Внеклассное мероприятие в 5 классе по русскому языку «Улицы нашего города»
план-конспект занятия по краеведению (5 класс)

Ракипова Юлия Рустамовна

Конспект внеклассного мероприятия «Улицы нашего города»

Цели: ознакомить учащихся с понятием «топонимика», научить различать топонимы, урбанонимы, годонимы; установить значение годонимов в изучении краеведения и их функциями, познакомить с историей возникновения названий основных улиц г. Набережные Челны.

Задачи:

Предметные: дать обучающимся базовые сведения о науке топонимика, объяснить необходимость топонимов для общества, дать представление о происхождении наиболее известных годонимов г. Набережные Челны, их разноязычном происхождении, научить различать урбанонимы от топонимов в целом и годонимов.

Метапредметные: развивать образное мышление, речь, навыки смыслового чтения, высказывать предположения, развивать способность планирования дальнейших учебных действий, развивать навыки ведения проектно-исследовательской деятельности, развивать умение осуществлять информационный поиск, работать с прослушанным текстом.

Личностные: развивать навыки анализа, умение увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, ИКТ в условиях информационного сообщества, развивать способность к общению и сотрудничеству со сверстниками в различных видах деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 5а классе по русскому языку «Улицы нашего города»

Автор: Ракипова Юлия Рустамовна, учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ «СОШ № 60», г. Набережные Челны

Конспект внеклассного мероприятия «Улицы нашего города»

Цели: ознакомить учащихся с понятием «топонимика», научить различать топонимы, урбанонимы, годонимы; установить значение годонимов в изучении краеведения и их функциями, познакомить с историей возникновения названий основных улиц г. Набережные Челны.

Задачи:

Предметные: дать обучающимся базовые сведения о науке топонимика, объяснить необходимость топонимов для общества, дать представление о происхождении наиболее известных годонимов г. Набережные Челны, их разноязычном происхождении, научить различать урбанонимы от топонимов в целом и годонимов.

Метапредметные: развивать образное мышление, речь, навыки смыслового чтения, высказывать предположения, развивать способность планирования дальнейших учебных действий, развивать навыки ведения проектно-исследовательской деятельности, развивать умение осуществлять информационный поиск, работать с прослушанным текстом.

Личностные: развивать навыки анализа, умение увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, ИКТ в условиях информационного сообщества, развивать способность к общению и сотрудничеству со сверстниками в различных видах деятельности.

План –конспект мероприятия

Этапы

Работа учителя

Работа учащихся

Время (в мин)

1.Подготовительный

Орг. момент.

1.Сообщение ученикам.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное мероприятие.

Для того, чтобы определить тему урока и предмет, который мы будем изучать, взгляните, пожалуйста, на доску.
На доске записаны слова:

  • Московский
  • Сююмбике
  • Мира
  • Чулман

-Ответьте пожалуйста, что это за слова? Знакомы ли вы с ними? Где они вам встречались?

-Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Как мы его назовем? Какие цели перед собой поставим?

-Вам необходимо было заранее до занятия разделиться на команды и распределить обязанности внутри вашей группы. У вас на столах лежат карточки с заданиями, которые мы будем выполнять в течение мероприятия.

Беседуют с учителем.

-Это названия главных улиц нашего города – г. Набережные Челны.

- Занятие будет посвящено названиям улиц нашего города, их истории происхождения.
(Учащиеся предлагают варианты названий для мероприятия, устанавливают тему и цели занятия).

2 мин

2.Основной этап (этап получения новых знаний)

Задание1. Что такое топонимика и для чего она нужна?

Кто знаком с понятием «топонимика»? Действительно, этот термин большинству из вас не знаком. Как же мы можем узнать, что это такое?

Итак, ваша задача – при помощи интернета или данных у вас на столах справочников и толковых словарей, узнать, что такое «топонимика» и «топонимы».

Итак, мы установили, что топонимика – совокупность географических названий какой-нибудь местности страны.

Также топонимика – это радел науки ономастики, изучающий географические названия, их происхождение, значение, развитие, написание, произношение и современное состояние. 

Топонимика изучает множество различных названий географических объектов – топонимы. Все топонимы объединены по роду обозначаемых объектов в группы. К примеру, гидронимы  - это названия водных объектов, а урбанонимы – это названия любого внутригородского топографического объекта.

Как вы думаете, для чего нужны человечеству топонимы?

Сегодня мы с вами познакомимся с разновидностью урбанонимов – годонимами (одонимами) – названиями улиц нашего города.

Задание 2. Просмотр видео (кинохроники) об истории возникновения города и происхождении названий некоторых главных улиц Набережных Челнов.

- Итак, сейчас мы с вами посмотрим небольшое видео об истории возникновения города Набережные Челны. Ваша задача – внимательно слушать и записывать информацию об улицах Челнов на лежащих у вас на столе карточках.


