Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "
статья по литературе

Богачева Ольга Сергеевна

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_chtenii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

О.С.Богачева,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20

 им.А.А.Хмелевского» г.Курска

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЧЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение общей культуры.  С появлением телевидения и компьютера поток информации обрушился на человека с небывалой силой. Дети овладевают компьютером зачастую раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Родители либо заняты и «передоверяют» ребенка компьютеру и телевизору, либо не видят в чтении необходимости. Так что «книжный багаж» детей часто ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

В связи с этим перед учителями русского языка и литературы встаёт проблема: каким образом привить учащимся интерес и трепетное отношение к книге, ведь от этого зависит их духовный и культурный уровень в целом.                                                                                                    Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей - воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры.

Культура чтения – важнейший компонент общечеловеческой культуры, а также один из главных путей обучения родному языку. В связи с этим возрождение лучших отечественных традиций детского чтения  - важнейший способ противостоять кризисным явлениям в сферах интеллектуального развития школьников.

Рассмотрим, в каких направлениях можно вести работу на уроках литературы по повышению мотивации к чтению.

1. Диагностическая работа

На первом уроке литературы я провожу анкету, выявляющую круг детского чтения и отношение к книге в семье школьника.

Анкета для ученика 5 класса

  1. Любишь ли ты читать?
  2. В твоей семье любят читать взрослые?
  3. Есть ли у вас дома интересные детские книги?
  4. Кто советует тебе в выборе книги?
  5. Обсуждаешь ли ты с родителями или друзьями прочитанное?

6.  Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин?

7. Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку.

В этом учебном году на первые два вопроса анкеты из 27 школьников утвердительно ответили 21. Ещё 4 учащихся поделились, что любят читать «по настроению», «когда есть свободное время», а о взрослых ответили : «только мама» или «только бабушка». Только 2 ученика признались, что читать не любят  и в семье это не принято. Положительным моментом можно считать, что у большинства детей есть дома интересные детские книги, у некоторых ежедневно или по выходным принята традиция «часа семейного чтения» и обсуждения прочитанного. Практически все ходят в книжные магазины и записаны  в городские библиотеки.

Среди любимых книг пятиклассники называют сказки А.С. Пушкина («поучительны и написаны красивым литературным языком» Петрова И.), рассказы о животных К.Г. Паустовского, М.М.Пришвина, юмористические рассказы о школе и ровесниках, а также приключенческую литературу, например,  произведения Д.Дефо «Робинзон Крузо» и  Ж.Верна «Таинственный остров».

Домашним заданием этого урока является подробный ответ на вопрос №7 данной анкеты. На следующем уроке внеклассного чтения проводится выставка любимых книг пятиклассников и рассказы о них. В дальнейшем рубрика «Советую прочитать» включается в уроки литературы регулярно. В 9 и 11 классе предлагаю выпускникам назвать «10 книг, которые сформировали меня как личность». Наряду с произведениями современной и зарубежной литературы в этот список неизменно попадают произведения А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого, А П.Чехова и  других классиков.  Эмоциональные рассказы детей о своих любимых книгах и героях побуждают к чтению и убеждают в том, что чтение может быть в удовольствие.

Также на первой неделе сентября провожу проверку техники чтения во всех классах. Данные отмечаю в специальном журнале.  Есть дети, которые  читают медленно или не понимают (не запоминают) прочитанного. Объясняю важность этого общеучебного навыка.

2. Систематическое , каждодневное выразительное  чтение художественного текста на уроках учителем, подготовленными детьми, сопровождаемое заданиями творческого характера и обращением к личному опыту ребёнка.

Очень важно представлять себе совершенно конкретно, образно все, о чем говорится в произведении. Восприимчивость и впечатлительность  учащихся   создают прекрасную базу для развития воссоздающего и творческого воображения. Непосредственность, доверчивость и эмоциональность учащихся позволяют довольно легко вовлекать их в переживания перипетий,  например, судьбы Валека и Маруси из фрагмента «В дурном обществе» В.Г.Короленко или главного героя рассказа В.Распутина «Уроки французского».    Обучению выразительно читать благоприятствует и программа по литературе. В ней представлены произведения различных жанров, в основном соответствующие возрастным потребностям и возможностям школьников. В 5 – 7 классах анализ литературного произведения проводится в основном «вслед за автором». Для учеников этих классов главным при восприятии литературного произведения является сюжет, реальные события, эпизоды, и, учитывая природу их восприятия, наиболее уместно вести анализ по ходу развития действия.
     Помогает понять суть произведения чтение по ролям. Такое чтение позволяет вжиться в произведение, вызывает живой отклик на изображаемые события, они становятся близкими детям и волнуют их как непосредственно наблюдаемое и пережитое.  Сблизить авторское повествование с личным опытом учащихся помогут их собственные воспоминания или знания. Например, перед чтением рассказа  Ю.Нагибина «Старая черепаха» можно расспросить  учащихся о домашних питомцах. Анализируя рассказ М.Зощенко «Не надо врать», можно побеседовать о том, что каждый человек в своей жизни иногда врёт, и к каким последствиям это может привести. Таким образом личные воспоминания и переживания вызывают неподдельный интерес к художественному тексту и желание его поскорее прочитать.

