирович. - Москва: Гостехиздат, 2007. - 232 c.
14. Муштавинская, Ирина Валентиновна Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие / Муштавинская Ирина Валентиновна. - М.: Каро, 2013. - 418 c.
15. Новлянская, З. Н. Литературное творчество. Деятельностный подход к литературному развитию школьников: моногр. / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 711 c.
16. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018. - 676 c.

Учредитель: Отдел образования Бежецкого района Тверской области

Индекс: 171980

Адрес: Тверская область, г.Бежецк, ул. Большая, д.51

e-mail: bmedia@mail.ru

Заведующая ОО Бежецкого района: ИО Власова Людмила Борисовна

Отпечатано на оборудовании школьного «Пресс-центра»

МОУ «СОШ №3  с углубленным изучением музыкальных предметов им. А. П.Иванова»

Адрес: 171980 Тверская область, г.Бежецк, пл.Советская, д.1

Директор: Дядюшков Виктория Федоровна

e-mail: school3-bezheck@mail.ru

Составитель: Бирюкова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением музыкальных предметовим. А. П. Иванова» города Бежецк Тверской области. Учитель высшей квалификационной категории.

Редактор: Месюсина Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1 имени В.Я. Шишкова»  города Бежецк Тверской области. Учитель высшей квалификационной категории.

Технический исполнитель: Жимолоскина Кристина Васильевна

Тираж 25 экземпляров

Год издания: 2017

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №3 с углубленным изучением музыкальных предметов им.А.П.Иванова»

СБОРНИК МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ

10 класс

Автор : учитель русского языка и литературы

 МОУ СОШ №3 Бирюкова Наталья Николаевна

Маршрутный лист №1

ПОЭТ

А.С.Пушкин

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина и ответьте на вопросы

1. Тема стихотворения

2. Как видит Пушкин роль поэта в обществе?

Идея стихотворения?

На какие части можно разделить стих? Смысловая нагрузка каждой из них?

Какой прием использует А.С.Пушкина для написания стихотворения?

Сравните стихотворение «Поэт» и стихотворение «Пророк»: в чем схожесть и в чем различие?

Какие выразительные средства использует Пушкин? Выпишите и покажите их роль в тексте стихотворения?

Какова рифмовка стихотворения и стихотворный размер.

Маршрутный лист №2

Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Пророк» Лермонтова и «Пророк» Пушкина

Пушкин «Пророк»

Лермонтов «Пророк»

Тема стихотворений. Кто главный персонаж стихов?

Каким мы видим пророка у Пушкина и Лермонтова? Общее и различное?

Значение пророка –поэта в обществе у Пушкина и Лермонтова

Как относятся люди к поэту-пророку у Пушкина и у Лермонтова?

Маршрутный лист №3

Роман И.Гончарова «Обломов»

Маршрутный лист «Обломов» Гончарова

Обломов Илья Ильич. Детские годы

Какое образование получил?

Черты характера Обломова

Образ жизни Обломова в Петербурге

Почему Обломов был бездеятельным?

Сможет ли Обломов  противостоять своей лени? Почему?

Почему Штольц не смог «разбудить» своего  друга

Маршрутный лист №4

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Образ Евгения Базарова

Происхождение

Уровень образования. Увлечения и хобби. Можно ли Базарова считать человеком образованным? Почему?

Внешность

Взгляды и убеждения

Отношение к дружбе и к другу Аркадию.

Отношение к Павлу Петровичу Кирсанову. Почему состоялась «словесная дуэль»? А потом дуэль настоящая?

Могли ли герои найти компромисс? Почему?

Как относится Базаров к Николаю Петровичу Кирсанову? Как понять фразу «добрый малый» по отношению к Николаю Петровичу?

Отношение к родителям. И как родители относятся к сыну?

Есть ли у Базарова единомышленники?

Почему Аркадия Кирсанова нельзя назвать «нигилистом»?

Отношение к любви. Отношения к А.С.  Одинцовой?

Черты характера Евгения Базарова. Докажите текстом.

Почему Тургенев приводит своего героя к смерти? Как ведет себя Базаров перед смертью? Как меняется его мировоззрение?

Маршрутный лист №5

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Образ Родиона Раскольникова в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Ф.И.

Символичность имени, отчества и фамилии главного героя.

Почему Родион Раскольников не мог продолжить обучение в университете?

Как жил Раскольников? Какая обстановка его окружала? Как Раскольников воспринимал окружающую действительность?

Внешность Раскольникова. На какие детали обращает внимание автор? Что хочет он подчеркнуть?

Как Раскольников познакомился с Мармеладовым? Как он к нему относится? Что происходит в душе Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых?

Зачем Раскольников идет к ростовщице Алене Ивановне? Какое отношение к ней возникает в душе Раскольникова? Почему?

Как Раскольников относился к свей матери?  Исходя из чего можно сделать такие выводы?

Главные черты характера Раскольникова? В чем противоречие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в средней школе

Тесты, тексты, дополнительные материалы...

Организация эффективной работы в группах на уроках литературы в средней школе

В  работе рассматривается один  из вариантов организации групповой работы на уроках литературы. Предлагается использовать пазлы для обобщения  материала   о жизни и творчестве...

Царскосельская тематика на уроках литературы в средней школе.

Данные материалы, используются на уроках по творчеству Анны Ахматовой, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Сергея Есенина....

Развитие воображения на уроках литературы в средней школе

Статья посвящена вопросам развития воображения у учащихся 5-6 классов на уроках русской литературы....

Изучение сказок А.С. Пушкина на уроках литературы в средней школе (статья)

В статье подробно рассматриваются источники «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и предлагается вариант урока изучения этого текста методом сравнительного анализа....

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

Значение уроков литературы в средней школе

Значение уроков литературы в школе сложно переоценить. Очень важно, чтобы учитель был способен привить любовь и интерес к чтению, потому что литература всесторонне развивает человека. Ее основная цель...