Учащиеся предлагают свои варианты поиска информации (при помощи справочника, словарей, интернета).

Дети в группах решают, какой способ лучше, и ищут информацию, дают ответ.

Дают ответы на вопрос.

Группы учащихся смотрят видео, заполняют информационные карточки, каждая команда озвучивает свои записи на карточках.

3 мин

2 мин

10 мин

3. Использование полученных знаний.

Задание 3. Следующая наша игра называется «Угадайка». Вам необходимо по фото определить, что это за улица и где она находится в нашем городе. За каждую правильно угаданную улицу дается 1 балл команде. Если же вы можете объяснить, почему улицу назвали именно так, вам будет начислен дополнительный балл.

Задание 4. Игра «На каком языке говорю?»
У вас в конверте № 1 даны названия улиц города Набережные Челны. Ваша задача – разделить все одонимы на 2 группы. В первой группе одонимов должны быть татарские слова, во второй группе – русские. За правильно распределенные одонимы каждой команде начисляется 1 балл. Дополнительный балл команда может заработать, если ответит на вопрос: «Почему в Набережных Челнах улицам даются названия при помощи слов, относящихся к разным языкам?»

Топонимы в конверте

Проспект Московский, Шатлык урамы, проспект Сююмбике, проспект Яшьлек, Ялан урамы, улица Победы, Тургай урамы.

Задание 5. Игра «Восстанови топоним».

Перед вами слоги четырех топонимов. Они все перепутаны. Вам необходимо собрать из этих слогов названия четырех улиц.

Карточка задания

Ва, Пуш, хи, рель, ман, на, то, ска, я, ва, ки, Ап, Чул.

Правильные ответы: Вахитова, Пушкина, Апрельская, Чулман


Задание 6. Игра «Где лишний?»

Для данной игры нам необходимы карты и справочники города. В табличках у вас на партах даны слова в 3 столбика. Ваша задача – установить, что объединяет слова в каждом столбике и найти среди них лишнее.

?

?

?

Автозаводский

Р. Беляева
Сююмбике

Татарстан

Апрельская
Ахметшина

Строителей

Таежная

Кереселидзе

Садовый

Вишневского

Элеваторный

Правильные ответы

Первые 3 слова – названия проспектов, последнее – название улицы.

Все это – названия улиц, кроме слова «Строителей». Это бульвар.

Все это – названия переулков, кроме «Кереселидзе» – это бульвар.

Дети совещаются внутри групп, дают ответы.

Дети совещаются внутри групп, дают ответы.

Соединяют слоги в слова-топонимы, сообщают учителю об окончании работы.

Выполняют задание в командах.

Пользуясь картой и справочниками, устанавливают, чем схожи названия улиц, данных в столбцах; ищут лишнее слово в каждом столбике, сообщают об окончании работы группы.

2 мин

2 мин

5 мин

6 мин

4.Физкультурная минутка

Теперь проверим, как хорошо вы знаете улицы нашего города! На экране будут появляться названия улиц. Если такой годоним в нашем городе есть, ваша задача – подпрыгнуть, если улицы с таким названием в городе нет, всем необходимо присесть на корточки.

Выполняют задание.

1 мин

5. Творческие задания

- Мы с вами выяснили, что топонимы имеют огромное значение для общества: они помогают нам ориентироваться в пространстве, рассказывают о городе и об интересных фактах, связанных с Набережными Челнами. Однако так ли много детей знакомы с историей происхождения челнинских улиц? Давайте послушаем выступление вашего одноклассника, который провел опрос среди учащихся пятых классов и узнал, насколько они знакомы с улицами родного города.

Задание 7. «Корзина идей». 
Итак, мы выяснили, что существенная часть учеников 5-х классов не знакома или не интересуется историей города, ее топонимами по разным причинам.
Как вы думаете, почему важно учащимся знакомиться с данной информацией?
Действительно, топонимы представляют часть истории нашего народа, нашей родины. Каждый человек, проживающий в данном городе, должен знать, какой подвиг совершили его предки для того, чтобы мы сейчас могли жить здесь, каков из вклад в становление нашего города. История топонимов включает в себя историю не только одного населенного пункта, но порой и целой страны.
У каждой команды на парте – корзинка. Ваша задача – придумать, как бы мы могли заинтересовать учеников историей родного города и происхождением местных топонимов и, в частности, годонимов.

Задание 8. Создание статьи для справочника-путеводителя по г. Набережные Челны.

Итак, некоторые из вас предложили составить справочник – путеводитель по г. Набережные Челны. Давайте сейчас выполним творческое задание – составим небольшую статью (максимум 10 предложений) к этому справочнику о какой-нибудь улице нашего города. Художники вашей команды могут нарисовать иллюстрацию к данной статье.

В качестве источников информации для вашей статьи вы можете использовать информационные карточки об улицах, которые вы заполнили в начале нашей игры; интернет-источники, справочники и книги, которые лежат у вас на столе.

