Царскосельская тематика на уроках литературы в средней школе.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Турышева Елена Николаевна

Данные материалы, используются на уроках по творчеству Анны Ахматовой, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Сергея Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarskoselskaya_tematika_na_urokah_literatury.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Царскосельская  тематика на уроках литературы в среднем звене общеобразовательной школы.

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы школы 695  г. Пушкина СПб Турышевой Е.Н.)

  При изучении творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,Ф.И.Тютчева,А.А.Ахматовой,С.А.Есенина в 6 классе я обязательно отвожу время на ознакомление учащихся с периодом жизни этих великих поэтов, связанным с Царским Селом, где живут и учатся учащиеся.Ведь дети видят то, что видели поэты, чье творчество изучается на уроках.

Изучая поэзию А. А. Ахматовой, в урок ввожу следующий материал.

Из стихотворения «Царскосельские  строки» : «Здесь столько лир повешено на ветки, но и моей как будто место есть…», «По аллее проводят лошадок, длинные волны расчесанных грив. О, пленительный город загадок, я печальна, тебя полюбив.

«Смуглый отрок бродил по аллеям, у озерных грустил берегов, и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко устилают низкие пни…                                                                                                            

Здесь лежала его треуголка и растрепанный том Парни»

Годовалым ребенком Ахматова была привезена в Царское Село, где прожила до 16 лет. Первые воспоминания о Царском Селе: «… зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие, пестрые лошадки,старый вокзал…».Первое образование было получено в Мариинской гимназии в Царском Селе. Семья Горенко жила в доме рядом с железнодорожным вокзалом. Дом  стоял на том месте, где сегодня находится привокзальная площадь с большой круглой клумбой. Дом не сохранился. Пушкинский дух, сохранившийся  в аллеях и среди прудов, подарил стихам Ахматовой простоту и величавость. Пушкин был для нее постоянным источником вдохновения.

     На уроке «Литературный портрет Ф.И.Тютчева»  ученику дается индивидуальное задание провести исследовательскую работу «Ф.И.Тютчев в Царском Селе».Для понимания личности поэта представлена следующая информация.

«С начала 1850 года Тютчев часто приезжает в Царское Село. Что его сюда привлекало? Навещал здесь своих дочерей-фрейлин императорского двора. Тютчев приезжал в Царское Село по обязанностям службы. Он носил звание камергера Двора Его величества  и должен был присутствовать на всех Высочайших приемах и выходах, живя в Петербурге.  Тютчев, общительный, остроумный, не выносивший одиночества, был желанным гостем во многих светских салонах. Все, лично знавшие поэта, ценили его блестящий ум, тонкое остроумие, глубокий интерес к науке, литературе, истории  и  политике. В Царском  Селе он часто бывал у Карамзиных, у князя Горчакова, у П.Вяземского.   Его высказывания и афоризмы  вызывали огромный интерес   у современников. Он сидел в гостиной, окруженный очарованными слушателями и слушательницами.   «Остроумные, нежные, колкие,  добрые слова ,точно жемчужины, небрежно скатывались  с его уст».Он любил свет за блеск и красоту, но был чужд ему, ему нравилась эта театральная арена .Он не раболепствовал перед высшим светом,не покорялся его морали, хранил полную свободу мысли и чувства .                                                                                                                                                           Знаток истории, он очень любил Царскосельские парки и дворцы, любил прогулки по этому городку. Ходил погруженный в глубокую задумчивость, иногда останавливался, чтобы набросать что-то в записной книжке, с которой никогда не разлучался. Поэт писал в 1858г.: »Осенней позднею порою  люблю я Царскосельский сад, когда он тихой полумглою как бы дремотою объят». В ст. «Тихо в озере струится» Тютчев  писал о Царском Селе : «Отблеск кровель золотых ,много в озере глядится достославностей  былых. Жизнь играет, солнце греет ,но под нею и под ним  здесь былое чудно веет обаянием своим.»Таинственная сила Царскосельской земли влекла Тютчева в этот город.19мая 1873года тяжелобольного поэта перевезли в Царское Село н улицу Малую дом 7(дом Иванова),где он и скончался.

Говоря о М.Ю.Лермонтове, сообщаю ученикам, что поэт  прибыл в полк ,расквартированный в Царскоем Селе , 13декабря 1834года из школы юнкеров  .Здесь он служил до весны 1837г. ,а позднее с мая 1838г. до начала 1840г.Деревья на Софийском бульваре посажены при жизни Лермонтова. В конце 1838г. познакомился с семьей Карамзиных, стал завсегдатаем в их салоне.В Царском Селе закончил 6-ой вариант поэмы  «Демон»,написал Мцыри» и много стихотворений,в их числе шедевр «Казачья колыбельная песня».Улица  Гусарская  ранее называлась Лермонтовской . Поэ т жил на углу Средней и Конюшенной в 1835году.Дом был деревянный ,на каменном фундаменте, с заездом во двор с большой улицы.Гулял в Екатерининском парке,но чаще находился в Александровском дворце.(Из кн.Ираклия Андронникова «По Лермонтовским местам»)

В 6классе биография С.А. Есенина не изучается, но во вступительном слове о поэте обязательно

говорю, как связан город Пушкин с именем рязанского парня, ставшего любимым российским поэтом. Говорю  о документально подтвержденном приезде поэта в Царское Село в декабре 1915г. и знакомстве с А.Ахматовой. Во время первой мировой войны выступал в госпиталях Федоровского как сказитель  русс кой были и небыли. Служил в Царском Селе санитаром в госпитале в поезде №3 императрицы Александры Федоровны (апрель 1916г).Читал свои стихи вдовствующей императрице Марии  Федоровне в Александровском дворце, бывал на богослужении в Феодоровском соборе, где пел в церковном хоре.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в средней школе

Тесты, тексты, дополнительные материалы...

Организация эффективной работы в группах на уроках литературы в средней школе

В  работе рассматривается один  из вариантов организации групповой работы на уроках литературы. Предлагается использовать пазлы для обобщения  материала   о жизни и творчестве...

Развитие воображения на уроках литературы в средней школе

Статья посвящена вопросам развития воображения у учащихся 5-6 классов на уроках русской литературы....

Изучение сказок А.С. Пушкина на уроках литературы в средней школе (статья)

В статье подробно рассматриваются источники «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и предлагается вариант урока изучения этого текста методом сравнительного анализа....

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

Методическая разработка "Маршрутные листы на уроках литературы в средней школе"

В методической разработке дается описание использования маршртуных листов на уроках литературы. Также предствлены маршруты уроков в 8 и 9 классах. Пособие можно использовать как учиетелям-предметникам...

Значение уроков литературы в средней школе

Значение уроков литературы в школе сложно переоценить. Очень важно, чтобы учитель был способен привить любовь и интерес к чтению, потому что литература всесторонне развивает человека. Ее основная цель...