3.  Систематическое применение на уроках методов творческого характера.

Одна из причин потери интереса к чтению - неумение представлять себе ситуацию, описанную в книге, героя, понимать его психологию, причины его поступков. Какие методы и приёмы можно применять на уроке, чтобы помочь глубже понять произведение?

- часто применяемое задание по литературе – нарисовать иллюстрацию. Создавая иллюстрацию к произведению, школьник будет вынужден перечитать описание героя или его жилища, представить себе всю ситуацию,описанную в произведении.  Актуальным это задание остаётся и для старшеклассников. Многие из них с удовольствием представляют в цвете поэзию любимых авторов.

- Составление викторины, шарады, ребуса или кроссворда по тексту произведения. Такое задание побуждает ребят подробнейшим образом изучить произведение, чтобы составить вопрос, на который никто не ответит!

- Различные инсценировки очень любят учащиеся всех классов. Готовясь к ним, дети разбиваются на творческие группы, придумывают декорации и костюмы и опять – таки внимательнейшим образом перечитывают произведения. Наиболее полюбившиеся инсценировки – это «Басни» ( 5 класс), рассказы Е.И. Носова (5 – 6 класс), рассказы А.П.Чехова ( 6 класс). Со временем подобные инсценировки перерастают в литературные вечера, например, по творчеству А.А.Фета и Ф.И.Тютчева, лирике  поэтов Серебряного века, «А музы не молчали…» ( произведения о Великой Отечественной войне).

4. Применение разнообразных форм урока: урок – диспут,  урок – праздник, урок – интервью,  урок – конференция.  Большое внимание я уделяю подготовке и проведению первых, вводных уроков литературы во всех классах. В 5 классе такой урок я начинаю с чтения стихотворения :

Смиренная старенькая простушка
В чепчике апельсинового цвета
Со сладкой урючинкой во рту –
Осень. В плетёной корзиночке фрукты:
Синий виноград, солнечные яблоки.
– Откушайте! – на румяных губах улыбка.
Руки тянутся, всё расхватали…
Старушка растеряна – а взамен?
Губы бантиком, строгий носик,
Чепчик съехал назад.
Старушка бунтует, швырнула корзиночку…
…Потом успокоится и заплачет
Над опустевшим садом, над голой яблоней…
Сядет на лавочку и заплачет
Сереньким дождиком. Старая осень
В чепчике апельсинового цвета.

Л. Сарайкина

Читаю текст, не называя слово «осень».  Дети пытаются угадать , о чём речь. После угадывания вспоминаем известные им стихи про это время года. В ходе беседы  делаем вывод о специфике художественной литературы.

В 11 классе на первый урок приношу коробку с различными предметами – символами: книга,  газета, письмо, пистолет, конь, собака, свадебное платье и т.п.  Выпускники достают по одному предмету и называют произведения, которые связаны с ними. Такие уроки приносят радость и мне, и ученикам и надолго остаются в памяти.

Учитывая возрастные особенности учащихся, в 5 – 6 классах провожу различные литературные  игры и КВН, в 7 – 8 классе на смену им приходят диспуты , а в старшей школе «Суды» над литературными героями.

5. Проектные формы работы. Проектная технология позволяет реализовать
личностно-ориентированный подход в обучении и  самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, по продолжительности  исполнения. Формы реализации проекта также   различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.п. Наиболее удачные проекты: «Малые жанры устного народного творчества» 5 класс, «Герда против Снежной Королевы» (  5 класс), «Жизнь дана на добрые дела! »( по произведениям А.П. Гайдара 6 класс), «Герой – ровесник в произведениях литературы»  ( 7 класс),  «Мой любимый поэт Серебряного века» ( 9 класс).

Таким образом, приобщение детей к чтению, к книге является способом достижения более масштабной цели – воспитания подрастающего поколения как духовно и нравственно зрелых, образованных, патриотически  настроенных граждан. Именно комплексный подход к обучению чтению, заинтересованность  учителей и родителей, контроль со стороны государства помогут ребенку заинтересоваться книгой, станут основой воспитания новой читающей молодежи.

                                                      Литература

1. Активные формы преподавания литературы: Метод.разраб./ Сост. Л.Н.Савина.- Волгоград: Перемена, 1995.

2. Зивильчинская Л. Заметки о литературном мастерстве. – М., 1962.

3. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова . – М., Просвещение, 1990г.

4.  Методика выразительного чтения.  Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы.

В данной статье размещен план-конспект урока русского языка в 6 классе "Понятие о причастии" (учебник "Русский язык. 6 класс" под ред. М.М.Разумовской) Урок разработан на основе игровых технологий с и...

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)

Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширя...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ

СТАТЬЯ С ПРАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ И ПРИМЕРАМИ ИЗ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ДЕТЕЙ...

Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках литературы в среднем звене.( из опыта работы)

.  В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя данного предмета, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответстви...

Повышение мотивации обучающихся к чтению в условиях реализации ФГОС ОО

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование потенциала музеев в обучении и воспитании"...

Методическая статья "Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах" (из опыта работы)

Методическая статья из опыта работы "Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах" содержит пример его применения на уроках изучения сказки-были М.М.Пришвина "Кладов...