Методическая статья "Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах" (из опыта работы)
методическая разработка по литературе (5, 6 класс)

Габис Ольга Анатольевна

Методическая статья из опыта работы "Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах" содержит пример его применения на уроках изучения сказки-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца". Карточки с разноуровневыми заданиями составлены с учетом индивидуальных возможностей учеников усваивать знания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 441

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Методическая статья из опыта работы

«Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Габис Ольга Анатольевна

г. Санкт-Петербург

 2021

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ КЛАССАХ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

     Цель дифференцированного подхода – качественно изменить процесс усвоения знаний на уроке путем стимулирования самостоятельной работы ученика, организации его индивидуального поиска знаний.

     Школьная оценка почти всегда отражает конечный результат выполнения задания, а не те усилия, которыми он был достигнут. Поэтому, на мой взгляд, учитель должен учитывать обучаемость школьника – индивидуальную возможность усваивать знания – и пользоваться дополнительными средствами при оценке учебной деятельности школьников. Такими средствами могут быть

  • способ работы,
  • быстрота выполнения задания,
  • темп овладения умственными действиями,
  • само отношение школьника к усвоению знаний.

Безусловно, учителю нелегко подбирать индивидуальные задания так, чтобы все категории учеников – сильные, средние и слабые – находились в постоянном «движении», но затраченные энергия и время стоят того.

     Важной работой, предваряющей дифференцированный подход, является фронтальная проверка знаний всех учащихся. Что же касается индивидуальных заданий, различных по степени сложности, то чаще всего это карточки, которые может предлагать учитель или выбирать сами учащиеся. Если уровень притязаний ученика завышен, то в последующей работе учитель ограждает ребенка от неудачи и предлагает задания, соответствующие его возможностям.

ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗКИ-БЫЛИ М.ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА».

     К началу третьего урока многие учащиеся уже закончили чтение сказки, поэтому фронтальная проверка предлагается именно на этом уроке. Она позволяет оценить уровень собственных знаний и результаты труда одноклассников. В работу вовлекается весь класс:

  • Что вас удивило в «Кладовой солнца»?
  • Что показалось непонятным?
  • Назовите всех действующих лиц.
  • Кто такие Настя и Митраша? Чем они занимались после смерти родителей?
  • Что вы можете сказать о дружбе брата и сестры?
  • Что вы знаете об Антипыче и собаке Травке?
  • Что такое болото? Прочитайте об этом в книге и перескажите своими словами.
  • Назовите сказочные элементы в произведении. Что в «Кладовой солнца» от сказки и что от были?

     Для учащихся со средним и высоким темпом обучаемости на этапе ознакомления с текстом, кроме того, предлагается дать название каждой главе, выделив части, несущие наибольшую смысловую нагрузку.

     Желательно после каждого удачного ответа поощрять учащихся, особенно слабоуспевающих.

     Фронтальная работа на уроке показывает, что внимание ребят сосредоточено в основном на судьбах главных героев – Насти и Митраши. Нравственная же глубина произведения остается еще не понятной. Многие из них считают, что «кладовая солнца – это торф», лишь немногие понимают, что это вся природа с её несметными богатствами. И, конечно же, доброта, любовь к родной природе.

     Умное, влюбленное отношение к жизни лесного мира – идеал гуманного отношения человека ко всему живому. Силу человеческого духа, взаимозависимость судеб людей, связь их с природой Пришвин выразил в поэтической форме. Так школьники знакомятся с образным, переносным смыслом – олицетворением.

     Поэтическая сказка-быль – настоящая кладовая и нравственной мудрости. Это обусловливает задания на карточках, которые помогут ученикам глубже разобраться в произведении. (Следует помнить, что для учащихся со средним и низким темпом обучаемости учитель должен предложить вопросы, в содержание которых включена ориентировочная основа действий).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ВЫСОКИМ ТЕМПОМ УСПЕВАЕМОСТИ.

Карточка № 1

  1. Выпишите слова М.М.Пришвина о том, что такое «большая человеческая правда». Перескажите отрывок близко к тексту.
  2. Сформулируйте правила поведения, о которых вы узнали из сказки-были М.М.Пришвина. Каких их названных вами правил следует придерживаться в отношениях с товарищами и природой?

Карточка № 2

  1. Найдите в тексте примеры олицетворения. Дайте определение этому понятию.
  2. Как показана в сказке-были борьба добра со злом?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СО СРЕДНИМ ТЕМПОМ ОБУЧАЕМОСТИ.

Карточка № 1

  1. Поставьте самим себе вопросы по содержанию сказки-были и попытайтесь на них ответить.

Примерные вопросы:

- Что такое «мужское хозяйство»?

- Какие могли быть общественные заботы у Митраши?

- Что значит «платить добром»?

- Что я могу сделать, чтобы мне платили добром?

- Какая кладовая солнца открылась в сердце Насти и Митраши?

Из перечисленных выше вопросов используйте те, которые вам наиболее нравятся.

  1. Представьте себя на месте мальчика и расскажите о себе и своих заботах.

Карточка № 2

  1. Кратко передайте содержание сказки-были «Кладовая солнца».
  2. Выделите в тексте непонятные слова и объясните их значение.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ОБУЧАЕМОСТИ.

Карточка № 1

  1. Разобрались ли вы в том, что такое «кладовая солнца»?

М.М.Пришвин в конце сказки пишет, что это торф в болоте, которого хватит для работы большой фабрики на 100 лет.

Кроме торфа, о каких кладовых солнца вы ещё узнали? Подтвердите текстом.

Карточка № 2

  1. Раскройте содержание пословицы «Не зная броду, не лезь в воду».
  2. В каких моментах жизни Митраши вы хотели бы находиться рядом с ним?

     

     В заключение хочется сказать, что применение карточек помогает выравнивать класс, не тормозя развития сильных учеников. Но дифференцированный подход требует от учителя особого такта. Так, например, не нужно подчеркивать, что ученикам с низким темпом обучаемости не доступны те задания, которые предлагаются сильным школьникам. Важно, чтобы все ученики стремились выполнить задания повышенной трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)

Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширя...

Системно-деятельностный подход как основа применения технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского в 5 классе» (из опыта работы)

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках литературы в среднем звене.( из опыта работы)

.  В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя данного предмета, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответстви...

Проектная деятельность учащихся на уроках литературы в 6 классе (из опыта работы)

Проектная деятельность относится к числу современных образовательных технологий. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, кот...