Организация эффективной работы в группах на уроках литературы в средней школе
статья по литературе (8 класс) по теме

Венцель Оксана Геннадьевна

В  работе рассматривается один  из вариантов организации групповой работы на уроках литературы. Предлагается использовать пазлы для обобщения  материала   о жизни и творчестве писателей и поэтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация эффективной работы в группах на уроках литературы в средней школе

ФГОС ставит перед учителем русского языка и литературы серьёзные задачи. Объем информации, необходимой для успешного образования каждого ребенка, последовательно увеличивается. Как же сделать так, чтобы урок  воспринимался проще, а мотивация детей становилась выше?

Хотелось бы поделиться своим опытом по подготовке эффективных уроков, быть может, он окажется для кого-то полезным.

Например, на уроках литературы при обобщении знаний о жизни и творчестве писателей и поэтов можно использовать такую форму работы, как собирание пазлов.  

Предварительно необходимо предусмотреть следующие этапы подготовки:

  1. Найти и обработать качественные изображения писателей или поэтов в интернете.
  2. Наклеить их на плотную бумажную основу.
  3. Подготовить вопросник о жизни и творчестве литераторов. Здесь следует подходить дифференцированно: степень сложности вопросов напрямую зависит от уровня подготовки класса. Количество вопросов может варьироваться от 10 до 20.
  4. Разрезать несколько портретов писателей или поэтов на пазлы (по количеству вопросов),  наклеить (в напечатанном виде) или написать с обратной стороны подготовленные вопросы.  Порядок действий может быть и иным: сначала нанести с обратной стороны надписи, потом разрезать портреты.
  5. Разделить класс на группы (3-4), учитывая количество литераторов, чьи биографии и вехи творчества предполагается активизировать в памяти.
  6. Дать дифференцированное домашнее задание по группам перед тем, как провести урок - обобщение знаний. Указать источники для подготовки (предполагается, что их будет несколько, что вполне соответствует концепции ФГОС).

Организация процесса урока:

- разложить все пазлы с вопросами на отдельных столах;

- поставить перед учащимися каждой группы задачу (обозначить, чей портрет они должны собрать);

-  выбрать ведущего из числа присутствующих или задействовать учащегося из класса постарше.

Далее ведущий должен оглашать вопросы, а учащиеся на них отвечать и получать заветные пазлы. Таким образом, собрав портрет по частям, победит та группа, которая лучше подготовлена. Кроме того, учащиеся остальных групп расширят диапазон своих знаний в области литературы, концентрируя внимание на вопросах и ответах, не касающихся напрямую их домашнего задания. Междисциплинарные связи также будут присутствовать. В данном случае это литература и логика.

В качестве рекомендаций можно выделить следующее:

-  вопросы не должны быть банальными, поэтому учителю тоже необходимо поискать занимательную информацию;

- формулировки  вопросов должны соответствовать возрастной категории учащихся;

-  следует помнить, что в сильных классах рассматриваемый урок может выступать в качестве подготовки к олимпиаде, поэтому и уровень вопросов должен быть достойным;

-  с этической точки зрения будет правильно, если собранные портреты будут снова зафиксированы на бумажной основе, размещены на стенде участниками соревнования.

 Примерные вопросы к пазлам по творчеству писателей 19 века

1. Жизнь и творчество А. П. Чехова.

- У какого писателя было несколько забавных псевдонимов?

- Кто из писателей родился в провинциальном южном русском городе 17 января 1860 года?

- Один из героев ранних рассказов этого писателя некогда попал под лошадь и неожиданно прославился. О каком писателе идет речь и как назывался рассказ? (Речь идет о рассказе «Радость»)

2. Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.

- Кто из писателей был рожден в селе с удивительным названием Спас-Угол,  где оно расположено? (Село, о котором идет речь, находится на территории Московской области)

- За одно из своих произведений этот писатель был выслан в Вятку. Кто этот писатель, и о каком произведении идет речь? (Речь идет о произведении «Запутанное дело»)

- Кто из писателей составил завещание: «Паче всего люби родную литературу, и звание литератора предпочитай всякому другому»?

3. Жизнь и творчество Л. Н. Толстого.

- Кто из писателей носил высокий дворянский титул? Назовите и титул, и имя писателя. (Титул – граф)

- Этот писатель участвовал  в обороне города, имя которого он прославил собственными рассказами. Кто этот писатель, и о каких рассказах идет речь? (Речь идет о Севастопольских рассказах)

- В названии самого известного романа этого писателя содержится антитеза. О каком романе и писателе идет речь? (Роман – «Война и мир»)

4. Жизнь и творчество А. М. Горького.

- В воспитании этого русского классика самое живое участие принимала бабушка. Он писал о ней: «…я был наполнен песнями, стихами и сказками бабушки, как улей медом…» О ком речь?

- В одном из произведений звучат строки: «Рожденный ползать – летать не может!» Что за произведение? Кто автор? (Произведение – «Песнь о Соколе»)

- Кому из писателей принадлежит произведение, главный герой которого вырывает из груди собственное сердце? Назовите героя и автора произведения. ( Герой – Данко; произведение – «Старуха Изергиль»)

Подобным образом могут быть сформированы вопросы о других писателях и поэтах и их произведениях. Главное, чтобы они не были скучными и шаблонными. Тогда любой урок будет полезным, интересным и эффективным с точки зрения освоения учебного материала.

Литература:

О. Н. Козак «Литературные викторины», издательство «Союз», С.-Петербург, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в средней школе

Тесты, тексты, дополнительные материалы...

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

Царскосельская тематика на уроках литературы в средней школе.

Данные материалы, используются на уроках по творчеству Анны Ахматовой, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Сергея Есенина....

Развитие воображения на уроках литературы в средней школе

Статья посвящена вопросам развития воображения у учащихся 5-6 классов на уроках русской литературы....

Изучение сказок А.С. Пушкина на уроках литературы в средней школе (статья)

В статье подробно рассматриваются источники «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и предлагается вариант урока изучения этого текста методом сравнительного анализа....

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

Методическая разработка "Маршрутные листы на уроках литературы в средней школе"

В методической разработке дается описание использования маршртуных листов на уроках литературы. Также предствлены маршруты уроков в 8 и 9 классах. Пособие можно использовать как учиетелям-предметникам...