Выступление ученика с презентацией результатов проведенного тестирования учащихся пятых классов на тему «Как хорошо ты знаешь улицы города?»

Учащиеся высказывают свои предположения, дают ответы.

Учащиеся обсуждают идеи, записывают их и кидает каждый в свою корзинку:

  1. «Организовать конкурсы рисунков, фотографий и сочинений об улицах родного города»;
  2. Проводить викторины на знание улиц родного города с призами»;
  3. «Организовать площадку в интернете, куда каждый желающий может зайти и познакомиться с историей родного города, историей происхождения его урбанонимов»;
  4. «Выпустить игру-приложение для смартфонов, основанную на истории города»;
  5. «Выпустить справочник – путеводитель по г. Набережные Челны» и т.д.

Выполняют творческую работу в группах, распределяя обязанности.

4 мин

5 мин

7 мин

  1. Итоговый контроль

Итак, мы на финишной прямой нашего конкурса!

Для финальной игры вам понадобятся ваши смартфоны. Каждой команде необходимо взять 1 смартфон с хорошим интернетом и загрузить приложение «Kahoot!». На проектной доске будут появляться тестовые задания с вариантами ответов. Вам, посовещавшись в группах, необходимо выбрать 1 правильный вариант ответа и нажать соответствующую кнопку у вас в смартфонах. Если вы внимательно выполняли сегодня все задания, то проблем с тестом у вас не возникнет!

Учащиеся отвечают на вопросы теста. На доске сразу же высвечивается, какая команда дала правильный ответ на вопрос.

В конце на доске автоматически появляются набранные участниками баллы и определяется команда-победитель, ответившая верно на наибольшее количество вопросов.

6 мин

  1. Рефлексия

Вот и подошла наша игра к концу.

- Смогли ли мы с вами добиться поставленных в начале урока целей?

- Что было вам не понятно?
- С каким заданием вы справились легко, а какое – вызвало затруднение при выполнении?

Отвечают на вопросы.

2  мин

Приложение

Результаты анкетирования учеников 5-х классов

В ходе исследовательской работы мы провели анкетирование среди учащихся 5-х классов. Всего было опрошено 127 учащихся 5-х классов (5А, Б,В,Г и Д) нашей школы.

В анкете школьникам предстояло ответить на следующие вопросы.

1. Знаешь ли ты, какие улицы из перечисленных есть в нашем городе?

1.        Улица 40 лет Победы

2.        Улица 40 лет Татарстана

3.        Улица 60 лет Октября

4.        Бульвар 60-летия Октября

5.        Автозаводский проспект

6.        Автозаводстроевский проезд

7.        Майская улица

8.        Улица Науруз

9.  Улица Победы

10.  Переулок Победы

11.  Улица Рамазан

12.  Улица Татарстан

13.  Профсоюзная улица

14.  Советская улица.

      2. В честь каких знаменательных событий были названы улицы Автозаводский проспект, Советская улица, Улица 60 лет Октября, Улица 40 лет Победы?

3. Как ты думаешь, зачем давать улицам такие названия?

На первый вопрос правильно ответили (то есть поставили галочки напротив всех названий улиц) только 4 % опрошенных. 54 % опрошенных ответили, что в Набережных Челнах из перечисленных улиц есть только «Автозаводский проспект», 2 % опрошенных заявило, что в городе нет ни одной из перечисленных улиц, 40 % опрошенных выбирали от 3 до 8 правильных ответов.

На второй вопрос абсолютно правильно ответили 15 % опрошенных. У 46 % опрошенных возникли затруднения с определением смысла названия улицы «60 лет Октября». 97 % опрошенных смогли верно определить, чему посвящено название улицы «40 лет Победы».

На третий вопрос 14 % опрошенных дали ответ «Не знаю». 38 % учащихся ответили «Для сохранения в памяти будущих поколений важных событий, дат в истории» и «чтобы запомнить» ответило 17 учащихся. Ответ «Просто так» - дало 12 % опрошенных. Отказались отвечать на этот вопрос 19 % школьников.

Вывод: значительная часть учащихся не знает улиц своего родного города, в том числе и их истории возникновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие (брейн-ринг) по русскому языку для 5-6 классов.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры "Брейн-ринг" сделает досуг учащихся 5-6 классов не только занимательным, но и познавательным....

Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

Цель:  повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...

Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Русского языка» (6 класс)

Подбору материала для уроков русского языка в коррекционной школе уделяется особое внимание. Данная конкурсная программа представлена различными сбалансированными заданиями, в которых проявляются спос...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"

Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...

Внеклассное мероприятие (игра-викторина) по русскому языку и литературе в 5 и 6 классах

Внеклассное мероприятие (игра-викторина) по русскому языку и литературе в 5 и 6 классах...